Урок "Ткани растений и их функции", 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
«Ткани растений и
их функции»
урок бмологии в 5 классе
подготовила учитель
биологии Емельянова
Ирина Васильевна
Емельянова И.В. , МОУ «СОШ №2 Г.Дмитриева» Дмитриевского района Курской области
План-конспект урока.
Тема. Ткани растений и их функции.
Цели: обеспечить условия для осмысления блока информации о клетках и тканях растительного организма, продолжать формирование и развитие УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регуляторных).
Задачи: создать условия для развития:
- предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением клеток и тканей и выполняемой функцией, формировать представление о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную функцию);
- метапредметных компетенций через формирование представления о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную функцию);
- личностных компетенций через развитие способностей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, формирования ответственного отношения к окружающему миру живой природы, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения: проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения,
личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний, критического мышления.
Требования к результатам обучения
Личностные УУД:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
- Формирование личностных представлений о целостности природы.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
- Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям и т.д.
- Умение работать с разными источниками биологической информации.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
- Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования естественнонаучной картины мира.
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о клетках и тканях, процессах, явлениях, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
- Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
Оборудование. Микроскопы, микропрепараты «Поперечный разрез листа», «Поперечный разрез корневища орляка», «Продольный разрез проводящей и образовательной ткани стебля», набор цифровых образовательных ресурсов, наборы сигнальных карточек, магнитная аппликация «Строение клетки»
Ход урока.
I.Организационный этап.
Задачи.
Подготовка обучающихся к работе на уроке:
• обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии,
• психологическая подготовка обучающихся к общению на учебном занятии.
Учитель. Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Вспомним наш девиз: «Я помогаю вам, вы помогаете мне». Хорошего вам настроения.
II.Этап проверки выполнения домашнего задания.
Задачи.
•Установление правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания большинством обучающихся.
•Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся и определение причины их возникновения.
•Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов.
Учитель. Ребята, с какой важной, хотя и очень маленькой, невидимой частью растения мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Слайд 1)Попробуйте при помощи магнитной аппликации изобразить на доске «портрет» клетки и ее содержимого – оболочку, мембрану, ядро, ядрышко, хромосомы, хлоропласты, вакуоли. (Ученик работает у доски)
Класс отвечает на вопросы.
-Почему клетку считают основной единицей живого?
-Какова роль ядра и цитоплазмы в клетке?
-Какое значение имеет движение цитоплазмы в клетке?
-Чем отличаются молодые клетки от старых?
-Какой процесс лежит в основе роста растения?
-Почему дочерние клетки сходны с материнскими?
-Как осуществляется связь с соседними клетками?
-Докажите, что клетка – живая система.
-Какие части клетки не обозначены на «портрете»?
-Какие существуют правила исследования клетки, приготовления микропрепарата? Задание на слайде №4.
Вывод: Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма. Все растения состоят из клеток. (Слайд 5)
III.Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.
Задачи.
•Обеспечение мотивации обучающихся, формирование и принятие целей урока (постановка учебной проблемы).
•Актуализация субъектного опыта обучающихся.
Учитель. Друзья, наш дальнейший поход за знаниями будет происходить, как и положено, под определенными «знаменами», флажками. Обратите внимание на флажки на ваших столах и сравните их. Найдите черты сходства и отличия.
Обучающиеся: - флажки из тканей
- разные по размеру
- шерстяные и хлопчатобумажные
- в клетку, полоску, горошек, цветочек
Учитель. Вы молодцы, справились с трудной задачей. Вы смогли все вместе разгадать загадку классификации. Посмотрите еще раз на флажки на ваших столах и рисунок на них: в одной группе все ткани с рисунком в горошек, во второй – в клетку, в третьей – в полоску, в четвертой – с растительным орнаментом.
Проделанная работа поможет нам в решении биологической задачи сегодняшнего урока. Ведь в биологии тоже существует понятие «ткани»,
в частности «ткани растения». (Слайд 6)
Итак, цель нашего занятия – выяснить, что же такое «ткань» в растительном организме, какие виды тканей существуют, какую работу (функцию) выполняют и в каких органах растения находятся. (Слайд 7)
IV.Этап усвоения новых знаний.
Задачи.
•Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изучаемого материала.
•Содействие усвоению обучающимися способов, средств, которые приведут к определенному выводу.
•Создание содержательных и организационных условий усвоения обучающимися методики воспроизведения изучаемого материала.
Учитель. У каждой группы на столе есть карточка с заданием для работы с текстом. Прочитайте задание, выполните его и подготовьте сообщение по плану, который вы видите на слайде 9.
Из чего состоит ткань?
Особенности строения клеток ткани.
Какую работу выполняет ткань в организме?
В каких органах растения находится?
Отчеты групп: 1) основные ткани (Слайд 10);
2) проводящие (Слайд 11);
3) покровные (Слайд 12);;
4) механические(Слайд 13);.
Учитель. Мы видим, что ткани разнообразны по строению и выполняемым функциям.
А каким же образом возникают те или иные ткани? (Слайд 14);Ответить на этот вопрос поможет текст на стр. 30-31 «Образовательная ткань (меристема)». В чем особенность образовательной ткани? (Слайд 15);
Заполните кластер в тетради (Слайд 16);.
Р а с т и т е л ь н ы е т к а н и
Учитель. Вы обратили внимание, как сильно отличаются клетки разных органов растения. Даже невооруженным глазом видно, что плоды и листья, корень и цветки состоят из неодинаковых клеток. Вы уже знаете, что эти органы растения выполняют разные функции. Поэтому и их клетки отличаются и по строению и по функциям (Слайд 17);.
Запомнить это вам помогут следующие строчки:
Группу клеток схожих,
По функциям похожих,
Тканью называют.
Ткань разная бывает.
Покровная – снаружи
И для защиты служит.
Есть ткань для проведенья,
Запаса и давленья.
Построены из тканей
Все органы растения;
Различие по функции –
Различие в строении.
Корень, стебель, лист и семя –
Органы растений!
Так что же такое ткань?
Вывод: Ткань – это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
V. Этап первичной проверки и закрепления новых знаний.
Задачи.
•Установление правильности и осознанности изученного материала.
•Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении обучающимися изученного материала.
Учитель. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты тканей растений и постарайтесь определить вид ткани (микроскопы пронумерованы, микропрепараты без надписей). Задание на слайде – установите соответствие: номер микроскопа – вид ткани (Слайд 19);.
VI.Этап обобщения и систематизации знаний.
Задачи.
•Обеспечить формирование целостной системы знаний о растительных тканях.
Учитель. Используя разноцветные карточки заполните таблицу (Слайд 20);.
Ткань | Где находится | Особеннос-ти клеток | Функции |
Запасающая | Корни, плоды, стебли, листья | Крупные клетки с тонкими стенками | Запасает питательные вещества |
Образовательная | В точках роста | Мелкие, быстро делятся | Рост тастения |
Покровная | На границе с внешней средой | Плотно прилегают друг к другу | Защита |
Механическая | Во всех частях растения | Клетки с толстыми стенками | Защита, Форма растения |
Проводящая | Во всех частях растения | Образуют сосуды и ситовидные трубки | Проведение питательных веществ |
Учитель заполняет таблицу на слайде совместно с обучающимися.
Обратите внимание, какие важные процессы обеспечивают различные ткани в растительном организме. (Слайд 21) Как вы думаете, что происходит с клетками и тканями когда человек ломает ветку дерева? (Слайд 22)
VII.Этап информации о домашнем задании. (Слайд 23).
Задачи.
Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Попробуйте зарисовать в таблице «портреты» изученных видов тканей.
§ 8, стр. 30-32, задание 4 стр.33.
VIII.Этап подведения итогов занятия.
Задачи.
Дать качественную оценку работы класса в целом и отдельных обучающихся.
IX.Этап рефлексии.
Выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек.
Зеленый – доволен, хочу продолжить.
Желтый - активно работал.
Синий – урок подарил хорошее настроение.
Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.
В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...
внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) "Путешествие в мир растений" для 6-7 класса
внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) по биологии для обучающихся 6-7 классов по теме "Путешествие в мир растений"...
Лабораторная работа "Выявление ароморфозов у растений и животных" 11 класс.
Презентация "Выявление ароморфозов у растений и животных"....
Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс .
Метапредметный урок «Исследование», «Гипотеза». Сфера реализации исследовательской деятельности учащихся: фенологические наблюдения....
Урок "Основные методы селекции растений и животных" (11 класс)
Разработка урока в 11 классе по теме "Основные методы селекции растений и животных", включая презентацию...
Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".
Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....
КПЗ "В мире растений . Лекарственные растения" для учащихся 6 класса, 2019-2020 уч.год
Занятие разработано для учащихся 6клаас коррекционной школы 8 вида....