Урок "Ткани растений и их функции", 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Емельянова Ирина Васильевна

Разработка урока "Ткани растений", 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tkani.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева»

Дмитриевского района Курской области

«Ткани растений и

их функции»

урок бмологии в 5 классе

                                           подготовила учитель

                                           биологии   Емельянова

                                      Ирина     Васильевна

Емельянова И.В. , МОУ «СОШ №2 Г.Дмитриева» Дмитриевского района Курской области

План-конспект урока.

Тема. Ткани растений и их функции.

Цели: обеспечить условия для осмысления блока информации о клетках и тканях растительного организма, продолжать формирование и  развитие УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регуляторных).

Задачи: создать условия для развития:

  1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением клеток и тканей и выполняемой функцией, формировать представление о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную функцию);
  2. метапредметных  компетенций  через формирование представления о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную функцию);
  3. личностных компетенций  через развитие способностей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, формирования ответственного отношения к окружающему миру живой природы, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения,

личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний, критического мышления.

Требования к результатам обучения

Личностные УУД:

  1. Формирование ответственного отношения к  учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
  3. Формирование личностных представлений о целостности природы.
  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

  1.  Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям и т.д.
  3. Умение работать с разными источниками биологической информации.
  4. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты

  1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях  ее развития для формирования естественнонаучной картины мира.
  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о клетках и тканях, процессах, явлениях, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
  3. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
  4. Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

Оборудование. Микроскопы, микропрепараты «Поперечный разрез листа», «Поперечный разрез корневища орляка», «Продольный разрез проводящей и образовательной ткани стебля», набор цифровых образовательных ресурсов, наборы сигнальных карточек, магнитная аппликация «Строение клетки»

Ход урока.

I.Организационный этап.

Задачи.

Подготовка обучающихся к работе на уроке:

• обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии,

• психологическая подготовка обучающихся к общению на учебном занятии.

Учитель. Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Вспомним наш девиз: «Я помогаю вам, вы помогаете мне». Хорошего вам настроения.

II.Этап проверки выполнения домашнего задания.

Задачи.

•Установление правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания большинством обучающихся.

•Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся и определение причины их возникновения.

•Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов.

Учитель. Ребята, с какой важной, хотя и очень маленькой, невидимой  частью растения мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Слайд 1)Попробуйте при помощи магнитной аппликации изобразить на доске «портрет» клетки и ее содержимого  –  оболочку, мембрану, ядро, ядрышко, хромосомы, хлоропласты, вакуоли. (Ученик работает у доски)

Класс отвечает на вопросы.

-Почему клетку считают основной единицей живого?

-Какова роль ядра и цитоплазмы в клетке?

-Какое значение имеет движение цитоплазмы в клетке?

-Чем отличаются молодые клетки от старых?

-Какой процесс лежит в основе роста растения?

-Почему дочерние клетки сходны с материнскими?

-Как осуществляется связь с соседними клетками?

-Докажите, что клетка – живая система.

-Какие части клетки не обозначены на «портрете»?

-Какие существуют правила исследования клетки, приготовления микропрепарата? Задание на слайде №4.

Вывод: Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма. Все растения состоят из клеток. (Слайд 5)

III.Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

Задачи.

•Обеспечение мотивации обучающихся, формирование и принятие целей урока (постановка учебной проблемы).

•Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Учитель. Друзья, наш дальнейший поход за знаниями будет происходить, как и положено, под определенными  «знаменами», флажками. Обратите внимание на флажки на ваших столах и сравните их. Найдите черты сходства и отличия.

Обучающиеся: - флажки из тканей

                          - разные по размеру

                          - шерстяные и хлопчатобумажные

                          - в клетку, полоску, горошек, цветочек

Учитель. Вы молодцы, справились с трудной задачей. Вы смогли все вместе разгадать загадку классификации. Посмотрите еще раз на флажки на ваших столах и рисунок на них: в одной группе все ткани с рисунком в горошек, во второй – в клетку, в третьей – в полоску, в четвертой – с растительным орнаментом.

        Проделанная работа поможет нам в решении биологической задачи сегодняшнего урока. Ведь в биологии тоже существует понятие «ткани»,

в частности «ткани растения». (Слайд 6)

        Итак, цель нашего занятия – выяснить, что же такое «ткань» в растительном организме, какие виды тканей существуют, какую работу (функцию) выполняют и в каких органах растения находятся. (Слайд 7)

IV.Этап усвоения новых знаний.

Задачи.

•Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изучаемого материала.

•Содействие усвоению обучающимися способов, средств, которые  приведут к определенному выводу.

•Создание содержательных и организационных условий усвоения обучающимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Учитель. У каждой группы на столе есть карточка с заданием для работы с текстом. Прочитайте задание, выполните его и подготовьте сообщение по плану, который вы видите на слайде 9.

        Из чего состоит ткань?

        Особенности строения клеток ткани.

        Какую работу выполняет ткань в организме?

        В каких органах растения находится?

Отчеты групп: 1) основные ткани  (Слайд 10);

                          2) проводящие  (Слайд 11);

                          3) покровные   (Слайд 12);;

                          4) механические(Слайд 13);.

        Учитель. Мы видим, что ткани разнообразны по строению и выполняемым функциям.

А каким же образом возникают те или иные ткани? (Слайд 14);Ответить на этот вопрос поможет текст на стр. 30-31 «Образовательная ткань (меристема)». В чем особенность образовательной ткани? (Слайд 15);

 Заполните кластер в тетради  (Слайд 16);.

Р а с т и т е л ь н ы е        т к а н и

 

Учитель. Вы обратили внимание, как сильно отличаются клетки разных органов растения. Даже невооруженным глазом видно, что плоды и листья, корень и цветки состоят из неодинаковых клеток. Вы уже знаете, что эти органы растения выполняют разные функции. Поэтому и их клетки отличаются и по строению и по функциям  (Слайд 17);.

             Запомнить это вам помогут следующие строчки:

Группу клеток схожих,

По функциям похожих,

Тканью называют.

Ткань разная бывает.

Покровная – снаружи

И для защиты служит.

Есть ткань для проведенья,

Запаса и давленья.

Построены из тканей
Все органы растения;

Различие по функции –

Различие в строении.

Корень, стебель, лист и семя –

Органы растений!

Так что же такое ткань?

Вывод: Ткань – это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.

V. Этап первичной проверки и закрепления новых знаний.

Задачи.

•Установление правильности и осознанности изученного материала.

•Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении обучающимися изученного материала.

Учитель. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты тканей растений и постарайтесь определить вид ткани (микроскопы пронумерованы, микропрепараты без надписей). Задание на слайде – установите соответствие: номер микроскопа – вид ткани  (Слайд 19);.

VI.Этап обобщения и систематизации знаний.

Задачи.

•Обеспечить формирование целостной системы знаний о растительных тканях.

Учитель. Используя разноцветные карточки заполните таблицу (Слайд 20);.

Ткань

Где находится

Особеннос-ти

клеток

Функции

Запасающая

Корни, плоды, стебли, листья

Крупные клетки с тонкими стенками

Запасает питательные вещества

Образовательная

В точках роста

 Мелкие, быстро делятся

Рост тастения

Покровная

На границе с внешней средой

Плотно прилегают друг к другу

Защита

Механическая

Во всех частях растения

Клетки с толстыми стенками

Защита,

Форма растения

Проводящая

Во всех частях растения

Образуют сосуды и ситовидные трубки

Проведение питательных веществ

Учитель заполняет таблицу на слайде совместно с обучающимися.

Обратите внимание, какие важные процессы обеспечивают  различные ткани в растительном организме. (Слайд 21) Как вы думаете, что происходит с клетками и тканями когда человек ломает ветку дерева? (Слайд 22)

VII.Этап информации о домашнем задании. (Слайд 23).

Задачи.

Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Попробуйте зарисовать в таблице «портреты» изученных видов тканей.

§ 8, стр. 30-32, задание 4 стр.33.

VIII.Этап подведения итогов занятия.

Задачи.

Дать качественную оценку работы класса в целом и отдельных обучающихся.

IX.Этап рефлексии.

  Выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек.

Зеленый – доволен, хочу продолжить.

Желтый   -  активно работал.

Синий – урок подарил хорошее настроение.

Молодцы!  Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.

В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...

внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) "Путешествие в мир растений" для 6-7 класса

внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) по биологии для обучающихся 6-7 классов по теме "Путешествие в мир растений"...

Лабораторная работа "Выявление ароморфозов у растений и животных" 11 класс.

Презентация "Выявление ароморфозов у растений и животных"....

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс .

Метапредметный урок «Исследование», «Гипотеза». Сфера реализации исследовательской деятельности учащихся: фенологические наблюдения....

Урок "Основные методы селекции растений и животных" (11 класс)

Разработка урока в 11 классе по теме "Основные методы селекции растений и животных", включая презентацию...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

КПЗ "В мире растений . Лекарственные растения" для учащихся 6 класса, 2019-2020 уч.год

Занятие разработано для учащихся 6клаас коррекционной школы 8 вида....