Рабочая программа основного общего образования по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
1.Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Автор составители: Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. Утверждено Министерством образования РФ. Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2007 г.
1. Программы для общеобразовательных учреждений «Биология к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина 5-11 класс» Москва Дрофа 2010 г.
2. Г.М.Пальдяева «Биология 5-9 класс Рабочие программы» Учебно- методическое пособие М. Дрофа 2013 г.
В данной рабочей программе были внесены следующие изменения:
1. Поменялось количество часов по разделам;
2. Вместо 7 лабораторных работ запланировалось – 6, так как нет необходимого учебного оборудования.
В связи с тем, что сократилось количество часов, изменилось и программно- тематическое планирование, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1,5 часа в неделю, итого рассчитана на 51 часа.
В классе интегрировано обучаются дети по СКОУ VII вида. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_klassintegririrovannoe_obuchenie.docx | 68.25 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Васильевка
муниципального района Безенчукский Самарской области
Рассмотрено Утверждаю
Школьным метод объединением Директор ГБОУ ООШ с.Васильевка
ГБОУ ООШ с.Васильевка муниц. района Безенчукский
муниц. района Безенчукский Самарской области
Самарской области ______________/Голованова Л.Н./
Протокол __________________
___________/Петракова Н.А/
Рабочая программа основного общего образования по биологии 6 класс
(1,5 часа в неделю, 51 час в год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Автор составители: Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. Утверждено Министерством образования РФ. Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2007 г.
1. Программы для общеобразовательных учреждений «Биология к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина 5-11 класс» Москва Дрофа 2010 г.
2. Г.М.Пальдяева «Биология 5-9 класс Рабочие программы» Учебно- методическое пособие М. Дрофа 2013 г.
Цель изучения учебного предмета.
Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:
- Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
- Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
- Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Общая характеристика учебного предмета.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. –М.: Дрофа, 2009. – 176с.;
Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Эти курсы разработаны по двум из основных линий биологического образования (авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров).
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина.
В данной рабочей программе были внесены следующие изменения:
- Поменялось количество часов по разделам;
- Вместо 7 лабораторных работ запланировалось – 6, так как нет необходимого учебного оборудования.
В связи с тем, что сократилось количество часов, изменилось и программно- тематическое планирование, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1,5 часа в неделю, итого рассчитана на 51 часа.
Результаты обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
- основные биологические и экологические понятия,
- иметь представление о биологии как науке,
- о клетке как единице живого,
- о способах питания и дыхания животных и растений,
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
- Общие признаки живого организма;
- Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
- причины и результаты эволюции;
- примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
- Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
- Деление клетки;
- Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
- Обмен веществ и превращение энергии;
- Особенности питания растительных организмов;
- Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
- Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
- Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
- Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
- Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
- Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
- Клетки, органы и системы органов растений;
- Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
- Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
- Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
- Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
- Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Поведения в природе;
- Здорового образа жизни человека;
- Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
- Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
- Использовать рисунки;
- Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Межпредметные связи
Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, анализ и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, строит классификацию на основе дихотомического деления ( на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов ( простых, сложных и т.п.) Преобразовывать информацию из одного вида в другой ( таблицу в текст и пр.)
Высчитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе ( определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
В классе интегрировано обучаются дети по СКОУ VII вида. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Программа предусматривает выполнение биологического эксперимента в полном объеме. Домашнее задание даётся в уменьшенном и облегчённом виде.
№ | Дата | Тема урока | Количество часов |
1 | Многообразие живых организмов, их основные свойства | ||
2 | Строение растительной клетки. Увеличительный прибор. | ||
3 | Строение животной клетки | ||
4 | Химический состав клеток | ||
5 | Деление клетки. Митоз. | ||
6 | Мейоз и его биологическое значение | ||
7 | Ткани растений | ||
8 | Ткани животных | ||
9 | Органы цветковых растений. Корень (внешнее и внутреннее строение) Л.Р. | ||
10 | Виды корней. Видоизменения корней. | ||
11 | Побег и почка строение и значение. Л.Р. | ||
12 | Почка зачаточный побег (листовая и цветочные почки) | ||
13 | Стебель как осевой орган побега. Л.Р. | ||
14 | Разнообразие и видоизменение стеблей. | ||
15 | Лист. Строение и функции. Л.Р. | ||
16 | Видоизменение листьев. | ||
17 | Цветок, его строение и значение. | ||
18 | Плоды. Строение разнообразие значение. Л.Р | ||
19 | Семя. Значение и разнообразие семян. Л.Р. | ||
20 | Органы и системы органов | ||
21 | Органы растений – единое целое. | ||
22 | Организм животных – единое целое. | ||
23 | Сущность понятия питания. Особенности питания растительного организма. | ||
24 | Почвенное питание растений | ||
25 | Фотосинтез – воздушное питание растений | ||
26 | Космическая роль зелёных растений. | ||
27 | Питание животных | ||
28 | Пищеварительные ферменты и их значение | ||
29 | Дыхание растений | ||
30 | Дыхание животных | ||
31 | Передвижение питательных веществ ( минеральных и органических ) в растении | ||
32 | Перенос веществ в организме животных | ||
33 | Выделение у растений. Листопад. | ||
34 | Выделение у животных. | ||
35 | Обмен веществ и энергии у растений и животных. | ||
36 | Скелет – опора организма. Л.Р | ||
37 | Движение | ||
38 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой. | ||
39 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой. | ||
40 | Рефлекс, инстинкт. | ||
41 | Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных | ||
42 | Бесполое размножение у растений | ||
43 | Половое размножение у растений | ||
44 | Половое размножение у животных | ||
45 | Рост и развитие растений | ||
46 | Особенности индивидуального развития цветкового растения | ||
47 | Рост и развитие животных. | ||
48 | Индивидуальное развитие животных | ||
49 | Среда обитания организмов. Экологические факторы. | ||
50 | Взаимосвязь живых организмов. Влияние деятельности организмов друг на друга. | ||
51 | Природные сообщества и экосистема |
№ урока | Тема урока | Колич. часов | Тип урока | Содержание урока | требование | требования к уч-ся 7 вида | Вид контроля | ||||
Тема: «Основные свойства живых организмов» ( 1ч.) Цель: Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях отличающих от неживой природы; углубить знания о клеточном строении растений | |||||||||||
1 (1) | Многообразие живых организмов, их основные свойства | 1 | Изучение новой темы. | Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. | Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. | Личностные Ценностное отношение к биологическим объектам Коммуникативные Уметь рассказывать о биологических объектах живой природы. Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника. | Рублика «Проверь свои знания» Оформить в тетради. | ||||
Тема: « Строение растительной и живой клетки» (2 ч.) Цель: Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях отличающих от тел неживой природы; углубить знания о клеточном строении растений. | |||||||||||
1 (2) | Строение растительной клетки. Увеличительный прибор. | 1 | Комбинированный | Клетка - элементарная частица живого. Строение растительного организма : клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. Увеличительные приборы: лупа, микроскоп | Называть признак живых организмов - клеточное строение Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять особенности строения ядра. Уметь пользоваться микроскопом. Готовить микропрепарат. | Личностные Бережное отношение к школьному лабор. оборудованию Коммуникативные Уметь пользоваться лупой, готовить микроскоп к работе и пользоваться им. Познавательные Знать устройство лупы, школьного микроскопа их значение в исслед. деятельности | . Конспект в тетради. | ||||
2 (3) | Строение животной клетки | 1 | Комбинированный | Клетка - элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. Вирусы- неклеточные формы жизни. | Называть признак живых организмов - клеточное строение Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять особенности строения ядра. Знать основные отличия строения растительной и животной клеток | Регулятивные Различать клетки растений и животных на рисунках. таблицах Коммуникативные Уметь работать с микроскопом, рассматривать готовые микропрепараты клеток, сравнивать, делать выводы Познавательные Отличать растительную клетку от животной клетки | Опрос Рублика «Проверь свои знания» | ||||
Тема: «Химический состав клеток» (1ч.) Цель Ознакомить учащихся с химическими составом клетки, её органическими и неорганическим веществами, значением воды и минеральных солей. | |||||||||||
1 (4) | Химический состав клеток | 1 | Комбинированный | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли) | Различать вещества клетки. Называть: вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки. |
. Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя. Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать и называть орг. и неорг вещ. входящие в состав клетки и их значение | Рублика «Проверь свои знания» Провести опыт с кусочком хлеба и йодом | ||||
Тема: «Деление клетки» (2 ч.) Цель: Ознакомить с делением клетки как основой её роста, развития и способа размножения | |||||||||||
1 (5) | Деление клетки. Митоз. | 1 | Комбинированный | Деление клетки как основа роста и развития живого организма. Митоз, сущность и биологическое значение | Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом. Распознавать и описывать стадии деления клетки | Личностные Бережное отношение к животным Регулятивные Уметь различать и называть изучаемые объекты биологических наук, Коммуникативные Уметь работать с дополнительно литературой устанавливать признаки живого | Опрос | ||||
2 (6) | Мейоз и его биологическое значение | 1 | Комбинированный | Мейоз деление половых клеток. Сущность процесса деления. | Отличие мейоза от митоза. Биологическое значение мейоза. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом. |
Личностные Бережное отношение к животным Регулятивные Уметь различать и называть изучаемые объекты биологических наук, Коммуникативные Уметь работать с дополнительно литературой устанавливать признаки живого | Рублика «Проверь свои знания» Опрос | ||||
Тема: «Ткани растений и животных.» (2 ч.) Цель Сформировать представление о тканях, показать особенности строения, расположения и функций растительных и животных тканей. | |||||||||||
1 (7) | Ткани растений | 1 | Изучение новой темы | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения | Давать определение понятию ткань, орган, система органов. Называть: •типы тканей растений; •функции тканей растений. Различать типы тканей растений Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать царства природы и их представителей Познавательные Знать ткани растений | Оформить в тетради. Опрос
| ||||
2 (8) | Ткани животных | 1 | Комбинированный | Строение животного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей житного (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная), их значение, особенности строения | Давать определение понятию ткань, орган, система органов. Называть: •типы тканей животных •функции тканей животных. Различать типы тканей животных Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать царства природы и их представителей Познавательные Знать ткани животных | Оформить в тетради. Опрос
| ||||
Тема: «Органы и системы органов» ( 12 ч.) | |||||||||||
1 (9) | Органы цветковых растений. Корень (внешнее и внутреннее строение) Л.Р. | 1 | Изучение новой темы | Значение корневой системы. Стержневая и мочковатая системы. Строение корня ( внешнее и внутреннее). | Знать строение, функции и значение корня. Различать корневые системы ( стержневую и мочковатую). Определять на растениях корневые системы. | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать вегетативные органы растений |
Конспект в тетрадях Опрос | ||||
2 (10) | Виды корней. Видоизменения корней. | 1 | Комбинированный | Корнеплоды и др. разнообразие видоизменений корней | Видоизменения корней. | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать вегетативные органы растений. Разнообразие корней | Конспект в тетрадях. Прорастить семя растения . | ||||
3 (11) | Побег и почка строение и значение. Л.Р. | 1 | Комбинированный | Побег надземная часть растения. Строение ( листо и почкорасположение). Видоизменеия побега: клубень, корневище, луковица. Рост растения вверх. | Знать органы цветкового растения( вегетативные и генеративные). Строение побега : узел, пазуха листа, междоузлие. Видоизменения побега . Отличат от видоизменений корня | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать вегетативные органы растений. Строение побега | Конспект в тетрадях Опрос | ||||
4 (12) | Почка зачаточный побег (листовая и цветочные почки) | 1 | Комбинированный | Листовая и цветочная почки строение, различия. | Знать строение почек, различать их на рисунках и таблицах. | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать вегетативные органы растений. Строение почки | Конспект в тетрадях Опрос
| ||||
5 (13) | Стебель как осевой орган побега. Л.Р. | 1 | Комбинированный | Строение стебля ( внешнее и внутреннее) Рост стебля в толщину. Отличие в строение травянистого и древесного растения. | Знать основные функции стебля: транспорт веществ, дыхание, размножение, опора. Строение стебля: кора, пробка, луб, камбий, древесина, сердцевина. | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать вегетативные органы растений. стебля |
Конспект в тетрадях Опрос | ||||
6 (14) | Разнообразие и видоизменение стеблей. | 1 | Комбинированный | Разнообразие и видоизменения стеблей: вьющиеся, ползучие, приподнимающиеся и тд. | Знать разнообразие и видоизменения стеблей. В связи с чем произошли изменения во внешнем виде стеблей | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать вегетативные органы растений. Разнообразие стеблей | Конспект в тетрадях Опрос | ||||
7 (15) | Лист. Строение и функции. Л.Р. | 1 | Комбинированный | Лист строение и значение. Простые и сложные листья. Отличия в строении листьев теневыносливых и светолюбивых растений | Знать строение листьев. Определять простые листья от сложных. Называть по таблицам, гербариям и рисункам листья у различных растений | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать вегетативные органы растений. Строение листа |
Конспект в тетрадях Опрос | ||||
8 (16) | Видоизменение листьев. | 1 | Комбинированный | Колючки, усики, иголки. | Уметь работать с гербарным материалом. Знать видоизменения листьев, причину образования видоизменений | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать вегетативные органы растений. Видоизменение листьев | Конспект в тетрадях Опрос | ||||
9 (17) | Цветок, его строение и значение. | 1 | Комбинированный | Цветок- генеративный орган цветкового растения. Его значение в половом размножении. Главные части цветка. | Знать строение цветка. Основные понятия: простои и двойной околоцветник, однодомное и двудомное растение. Находить части цветка на муляже. | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать генеративные органы растений. Строение цветка |
Конспект в тетрадях Опрос | ||||
10 (18) | Плоды. Строение разнообразие значение. Л.Р | 1 | Комбинированный | Плод генеративный орган цветкового растения. Разнообразие плодов. Строение плодов. | Знать строение плодов. Распознавать плоды на таблицах, картинках, муляжах. | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Знать генеративные органы растений. Строение плода |
Конспект в тетрадях Опрос | ||||
11 (19) | Семя. Значение и разнообразие семян. Л.Р. | 1 | Комбинированный | Однодольные и двудольные растения. Строение семени растений разных классов. | Знать строение семени однодольных и двудольных растений. Отличия между классами. Знать и определять растения кл. однодольные и двудольные | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Строение семени |
Конспект в тетрадях Рублика «Проверь свои знания» | ||||
12 (20) | Органы и системы органов | 1 | Обобщающий | Закрепление и повторение изученного материала. | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Органы цветкового растения | Оформление тетради | |||||
Тема: «Растения и животные как целостные организмы» (2 ч.) Цель: Сформировать представление о растениях и животных как о живых и целостных организмах. Взаимосвязь в строении и функциях. | |||||||||||
1 (21) | Органы растений – единое целое. | 1 | Комбинированный | Растение, целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. | Доказывать что организм -единое целое Характеризовать причины нарушения целостности организма. | Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы растений Познавательные Органы цветкового растения | Рублика «Проверь свои знания» Опрос | ||||
2 (22) | Организм животных – единое целое. | 1 | Комбинированный | Животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда. | Доказывать что организм -единое целое Характеризовать причины нарушения целостности организма. |
Личностные Ценное отношение к современ. Живым организмам Регулятивные Различать органы и системы органов животных Познавательные Органы животных | Рублика «Проверь свои знания» Опрос | ||||
Тема: «Питание и пищеварение» (6 ч.) Цель: раскрыть сущность понятия « питание, пищеварение». Особенности почвенного питания растительного организма и воздушного питания (фотосинтеза). Питание животных. | |||||||||||
1 (23) | Сущность понятия питания. Особенности питания растительного организма. | 1 | Изучение новой темы | Сущность понятия « питание». Виды почвы, удобрения: микро и макро элементы. | Знать и определять виды почвы их характеристики и и влияние почвы на питание растения. Удобрения: органические и минеральные | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя. Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать и называть способы питания у растений | Конспект в тетрадях | ||||
2 (24) | Почвенное питание растений | 1 | Комбинированный | Корневое питание. Значение корневого волоска, проводящих путей растения. Растения хищники, паразиты, симбионты | Строение проводящей зоны корня, и корневого волоска, сущность работы и значение корневого давления | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя. Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Значение почвы для растений | Конспект в тетрадях Опрос | ||||
3 (25) | Фотосинтез – воздушное питание растений | 1 | Комбинированный | Сущность процесса фотосинтеза. | Стадии процесса фотосинтеза, значение этого процесса для растения и других живых организмов | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя. Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Значение фотосинтеза | Конспект в тетрадях Опрос | ||||
4 (26) | Космическая роль зелёных растений. | 1 | Комбинированный | 1.Органические вещества 2. Передача энергии 3.Образование кислорода и усвоение угл. газа 4. Почвообразование | К.И.Тимирязев «Космическая роль растений» | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя. Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Космическая роль растений | Конспект в тетрадях Опрос | ||||
5 (27) | Питание животных | 1 | Комбинированный | Гетеротрофы, симбионты, паразиты, хищники, травоядные | Сущность процесса пищеварения у животных. | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя. Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать сущность питания у животных | Рублика «Проверь свои знания | ||||
6 (28) | Пищеварительные ферменты и их значение | 1 | Комбинированный | Ферменты их работа и значение | Строение пищеварительной системы, роль ферментов в процессе пищеварения | Познавательные Выделяют существенные признаки пищеварения. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. РегулятивныеУчатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Опрос Рублика «Проверь свои знания» | ||||
Тема: «Дыхание» ( 2 ч.) Цель: Особенности дыхания растений и животных ( одноклеточных и многоклеточных) | |||||||||||
1(29) | Дыхание растений | 1 | Изучение новой темы | Устьица, чечевички. Процесс дыхания у растений | Строение устичного аппарата и его работа. Отличие дыхания от фотосинтеза | Познавательные Выделяют существенные признаки дыхания Регулятивные Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. |
Конспект в тетради | ||||
2 (30) | Дыхание животных | 1 | Комбинированный | Клеточное дыхание, трахеи, жабры(наружные и внутренние), кожное дыхание, лёгочные мешки, легкие | Сущность процесса дыхание, разнообразие органов дыхания, эволюцию органов дыхания | Регулятивные Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные : Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Личностные Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во вне учебных видах деятельности. | Опрос Рублика «Проверь свои знания» | ||||
Тема: « Передвижение веществ в организме» ( 2 ч. ) Цель: Познакомить учащихся с транспортом веществ в растительном и животном организме ( беспозвоночных и позвоночных). Показать значение этого процесса для живых организмов. | |||||||||||
1 (31) | Передвижение питательных веществ ( минеральных и органических ) в растении | 1 | Изучение новой темы | Восходящий ток, Нисходящий ток, ситовидные трубки, сосуды древесины | Транспорт веществ по стеблю, двудольных и однодольных растений | Познавательные: Раскрывают роль проводящей системы у растений и кровеносной системы у животных организмов. Регулятивные : Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные : Составляют план и последовательность действий. | Рублика «Проверь свои знания Опрос | ||||
2 (32) | Перенос веществ в организме животных | 1 | Комбинированный | Кровеносная система, вены, артерии, сердце, строение крови, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты | Передвижение крови по сосудам, роль крови в процессе дыхания | Познавательные: Раскрывают роль проводящей системы у растений и кровеносной системы у животных организмов. Регулятивные : Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные : Составляют план и последовательность действий. | Рублика «Проверь свои знания» | ||||
Тема: «Выделение» ( 3 ч.) Цель: Познакомить учащихся с выделением веществ как важным процессом для жизнедеятельности организмов, с продуктами распада растений и животных, способами удаления ненужных веществ из организма и роль этого процесса в их жизни. | |||||||||||
1 (33) | Выделение у растений. Листопад. | 1 | Изучение новой темы | Устьица, гидатоды, листопад | Выделение у растений, сущность и значение листопада | Познавательные : Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные : Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Рублика «Проверь свои знания | ||||
2 (34) | Выделение у животных. | 1 | Комбинированный | Сократительные вакуоли, нефридии. мальпигиевые сосуды, почки, зелёные железы | Органы выделения у животных. | Познавательные : Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные : Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Рублика «Проверь свои Опрос знания» | ||||
3 (35) | Обмен веществ и энергии у растений и животных. | 1 | Комбинированный | Гомойотермные, пойкилотермные(теплокровные, холоднокровные), фотосинтез, дыхание у растений | Обмен веществ у растений и животных сущность и значение процесса | Познавательные : Определяют значение выделения в жизни живых организмов. . Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Регулятивные : Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Опрос | ||||
Тема: « Опора и движение» ( 2 ч.) Цель: Сформировать представление об опорной системе живых организмов и показать её значение в жизни организмов. Строение ОДС. Познакомить с понятием « движение» | |||||||||||
1 (36) | Скелет – опора организма. Л.Р | 1 | Изучение новой темы | Наружный и внутренний скелет, связки, сухожилия, строение костей, механическая ткань у растений | Строение скелета у различных животных отличия и значение наружного и внутреннего скелета | Познавательные Скелет – опора организма Регулятивные : Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Опрос Рублика «Проверь свои знания» | ||||
2 (37) | Движение | 1 | Комбинированный | Реснички, жгутики, мышечная деятельность, плавники, реактивное движение, подъёмная сила, стопоходящие, пальцеходящие, копытные, движение у растений | Органы движения, строение, эволюция, разнообразие. | Познавательные Движение у растений и животных Регулятивные : Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Рублика «Проверь свои знания» Опрос | ||||
Тема: Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Цель: Познакомить с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой; с особенностью этого процесса; с работой органоидов одноклеточного организма; с ролью Н.С. в регуляции процессов. | |||||||||||
1(38) | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой. | 1 | Изучение новой темы | Раздражимость, чувствительность, нервная и гуморальная регуляция | Виды регуляции отличия и значения | Познавательные : раздражимость у растений Регулятивные : Осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные : Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Рублика «Проверь свои знания Опрос | ||||
2 (39) | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой. | 1 | Комбинированный | Нервная система, нервные узлы, спинной и головной мозг | Строение, значение и эволюция нервной системы. | Познавательные : раздражимость у животных Регулятивные : Осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные : Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Рублика «Проверь свои знания Опрос | ||||
3 (40) | Рефлекс, инстинкт. | 1 | Комбинированный | Рефлекс, инстинкт | Условный и безусловный рефлекс | Познавательные : Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Регулятивные : Осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные : Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Рублика «Проверь свои знания | ||||
4 (41) | Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных | 1 | Комбинированный | Гормоны, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная, половые железы | Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений | Познавательные Роль гормонов в гуморальной регуляции организма Регулятивные : Осознают качество и уровень усвоения. Изученного материала | Рублика «Проверь свои знания» | ||||
Тема: « Размножение» ( 3 ч.) Цель: Размножение организмов, разнообразие способов размножения, особенности бесполого и полового размножения. Биологическое значение размножения. | |||||||||||
1(42) | Бесполое размножение у растений | 1 | Изучение новой темы | Вегетативное размножение ( клубни, усы, черенки, луковицы, лист, побег, корень), спорообразование | Виды бесполого размножения, значение бесполого размножения. | Познавательные: Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Опрос | ||||
2 (43) | Половое размножение у растений | 1 | Комбинированный | Тычинка, пестик, семязачаток, двойное оплодотворение, ветроопыляемые, насекомоопыляемые, самоопыляемые | Половое размножение у растений, опыление, двойное оплодотворение Навашин | Познавательные: Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности полового размножения. Объясняют значение полового размножения. Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Опрос | ||||
3(44) | Половое размножение у животных | 1 | Комбинированный | Половой деморфизм , половые клетки (гаметы) гермафродиты, партеногенез, оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение | Половое размножение, оплодотворение | Познавательные: Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности полового размножения. Объясняют значение полового размножения. Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Рублика «Проверь свои знания» | ||||
Тема: « Рост и развитие» ( 4 ч.) Раскрыть понятие « рост» и « развитие» организма, выявить особенности индивидуального развития. Индивидуальное развитие – зародышевое развитие. | |||||||||||
1(45) | Рост и развитие растений | 1 | Изучение новой темы | Споры, семена | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. | Познавательны Развитие растений из спор и семян Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Опрос Рублика «Проверь свои знания | ||||
2(46) | Особенности индивидуального развития цветкового растения | 1 | Комбинированный | Зигота, зародыш, стадии: детства, зрелость, старость | Особенности развития растительного организмов. Развитие зародыша . | Познавательны Развитие проростка Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, |
Рублика «Проверь свои знания» | ||||
3 (47) | Рост и развитие животных. | 1 | Комбинированный | Дробление, бластула, гаструла, нейрула, органогенез | Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). | Познавательны Дробление, развитие зародыша Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Опрос | ||||
4 (48) | Индивидуальное развитие животных | 1 | Комбинированный | Прямое и непрямое развитие, метаморфозы | Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие | Познавательны Прямое и непрямое развитие (неполное и полное Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, |
Рублика «Проверь свои знания» | ||||
Тема: « Организм и среда обитания» ( 2ч.) Цель: Раскрыть понятие среда обитания организмов; выяснить её экофакторы; показать влияние неживой природы на организм. | |||||||||||
1 (49) | Среда обитания организмов. Экологические факторы. | 1 | Изучение новой темы | Экология, абиотический, биотический, антропогенный факторы | Различные экологические факторы влияние их на живой организм | Регулятивные Знать три среды обитания Познавательные Знать чем отличаются друг от друга среды обитания | Опрос Рублика «Проверь свои знания» | ||||
2(50) | Взаимосвязь живых организмов. Влияние деятельности организмов друг на друга. | 1 | Изучение новой темы | Паразитизм, симбиоз, нейтрализм, хищничество, квартиранство, коменсализм | Взаимосвязь живых организмов. Влияние деятельности организмов друг на друга. | Личностные Дорожить и ценить разнообразие организмов на нашей планете Познавательные Знать о причинах исчезновения представителей животного и растительного мира нашей планеты | Опрос Рублика «Проверь свои знания» | ||||
Тема: «Природные сообщества» (1ч.) Цель: Раскрыть понятие « природное сообщество» выяснить его особенные компоненты, сложности их взаимодействий. | |||||||||||
1 (51) | Природные сообщества и экосистема | 1 | Изучение новой темы | Биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, экоситема, цепи питания | Разнообразие естественных и искусственных сообществ и экосистем | Личностные Сохранять растительный покров нашей планеты. Познавательные Знать о причинах исчезновения представителей животного и растительного мира нашей планеты | Рублика «Проверь свои знания |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
· Поурочная проверка знаний, лабораторно - практические работы с раздаточным и гербарным материалом, работа с микроскопом, с учебными таблицами, с дополнительной литературой, итоговая проверка по разделам, по полугодиям, сдача зачетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования по биологии 6- 9 классы.
Рабочая программа по биологии....
Рабочая программа основного общего образования 7-9 класс 210 часов
Рабочая программа по физике основного общего образования для 7-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего обра...
Рабочая программа основного общего образования по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к резу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по биологии
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Биология&raqu...
Рабочая программа основного общего образования по биологии 9 класс
Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса биологии основного общего образования в полном объеме....
Рабочая программа основного общего образования на 7 класс
Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья н...
Рабочая программа основного общего образования на 8 класс
Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья н...