Программа внеурочной деятельности "Наука и жизнь",6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Программа предлагает шестиклассникам элементарные представления о научной деятельности и ее практической значимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauka_i_zhizn.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556
http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru
Рассмотрено на заседании МО учителей естественногоцикла протокол № 1 от 26 августа 2016 года Руководитель МО ______________И.В.Емельянова | Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 30 августа 2016 года | Согласовано: зам.директора по ВР _________________О.Ю.Тишина «01» сентября 2016 года | Утверждено и введено в действие приказом № 361 от 01 сентября 2016 года Директор школы: _______________В.И.Крюкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Наука и жизнь»
(основного общего образования)
Направление «Общеинтеллектуальное»
6 класс
Составитель: учитель биологии
Емельянова Ирина Васильевна
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Наука и жизнь» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- примерных программ внеурочной деятельности. Основное образование под редакцией В.А. Горского
- плана внеурочной деятельности 2016-2017 учебного года МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева»,
- программы формирования УУД;
- концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, 2011;
- положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Дмитриева».
Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся 6 класса, интересующихся элементарной научной проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: ·
-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-Целеполагать (ставить и удерживать цели); ·
-Планировать (составлять план своей деятельности); ·
-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); ·
-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; ·
-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Вот почему и появилась данная рабочая программа, актуальность которой очевидна:
1. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно — исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентноспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям: ·
реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания; ·
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества; ·
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи программы:
формирование представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
развитие познавательные потребности и способности, креативность.
Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий :беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии;
Структура курса, 6 класс (35 часов)
1.Научные исследования и наша жизнь.-1ч .
2.Что такое проекты. – 1ч
Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся старших классов.
3.Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
4.Что такое проблема. – 1ч.
Познакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Упражнения в выявлении проблемы.
5.Как выбрать тему проекта?-1ч.
Составление плана работы.
6.Утверждение темы проекта. Проект « Прорастание семян». – 2 ч
Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Дикорастущие и культурные растения. Особенности выращивания растений. Выбор и утверждение темы школьного проекта
7.Формулирование цели, задач исследования– 1ч.
Изучение готовых проектов. Упражнения по формулировке целей и задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
8. Знакомство с понятием «гипотеза» 1ч.
Развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Выдвижение гипотезы по выбранной теме.
9. Источники информации.- 3ч.
Знакомство с понятием « источник информации». Учимся работать с дополнительной информацией (библиотека, беседа с взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы). Экскурсия в библиотеку. Работа в библиотеке с каталогами
10.Ресурсы Интернета – 2ч.
Поиск информации в сети Интернет. Выбор материала для работы по теме проекта.
11. Библиография. – 1ч.
Составление аннотации к прочитанным источникам
12.Знакомство с методами и предметами исследования. -2 ч.
Эксперимент познания в действии.
13. Удивительный вопрос. -2ч
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Провести анкетирование родственников.
14. Анализ информации. Сбор и изучение информации по проекту.- 2ч.
Работа с различными источниками информации
15.Основная часть проекта.-2ч.
Правила оформления работы.
16. Заключение. 1ч.
Развитие умения делать выводы по проделанной работе.
17.Оформление приложения к работе.- 2ч.
Консультации и обработка собранных материалов.
18. Подготовка к публичной защите проекта.- 1ч.
Работа по составлению сообщения для защиты.
19. Оформление презентации.- 3ч.
Работа с презентацией по проекту.
20.Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 3ч.
Мини конференция по итогам исследований. Систематизировать и обобщить знания детей по курсу Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. Подготовка к публичной защите работы.
21.Анализ исследовательской деятельности. – 3ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Универсальными компетенциями учащихся на данном этапе общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Умение выдвигать гипотезы
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- Создавать рисунки в графическом редакторе;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Предполагаемая результативность курса
Личностные результаты
· осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты
Познавательные:
предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
1 | Научные исследования и наша жизнь. | 1 | |||
2 | Что такое проекты | 1 | |||
3 | Какими могут быть проекты? | 1 | |||
4 | Примеры проектов, отмеченных на конкурсах. | 1 | |||
5 | Что такое проблема. | 1 | |||
6 | Как выбрать тему проекта? | 1 | |||
7 | Утверждение темы проекта. | 1 | |||
8 | Проект « Прорастание семян». | ||||
9 | Формулирование цели, задач исследования | 1 | |||
10 | Знакомство с понятием «гипотеза» | 1 | |||
11 | Работа с источниками информации. | 1 | |||
12 | Работа с источниками информации. | 1 | |||
13 | Работа с источниками информации. | 1 | |||
14 | Работа с ресурсами Интернета | 1 | |||
15 | Работа с ресурсами Интернета | 1 | |||
16 | Что такое библиография? | 1 | |||
17 | Знакомство с методами и предметами исследования. | 1 | |||
18 | Знакомство с методами и предметами исследования. | 1 | |||
19 | Удивительный вопрос | 1 | |||
20 | Удивительный вопрос | 1 | |||
21 | Анализ информации. | 1 | |||
22 | Сбор и изучение информации по проекту. | 1 | |||
23 | Основная часть проекта | 1 | |||
24 | Основная часть проекта | 1 | |||
25 | Заключение. | 1 | |||
26 | Оформление приложения к работе. | 1 | |||
27 | Оформление приложения к работе. | 1 | |||
28 | Подготовка к публичной защите проекта. | 1 | |||
29 | Подготовка к публичной защите проекта. | 1 | |||
30 | Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. | 1 | |||
31 | Моя лучшая работа. | 1 | |||
32 | Моя лучшая работа. | 1 | |||
33 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |||
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов «Прыжок в прошлое: жизнь человека в доме и в мире»
Представленная программа внеурочной деятельности рассчитана на 3 года обучения (105 часов)5 класс: «Народный календарь»6 класс: «Славянская мифология и фольклор»7 класс: «Семейно-бытовые обряды ...
Программа внеурочной деятельности по биологии 9 класс "Линия жизни"
Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших органи...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся кадетских классов при реализации программы внеурочной деятельности «Камандарм» (5- 9 классы)
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств....
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...