МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
Технологическая карта урока
«Ткани растений».
5 класс.
Разработала учитель биологии высшей категории
Виноградова Светлана Васильевна
Череповец, 2016
Технологическая карта урока по биологии
Тема урока «Ткани растений»
5 класс. Биология. Бактерии, грибы, растения.
УМК
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов.
- Учебник: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – М.: Дрофа, 2014.
- Рабочая тетрадь: В.В.Пасечник. Биология 5 класс: - М.: Дрофа, 2014.
- Методическое пособие: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – М.: Дрофа, 2014.
Оборудование
Оптимальный вариант: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями, лабораторное оборудование: микроскопы, микропрепараты с тканями растений.
Минимум: таблица по строению растительных тканей, рисунки учебника.
Выдержка из программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов.
Место урока:
Урок №9 в теме «Клеточное строение организмов».
Предыдущие уроки: «Жизнедеятельность клетки: рост и развитие» «Деление клетки»
Следующие уроки: «Обобщающий урок по теме: Клеточное строение организмов»
Содержание урока | Характеристика видов деятельности учащихся. |
Ткань. Виды тканей растений (образовательные, основные, проводящие, механические, покровные). Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы 7.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Дают определения ключевым понятиям. Распознают и описывают виды и функции растительных тканей. Сравнивают строение и функции разных видов тканей растений. Приводят примеры видов тканей растений. Проводят простейшие лабораторные исследования. Умеют работать с биологическими объектами и увеличительными приборами. Знают и соблюдают правила ТБ. |
Предметные результаты обучения (для темы) | Метапредметные результаты обучения (для темы) |
Учащиеся должны знать: - строение растительной клетки
- химический состав клетки
- основные процессы жизнедеятельности клетки
- характерные признаки различных растительных тканей
Учащиеся должны уметь: - определять понятия: клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл
- работать с лупой и микроскопом
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
- распознавать различные виды тканей растений
| Учащиеся должны уметь: - анализировать изучаемые объекты
- выделять существенные признаки объекта
- сравнивать изучаемые объекты
- классифицировать объекты
- изучать объекты в ходе практической работы
- находить информацию об объектах, анализировать и оценивать ее, переводить информацию из одной формы в другую
|
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: обеспечить осмысление и первичное закрепление знаний о строении и функциях различных видов растительных тканей.
Задачи урока
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
Сформировать знания
- о биологическом понятии «ткань»,
- о видах растительных тканей и их отличительных особенностях,
- о биологическом значении тканей в жизни растения.
Сформировать умения
- определять и называть виды тканей растений,
- называть и объяснять функции разных видов растительных тканей,
- работать с микроскопом,
- готовить микропрепараты и определять виды тканей на микропрепах.
3. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
4. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- сформировать позитивное эмоциональное отношение учащихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,
- вызвать удивление уникальностью строения и функционирования растительных тканей,
- сформировать понимание значимости тканей в жизни растений.
Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.
Содержание деятельности
Ход урока ключевые реплики и вопросы учителя выделены курсивом, возможные ответы обучающихся – обычным шрифтом | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД
|
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (5-7минут) |
1.1.Формулировка темы урока Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке биологии. Давайте вспомним, какую общую тему мы сейчас изучаем? - Клеточное строение организмов. Перед вами на слайде №1 строение растительной клетки, давайте вспомним её строение. - Учащийся у доски называет части растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды; определяет их основные функции. Оценку ответа дают одноклассники (с пояснением). Какой процесс в жизни клетки мы изучали на прошлом уроке? - Деление клетки. Расскажите об основных этапах этого процесса (по слайду №2). - Учащийся называет основные этапы деления клетки, даёт оценку своему ответу. Одинаковы ли клетки разных растений, разных частей растения? Вспомните клетки чешуи кожицы лука и клетки водного растения элодеи. - Клетки отличаются: разные пластиды, форма, размеры. Что мы будем изучать сегодня? Послушайте несколько строк: В организме растений есть совокупность, Она выполняет конкретную функцию. Из клеток она состоит с веществом, Межклеточным мы называем его. О чём идёт речь в этих строках? Давайте отгадаем небольшой ребус. - Учащиеся разгадывают ребус (слайд №3) и определяют ключевое слово: ткани растений. Как бы Вы сформулировали тему урока? Ткани растений Запишите тему урока в рабочих тетрадях (на слайде №4). Поставьте дату. | - Создает условия для самостоятельного определения учащимися темы урока.
- Побуждает к актуализации знаний учащихся о строении растительной клетки, о её делении.
- Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании.
- Создает ситуацию рассогласования между имеющимися знаниями и неизвестными понятиями в строении растительного организма.
- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения учащихся к изучаемым биологическим объектам
| - Определяют тему урока
- Актуализируют свои знания о строении клетки, о её делении.
- В результате индивидуальной и фронтальной работы предлагают свои варианты формулировки темы
| Регулятивные: - целеполагание,
- планирование,
- прогнозирование
- волевая саморегуляция
Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог,
- участие в коллективном обсуждении проблем,
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
- владение монологической и диалогической речью
Познавательные общеучебные: - самостоятельное выделение познавательной цели
- выбор оптимальных способов решения задач
- умение строить речевое высказывание
|
1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели Итак, нам известна тема урока. Какие цели вы поставите перед собой на этот урок? Что бы вы хотели узнать по этой теме? - Изучить понятие «ткань»
- Узнать, какие бывают виды тканей в растении
- Изучить строение и роль тканей (функции) в жизни растения
- Рассмотреть ткани под микроскопом и на рисунках
Возможны различные формулировки целей учащимися. Цели записываются на слайде №5 презентации, предварительно структурируются учителем (ключевые понятия: строение – функции, знать – уметь). Если важное направление работы на уроке не называется, можно использовать прием «Мне хочется добавить…» («К целям, которые вы сформулировали, мне хотелось бы добавить еще одну»)
Что мы должны сделать, чтобы достичь перечисленные вами цели? - Поработать с учебником (текстом и рисунками), изучив материал теоретически.
- А затем практически, в ходе выполнения практической работы.
- Составлять таблицы, схемы, кратко выражая свои мысли, используя биологические термины.
- Находить и анализировать информацию в учебнике.
- Изучать новые понятия.
- Задавать вопросы учителю.
- Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.
| - Создает учебную ситуацию целеполагания.
- Побуждает учащихся формулировать цели урока.
- Структурирует предложенные формулировки.
- Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые учащимся по урокам биологии в 5 классе.
| - Формулируют цели урока
- Предлагают пути их достижения
|
2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25-30 минут) |
2.1. Элемент содержания «Ткани, виды тканей, строение, функции» Посмотрите на тему урока. С чего начнем работу? С определения понятия «ткань». Для этого вам необходимо поработать с текстом учебника стр.46 Находят в тексте (есть на слайде №6) и кратко записывают в тетрадь определение: ткань – группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям. Продолжаем работать с презентацией (слайды №7-14) – обзор рисунков тканей растений (на последний слайд обратить внимание – рассматривание микропрепаратов этой ткани под микроскопом). Переходим к работе с учебником: по рис.27 стр.47 и тексту §10 стр.47-48 составить таблицу в тетради стр.49(на примере покровной ткани сделать вместе, остальные – самостоятельно, совместная работа в парах): Название ткани | Выполняемая функция | Особенности строения клеток | 1.Покровная
| Защитная | Живые или мёртвые клетки с плотно сомкнутыми оболочками (кожица, пробка) | 2.Механическая | Прочность растений | Клетки с утолщенными оболочками (волокна) | 3.Проводящие | Передвижение растворённых в воде питательных веществ | Живые (ситовидные трубки) или мёртвые (сосуды) клетки | 4.Основные | Синтез и запасание различных веществ | Живые клетки (фотосинтезирующая, запасающая) | 5.Образовательные | Образование новых клеток и тканей (рост растения) | Небольшие клетки с тонкой оболочкой и крупными ядрами |
2.2.Элемент содержания «Выполнение лабораторной работы по теме». Все учащиеся по одному подходят к микроскопу, соблюдая очерёдность, и рассматривают готовые микропрепараты: кожицы листа, покровной ткани с устьицами, фотосинтезирующей ткани листа элодеи (при этом соблюдается выполнение динамической паузы и ТБ при работе с микроскопами). Все остальные в это время заполняют таблицу в тетради. Выполнение работы учащимися в тетради, рассматривание м/п под микроскопом. Проверяем выполнение самостоятельной работы в тетради. Ответ 1 учащегося по таблице, дополнения других учащихся, выставление отметки одноклассниками. Подведём итоги нашей работы. Достигли ли мы целей сегодняшнего урока? Да, мы познакомились с понятием «ткани», их видами, строением и функциями, рассмотрели готовые м/п тканей растений. | - Создает учебную ситуацию, связанную с изучением новых понятий: ткани, виды тканей, строение и функции разных видов тканей
- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целями урока)
- Побуждает учащихся выделять существенные признаки объекта при описании строения и функций растительных тканей и введении терминов по новой теме
- Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.
- Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (поиск и преобразование информации) при выполнении лабораторных исследований
- Создает учебную ситуацию моделирования строения и функций тканей при составлении таблицы
- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ учащимися результатов своей деятельности
| - Работают с текстом, анализируют и находят информацию, формулируют понятия, делают выводы о роли тканей в жизни растений - Учатся использовать все введенные на уроке понятия
- Дополняют, корректируют и оценивают ответ одноклассников
- Рассматривают препараты тканей растений, анализируют его строение, выделяют существенные признаки
- Моделируют строение и функции тканей, составляя таблицу в тетради
- Закрепляют понятия «ткань», «виды растительных тканей»
- Осуществляют поиск информации и ее преобразование
- Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)
| Познавательные общеучебные: - поиск информации
- моделирование
- умение строить речевое высказывание
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- смысловое чтение
- выполнение лабораторных исследований
логические: - анализ
- синтез
- сравнение
- подведение под понятия
- установление причинно-следственных связей
- доказательство
Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками
- участие в коллективном обсуждении проблем,
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
- владение монологической и диалогической речью
Регулятивные:
|
3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (5-7 минут) |
Итак, цели урока достигнуты. Теперь необходимо оценить качество наших результатов. Вам предлагается выполнить задания по уровням (лёгкий, средней сложности, сложный) и проверить насколько хороших результатов Вы сегодня добились.
Задание 1 (лёгкое): выбери 1 правильный ответ на каждый вопрос. 1. Ткань – это …: А) группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям; Б) группа рядом расположенных клеток; В) группа клеток, отличающихся друг от друга. 2. Образовательная ткань выполняет следующие функции: А) передвижение веществ; Б) рост растения; В) защита. 3. Покровная ткань: А) обеспечивает рост организма; Б) защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений; В) дает опору органам и растению в целом. 4. Механическая ткань: А) способствует образованию питательных веществ в растении; Б) перемещает по растению питательные вещества; В) придаёт прочность растению. 5. Какая ткань обеспечивает запасание веществ в растении: А) покровная; Б) образовательная; В) основная.
Задание 2 (среднего уровня сложности): установи соответствие между описанием ткани и её видом (например: 1-Д) - Какая ткань имеет клетки с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками?
- Какая ткань способствует передаче питательных веществ в растении?
- Какая ткань способствует образованию питательных веществ в листьях?
- Что за ткань придаёт растению опору и прочность?
- За счёт какой ткани идёт рост растения?
А. Покровная ткань Б. Образовательная ткань В. Механическая ткань Г. Проводящая ткань Д. Основная ткань Задание 3 (повышенной сложности): определить вид ткани по рисунку. Смотреть приложение 1. Взаимопроверка работ (обменяться листочками в парах) – ответы по заданиям дают учащиеся. Листочки подписать (кто выполнял работу и кто проверял) и сдать.
Давайте оценим свою работу на уроке: возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+», «-» или «?» рядом с высказываниями: Карточка для рефлексии. - Я знаю ткани растений.
- Я могу определить виды растительных тканей по рисункам.
- Я могу соотносить строение растительной ткани с её функциями.
- Я сегодня был активным на уроке.
- Я сегодня был внимательным на уроке.
- Я доволен своей работой на уроке.
Запишите домашнее задание: параграф 6-10, повторить все основные понятия темы, подготовиться к обобщающему уроку по теме «Клеточное строение организмов».
| - Создает учебную ситуацию, обеспечивающую оценку учащимися качества усвоения материала
- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.
| - Проводят оценку качества усвоения путем выполнения работы с дифференцированными заданиями разного уровня сложности
- Осуществляют рефлексию учебной деятельности
| Регулятивные: - оценка достижения планируемых результатов
- коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой
- волевая саморегуляция
Познавательные: - рефлексия способов и условий действий
- контроль и оценка способов и результатов действий
Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками
- участие в коллективном обсуждении проблем,
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
- владение монологической и диалогической речью
|
Примечание. На заключительном этапе учителю целесообразно подвести свой итог: в нескольких предложениях резюмировать содержание урока, отметить основные результаты, поблагодарить за работу, создать позитивный настрой на следующий урок. Условия: лаконичность, оригинальность, демонстрация положительных эмоций. |
Приложение 1
Приложение 2
Анализ конспекта урока с позиций требований ФГОС
1. Соответствие структуры урока положениям системно-деятельностного подхода.
- Присутствуют необходимые компоненты учебной деятельности: ценностно-смысловой, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный, что обеспечивает ее целостность.
- При отборе содержания и формулировании заданий наблюдается ориентация на зону ближайшего развития учащихся, учитываются возрастные особенности, уровень достигнутых на предыдущем этапе предметных и метапредметных результатов обучения. Урок воспринимается как звено в последовательности действий, направленных достижение как предметных, так и метапредметных результатов обучения.
- Большое внимание уделяется развитию теоретического мышления учащихся: операциям анализа, синтеза, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей, доказательству, работе с понятиями.
- Учебная задача на всех этапах урока вводится путем создания учебной ситуации, направленной на разрешение возникшего затруднения или проблемы, совместно с учителем или самостоятельно организуется поиск способа решения учебной задачи.
- Широко используется учебное действие моделирования.
- В целом форма представления заданий предполагает самостоятельность учащихся при формулировке целей урока, планировании, осуществлении учебной деятельности, контроле и оценке полученных результатов.
- Роль педагога сводится к роли организатора познавательного процесса, модератора, консультанта, источника психологической поддержки для учащихся. Общение учителя и учащихся происходит в форме диалога (полилога).
- Структура и содержание урока предполагает использование различных форм обучения: в парах, фронтальная, индивидуальная; предполагающих совместную деятельность, распределение ролей, эффективную коммуникацию.
- Наличие дифференцированных заданий позволяют учесть личностные особенности учащихся и сделать акцент на индивидуальных достижениях и задачах.
2. Направленность деятельности учащихся на формирование универсальных учебных действий.
Предметное содержание урока насыщено деятельностью учащихся по формированию УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Прослеживается последовательная и кропотливая работа учителя по формированию всех групп УУД. Связь содержания заданий и разновидностей формируемых УУД подробно отражена в конспекте урока.
3. Технологичность структуры урока.
Урок имеет четкую логичную структуру. Цель и задачи урока сформулированы диагностично. Компоненты содержания соответствуют цели и задачам, деятельность учителя и учащихся направлена на их достижение.
4. Оптимальный отбор содержания.
Содержание урока оптимально для изучения данной темы. Материал характеризуется научностью, доступностью, практической направленностью, оптимальным объемом. В представленном конспекте заложена возможность сместить акценты при изучении темы, сократив одни содержательные элементы и усилив другие в зависимости от уровня подготовки учащихся, особенностей класса, обеспеченности ОУ средствами обучения.
5.Формирование ключевых компетенций.
- Учебно-познавательные: ставить цель и организовывать её достижение; организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым объектам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы;
- Информационные: владеть навыками работы с различными источниками информации: учебником; самостоятельно извлекать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию (формулировка понятий, составление таблицы, работа с препаратами растительных тканей);
- Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими, уметь задать вопрос; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения.