Урок по теме" Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16.doc | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии
Тема урока: Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
обучение: сформировать знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности одноклеточных животных типа Жгутиконосцы и представителях колониальных организмов в связи со средой обитания
развитие: научить устанавливать причинные связи в строении животного и способом его питания на примере эвглены зеленой, развивать у учащихся умения планировать свою деятельность, работать с текстом параграфа (маркировать текст, выделять главные мысли, находить в тексте значение выделенных терминов).
воспитание: формировать у учащихся мотивацию к обучению и познавательной деятельности, учить соблюдать правила работы с микроскопами, выявлять эстетические достоинства простейших как объектов живой природы.
Ожидаемые результаты урока:
Предметные:
– называть и выделять существенные признаки строения и образа жизни животных типа Жгутиконосцы и особенности строения и образа жизни колониальных организмов
– отличать и сравнивать между собой по строению и процессам жизнедеятельности одноклеточных животных типа Корненожки и Жгутиконосцы, распознавать этих животных на рисунках и микропрепаратах
Метапредметные:
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение, устанавливать и раскрывать суть причинных связей между строением организма и способом его питания, между строением и образом жизни.
Личностные:
выражать собственную убеждённость и готовность изучать объекты живой природы, выражать эстетическое отношение к живым объектам.
Используемая технология: ИКТ, технология развития критического мышления
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, учебный диск, микроскопы, микропрепараты.
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Организационный момент. Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы. | Приветствуют учителя, сообщают отсутствующих. Деятельность учащихся мотивационная. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. | Личностные УУД Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Актуализация опорных знаний и способов действий | Входной контроль Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: Тип Корненожки и Фораминеферы Повторим предыдущий материал. Задание (приложение №1) | Воспроизводят имеющиеся знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших животных типа Кореножки Синтезируют имеющиеся знания. Опрос домашнего задания заканчивается составлением кластера (в центре слово Простейшие, от него слова – одна клетка, водная среда, гетеротрофы, бесполое | Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Стадия вызова – введение в проблему, актуализация знаний. | Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование ими целей урока | Цель: В ходе урока продолжим выяснять -так ли просты простейшие? Что бы вы хотели узнать о животных типа Жгутиконосцы? На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? Предлагает сформулировать вопросы, спланировать работу на уроке.
| Формулируют вопросы. Почему так называется этот тип? Как дышат,питаются и размножаются Жгутиконосцы? Какое строение имеют представители типа? Что такое колония? (Все вопросы записываются на доске. Это наши задачи) Планируют свою работу на уроке | Регулятивные УУД Умение ставить цель, планировать деятельность |
Стадия осмысления – изучение новой темы | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Организует деятельность учащихся: В учебнике на стр. 24-25 и рисунку 9 изучите материал о строении жгутиконосцев (бодо, эвглена зелёная), сравните их. Изучите схемы, иллюстрации в учебнике. Обращает внимание на особенности питания эвглены зелёной – эвглена это растение или животное? Организует работу с микроскопами Организует работу учащихся с рабочей тетрадью (Биология: 7 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В. Суматохин, М. : Мнемозина 2010.) задание №10 Организует чтение текста с пометками (инсерт) о особенностях строения и образе жизни колониальных организмов. Во время работы учащихся, по мере необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся, помогает с выполнением задания. | Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике, рассматривают под микроскопом микропрепараты простейших, читают текст и маркируют его. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативное УУД. Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Ответьте на вопросы в конце параграфа. Учитель предлагает учащимся изучить материал для заполнения таблицы в рабочей тетради на стр.11 задание №12 Во время работы учащихся, по мере необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся. | Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают текст учебника, анализируют информацию, делают записи в тетради. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение). |
Стадия Размышление | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Выходной контроль. Цель: проверить усвоение материала о особенностях строения и жизнедеятельности Жгутиконосцев Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы. Приложение №2 | Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание. | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
Этап включения в систему знаний и повторения | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности. | Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам) | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня. В соответствие с оценкой запишите домашнее задание в дневник: | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учитель организует рефлексию: Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. Просит продолжить предложения: Раньше не знал….. Было интересно….. Особенно запомнилось…. Предлагает составить синквейн о Простейших | Объявляют выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. | Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
Приложение №1
Фронтальный опрос
- Почему подцарство изучаемых животных называется Простейшие?
- Какова их среда обитания?
- Какой способ питания характерен этим животным?
- Какие типы входят в состав подцарства?
Индивидуальный опрос
- Объясните название типа Корненожки.
- Сделать рисунок амёбы протей на доске, рассказать о её строении.
- Форма тела амёбы непостоянная. Почему жесткая оболочка совершенно не нужна и даже вредна амёбе?
- Представьте себе, что человек создал робота, передвигающегося как амёба и свободно меняющего форму, как амёба. Какие функции может выполнять этот робот?
- Как дышит амёба?
- Размножение амёбы. Рассказ – комментарий видео слайда.
- Какими преимуществами обладает амёба образующая цисту от амёбы, цисту не образующей?
- Каковы особенности строения фораминифер? Что теряет и что приобретает амёба, поселившись в ажурной раковине фораминиферы?
- Из чего построена пирамида Хеопса? (сообщение)
Приложение №2
Задание 1. Верно ли суждение:
- Тело простейшего состоит из одной клетки.
- Простейшие обитают в водной и наземно – воздушной среде.
- Амеба протей передвигается с помощью жгутиков.
- В передвижении простейших играет роль сократительная вакуоль.
- У эвглены зелёной пищеварительные вакуоли не образуются.
- Кислород в цитоплазму простейшего поступает через всю поверхность тела.
- Жгутиконосец бодо при делении образует не две, а несколько особей.
- На стадии цисты происходит расселение простейших ветром и животными.
- Из раковин погибших фораминифер образовались отложения известняка.
Задание 2. Выпишите цифры, обозначающие признаки, характерные для этих животных:
амеба обыкновенная: ______________, эвглена зеленая: ______________
Признаки: 1. Микроскопически малые животные; 2. Есть ядро; 3. Есть оболочка; 4. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях; 5. Тело состоит из одной клетки; 6. Передвигается с помощью жгутика; 7. Есть цитоплазма; 8. Продукты распада удаляются через сократительную вакуоль; 9. Среда обитания жидкая; 10. Передвигаются с помощью ложноножек; 11. Может всасывать растворенные органические вещества; 12. На свету питается как зеленое растение, образуя органические вещества из неорганических.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Бесполое размножение организмов"
Урок по теме "Бесполое размножение организмов" в 9 классе по программе Н.И. Сонина....
Разработка урока по теме: "Индивидуальное развитие организма"
Цель урока: Создать условия для формирования знаний об этапах индивидуального развития организмов. Задачи: Образовательные: сформировать знания об основных стадиях эмбрионального периода развития жи...
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Конспект открытого урока по теме « Жгутиконосцы, инфузории».
Урок биологии в 7 классе на тему «Жгутиконосцы, инфузории», построен в соответствии с программой базового уровня изучения предмета «Животные» в общеобразовательных учреждениях, автором которой являетс...
Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Технологическая карта по теме "Многоклеточные и колониальные организмы"
Технологическая карта по биологии по теме "многоклеточные организмы" к учебнику Сухоруковой Л.Н. 5 класс. В ходе урока учащиеся работают по группам, выполняют тестовую работу....
Урок на тему «Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами.»
Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды....