урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Ратушняков Владимир Владимирович

 

Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» под редакцией Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Использованы учебные пособия «Активные формы и методы обучения биологии» под редакцией Г.М.Муртазина, книга для учителя под редакцией В.З.Резникова, В.И.Сивоглазов. Использование данной технологии возможно при проведении занятий на  спаренных уроках.

Организация КСО (коллективного способа обучения) требует поэтапной подготовки учащихся к работе в группах. В работе определены следующие этапы: 1) фронтальная работа с текстом: анализ текста, постановка целей, составление плана и вопросов по содержанию текста; 2) работа в парах постоянного состава: каждый из двух учащихся попеременно выступает в роли учителя и ученика; 3) групповая работа: предполагает выполнение одного задания несколькими учащимися, когда результат зависит от каждого члена группы; 4) работа с контрольными тестами.

Способ обучения – это осуществление учебного процесса в целом через определённую структуру общих организационных форм, причём одна из них является ведущей. В данном случае используется и индивидуальная, и парная, и групповая, причем групповая форма – ведущая.

При структурировании учебной темы предусматривается пять возможных дидактических этапов:

  1. а) Контроль знаний, умений и навыков- тест по дом.зад.

      б) работа в парах постоянного состава – карточки-задания

  1. Изучение нового материала  – работа в группах
  2. Изложение изученного материала, отработка умений и навыков по теме – выступление групп;
  3. Обобщение, систематизация знаний, а при необходимости и их углубление;
  4. Контроль знаний умений и навыков – экспресс-тест

Время работы по этой технологии не превышает 90 минут.     

В процессе изучения темы на каждом занятии осуществляется обратная связь, дающая информацию о результатах учебно-познавательной деятельности учащихся. С этой целью используются  компьютерные программы тренинга и тестов.

  Обязательным в технологии изучения темы являются уроки систематизации и обобщения. Заканчивается тема тематическим контролем знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии 8 класс.

тема:  Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).

Задачи: раскрыть материал о пищеварении в кишечнике, о роли пищеварительных желёз, познакомить учащихся с этапами пищеварения в тонком кишечнике. Указать на значение кулинарной обработки пищи, режиме питания, мерах предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний.

Цель урока: Какие процессы происходят в кишечнике. Что такое питание? Каким должен быть его режим? Как предупредить пищевые отравления, желудочно-кишечные и глистные заболевания?

Оборудование: Таблицы: «Схема строения органов пищеварения», «Гигиена питания».

Основное содержание:

1.         Проверка домашнего задания

А) тест

Б) строение пищеварительной системы (взаимопроверка)

2.         Работа в группах - 4 группы.

3.         Пищеварение   в   двенадцатиперстной   кишке   (роль печени, поджелудочной железы и кишечных соков в пищеварении). Заполнение таблицы.

4.         Этапы пищеварения в тонком кишечнике: полостное пищеварение,           пристеночное           пищеварение, всасывание,   (заполнение   таблицы). Пищеварение   в толстой кишке.

5.         Значение    кулинарной    обработки    пищи.    Режим питания. Аппетит.

6.         Желудочно-кишечные         заболевания         и         их предупреждения.      (заполнение      таблицы)      Вред алкоголя и никотина в пищеварении.

7.         Закрепление изученного материала

8.         Д-з: параграф 34-35.

Тест по домашнему заданию    

1.  пищеварительный фермент содержащийся     в слюне

а) лизоцим

б) птиалин

в) пепсин

2. в какой среде пищеварительный пигмент слюны становится активным

а) кислой

б) щелочной

в) нейтральной

3. какое вещество расщепляется в ротовой полости

а) жиры

б) белки

в) углеводы

4.    в    каком    отделе    головного    мозга    находится    центр пищеварения

а) среднем

б) промежуточном

в) продолговатом

5. пищеварительный фермент желудочного сока

а) амилаза

б) липаза в)пепсин

6. какие вещества расщепляются в желудке

а) белки, жиры

б) белки, углеводы

в) углеводы, жиры

7. в какой среде активен фермент желудочного сока

а) нейтральной

б) щелочной

в) кислой

8. что защищает стенки желудка от переваривания

а) соляная кислота

б) слизь

в) наличие фермента

9. кто изучал пищеварение методом фистул

а) Сеченов

б)  Павлов

в) Мечников

10. Каким путём осуществляется регуляция пищеварения

а) нервным

б) гуморальным

в) нервно-гуморальным

7. в какой среде активен фермент желудочного сока

а) нейтральной

б) щелочной

в) кислой

8. что защищает стенки желудка от переваривания

а) соляная кислота

б) слизь

в) наличие фермента

9. кто изучал пищеварение методом фистул

а) Сеченов

б)  Павлов

в) Мечников

10. Каким путём осуществляется регуляция пищеварения

а) нервным

б) гуморальным

в) нервно-гуморальным

б) Какие органы пищеварительного канала

обозначены цифрами (взаимопроверка)

Задания для учащихся ( работа в группах):

  1. группа. Рассмотрите рис. 63 учебника, определите, протоки каких желёз впадают в двенадцатиперстную кишку. Используя материал параграфа 33, заполните таблицу.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке

Пищеварительный сок

Железа, в которой образуется пищеварительный сок

Действие сока на

пищеварительные

вещества

Подготовить рассказ о значении пищеварительных желёз в пищеварении.

2 группа. Прочитайте статью «Пищеварение в тонкой кишке». Заполните таблицу.

Этапы пищеварения в тонкой кишке

Этап пищеварения (название)

Роль в процессе пищеварения

Рассмотрите рис. 69 учебника. Расскажите о строении кишечных ворсинок. Объясните, куда через стенки ворсинки попадают глюкоза, аминокислоты, жиры? Прочитайте статью «Пищеварение в толстой кишке», расскажите о роли толстой кишки в пищеварении.

3 группа.  Изучите   статью   «Значение   кулинарной   обработки   пищи» разъясните, каким образом надо подготовить пищу к действию пищеварительных соков, почему надо использовать в питании сырые   овощи   и   фрукты.   Составьте   план   статьи   «Режим питания». Дайте понятие аппетиту.

4 группа.  Используя материал статьи «Желудочно-кишечные заболевания и их предупреждения» (с.113-114 учебника), заполните таблицу.

Пищевые отравления: их причины, признаки, меры первой помощи.

Причина пищевого отравления

Признаки отравления

Меры первой помощи

Ответьте на вопрос: Каким образом микроорганизмы обезвреживаются в органах пищеварения? Какое влияние оказывает алкоголь и никотин на процессы пищеварения?

Закрепление (заполнить таблицу)

Превращение пищевых веществ в органах

пищеварения.

Основные отделы пищеварительного канала

ответы

Процессы, протекающие в основных отделах

Ротовая полость

 Желудок

 Тонкая кишка

 Толстая кишка

1.           измельчение пищи 2.          расщепление некоторых       видов жиров 3. частичное расщепление крахмала 4. расщепление жиров 5. расщепление белков 6. всасывание питательных веществ 7.дальнейшее расщепление белков до аминокислот 8. завершение расщепления углеводов до глюкозы 10. расщепление жиров до жирных кислот и глицерина 11 формирование каловых масс

Б) Определите, какие вещества, образуются в результате, переваривания белков, жиров, углеводов. Цифры, обозначающие эти вещества, занесите в нужную графу таблицы:

I Белки                                              1. Глюкоза

II Жиры                                            2. Аминокислоты

III Углеводы                                    3. Глицерин

                                                          4. Жирные кислоты

Органические вещества

I

II

III

Вещества, образующиеся при пищеварении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по биологии 8 класса "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Проект урока комбинированного типа разработан по программе Сонина Н. И. Биология . Человек. 8 класс и учебнику Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Проект урока сделан в соответстви с...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Урок по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».

Цели урока:Образовательные: учить оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей;Развивающие: продолжить развитие умений чётко и грамотно выражать свои...

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных инфекции

На основе повторения знаний о функциях и строениях органов пищеварения сформировывает представление о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания....

План – конспект открытого урока - 8 класс Тема: Пищеварение в ротовой полости.

Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок – путешествие....