Сценарий урока "Экология окружающего пространства"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Завьялова Татьяна Николаевна

Сценарий урока по анатомии (8 класс), характеризующий влияние состава атмосферного воздуха на дыхательную систему, составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_ekologicheskie_problemy_kurskoy_oblasti.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

   Завьялова Татьяна Николаевна

   учитель биологии

   МБОУ «Средняя общеобразовательная

   школа №59» г. Курска  

                                     Экологические проблемы Курской области

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся объяснять взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы, устанавливать следственно-логические связи "загрязнение -окружающая среда".

Метапредметные:

познавательные: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия наблюдаемых  явлений; продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, работать с разными источниками информации (электронной, полученной в ходе проведения эксперимента, текстовой, видеоинформацией);

регулятивные: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии;

коммуникативные: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;

личностные: осмысление и понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Ресурсы урока: "Учебные материалы по географии Курской области"; -М.;ИПФ "Полимед",1995."Природа Курской области и ее охрана"; -Воронеж; Ц-Ч книжное издательство, 1991.

Ход урока.                                                                                                                              Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Прием педагогической техники - Лесенка "Мое состояние". Отметьте соответствующую ступеньку, соответствующую вашему психологическому состоянию,

                                                                Комфортно

                                        Уверен в своих силах

                           Хорошо

                Плохо

Крайне скверно    

Актуализация знаний. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.  Наш урок – исследование. Значит, сегодня мы - исследователи.  Будем надеяться, что  этот урок принесёт нам радость общения.

Целеполагание. Для формулировки темы урока - небольшая информация к размышлению "Тревожные факты":

  • в Курской области наблюдается ухудшение, а в районе КМА и разрушение, почвенного покрова в результате развития эрозии, нарушения технологии обработки почв, добычи полезных ископаемых;
  • в атмосферу выбрасываются вредные вещества 150 наименований, из которых  4 - первого класса опасности, 32 - второго , 30 - третьего , 20 веществ - четвертого и только 6 веществ (ориентировочно) имеют  безопасный уровень воздействия;
  • в результате аварии на Чернобыльской АЭС территория области была загрязнение радионуклидом цезием - 137 .

О чем идет речь? (Об экологических проблемах Курской области). Тема урока –               «Экологические проблемы  Курской области».

На такой вопрос нам предстоит найти ответ -

"Экология – это важно или нет?”

 Экология – модное слово,

Раньше Земля не знала такого.

Что означает это понятие? Вспомним из курса биологии 6 класса.

Расширим знания - обратимся к электронной энциклопедии:

экология - от греч. óikos -дом, жилище, местопребывание и логия-наука.

Термин «экология»   означает «наука о местообитании ».Он был введен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г.  Смысл этого термина расширился, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимодействия общества с окружающей средой.

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

  • Определить уровень загрязнения (воздуха, воды, почвы).
  • Установить источники загрязнения.
  • Оценить экологическую ситуацию в области.
  • Рассмотреть влияние загрязняющих веществ на здоровье человека.

«Открытие» нового знания (реализация плана) .

Начнем наше исследование с исследования загрязнения атмосферы (чем дышим).

Наш кабинет-это НИЛ ( научно - исследовательская лаборатория), исследующая снег (талую воду) как индикатор загрязнения окружающей среды (в данном случае  загрязнение атмосферы).

Исследования. 1.Изучение физического загрязнения атмосферы. Работа в группах.

1.  Цвет. Это один из показателей состояния воды. Определите цвет талой воды в емкости (голубоватый, отсутствие цвета, серый, коричневый и т. д.). Наличие цвета показывает, что вода загрязнена какими-либо примесями.

2.  Прозрачность.  Через емкость со снеговой водой попытайтесь прочитать печатный шрифт на листе бумаги. Исследуемая вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц в воде.

3.Осадок. Определите осадок на дне емкости. Он может быть хлопьевидным, плотным, кристаллическим и т. д.  Осадок свидетельствует о наличии взвешенных частиц в воде. Через фильтр перелейте  талую воду в пустую емкость. Рассмотрите осадок.

4.Запах. Для определения запаха талая вода наливается в круглую колбу, колба закрывается пробкой, встряхивается, затем колба открывается и быстро определяется характер запаха. Интенсивность запаха оценивается:  нет запаха, очень слабый, слабый, заметный, отчётливый, очень сильный.

Проба №__

место сбора

цвет

прозрачность

осадок

запах

1 группа

№1  пр. Хрущева

2  группа

№2  завод "Прибор"

3   группа

№3 двор школы  59

2.Исследовательская работа "Биотестирование". Биотестирование - метод, позволяющий выявить наличие загрязняющих веществ с помощью живых организмов. Экспериментальный организм - растение кресс-салат. Метод основан на использовании талой снеговой воды трех проб(№1пр.Хрущева, №2 завод "Прибор",№3 двор школы  59) для прорастания семян. Вывод: при использовании талой воды для прорастания семян наблюдается их деформация, значит,  талая вода содержит загрязняющие вещества.

3. Проект "Основные источники загрязнения атмосферы Курской области" (автотранспорт, Михайловский ГОК, АЭС, промышленные  предприятия).                                                                                                       Следующее исследование - исследование качества питьевой воды ( что пьем). Какая вода нам нужна? Ведь именно от качества питьевой воды зависит наше здоровье. Исследование качества питьевой воды проводится по методу фишбоун:

                                                          факты

                                                       причины

Из года в год в области остается острой проблема качества питьевой воды. Курская область входит в число 32 территорий России с неудовлетворительной хозяйственно-питьевой оценкой. На протяжении ряда лет до 12% исследованных проб вода не соответствуют ГОСТу (проблема).                                                                                  1.Основной причиной ухудшения качества питьевой воды в ряде районов является крайне неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сетей.  В Беловском, Б.Солдатском, Конышевском, Медвенском, Обоянском, Советском, Щигровском районах процент водозаборов, не отвечающих санитарным нормам, выше среднеобластного и колеблется от 45 до 90.9%.                                                                                                                               2. Серьезную эпидемическую опасность представляет вторичное микробное загрязнение питьевой воды в разводящей водопроводной сети. Процент проб воды , не соответствующих гигиеническим нормативам,  возрастает в Больше-Солдатском районе до 6,0%, в Солнцевском до 15,9%, в Суджанском до 15,7%, в Щигровском  до 10,7%, что позволяет сделать вывод об ухудшении качества воды на этапе "транспортировки" (неудовлетворительная транспортировка) по причине застоя воды и  неудовлетворительного состояния внутренних сетей водоснабжения. Неудовлетворительное состояние водоснабжения населения, по причине загрязнения питьевой воды, обуславливает случаи возникновения и распространения заболеваний людей кишечными инфекциями, прежде всего, вирусным гепатитом "А" и бактериальной дизентерией.                                                                                                                                   3. Вода является источником паразитарных болезней. Хлориды и сульфаты воздействуют на желудочно-кишечную и сердечно-сосудистую системы, избыток соединений азота и хлора дает осложнение на почки и печень, алюминий негативно воздействует на центральную нервную систему, железо способствует возникновению аллергических заболеваний.                                                                                                      4.Как известно, при подготовке употребляемая нами вода хлорируется. Делается это вроде бы с благой целью. Но результат получается обратный. При хлорировании в воде образуются сильные ядовитые вещества - диоксины, поражающие иммунную систему. Даже в микродозах они годами накапливаются в нашем организме и практически из него не выводятся.                                                                                                                            Вывод. Питьевая вода в Курской области находится в критическом состоянии.

Следующее исследование-исследование загрязнения почв.

Из предлагаемого видеоматериала (фильм "Поговорим о почве") выбрать причины загрязнения почв и нарушения почвенного покрова, применимые для Курской области.

Включение нового знания в систему знаний.

Решение ситуационных задач.

Ситуация №1.  Дать оценку изменениям биосферных процессов, возникающих в ответ на антропогенное загрязнение биосферы оксидами азота и углерода и способствующих  возникновению кислотных дождей.                                  

 Ситуация №2.  В 1986 году в сельских населённых пунктах Поныровского и Фатежского  районов области, подвергшихся радиоактивному загрязнению  цезием-137 вследствие аварии на ЧАЭС, была изучена загрязнённость объектов окружающей среды радиоактивными веществами. В пищевых продуктах местного производства , а так же в воде, обнаружено содержание цезия -137.                                                                                                          Оцените уровень загрязнения цезием данной территории

 Ситуация №3. Химические яды, применяемые против вредителей сельского хозяйства, часто вызывают тяжелые отравления у человека. Предложите эффективные способы защиты людей от ядов.    

Рефлексия и оценивание. 1."Дерево ожидания" (чему научились на уроке):

Уметь-

Познакомиться-

Вести (проводить)-

Наблюдать-

Узнать-

Получить-

2.Поставь себе оценку __

Домашнее задание. 1 уровень - обязательный: конспект урока;

2 уровень - творческо-аналитический (по желанию): на основе анализа своего рабочего дня предложить решение какой-либо экологической проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий линейки, посвященной открытию предметной недели «Окружающий мир»

Цели: создание атмосферы праздника; повысить интерес к изучению окружающего мира в начальной школы; способствовать развитию у детей любознательности....

Сценарий урока по теме "Защита окружающей среды"

Создание коллективного микро-проекта “Дерево добрых дел”....

Сценарий акции по охране окружающей среды "Please, stop!"

Данный материал можно использовать при изучении темы "Nothing is forever" в 7 классе по УМК Кауфман....

Методический сценарий «Проблемы окружающей среды» на уроке английского языка

Методический  сценарий «Проблемы  окружающей  среды» на уроке английского языка...

Рабочая программа элективного курса "Симметрия в окружающем пространстве"

Элективный курс "Симметрия в окружающем пространстве" направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков...

Сценарий литературно-экологической композиции "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды"

Сценарий, в основе которого метапредметные связи, составлен учителями биологии и литературы для учащихся разновозрастных групп....

проектирование исследования по теме явление распространения магнитного поля в окружающем пространстве.

Установить связь между магнитной индукцией магнитного поля постоянного магнита и расстоянием от него....