Конспект урока по биологии в 5 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Гридина Ирина Александровна

Урок открытия новых знаний в 5 классе по стандартам второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_po_teme.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме "Бактерии"

Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Бактерии

Цель урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; об особенностях их строения и процессов жизнедеятельности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Размножение бактерий. Образование спор при неблагоприятных условиях.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

проектор, презентация, компьютер, видеоурок «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Оборудование

 Информационные листы  с текстом  приложения, Натуральные яблоки- свежие и испорченные бактериями. Демонстрационный материал- упаковки от различных продуктов, содержащих бактериальные клетки.

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Мотивация

 Сегодня на уроке пойдет речь об организмах, которые при увеличении в 1000 раз … выглядят как точки, запятые, чёрточки, скопления точек. Увеличенные в 10 000 раз, они выглядят как цистерны, шары, шланги, заполненные жидкостью». О каких организмах идёт речь? Предположите, какая будет тема урока?

 -Что вы знаете о бактериях?                                                                                   - Что вы хотели бы узнать о них ещё?

  На этом уроке вы будете работать в информационных листах, где вам предложен ряд заданий.

 Запишите дату и тему урока «Строение и жизнедеятельность бактерий».

 - Раскроем сегодня бактерий секреты

   Без ядер, зато санитары планеты!

  Их изучали до нас очень многие

  Открыли секреты заведомо строгие.

  Придется пройти нам по дебрям науки

  Желательно только без лени и скуки!

 - Бактерии – удивительные организмы, которые появились самыми первыми на Земле 3,5 млрд. лет назад. Имея микроскопические размеры, распространились по всему земному шару и являются рекордсменами по многим признакам. Если бы им можно было дать медали, то их они получили бы  много. И если вы будете внимательными и активными на уроке, то сможете предложить в конце урока,  за какие рекорды бактерии могут получить медали.

 2. Открытие нового знания

История открытия бактерий.

Просмотр фрагмента  видеоурока об открытии бактерий.

Форма бактерий.

- Что представляет клетки бактерий, как они выглядят? Оказывается, клетки бактерий отличаются по форме ( слайд презентации)

 ( уч-ся заполняют в информационных листах задание 1 – схема)

Строение бактериальной клетки.

-Мы с вами знаем,  какое строение имеет клетка растений. Давайте вспомним. А какое строение имеет клетка бактерий?

 ( уч-ся выполняют самостоятельно задание 2 в информационных листах).

 Затем обсуждение в процессе беседы и выполнение рисунка «Строение бактериальной клетки».

Распространение бактерий.

 - Как вы думаете, где можно встретить бактерий?

 ( беседа по вопросам, рассматривают слайды: количество бактерий в разных местах, делают выводы).

Размножение бактерий.

Количество бактерий растет в биологической прогрессии: из одной бактерии через пять часов образуется 1024 бактерии, а бактерия холеры за 3 суток могла покрыть всю Землю. Почему так происходит?

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

Физкультминутка.

- Учитель предлагает детям показать формы бактериальных клеток.

Питание бактерий.

Бактерии- живые организмы. Как и все организмы, они обладают определенными свойствами. Какими  свойства  они обладают?

( уч-ся перечисляют свойства, одним из которых является питание).

 -А как могут питаться бактерии? Оказалось, что бактерии очень прожорливые. Одна бактерия за сутки потребляет пищи в 30 раз больше собственной массы, - это всё равно как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день больше тонны.

( работа в парах. Задание 3 в информационных листах)

Перенесение неблагоприятных условий.

- Ученые выяснили, что в условиях вечной мерзлоты, в ледниках находится очень много бактерий. А как бактерии переносят такие экстремальные условия?

( дают определение понятию «спора», записывают в рабочие тетради)

  1. Применение нового знания

( выполняют тестовые задания на обратной стороне информационных листов, затем осуществляют взаимопроверку).

  1. Рефлексия

Подводим итоги: какие рекорды поставили бактерии?

 -самые древние

- самые маленькие

- самые выносливые

- самые всеядные

- самые плодовитые…

 Учитель предлагает подчеркнуть нужное:

  Сегодня на уроке я был:

  - старательный – ленивый;

 - внимательный – невнимательный;

- материал усвоил – материал не усвоил.

Сегодня урок был:

 - лёгкий – трудный;

- интересный – скучный;

- полезный – ненужный.

5.Домашнее задание

 

Параграф 11; в рабочей тетради  задания №       ; придумать как можно больше прилагательных, характеризующих бактерии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"

Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...

Разработка интернет - урока по биологии в 6 классе. Тема: "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Тип урока: урок изучения нового материала. Формы урока: урок – исследование Прогнозируемый результат: 1. Умение работать с источниками информации, с микроскопами, лабораторным оборудованием. 2. Знают ...

План-конспект урока по биологии в 5 классе «Жизнедеятельность клетки»

План-конспект урока по биологии в 5 классе «Жизнедеятельность клетки» с применением здоровьесберегающих технологий...

Конспект урока по биологии в 5 кл по теме "Жизнедеятельность клетки" (ФГОС)

Конспект урока по биологии в 5 кл по теме "Жизнедеятельность клетки" (ФГОС). Автор учебника Пономарева И.Н и др....

Урок по биологии в 5 классе "Строение бактерий"

Разработка содержит техгологическую карту урока по биологии 5 класс " Строение бактерий" ФГОС , программа В.В.Пасечника 1 час в неделю....

План- конспект урока по биологии в 5 классе по теме "В мире Бактерий"

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство  Бактерий".Тип урока комбинированный....