Открытый урок по биологии 5 кл ФГОС " Многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Откратый урок по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_biologii_mnogoobrazie_bakteriy_5_kl_fgos.zip | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Путешествие в мир бактерий. Значение бактерий в природе и для человека»
Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериями.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о многообразной роли бактерий в природе и жизни человека, о значении бактерий.
Развивающие:
развивать логическое мышление ,познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные:
воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать роль бактерий в природе, положительное и отрицательное влияние бактерий на человека, меры предупреждения бактериальных заболеваний;
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный труд.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения находить отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные УУД
- Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Оборудование:
Учебник: биология 5 класс – В. В. Пасечник.; раздаточные материалы, таблицы.
Ход урока:
Этап 1. Приветствие:
Добрый день, разрешите представиться, Глок Любовь Михайловна, учитель биологии и я проведу у вас сегодня необычный урок.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, повернемся к нашим гостям и скажим им « Добрый день»!
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Тихо все за парты сели,
На меня все посмотрели.
Наши ушки- на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Не минуты не теряем.
Этап 2. Актуализация знаний:
- Что бы начать наш с вами урок, для начала нужно определить тему. Давайте вспомним, с какими живыми организмами вы познакомились на прошлом уроке.
- Правильно, на прошлом уроке вы познакомились с царством БАКТЕРИИ. С их общей характеристико ,строением бактериальной клетки, формами бактерий, размножением.
Я предлагаю вам выполнить небольшое задание, это биологический диктант и вспомнить то, что мы уже знаем о бактериях. Так сказать , проверим вашу готовность к уроку.
Перед вами на партах лежат индивидуальные карты, которые мы будем заполнять во время урока. (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом).
Диктант
- Бактерии состоят из одной клетки?
- Бактерии имеют ядро?
- Бактерии размножаются спорами?
- Бактерии имеют разнообразную форму?
- Бактерии имеют оболочку?
- Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами?
- Бактерии не имеют хлорофилла?
- Округлые бактерии называют стрептококками?
- Бактерии имеют цитоплазму?
- Бактерии относятся к Царству Растений?
Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно.
Выставите пожалуйста себе отметку в карту.
Этап 3. Открытие новых знаний
Форма работы: групповая
- И так, все мы с вами знаем о бактериях? Или еще чего то может быть не знаем?
Обратите внимание на экран. Что мы видим? Бактерии кругом, они повсюду. Хорошо это или плохо? Как вы считаете?
Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Попробуйте сформулировать тему (учащиеся формулируют тему, учитель корректирует).
А как вы думаете , нужны ли нам бактерии на Земле? Или может мы и без них замечательно проживем?
Вот на этот вопрос мы должны будем ответить в конце нашего урока.
Сейчас мы с вами отправимся в мир бактерий.
Ученые разделили все многообразие бактерий на несколько групп. Вот мы сейчас и познакомимся с несколькими видами бактерий, узнаем их среды обитания, питание, роль в природе и жизни человека. По мере знакомства с этими уникальными живыми организмами, будем заполнять таблицу но не просто заполнять, а работать в группах. обсуждать проблему, высказывать свое мнение , советоваться с товарищами. Так как мы будем рассматривать 4 основных группы бактерий, вы уже у меня тоже разделены на 4 группы. Каждая группа имеет свое название. Выберите пожалуйста руководителя группы, он и будет у нас самым ответственным в команде и он будет решать, кто выйдет представлять свою группу. В течении 5-7 минут вам нужно будет охарактеризовать вашу группу, внести данные в таблицу. А для остальных, пока одна команда выступает, другие заполняют таблицу.
-У каждого из вас на столе есть информационные листы с таблицей, нужный для вас материал о группах бактерий и схемы.
И так, приступим..
Слайды, заполнение таблицы. Оценивание.
Значение бактерий в природе и жизни человека
Бактерии | Значение | Среда обитания | |
Положительное | Отрицательное | ||
Гниения | Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной, повышают плодородие почвы. | Портят продукты питания. | Повсеместно |
Почвенные | Разлагают перегной до неорганических веществ (минеральные вещества), необходимых растениям для жизни, повышают плодородие почвы. | - | Почва |
Молочнокислые | Бактерии-кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов. | Способствуют скисанию молока (участвуют в разрушении органических веществ). | В различных органических веществах |
Болезнетворные | - | Вызывают инфекционные заболевания у живых организмов, в т.ч. у человека. | В организмах |
Мы с вами узнали много нового и интересного о бактериях и наверное устали, так?
Сейчас небольшая физкультминутка.
Отдохнули, продолжим нашу работу.
Этап 4. Закрепление полученных знаний.
Форма работы: индивидуальная.
Для закрепления полученных знаний , я предлагаю вам, сделать небольшой мини-проект, побыть в роли бактерий. На ваших столах вы видите белые листы бумаги, на них вы должны будите нарисовать бактерию, среду ее обитания, и практическое значение ( положительное или отрицательное) для человека или окружающей среды. И соответственно, представиться.
Оцените пожалуйста выполненную вами работу.
Сформулируем выводы урока.
Какой проблемный вопрос у нас был в начале урока? Сможем мы теперь на него ответить?
Вывод:
Бактерии имеют большое значение в природе и жизни человека. Есть бактерии, поставляющие в атмосферу кислород, улавливающие из атмосферы азот, есть бактерии, разлагающие отмершее органическое вещество. Некоторые бактерии полезны для человека, другие вызывают опасные заболевания.
Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д..
Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий).
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними).
А теперь давайте оценим вашу работу на уроке. Каждый из вас в течении урока получал оценки ,посчитайте пожалуйста средний бал и выставите итоговую.
А сейчас оценим свое настроение в конце урока. Нарисуйте смайлик у себя в карте.
Широкая улыбка - На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна;
Легкая улыбка – На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения;
Грустный - На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне непонятна).
Домашнее задание: повторить знания о бактериях.
Спасибо за урок, было очень интересно с вами работать! Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. (§11 стр.45-47). Тип урока «открытие» новых знаний
Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека....
Тест «Бактерии. Общая характеристика, многообразие, роль в природе и жизни человека»
Тест по теме "Бактерии" для 6 класса с учетом ФГОС...
Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека" может быть использован для обобщения темы "Класс Насекомые"...
конспект урока "Бактерии, их роль в природе и жизни человека."
конспект урока "Бактерии, их роль в природе и жизни человека."...
План-конспект урока в 7 классе "Класс "Звери". Многообразие, распространение и роль в природе и жизни человека"
Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с многообразием класса млекопитающих, ролью зверей в природе и их практической роли в жизни человека; расширить представления уч...