Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Урок-сообщение по биологии в 8 классе
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Урок-сообщение по биологии в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_kl._preduprzhdenie_zhel-kish_zabolevaniy..docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Биология. 8 класс. Учитель биологии: Конгар М.А.

Тема: Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Цели: 1. Развитие знаний учащихся о желудочно-кишечных заболеваниях, влиянии алкоголя и никотина на органы пищеварения, знать меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.

2. Воспитывать учащихся быть аккуратными, соблюдать  личную  гигиену.

3. Развивать умения использовать знания в жизни, умения учащихся  работать с дополнительной литературой и готовить сообщения, уметь делать рассказ, слушать других.

Оборудование урока: тесты, тетради, ручки, сообщения учащихся, таблица «Продукты и их время хранения». «Меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний».

План урока: 1.Выполнение теста.

 2.Сообщения учащихся.

2.1.Желудочно-кишечные заболевания:

- пищевые отравления

-ботулизм

-дизентерия

-сальмонеллез

-глистные заболевания

3.Меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний (таблица)

4.Влияния алкоголя на органы пищеварения

5.Влияние никотина на пищеварение.

6.Итог урока. Оценки.

Ход урока.

1.Оргмомент. Приветствие.

Доведение цели  урока до сведения учащихся.

2.Тест. Выбери правильный ответ.

1.Пища- это источник …

а)витаминов

б)строительных материалов

в)воды

г)минеральных солей

д)кислорода

2.В состав слюны входит:

а)ферменты

б)минеральные соли

в)лизоцим

3.Желудочный сок – жидкость, содержащий..

а)белки

б)слизь

в)ферменты

г)соляную кислоту

4.Всасывание происходит…

а)в пищеводе

б)в желудке

в) в тонком кишечнике

5.Желчь вырабатывается печенью и способствует:

а)расщеплению белков

б)перевариванию жиров

в)расщеплению углеводов

6.Ворсинки тонкой кишки выполняют функции…

а)защиты

б)всасывания

в)заживления

7.Органы пищеварения состоят из следующих слоев:

а)соединительная ткань

б)эпителиальная ткань

в)мышечная ткань

г)слизистая ткань

8.У взрослого человека всего зубов:

а)36

б)25

в)32

г)22

9.Запасные питательные вещества в организме животных и человека откладывается в виде:

а)белков и жиров

б)только жиров

в)жиров и углеводов

г)белков , жиров, углеводов

10.Функциями пищеварительной системы являются:

а)ферментативное расщепление сложных органических молекул до более простых

б)всасывание простых соединений в кровь и лимфу

в)механическая обработка пищи и выведение наружу неусвоенных составных частей пищи.

г) а, б, в

Проверка тестовых заданий: взаимопроверка тетрадей друг у друга.(заранее подготовить ответы теста и вывесить на доске), каждый вопрос 1 балл: 10 баллов «5», 9-8 балл-«4», 7 -6 балл «3», ниже балл «2».

2. Слушание сообщений учащихся.

Сообщение № 1. Пищевые отравления.

Ученик: Пищевые отравления – остро протекающие заболевания, вызываемые употреблением пищи ,содержащие ядовитые вещества лили микроорганизмы.

Пищевые отравления возникают после употребления несвежих продуктов питания, поэтому необходимо руководствоваться сроками хранения различных продуктов в холодильнике.

Давайте посмотрим на таблицу «Продукты и их время хранения».

Продукты питания

Срок хранения

1

МОЛОКО

20 часов

2

ТВОРОГ

36 часов

3

СМЕТАНА

72 часа

4

МЯСО сырое

от 15 до 30 суток

5

ФРУКТЫ

до 30 суток

Учащиеся переписывают содержание таблицы в тетрадях.

При пищевых отравлениях через некоторое время развиваются боли в животе, тошнота, рвота, понос, общая слабость и ослабление сердечной деятельности. Возможно отравление грибами, ядовитыми растениями, лекарствами, химическими веществами. Поэтому, во избежание отравлений нельзя пробовать на вкус, даже трогать руками неизвестные вам растения, ягоды, собирать грибы .Давать воду до тех пор, пока выделяемая жидкость при рвоте не станет прозрачной.

Сообщение №2. Ботулизм.

Ученик: Ботулизм- вызывается сильнодействующим токсином, который образуется в пищевом продукте, зараженной палочкой «ботулинус».

Причиной ботулизма являются длительно хранящиеся продукты: овощные грибные, мясные баночные консервы, колбаса длительного хранения, соленая и копченая рыба.

Признаки болезни: боли в животе, тошнота ,нарушения зрения (двоение в глазах), косоглазие, сухость во рту, нарушение глотания, затруднения дыхания, температура тела не повышена.

Предупреждение ботулизма:

1.Соблюдение санитарных правил в консервной промышленности, мясокомбинатах, рыбозаводах.

2.Подозрительные соления, копченые и консервированные в банках продукты с ничтожными признаками порчи не надо употреблять в пищу.

3.Консервы с вздутыми крышками бракуют и не использовать.

Сообщение № 3. Дизентерия.

Ученик: Дизентерия – заболевание кишечника, возбудителем является кишечная палочка.

при дизентерии источниками инфекции являются больной человек, возбудителем из организма выделяются с содержимым кишечника и попадают в различные объекты окружающей среды. Вспышки заболевания особенно характерны в теплое время года.

В пищевые продукты возбудителей дизентерии могут внести мухи. Особенно опасно попадание дизентерийных микробов в те пищевые продукты, в которых они могут интенсивно размножаться (молоко, молочные продукты, салаты).Заболеванием можно заболеть, если пить зараженную воду, через грязные руки, при употреблении в пищу плохо вымытых овощей и фруктов.

У больных людей наблюдаются схваткообразные боли в животе, частый необильный стул, наличие в испражнениях слизи и крови.

  При подозрении на дизентерию сразу пострадавшего направляют в больницу. Надо провести дезинфекцию предметов быта, комнаты, квартиры.

Сообщение № 4. Сальмонеллез.

Ученик : Сальмонеллез - особо опасное инфекционное заболевание.

Возбудители микробы сальмонеллы. Источником инфекции являются домашние животные: крупный рогатый скот, свиньи, козы, овцы ,птицы, рыбы. Люди заражаются при употреблении недоваренного, жареного мяса, молока больных животных, яиц птиц, при несоблюдении правил личной гигиены.

Заболевание начинается внезапно: головная боль, повышение температуры тела, озноб, боли в животе, понос. Стул  жидкий, зеленоватого цвета с примесью крови, слизи.

Пить кипяченную воду и молоко. правильное хранение и приготовление продуктов питания, мясо хорошо варить и жарить, мыть руки пред едой.

Сообщение № 5. Глистные заболевания.

Ученик: Глистные заболевания – заболевания, вызываемые червями (гельминтами). Это – аскаридоз – заражение круглыми червями, длиной 15-20см. Постоянное место обитания – тонкий кишечник. Здесь самка в течение суток откладывает около 234000 – 245000 оплодотворенных яиц, которые   с калом выделяются во внешнюю среду и созревают в почве (24-25 дней). Из созревших яиц, попавших в организм человека, в кишечнике выходят личинки. Они проникают в вены кишечника, в печень, сердце и по малому кругу кровообращения попадают в легкие. Из легких они перемещаются в трахею, бронхи, ротовую полость и при заглатывании вновь поступают в кишечник и развиваются в нем в половозрелых паразитов. Заражение аскаридозом чаще происходит по схеме: почва – овощи – рот,

              почва – руки – рот.

Известно заражение человека бычьим, свиным цепнем и другими глистами.

3. Меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний (табл.)

Заболевания

Пути заражения

Предупреждение заболеваний

                     1

                   2

                               3

Пищевые отравления

Ботулизм

Дизентерия

Сальмонеллез

Глистные болезни

пища

вода

мухи

грязные руки

Соблюдение правил гигиены

Овощи и фрукты мыть перед употр-м

Правильное хранение продуктов питания

Мыть руки перед едой

Пить кипяченную воду.

Учащиеся заполняют столбцы таблицы №2 и №3 (столбцы не заполнять, оставить открытыми для учащихся).

Учитель:

Грязные руки грозят бедой.

Чтоб хворь тебя не сломила

Будь аккуратней: перед едой

Мой руки мылом. /В.Маяковский/

Вывод: Мы  знаем  как предупредить желудочно-кишечные заболевания.

Теперь послушаем влияние алкоголя и никотина на органы пищеварения.

Сообщение № 6. «Влияние алкоголя на органы пищеварения».

Ученик: Алкоголь – наркотическое вещество, в состав которого входит этиловый спирт, сивушное масло, обладающее большой ядовитостью.

Крепкие спиртные напитки вызывают изменение слизистой оболочки рта, в результате чего притупляется острота вкусовых ощущений. Небольшие дозы спиртных напитков уменьшают переваривающую силу желудочного сока. Алкоголь ведет к прекращению выделения специальными клетками слизистой оболочки желудка фермента пепсина. В дальнейшем развивается хронический гастрит, который встречается у 95% людей. ( У доски «гастрит» - воспаление слизистой оболочки желудка).Болезнь гастрит сопровождается неприятным запахом изо рта, отрыжками, снижением аппетита, болями в области желудка и впоследствии становится предрасположенной к возникновению на ней злокачественных опухолей. Страдает и печень, который выполняет  важную функцию – обезвреживание вредных продуктов, в том числе алкоголя. Когда ядовитых соединений в крови оказывается слишком много, они не обезвреживаются и отравляют организм. Развивается гепатит – воспаление печени, малокровие. Затем наступает жировое перерождение печеночных клеток. в конце концов печеночные клетки гибнут и возникает цирроз печени. (У доски «Цирроз печени- омертвение клеток, тканей организма). Печень становится маленькой, сморщенной, постепенно гибнет орган.

Вывод: алкоголь- яд, отрицательно влияющий на органы пищеварения, на целый организм человека.

  Учитель: Хорошие традиции есть и у наших предков, людям не достигшим 40 лет запрещалось употреблять спиртные напитки. И в Древнем Риме не разрешалось употреблять алкоголь до 30 лет по закону, т. е. до того возраста, пока мужчины будут иметь детей.

Сообщение № 7. Влияние никотина на органы пищеварения.

Ученик: Никотин является токсичным средством. В состав табачного дыма входят:

  1. аммиак – 1,6 мм
  2. никотин – 6 мг
  3. угарный газ- 25 мг
  4. синильная кислота – 0,03г
  5. бензопирен и др.

Аммиак – раздражает слизистые оболочки.

Никотин – сужает кровеносные сосуды, разрушает витамин «С», ухудшает усвоение сахара.

Угарный газ- связывает гемоглобин, вызывает кислородное голодание.

Синильная кислота- разрушает ферменты.

Бензопирен – вызывает раковые болезни.

Вывод: Алкоголь и никотин вредно влияет на органы пищеварения, также на организм человека. Органы и системы органов работают взаимосвязано как единое целое.

6.Итог урока. Оценки учащимся.

7. Домашнее задание: Составить кроссворд по теме: «Органы пищеварения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).

Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...

Проект урока по биологии 8 класса "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Проект урока комбинированного типа разработан по программе Сонина Н. И. Биология . Человек. 8 класс и учебнику Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Проект урока сделан в соответстви с...

Урок по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».

Цели урока:Образовательные: учить оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей;Развивающие: продолжить развитие умений чётко и грамотно выражать свои...

Гигиена пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Методическая разработка в  соответствии с требованиями ФГОС нового поколения...

Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Изучение правил гигиены органов пищеварения, ознакомление с кишечными инфекциями....