ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
материал по биологии на тему

программа для спо профессия "Сварщик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_s-15.docx58.74 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КТСТ»

РЕКОМЕНДОВАНА

методической комиссией

КГБПОУ «КТСТ»

протокол № ____от «____» _____________  201      г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

___________________________/ Е.Д. Иванова

«______» ______________________201      г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

Профессия:

Составил преподаватель А.С. Тарасов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназна- чена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисци- плины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом тре- бований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 No06-259).

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей: получение фундаментальных знаний • о биологических системах (Клетка, Ор- ганизм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных пред- ставлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания; овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биоло- • гических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ- • ностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности • в необходимости познания живой природы, необходи- мости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной • жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других лю- дей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе. Программа учебной дисциплины «Биология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфи- ку программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образо-

вания в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — про- граммы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях орга- низации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития орга- низмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ве- дущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к реше- нию важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова- тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля про- фессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО естественно- научного профиля профессионального образования биология изучается более углу- бленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п.

При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования биология изучается в рамках учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего об- разования.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуро- сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучаю- щихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и ис- пользовать информацию из различных источников.

В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении биологии контролю не подлежит.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)1.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова- тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Биология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для про- фессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных • :

сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям - отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира; понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влия- - ния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприя- - тию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий -

аварий, катастроф, стихийных бедствий; обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской - и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; способность использовать приобретенные знания и умения в практической - деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других -

заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; метапредметных • :

осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание -

мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов при изучении учебной дисциплины «Биология» как профильной учебной дисциплины.

повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических - явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том - числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой - природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способ- ность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; умение - обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; способность применять биологические и экологические знания для анализа -

прикладных проблем хозяйственной деятельности; способность к самостоятельному проведению исследований, постановке - естественно-научного эксперимента, использованию информационных тех- нологий для решения научных и профессиональных задач; способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области -

биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); предметных • :

сформированность представлений о роли и месте биологии в современной на- - учной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; владение основополагающими понятиями и представлениями о живой при- - роде, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биоло- гической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми при - биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин- - формации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1.

Учение о клетке

17

Клетка  - элементарная живая система

13

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

2

Вирусы

2

2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

9

Размножение  - свойство живых организмов

6

Индивидуальное развитие организмов

3

3.

Основы генетики и селекции

10

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

4

Решение генетических задач

3

Закономерности изменчивости.

2

Селекция.

1

Итого за 1 полугодие:

36

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки.

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки.

Прокариотические и эукариотические клетки.

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом.

ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК.

Ген. Генетический код.

Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза.

Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез.

Постэмбриональное развитие

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем.

Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности.

Решение задач на дигибридное скрещивание

Взаимодействие генов

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Задачи на сцепленное с полом наследование

Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость.

Генетика – теоретическая основа селекции.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

  1. 1

  1. 2

  1. 3

  1. 4

Раздел 1.

  1. Тема 1

Содержание учебного материала

  1. 17

Учение о клетке

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Самостоятельная работа

. Подготовка реферата по теме:

  • Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
  • Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
  • Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
  • Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
  • Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
  • Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий.
  • Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
  • Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях.
  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

2. Нарисовать схемы строения растительной и животной клеток и основных

органоидов клетки.

3. Изучение вопроса фотосинтез и хемосинтез.

  1. Тема 1.2

Содержание учебного материала

  1. 9

Организм размножение и индивидуальное развитие организма

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме:

  • Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  • Половое размножение и его биологическое значение.
  • Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
  • Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение.  
  • Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных.
  • Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
  • Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Тема 2.

Содержание учебного материала

  1. 10

Генетика и селекция

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции.. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Практическая работа

Решение задач на дигибридное скрещивание

Задачи на сцепленное с полом наследование

Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме:

  • Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
  • Драматические страницы в истории развития генетики.
  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          
  • Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  • Центры многообразия и происхождения домашних животных.
  • Значение изучения предковых форм для современной селекции.
  • История происхождения отдельных сортов культурных растений.

2. Работа с учебником, составление конспекта по вопросу «Хромосомная теория

наследственности».

3.  Составление дидактической обобщающей таблицы «Основные закономерности изменчивости».


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Демонстрации

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

 

3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения  культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Практические работы

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений /Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; Под. ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 304 с.: ил. – ISBN 5-09-012011-0.
  2. Андреева Н.Д. Биология (базовый уровень) Мнемозина
  3. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. и    др. Биология (профильный уровень) Просвещение    
  4.    Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология (профильный уровень)   Дрофа          
  5. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень)                    Дрофа      
  6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,  Лощилина Т.Е. под ред. Пономаревой И.Н. Биология (базовый уровень) Вентана-Граф)
  7. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология базовый уровень) Академия
  8. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология (базовый уровень)  Дрофа
  9. .Биология: Животные:  Учеб. для 7-8 кл. сред. шк Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, А.С. Мончадскии и др.; Под. Ред. М.А. Козлова. -23-е изд. М.; Просвещение, 1998. 256с.; ил.
  10. Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 кл. сред. шк. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 256с.: ил.
  11. Лернер Г.И.Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс./ - М.: Аквариум, К.: ГИППВ, 2000.- 240с.
  12. Мишина Н.М. Задания для самостоятельной работы по общей биологии, 10 класс: Пособие для учащихся веч. и заоч. шк. -4-е., перераб. – М.: Просвещение, 1988. -112с.: ил.  
  13. Общая биология: Пос. для учителя/ Н.П. Дубинин, ДФ. Петров, К.Б. Булаева и др.; Под. ред. Н.П. Дубинина. – М.: Просвещение, 1988. – 336с., ил.
  14. Общая биология: учеб. для 9-10 кл. сред. шк./Ю.И.Полянский, А.Д,Браун, Н.М. Верзилин и др.; Под ред. Ю.И. Полянского. – 17-е., перераб. М.: Просвещение, 1987.- 287с.:ил.
  15. В.И.Фурсов Некоторые вопросы общей биологии. Пособие для учащихся 9-10 классов. Алма- Ата .Мектеп1999
  16. Биология в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. В,И. Сивоглазов.- М.: Просвещение, 1987. -224с. – ( Библиотека учителя биологии)
  17. Верзилин Н.М, и Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учеб. для студентов биол. Фак. Пед. ин- тов. М., Просвещение, 1982.
  18. Как преподавать общую биологию. Методическое пособие для учителей под ред. В.М, Корсунской, М, Просвещение, 1980
  19. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии, 10 класс: пособие для уч-ся веч. Шк. – 4-ое., перераб. – М.; Просвещение,1988. – 119с.
  20. Мягкова А.Н.., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя. -3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.- 287с., ил.
  21. Максимова В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии.- М.: Просвещение, 1987 – 192с.
  22. Теремов А.В.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 144с.
  23. Чернова Н.М. Общая биология для средних профтехучилищ: Учеб. пособие- М.: Высшая школа,1980.-207с., ил
  24. Энциклопедия для детей: Т.2. Биология.- 4-ое изд. испр.-М.: Аванта+, 1997.- 688с., ил..
  25. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю.- 3-е изд. Перераб., - М : Просвещение, 1985. – 208с.
  26. Жуков С.Г. Земли живой излом: Кн. Очерков – М.; Молодая гвардия,1989. – 237с.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контроль качества осуществляется в форме

- текущего контроля;

- промежуточного контроля.

При оценке устных ответов учитывается:

  • полнота знаний (количество воспроизведенных существенных признаков изученного);
  • системность (осознание связей между элементами знаний);
  • обобщенность (осознание общности связей между элементами знаний);
  • прочность (сохранение в памяти полученных знаний);

При оценке практических работ учитывается

  • полнота знаний (количество воспроизведенных существенных признаков изученного);
  • системность (осознание связей между элементами знаний);
  • обобщенность (осознание общности связей между элементами знаний);
  • действенность (применение знаний в конкретных условиях);
  • прочность (сохранение в памяти полученных знаний);

Тесты для контроля качества усвоения знаний и умений разрабатываются на 2 уровня, в соответствии с выделенным уровнем усвоения учебного материала.

Тестовые задания I-гo уровня дают возможность проверить умение учащихся выполнять деятельность по узнаванию ранее изученных учебных элементов.

Главной особенностью тестовых заданий I-гo уровня является наличие набора ответов, среди которых есть правильный (несколько правильных). Различают несколько разновидностей таких заданий (на опознание, различение, соотношение).

Тестовые задания II уровня дают возможность выявлять наличие у учащихся знаний - копий; умение воспроизводить информацию, применять ранее усвоенную в алгоритмической форме деятельность, решать типовые, Т.е. отработанные с учащимися задачи при наличии у учащихся справочного материала с алгоритмами их решении.


Оценка

Основные показатели оценки

Косвенные показатели, влияющие на оценку

Полнота, системность, прочность знаний

Обобщенность знаний

Проявление познавательного интереса, познавательной активности

1

2

3

5

5

Изложение полученных знаний в форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки1), самостоятельно исправляемые учащимися

Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов

Проявление познавательной активности, познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике, технологии; постоянное стремление выполнить более сложное задание

4

Изложение полученных знаний в форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки1), исправляемые учащимися по указанию преподавателя на ошибку

Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; в которых могут быть отдельные несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями

Проявление познавательной активности, познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике, технологии; эпизодическое желание выполнить более сложное задание

3

Изложение полученных знаний неполное, однако это не препятствует усвоению последующего программного материала; допускаются существенные ошибки2), исправляемые с помощью преподавателя

Затруднения при выделении существенных признаков изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов

Пассивность, созерцательный познавательный интерес к изучаемому предмету, новой технике, технологии, отсутствие стремления выполнить более сложное задание

2

Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя

Бессистемное выделение существенных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщение, вывод

Отсутствие внимания на уроке, интереса к избранной профессии

1

Полное незнание и непонимание учебного материала (учащийся не может ответить ни на один поставленный вопрос)

1) К несущественным ошибкам относятся ошибки, не ведущие к искажению содержания

2) К существенным ошибкам относятся ошибки, ведущие к искажению содержания


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Какое вещество относится к моносахаридам:

А) сахароза                                         В) крахмал

Б) глюкоза                                         Г) мальтоза

2.Основная функция углеводов:

А) строительная                                 В) регуляторная

Б) энергетическая                         Г) запасающая

3.Обширная группа жироподобных веществ, нерастворимых в воде:

А) белки

Б) липиды

В) углеводы

4.Сколько энергии выделяется  при расщеплении 1 г углеводов:

А).17,6 кДж

Б) 38,9 кДж

5.Какие полисахариды характерны для растительной клетки:

А) целлюлоза

Б) гликоген

В) хитин

6).Какие соединения являются мономерами белка:

А) жирные кислоты                         В) глюкоза

Б) аминокислоты                         Г) глицерин

7.Что продуцируется в результате процесса фотосинтеза:

А) белки

Б) углеводы

В) жиры

8.Какое вещество относится к дисахаридам:

А) сахароза                                 В) крахмал

Б) глюкоза                                         Г) гликоген

9.Основная функция жиров:

А) строительная                                 В) регуляторная

Б) энергетическая                         Г) запасающая

10.Сколько энергии выделяется  при расщеплении 1 г жира:

А).17,6 кДж

Б) 38,9 кДж

11.Какие полисахариды характерны для животной клетки клетки:

А) целлюлоза

Б) гликоген

В) крахмал

12.Какое соединение является мономером  крахмала:

А) жирные кислоты

Б) аминокислоты

В) глюкоза

Г) глицерин

13. Роль рибосом в синтезе белка заключается в:

        А) синтезе т РНК;                     В) росте цепи ДНК;

        Б) сборке полипептида;           Г) синтезе аминокислот.

14. Трансляция – это синтез:

        А) полипептидной цепи на рибосомах;        В) м РНК по матрице ДНК;

        Б) т РНК;                                                         Г) р РНК.

15. Кодоны т РНК комплементарны триплетам:

        А) р РНК;     Б) ДНК;      В) м РНК;    

16. Правило единообразия гибридов первого поколения проявится, если генотип одного из родителей аавв, а другого: 

А) ААВв    Б) АаВВ  В) ААВВ  Г) АаВв

17. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании?

 А) 1    Б) 2      В) 4     Г) 3

18. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак)

А)  АА х аа      Б)  Аа х Аа     В)  АА х Аа        Г)  Аа х аа

19. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление одного и того же признака, называют:

А) Аллельными  Б)  Доминантными  В) Рецессивными   Г) Сцепленными

20. Сколько пар альтернативных признаков, изучают при моногибридном скрещивании? 

А) 1    Б) 2      В) 4     Г) 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...