Сценарий к литературной викторине для 6-7 классов «…Он победил и время, и пространство» (по творчеству А.С. Пушкина)
методическая разработка по литературе (7 класс)
Мероприятие будет полезно в качестве завершающего урока по изучению творчества Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatie_po_pushkinu.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий к литературной викторине
«…Он победил и время, и пространство»
Слайд №1
Музыкальная заставка.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие участники и зрители сегодняшней литературной викторины! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале.
Ведущий 2: Добрый день! Гений, «солнце русской поэзии», «умнейший человек России», «чудо России», «наше всё»… И ещё множество эпитетов, оценок этого человека… Конечно, речь идёт об Александре Сергеевиче Пушкине! Внимание на экран (демонстрируется короткое видео по биографии Пушкина).
Слайд №2
Ведущий 1: Да… «Пушкин — это эхо славы От Кавказа до Варшавы, От Невы до всех морей… Это — гений, всё любивший, Всё в самом себе вместивший — Север, Запад и Восток…» - - эти строки о поэте были сказаны поэтом Яковом Полонским в Москве, в день открытия памятника Пушкину на I заседании Общества Любителей Российской Словесности, 6 июня 1880 года.
Ведущий 2: А насколько вы, ребята, хорошо знаете творчество Пушкина? Попробуем это узнать! Сегодня в нашей викторине примут участие команды 6-х (7-х) классов. Поприветствуем наших участников!
Оценивать ваши знания, дорогие участники, будет внимательное и компетентное жюри (представление жюри).
Слайд №3. Разминка. Верю - не верю
Ведущий 2: (Обращается к Ведущему 1) … а знаете ли вы, что Пушкин неплохо знал к концу жизни как минимум шесть языков: по-русски, по-французски, по-церковнославянски, по-английски, по-немецки и по-итальянски? Ещё пытался изучать испанский и старофранцузский.
Ведущий 1: Да, интересно. А теперь попробуем узнать, насколько ребята хорошо знают биографию Александра Сергеевича. Итак, первый конкурс называется «Разминка. Верю - не верю». Мы будем называть факты из биографии А.С. Пушкина, а вы должны решить, правду мы говорим или нет: верите вы нам или нет. Если мы ошибаемся, вы должны дать правильный. За каждый правильный ответ вы будете получать смайлик. Поднимайте, пожалуйста, руки.
Ведущий 2 задаёт вопросы, а Ведущий 1 раздаёт смайлики. По окончании конкурса подводится итог, сведения передаются жюри.
Ведущий 2:
- Пушкин родился в семье, где было 12 детей. (Неправда, в семье было трое детей)
- Пушкин прожил всего 26 лет, прежде чем погиб на дуэли. (Неправда, Пушкин прожил 37 лет)
- Пушкин учился в Московском университете? (Неправда, он учился в Царскосельском Лицее)
- Прадед великого поэта по материнской линии был африканцем и крестником самого Петра I. (Правда)
- Вторым родным языком поэта был французский язык. Пушкин начал обучаться ему в 6 лет. (Правда)
- Няню Пушкина звали Ирина Родионовна Яковлева? (Нет, Арина)
- В.А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя» его? (Да)
- Пушкин родился в Петербурге? (Нет, в Москве)
- «У лукоморья дуб зелёный…» - это вступление к поэме Пушкина «Евгений Онегин». (Нет, к поэме «Руслан и Людмила»)
- На одном из экзаменов в Лицее Пушкина заметил поэт Державин и благословил его. (Да)
- Пушкин участвовал в декабристском восстании, за что его отправили в ссылку. (Неправда, но среди восставших были его приятели)
- Родовое имение Пушкиных называлось Михайловское. (Да)
Ведущий 1 объясняет правила викторины.
Ведущий 1: Итак, первый конкурс закончился. Ребята, обратите внимание на ваших столах лежат листочки и ручки. После того как мы зададим вопрос, вы его обдумываете, записываете ответ на листочке и относите к столику жюри. Не забудьте подписать ответ номером своей команды. Итоги викторины мы узнаем по её окончании.
Ведущий 2: Ребята, вы, наверное, слышали, что своё первое стихотворение Пушкин написал примерно в 8 лет, а все пушкинские работы занимают 16 томов книг. Он писал стихи, романы, драмы, детские рассказы, сказки…
Ведущий 1: Вот мы и проверим, насколько наши участники хорошо знают произведения нашего замечательного писателя. И мы переходим ко 2 конкурсу, и называется он «Галерея литературных героев».
Слайд №4. Галерея литературных героев
Ведущий 2: Внимание – конкурс! Подпишите листочки. Сейчас вы услышите цитатные характеристики героев из произведений Пушкина. Вы должны узнать героя и произведение. На обсуждение отводится по 30 секунд.
Ведущие по очереди зачитывают характеристики.
Слайд №5. Герой №1
- Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. (30 секунд для обсуждения)
Слайд №6. Герой №2
- 2.Дом его всегда был полон гостями. Никто не дерзал отказываться от его приглашения. В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства. (30 секунд для обсуждения)
Слайд №7. Герой №3
- 3. Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала. (30 секунд для обсуждения)
Слайд №7. Герой №4
- 4. Воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости. (30 секунд для обсуждения)
Слайд №8. Герой №5
- 5. Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью. Гнев проезжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками. (30 секунд для обсуждения)
Ведущий 2: Прошу команды сдать листочки с ответами.
Жюри подводит итоги 2 конкурса, но результаты не оглашаются.
Ведущий 2: Обратите внимание на слайды с правильными ответами.
Ведущие ещё раз по очереди (можно сокращённо) зачитывают характеристики, но уже за ответами обращаются к зрителям.
Слайд №10. Первая героиня – царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях…»
Слайд №11. Второй герой – Кирила Петрович Троекуров из романа «Дубровский»
Слайд №12. Третья героиня – Дуня из повести «Станционный смотритель»
Слайд №13. Четвёртый герой – Владимир Дубровский из романа «Дубровский»
Слайд №14. Пятый герой – Минский из повести «Станционный смотритель»
Слайд №15. Мир иллюстрации
Ведущий 1: Древнеримский поэт Гораций говорил, что «картина – это стих только без слов». Произведения Пушкина вдохновляли многих художников на создание иллюстраций к ним. Мир иллюстрации удивителен и многообразен.
Ведущий 2: Пушкина всегда привлекал мир художников. Со многими из них он был так или иначе связан. Одним позировал для портретов, с другими советовался об иллюстрациях к своим произведениям, с третьими встречался на выставках или в мастерских Академии.
Ведущий 1: Внимание конкурс! Ребята, сейчас вы увидите иллюстрации к произведениям Пушкина. Ваша задача – узнать это произведение и назвать его. Подпишите листочки. Не забывайте ставить номер иллюстрации. На обсуждение каждой иллюстрации 30 секунд.
(Слайды № 16 - 20 без подписей и показываются с промежутком в 30 секунд) Слайды №16 – 20
Ведущий 2: Прошу команды сдать листочки с ответами.
Жюри подводит итоги 3 конкурса, но результаты не оглашаются.
Ведущий 2: А теперь давайте проверим себя, правильно ли вы назвали произведения, и в этом нам помогут зрители.
Ведущие опрашивают зрителей, и на экране в итоге появляются правильные ответы. (Слайды №21-25)
Слайд №26. Мозаика ассоциаций
Ведущий 1 обращается к другому Ведущему: … скажите, пожалуйста, а какие возникают у вас ассоциации со словом «Пушкин»?
Ведущий 2: Наверное… Петербург, осень, Лицей, солнце… А почему вы спрашиваете?
Ведущий 1: Следующий наш конкурс называется «Мозаика ассоциаций». Внимание, конкурс! Сейчас вы услышите слова-ассоциации с какими-то литературным произведением Пушкина. Ваша задача – узнать это произведение. Подпишите листочки. Не забывайте ставить номер ассоциации. На обсуждение каждой ассоциации отводится по 30 секунд.
Слайд №27. Ассоциации
Ведущий 2: Прошу сдать листочки… А теперь давайте проверим, правильно ли вы узнали произведение.
Ведущие опрашивают зрителей, и на экране в итоге появляются правильные ответы. (Слайды №28 - 31)
Слайд №32. Рассыпанный текст
Ведущий 1: В семье Пушкина почти все писали стихи: отец, дядя, старшая сестра, младший брат. Неудивительно, что любимым занятием поэта в детстве было чтение. Свою первую серьезную поэму Пушкин начал писать в 10 лет на французском языке. Но после сжег ее. Александр Пушкин обладал феноменальной памятью. Он мог пересказать стихи после первого прочтения.
Ведущий 2: Внимание, конкурс! Ребята, перед вами «рассыпанный» текст. Ваша задача – восстановить текст, приклейте строчки так, как они были у автора. У вас три минуты. Не забудьте подписать листки.
Ведущий 1 раздаёт тексты.
Учащиеся клеят на листки текст Пушкина и относят его на проверку жюри.
Ведущий 1: Прошу команды сдать листочки с ответами. (После того как работы сданы, появляется правильный текст. Жюри подводит итоги 5 конкурса, но результаты не оглашаются)
Слайд №33
Ведущий 2 читает стихотворение «Пущину»:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Слайд №34. Литературная шкатулка
Ведущий 1: Каждое непрочитанное произведение можно сравнить с тайной, секретом, с загадочной шкатулкой, которую хочется открыть.
Ведущий 2: Внимание, наш финальный конкурс! Сейчас ведущие будут доставать из «тайного» ящика предмет, который должен будет вызвать у вас ассоциацию с литературным произведением Тургенева. Ваша задача - узнать его. Записать название. Подпишите листочки. Не забывайте ставить номер предмета. На обсуждение каждого лота - 30 секунд.
Ведущий 2: Лот 1. Перстень. (30 секунд для обсуждения)
Ведущий 1. Лот 2. Яблоко. (30 секунд для обсуждения)
Ведущий 2. Лот 3. Орехи. (30 секунд для обсуждения)
Ведущий 1. Лот 4. Верёвка. (30 секунд для обсуждения)
Ведущий 2: Прошу команды сдать листочки с ответами.
Жюри подводит итоги 6 конкурса и всего конкурса в целом.
Ведущий 1: Теперь давайте вместе попробуем проверить, правильно ли вы ответили.
Ведущие и ребята ещё раз возвращаются к «тайному ящику» и называют произведение; если надо, дают пояснения.
Ведущий 2: Лот 1. Перстень. («Дубровский»)
Ведущий 1: Лот 2. Яблоко. («Сказка о мёртвой царевне»)
Ведущий 2: Лот 3. Орехи. («Сказка о царе Салтане»)
Ведущий 1: Лот 4. Верёвка. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
Слайд №35
Ведущий 1:
Вы попросили мой портрет,
Каков он есть в натуре.
Его рисует вам поэт
Пока в миниатюре.
Я — только юный озорник,
Сижу за партой школьной,
Но правду говорить привык
Без робости окольной.
Корплю я с горем пополам
Над грифельной доскою.
Люблю толпу — и смех и гам —
И не терплю покою.
Ведущий 2: Так довольно остроумно сказал Пушкин о себе. Итак, если жюри готово, мы заслушаем результаты. Слово предоставляется жюри.
Оглашаются итоги конкурса, награждение участников грамотами и призами.
Ведущий 1: Благодарим участников за интересную игру, жюри за кропотливую работу и зрителей за поддержку. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина для учащихся 7 класса
Викторина содержит вопросы по УНТ и творчеству великих русских писателей....
Литературная викторина для учащихся 5 классов «Знатоки сказок»
Цель: Развивать интерес к литературе; повышать мотивацию к изучению предмета; Совершенствовать навыки речевого высказывания; Развивать память, внимание, логику...
Литературная викторина для 5,6 классов
В игре принимают участие команды 5 и 6 классов.I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.1. В каком государстве жили герои многих русских н...
Литературная викторина для 9 - 10 классов
Материал можно использовать для подготовки к олимпиадам....
Сценарий музыкально-литературной композиции «Праздничный концерт к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне». Методическая разработка.
Сценарий представляет собой стройную музыкально -литературную композицию, охватывающую основные события войны 1941-1945гг. и объединенную одной мыслью: от горя войны к радости Победы. Содержит в...
«Он победил и время, и пространство»
Значение личности и творчества Пушкина для всей русской культуры в целом и для каждого из нас в отдельности кратко, но емко выразил литературный критик Аполлон Григорьев в 1859 году на страницах журна...
Материалы выступления "мысль семейная" в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Читательская конференция "Он победил и время, и пространство", посвященная 225-летию А.С. Пушкина
Основу жизни человека составляет счастливый семейный быт. Семья – это школа любви, школа жизненного опыта, школа духовного возрастания. Путь в семью – это путь к людям. Отсутствие душевной...