Рабочая программа основного общего образования по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, примерных программ основного общего образования, программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы». Линейный курс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров - М.: Дрофа, 2013.
Рабочая программа адаптирована для обучения детей ЗПР VII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_kl_integrirovannooe_obuchenie.docx | 96.13 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Васильевка
муниципального района Безенчукский Самарской области
Рассмотрено Утверждаю
Школьным метод объединением Директор ГБОУ ООШ с.Васильевка
ГБОУ ООШ с.Васильевка муниц. района Безенчукский
муниц. района Безенчукский Самарской области
Самарской области ______________/Голованова Л.Н./
Протокол __________________
___________/Петракова Н.А/
Рабочая программа основного общего образования по биологии 8 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, примерных программ основного общего образования, программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы». Линейный курс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров - М.: Дрофа, 2013.
Рабочая программа адаптирована для обучения детей ЗПР VII вида
Основа содержания учебного предмета
Цель: овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения,
умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
Задачи курса
Обучения:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей
- обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии в соответствии со стандартом биологического образования (через систему уроков)
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий)
- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы)
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Научить обучающихся использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценке последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Курс направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 8 класса предусматривает 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Общая характеристика процесса изучения предмета
Методы, формы и средства обучения
Общеклассные формы: урок, собеседование, практическая работа, программное обучение.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения.
Формы текущего и итогового контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (проектов, моделирование объектов)
Межпредметные и внутрипредметные связи
Учебная дисциплина биология «Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» имеет следующие межпредметные связи с экологией в форме интегрированных уроков. С органической химией – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их химические свойства. С физикой - ионизирующее излучение.
УМК: Сонин Н.И., Захаров В.Б. «Биология. Многообразие живых организмов. Животные» 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2016».
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» / Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.
Результаты освоения программы по предмету
Личностные результаты освоения учебного предмета
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научиться:
- распознавать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, животных своего региона;
- раскрывать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и - объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,
Содержание курса.
Раздел 1. Царство Животные 52 часа
Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных 2 часа
Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности, животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация: Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные и практические работы: Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные 4 часа
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация: Схемы, строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторные и практические работы: Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные 2 часа
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация: Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 1.4. Кишечнополостные 2 часа
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторные и практические работы: Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.
Тема 1.5. Тип Плоские черви 2 часа
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация: Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные и практические работы: Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 1.6. Тип Круглые черви 2 часа
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
Лабораторные и практические работы: Жизненный цикл человеческой аскариды.
Демонстрация: Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 1.7. Тип Кольчатые черви 2 часа
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация: Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторные и практические работы: Внешнее строение дождевого червя.
Тема 1.8. Тип Моллюски 2 часа
Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация: Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторные и практические работы: Внешнее строение моллюсков.
Тема 1.9. Тип Членистоногие 6 часов
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация: Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразных. Схемы строения насекомых различных отрядов. Схемы строения многоножек.
Лабораторные и практические работы: Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих*.
Тема 1.10. Тип Иглокожие 1 час
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи. Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация: Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные 1 час
Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные, ланцетник: особенности его организации и распространения.
Демонстрация:Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы 4 часа
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация: Многообразие рыб. Схемы строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторные и практические работы: Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни*.
Тема 1.13. Класс Земноводные 4 часа
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация: Многообразие амфибий. Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторные и практические работы: Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни*.
Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся 4 часа
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация: Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.
Лабораторные и практические работы: Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.
Тема 1.15. Класс Птицы 4 часа
Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие. Бескилевые, или Бегающие. Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация: Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные и практические работы: Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.
Тема 1.16. Класс Млекопитающие 6 часов
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация: Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы: Изучение внутреннего строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
Тема 1.17. Основные этапы развития животных 2 часа
Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.
Лабораторные и практические работы: Анализ родословного древа Царства Животные.
Демонстрация: Схемы организации ископаемых животных всех известных систематических групп.
Тема 1.18. Животные и человек 2 часа
Значение животных в природе и жизни человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.
Демонстрация: Использование животных человеком.
Раздел 2. Вирусы 2 часа
Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов 2 часа
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация: Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Раздел 3. Экосистема 10 часов
Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы 2 часа
Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.
Демонстрация: Схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм. Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах.
Лабораторные и практические работы: Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян.
Тема 3.2. Экосистема 2 часа
Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Демонстрация: Экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы.
Лабораторные и практические работы: Анализ цепей и сетей питания.
Тема 3.3. Биосфера — глобальная экосистема 2 часа
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.
Демонстрация: Схемы и таблицы, демонстрирующие границы биосферы, её компоненты.
Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере 2 часа
Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.
Демонстрация: Схемы круговоротов веществ в природе с участием живых организмов.
Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере 2 часа
Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.
Демонстрация: Виды почв, полезные ископаемые биогенного происхождения.
Резервное время — 4 ч. Повторение
Календарно – тематическое планирование
Раздел 1. Царство Животные 52 часа
Планируемые результаты:
Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению.
Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу.
Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Авторская программа основного общего образования по биологии, 7 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 8 классе выделяется 68 часов из федерального компонента. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Колич. часов | Дата |
1 | Зоология-наука о царстве Животные | 1 | |
2 | Классификация животных. Основные систематические группы животных | 1 | |
3 | Общая характеристика простейших. Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые | 1 | |
4 | Класс Жгутиковые | 1 | |
5 | Тип Инфузории | 1 | |
6 | Значение простейших в природе и жизни человека | 1 | |
7 | Общая характеристика многоклеточных животных | 1 | |
8 | Простейшие многоклеточные - губки | 1 | |
9 | Внешнее строение и образ жизни кишечнополостных | 1 | |
10 | Клеточное строение тела и жизнедеятельность кишечнополостных | 1 | |
11 | Особенности строения плоских червей | 1 | |
12 | Многообразие и значение плоских червей | 1 | |
13 | Особенности строения круглых червей | 1 | |
14 | Многообразие и значение круглых червей | 1 | |
15 | Особенности строения и жизнедеятельности Кольчатых червей. Многощетинковые | 1 | |
16 | Многообразие Кольчатых червей, Малощетинковые. Дождевой червь. | 1 | |
17 | Особенности организации Моллюсков, их происхождение. | 1 | |
18 | Многообразие Моллюсков, значение их в природе | 1 | |
19 | Особенности строения и жизнедеятельности Членистоногих, класс Ракообразные. | 1 | |
20 | Многообразие Ракообразных, их роль в природе | 1 | |
21 | Класс «Паукообразные», особенности строения и жизнедеятельности | 1 | |
22 | Многообразие Паукообразных, их роль в природе. | 1 | |
23 | Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | |
24 | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | 1 | |
25 | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие роль в природе. | 1 | |
26 | Особенности организации хордовых, бесчерепных животных | 1 | |
27 | Общая характеристика подтипа Черепные, надкласса Рыбы | 1 | |
28 | Внутреннее строение костной рыбы | 1 | |
29 | Размножение и развитие рыб. Миграции. Инстинкты. | 1 | |
30 | Основные систематические группы рыб | 1 | |
31 | Общая характеристика класса Земноводные. Внешнее строение. | 1 | |
32 | Внутреннее строение лягушки. | 1 | |
33 | Размножение и развитие земноводных. Происхождение. | 1 | |
34 | Многообразие земноводных, их значение | 1 | |
35 | Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета ящерицы | 1 | |
36 | Особенности внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение и развитие. | 1 | |
37 | Многообразие пресмыкающихся | 1 | |
38 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся | 1 | |
39 | Класс Птицы. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных | 1 | |
40 | Особенности организации птиц связанные с полётом. | 1 | |
41 | Размножение и развитие птиц. Значение птиц и их охрана. Происхождение | 1 | |
42 | Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. | 1 | |
43 | Общая характеристика класса Млекопитающие Особенности внешнего строения | 1 | |
44 | Особенности внутреннего строения млекопитающих | 1 | |
45 | Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления | 1 | |
46 | Многообразие млекопитающих. (Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные) | 1 | |
47 | Многообразие млекопитающих. (Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматые) | 1 | |
48 | Домашние млекопитающие | 1 | |
49 | Историческое развитие животного мира, доказательства | 1 | |
50 | Основные этапы развития животного мира на Земле | 1 | |
51 | Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете | ||
52 | Роль животных в экосистемах | 1 | |
53 | Общая характеристика вирусов | 1 | |
54 | Значение вирусов | 1 | |
55 | Абиотические и биотические факторы среды. | 1 | |
56 | Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. | 1 | |
57 | Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. | 1 | |
58 | Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. | 1 | |
59 | Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. | 1 | |
60 | Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. | 1 | |
61 | Биотические круговороты. Круговорот воды, углерода. | 1 | |
62 | Круговорот азота, фосфора и серы. | 1 | |
63 | Природные ресурсы и их использование | 1 | |
64 | Природные ресурсы и их использование | 1 | |
65 | Подцарство Одноклеточные животные. | 1 | |
66 | Черви, членистоногие | 1 | |
67 | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся Птицы, млекопитающие | 1 | |
68 | Вирусы, Экосистема | 1 |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Требования к уровню подготовки | требования к уч-ся 7 вида | Вид контроля | |||||
Тема: Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных. (2 ч) Цель: Создать представление о царстве животных- группе организмов с гетеротрофным типом питания, особенностями их строения и приспособлениями к условиям окружающей среды. Систематикой животных. Разнообразием видов, значением в природе и в жизни человека | ||||||||||||
1 (1) | Зоология-наука о царстве Животные | 1 | Изучение новой темы | Общая характеристика животных | Знать:историю развития биологии, царства органического мира, основные биологические науки. Понимать: значение зоологии для современных людей. Уметь: пояснять что будет изучаться в данном курсе, указывать признаки растений и животных | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
2 (2) | Классификация животных. Основные систематические группы животных | 1 | Изучение новой темы | Систематика, вид, род, отдел, семейство | Знать: основные таксономические единицы животного мира. Понимать: значение классификации. Уметь: сравнивать классификацию растений и животных | Личностные Ценное отношение к биологическим объектам. Коммуникативные Уметь рассказывать о биологических объектах живой природы Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
Тема: Подцарство Одноклеточные животные. (4 ч.) Цель: Ознакомить с многообразием простейших, происхождением, общими свойствами. Особенностями строения, жизнедеятельности, значениями в природе и для человека. | ||||||||||||
1 (3) | Общая характеристика простейших. Тип Саркожгутиконосцы Класс Саркодовые | 1 | комбинированный | Строение простейших корненожек, цитоплазма, ядерное вещество, включения. | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность простейших, корненожек. Понимать: значение простейших в природе. Уметь: схематично изображать амёбу и объяснять её строение | Личностные Ценное отношение к биологическим объектам. Коммуникативные Уметь рассказывать о биологических объектах живой природы Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
2 (4) | Класс Жгутиковые | 1 | комбинированный | Разнообразные формы саркодовых, питание, размножение. паразиты, симбионты, патогенные корненожки | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность простейших, саркодовых. Понимать: значение простейших в природе. Уметь: схематично изображать эвглену зелёную и объяснять её строение | Личностные Ценное отношение к биологическим объектам. Коммуникативные Уметь рассказывать о биологических объектах живой природы Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
3 (5) | Тип Инфузории | 1 | Л. р. 1 Строение и передвижение инфузории туфельки | Строение простейших типа Ресничные | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность простейших, корненожек. Понимать: значение простейших в природе. Уметь: схематично изображать инфузорию и объяснять её строение | Личностные Ценное отношение к биологическим объектам. Коммуникативные Уметь рассказывать о биологических объектах живой природы Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | Тематический, тестовый | |||||
4(6) | Значение простейших в природе и жизни человека | 1 | Л. р. 2 Разнообразие простейших | Значение простейших в природе и жизни человека. Тип Споровики | Знать: типы простейших, значение простейших в природе и жизни человека. Понимать: необходимость меры борьбы с паразитическими одноклеточными животными. Уметь: объяснять схему развития малярийного плазмодия | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
Тема: Подцарство Многоклеточные животные (2 часа) Цель: Многоклеточные животные особенности организации, основные представители. | ||||||||||||
1 (7) | Общая характеристика многоклеточных животных | 1 | Изучение новой темы | Признаки подцарства многоклеточных животных. Строение и разнообразие многоклеточных животных . | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность многоклеточных животных. Понимать: значение животных в природе. Уметь: объяснять их строение. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | Лаб. раб | |||||
2 (8) | Простейшие многоклеточные - губки | 1 | Комбинированный | Особенности строение губок | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность губки. Понимать: значение губок в природе. Уметь: схематично изображать губку и объяснять её строение | Личностные Ценное отношение к биологическим объектам. Коммуникативные Уметь рассказывать о биологических объектах живой природы Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | Лаб.раб. | |||||
Тема: Кишечнополостные (2 часа) Цель: Ознакомить с характерными признаками представителей типа Кишечнополостные, отличающими их от других типов животных , с многообразием видов, средой обитания, приспособлениями к жизни, ролью в природе и в жизни человека. | ||||||||||||
1 (9) | Внешнее строение и образ жизни кишечнополостных | 1 | Изучение новой темы и первичное закрепление изученного | Признаки лучевой симметрии, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность кишечнополостных, класс Гидроидные и Сцифоидные медузы. Коралловые полипы. Понимать: значение кишечнополостных в природе. Уметь: приводить примеры различных представителей кишечнополостных | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
2 (10) | Клеточное строение тела и жизнедеятельность кишечнополостных | 1 | Изучение новой темы и первичное закрепление изученного | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок Размножение половое и бесполое, почкование регенерация | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность пресноводной гидры Понимать: значение кишечнополостных в природе. Уметь: схематично изображать гидру и объяснять её строение | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | Лаб.раб | |||||
Тема: Тип Плоские черви (2 часа) Цель: | ||||||||||||
1 (11) | Особенности строения плоских червей | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Признаки типа Плоские черви: трёхслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов ( пищеварительной, выделительной, половой, нервной) | Называть системы органов Плоских червей, органы их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Знать последовательность этапов цикла развития печёночного сосальщика. | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Строение плоских червей | фронтальный | |||||
2 (12) | Многообразие и значение плоских червей | 1 | комбинированный | Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в природе и в жизни человека. | Распознавать и описывать плоских червей паразитов. Выявлять приспособление плоских червей к паразитизму | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Многообразие плоских червей | Фронтальный, тестовый | |||||
Тема:Тип Круглые черви (2 часа) | ||||||||||||
1 (13) | Особенности строения круглых червей | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. | Распознавать и описывать животных принадлежащих к типу Круглые черви. | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Строение круглых червей | фронтальный | |||||
2(14) | Многообразие и значение круглых червей | 1 | Изучение и первичное закрепление | Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность паразитических и свободноживущих круглых червей. Понимать: значение паразитических червей в природе и жизни человека. Уметь: приводить примеры представителей круглых червей | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать распространённость и роль в биоценозах, экологическая роль и медицинское значение | фронтальный | |||||
Тема Тип Кольчатые черви (2 часа) | ||||||||||||
1 (15) | Особенности строения и жизнедеятельности Кольчатых червей. Многощетинковые | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Образ жизни . особенности строения Многощетинковых червей. Вторичная полость. Кровеносная система | Распознавать и описывать животных принадлежащих к типу Кольчатые черви. Выявлять особенности строения Кольчатых червей | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Многообразие кольчатых червей | фронтальный | |||||
2(16) | Многообразие Кольчатых червей, Малощетинковые. Дождевой червь. | 1 | Л. р. 3 , 4 Внешнее строение дождев. червя. Внутреннее строение дож. червя | Образ жизни и особенности строения малощетинковых. Значение полихет в природе | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность дождевого червя. Понимать: значение дождевого червя в природе и жизни человека. Уметь: наблюдать за поведением дождевого червя. | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Многообразие кольчатых червей | Фронтальный, тестовый | |||||
Тема: Тип Моллюски (2 часа) | ||||||||||||
1 (17) | Особенности организации Моллюсков, их происхождение. | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела) Строение раковины. | Распознавать и описывать животных типа моллюски. Называть системы органов и их функции. Описывать стадии развития моллюсков | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Строение моллюсков | фронтальный | |||||
2 (18) | Многообразие Моллюсков, значение их в природе | 1 | Л. р. 5 Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков | Многообразие и практическое значение, роль в природе. Способы питания и Урок изучение и первичного закрепления изученного материала передвижения | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль в природе и жизни человека | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Многообразие кольчатых червей | индивидуальный | |||||
Тема: Тип Членистоногие 6 часов | ||||||||||||
1 (19) | Особенности строения и жизнедеятельности Членистоногих, класс Ракообразные. | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Система внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая | Распознавать животных типа Членистоногие. Объяснять их происхождение и строение. Выделять признаки животных | Регулятивные Строение членистоногих Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать об особенностях ракообразных | Лаб. Раб, фронтальный | |||||
2(20) | Многообразие Ракообразных, их роль в природе | 1 | Комбинированный | Разнообразие представителей класса Ракообразные | Называть системы органов и их функции. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль в природе и в жизни человека. | Регулятивные Строение членистоногих Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать многообразие ракообразных | Индивидуальный, тестовый | |||||
3(21) | Класс «Паукообразные», особенности строения и жизнедеятельности | 1 | Комбинированный | Образ жизни строение; отсутствие усиков, 4 пары ног, органы дыхания наземного типа. Отделы тела ( головогрудь, брюшко) Система органов внутреннего строения. Значение паукообразных | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паукообразных. Выявлять приспособления к среде обитания и образу жизни. | Регулятивные Строение членистоногих Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать об особенностях паукообразных | фронтальный | |||||
4(22) | Многообразие Паукообразных, их роль в природе. | 1 | Комбинированный | Клещи, скорпионы. Строение и значение. | Знать представителей класса, признаки по которым объединяют животных в этот класс. Меры защиты от энцефалита | Регулятивные Строение членистоногих Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать многообразие паукообразных | тестовый | |||||
5(23) | Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Образ жизни и особенности внешнего строения: Разнообразие ротового аппарата Развитие насекомых прямое и непрямое ( полное превращение и неполное) | Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов и их функции. Выявлять приспособления к среде обитания и образу жизни | Регулятивные Строение членистоногих Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать строение насекомых | фронтальный | |||||
6 (24) | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | 1 | Комбинированный | Многообразие насекомых. Значение в природе и в жизни человека | Приводить примеры редких и охраняемых насекомых. Описывать представителей отрядов. Объяснять роль в природе и в жизни человека. | Регулятивные Строение членистоногих Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать многообразие насекомых | Индивидуальный, поисковый | |||||
Тема: Тип Иглокожие (1 час) | ||||||||||||
1 (25) | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие роль в природе. | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека | Распознавать представителей иглокожих. Называть системы органов внутреннего строения. | Регулятивные Строение иглокожих Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать многообразие иглокожих | фронтальный | |||||
Тема:Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 час) | ||||||||||||
1 (26) | Особенности организации хордовых, бесчерепных животных | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Признаки хордовых: внутреннее строение, нервная трубка, двусторонняя симметрия, вторичная полость. Многообразие внешнего строения. Роль в природе и в жизни человека | Называть подтипы хордовых, приводить примеры представителей. Выделять признаки типа Хордовые | Регулятивные Строение хордовых Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать особенности строения хордовых | фронтальный | |||||
Тема: Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (4 часа) | ||||||||||||
1 (27) | Общая характеристика подтипа Черепные, надкласса Рыбы | 1 | Л. р. 8. Внешнее строение рыбы | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника, нервной трубки, головного и спинного мозга, парные конечности. | Знать: особенности внешнего строение, образ жизни Рыб, общую характеристику подтипа Черепные. Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни. Уметь: работать с натуральными объектами | Регулятивные Строение хордовых Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать особенности строения рыб. | фронтальный | |||||
2 (28) | Внутреннее строение костной рыбы | 1 | Л. р. 9 Внутреннее строение рыбы | Особенности внешнего строение с образом жизни .Практическое значение | Знать: особенности внутреннего строения костной рыбы. Понимать: усложнённость в строение рыб в сравнении с бесчерепными животными. Уметь: работать с влажными препаратами, таблицами | Регулятивные Строение хордовых Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать особенности строения рыб | Индивидуальный, поисковый | |||||
3 (29) | Размножение и развитие рыб. Миграции. Инстинкты. | 1 | Л. р. 10 Изучение скелета рыбы | особенности размножения и развития рыб. Понимать: значение миграций и инстинктов в жизни рыб. | Знать: особенности размножения и развития рыб. Понимать: значение миграций и инстинктов в жизни рыб. Уметь: характеризовать проходные и кормовые миграции | Регулятивные Строение хордовых Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать особенности строения рыб | фронтальный | |||||
4 (30) | Основные систематические группы рыб | 1 | Комбинированный | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека | Знать: особенности класса Хрящевые и Костные рыбы. Понимать: значение кистепёрых рыб в эволюции. Уметь: приводить примеры хрящевых и костных рыб. | Регулятивные Строение хордовых Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать многообразие классы рыбы | фронтальный | |||||
Тема: Класс Земноводные (4 часа) | ||||||||||||
1 (31) | Общая характеристика класса Земноводные. Внешнее строение. | 1 | Комбинированный Л. р. 11 Изучение внешнего строения лягушки | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие видов | Знать: особенности внешнего строения, образ жизни Земноводных. Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни. Уметь: работать с влажными препаратами. | Регулятивные Строение хордовых Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать особенности строения земноводных | Лаб.раб. фронтальный | |||||
2 (32) | Внутреннее строение лягушки. | 1 | Комбинированный Л. р. 12 Изучение внутреннего строения лягушки | Внутреннее строение приспособления к образу жизни | Знать: особенности внутреннего строения лягушки. Понимать: усложнённость в строении внутренних органов в связи с жизнью земноводных на суше и в воде. Уметь: работать с влажными препаратами, таблицами | Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности. Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | Фронтальный, тестовый | |||||
3(33) | Размножение и развитие земноводных. Происхождение. | 1 | Л. р. 12 Изучение внутреннего строения лягушки | Особенности размножения. Многообразие: хвостатые, бесхвостые, безногие | Знать: особенности размножения и развития земноводных, происхождение. Понимать: влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных. Уметь: распознавать земноводных среди других животных | Регулятивные Строение хордовых Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать особенности строения земноводных | фронтальный | |||||
4(34) | Многообразие земноводных, их значение | 1 | Изучение и первичное закрепление | Бесхвостые, хвостатые, безногие | Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность земноводных. Понимать: значение земноводных в природе и жизни человека. Уметь: выделять характерные черты земноводных | Регулятивные Строение хордовых Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать особенности многообразия земноводных | фронтальный | |||||
Тема: Класс Пресмыкающиеся (4 часа) | ||||||||||||
1 (35) | Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета ящерицы | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала Л. р. 14 Внешнее строение ящерицы | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение ( покровы тела). Приспособления к образу жизни. Многообразие видов | Знать: особенности внешнего строения, образ жизни Пресмыкающихся. Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни. Уметь: работать с влажными препаратами, выявлять различия и черты сходства у пресмыкающихся и земноводных. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
2 (36) | Особенности внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение и развитие. | 1 | Комбинированный | Особенности внутреннего строения , ароморфозы. | Знать: особенности внутреннего строения пресмыкающихся. Понимать: усложнённость в строении внутренних органов как настоящих наземных позвоночных. Уметь: работать с таблицей | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
3(37) | Многообразие пресмыкающихся | 1 | Изучение нового материала | Черепахи, Чешуйчатые, крокодилы. Роль в природе и значение для человека. | Знать: основные систематические группы пресмыкающихся. Понимать: необходимость охраны пресмыкающихся. Уметь: приводить примеры представителей различных видов пресмыкающихся | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами темы Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать выводы | фронтальный | |||||
4(38) | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся | 1 | комбинированный | Древние пресмыкающиеся | Знать: роль пресмыкающихся в природе и жизни человека, древних пресмыкающихся. Понимать: необходимость охраны пресмыкающихся. Уметь: приводить примеры представителей различных видов пресмыкающихся, делать выводы о происхождении современных пресмыкающихся. | Личностные Ценное отношение к биологическим объектам. Коммуникативные Уметь сравнивать современных и вымерших объектов живой природы Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
Тем: Класс Птицы (4 часа) | ||||||||||||
1 (39) | Класс Птицы. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Общая характеристика класса. Среда обитания. Особенности внешнего строения. | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами темы Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать выводы | Лаб.раб, индивидуальный | |||||
2(40) | Особенности организации птиц связанные с полётом. | 1 | Комбинированный | Приспособления к полёту: строение внешнее и внутреннее | Выделять особенности строения птиц к полёту. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами темы Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать выводы | фронтальный | |||||
3 (41) | Размножение и развитие птиц. Значение птиц и их охрана. Происхождение | 1 | Комбинированный | Строение яйца. Птенцовые и выводковые птенцы. | Знать: особенности размножения и развития птиц. Понимать: необходимость системы мероприятий по охране птиц. Уметь: делать выводы о происхождении птиц от древних пресмыкающихся. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами темы Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать выводы | фронтальный | |||||
4(42) | Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. | 1 | Комбинированный | Птицы лесов, водоёмов и их побережий, открытых пространств. Растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы их рациональное использование. Домашние птицы. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами темы Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать выводы | Индивидуальный, поисковый | |||||
Тема: Класс Млекопитающие (6 часов) | ||||||||||||
1(43) | Общая характеристика класса Млекопитающие Особенности внешнего строения | 2 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала Л.р. 21 Изучение внутреннего строения млекоп. | Признаки класса. Особенности внешнего и внутреннего строения. Ароморфозы. (покровы тела, млечные железы, пост темпер. Тела и тд) | Знать: особенности внешнего строения, образ жизни Млекопитающих как одного из наиболее организованных классов позвоночных животных. Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни. Уметь: выявлять различия и черты сходства у млекопитающих и представителей других классов позвоночных животных | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы | Лаб.раб. | |||||
2(44) | Особенности внутреннего строения млекопитающих | 1 | Комбинированный Л. р. 20 Строение скелета млекопитающих | Особенности внутреннего строения Ароморфозы | Знать: особенности внутреннего строения млекопитающих. Понимать: усложнённость в строении внутренних органов. Уметь: работать с таблицей, скелетом кролика. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы | фронтальный | |||||
3(45) | Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления | 1 | Комбинированный Л.р. 21 | Особенности размножения. Ароморфозы. Забота о потомстве. | Знать: особенности размножения и развития млекопитающих. Понимать: забота о потомстве - самый сложный период жизни млекопитающих. Уметь: работать с влажными препаратами, характеризовать изменения происходящие с млекопитающими по сезонам года | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы | фронтальный | |||||
4 (46) | Многообразие млекопитающих. (Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные) | 1 | Изучение нового материала | Особенности представителе разных отрядов | Знать: биологические особенности представителей данных отрядов. Понимать: особенности каждого отряда в связи с образом жизни. Уметь: распознавать изученных млекопитающих на таблицах, рисунках, фотографиях. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы | фронтальный | |||||
5 (47) | Многообразие млекопитающих. (Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматые) | 1 | Изучение нового материала | Особенности представителе разных отрядов | Знать: биологические особенности представителей данных отрядов. Понимать: особенности каждого отряда в связи с образом жизни. Уметь: распознавать изученных млекопитающих на таблицах, рисунках, фотографиях. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы | фронтальный | |||||
6(48) | Домашние млекопитающие | 1 | Изучение нового материала | Дикие предки домашних животных. | Знать: особенности домашних зверей, значение млекопитающих в жизни человека. Понимать: необходимость системы мероприятий по охране млекопитающих. Уметь: обосновывать значение млекопитающих в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы Регулятивные: планировать свою деятельность, отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, оценивать свой ответ, свою работу. Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы | фронтальный | |||||
Тема 1.17. Основные этапы развития животных 2 часа | ||||||||||||
1(49 ) | Историческое развитие животного мира, доказательства | 1 | Изучение нового материала | учение Ч. Дарвина об историческом развитии органического мира. | Знать: что такое эволюция, учение Ч. Дарвина об историческом развитии органического мира. Понимать: причины многообразия и многочисленности животного мира. Уметь: делать выводы об историческом развитии животного мира. | Личностные Ценное отношение к биологическим объектам. Коммуникативные Уметь сравнивать современных и вымерших объектов живой природы Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
2(50) | Основные этапы развития животного мира на Земле | 1 | Изучение нового материала | основные этапы развития животного мира на Земле. | Знать: основные этапы развития животного мира на Земле. Понимать: причины прогрессивного развития животного мира. Уметь: приводить доказательства родства и усложнения высших позвоночных животных по сравнению с низшими. | Личностные Ценное отношение к биологическим объектам. Коммуникативные Уметь сравнивать современных и вымерших объектов живой природы Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
Тема: Животные и человек (2 часа) | ||||||||||||
1(51) | Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете | 1 | комбинированный | заповедники, заказники. национальные парки Самарской области и России. | Знать: уровни организации живой материи, охрану и рациональное использование животных. Понимать: роль общества в сохранении многообразия животного мира на планете. Уметь: охранять природу на планете. | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, Регулятивные: работать с текстом параграфа Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
2(52) | Роль животных в экосистемах | 1 | комбинированный | экологическая роль диких и домашних животных в биоценозах | Оценивать экологическую роль диких и домашних животных в биоценозах | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, Регулятивные: работать с текстом параграфа Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
Тема: Общая характеристика и свойства вирусов (2 часа) Цель: Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, жизнедеятельности, значении. | ||||||||||||
1 (53) | Общая характеристика вирусов | 1 | Урок изучение и первичного закрепления изученного материала | Неклеточные формы жизни. Строение и жизнедеятельность | Строение вируса отличия от клеточных форм | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, Регулятивные: работать с текстом параграфа Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
2(54) | Значение вирусов | 1 | комбинированный | Полезное и вредное значение вирусов ( бешенство, герпис, ВИЧ) | Уметь: объяснять роль вирусов в жизни человека, характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний | Регулятивные Выстраивать план по исследованию под руководством учителя Коммуникативные Уметь работать с дополнительной литературой Познавательные Знать распространённость и роль в биоценозах, экологическая роль и медицинское значение | фронтальный | |||||
Тема Среда обитания. Экологические факторы (2 часа) | ||||||||||||
1(55) | Абиотические и биотические факторы среды. | 1 | Изучение нового материала | Абиотические факторы (свет, температура, влажность) биотические факторы (хищничество, симбиоз, паразитизм, конкуренция, нейтрализм, квартиранство) | Знать: взаимодействие факторов среды; ограничивающий фактор, результат проявления его действия. Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы | Личностные: проявлять интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | фронтальный | |||||
2(56) | Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. | 1 | Л.р.22 Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян. | Антропогенные фактор воздействия на природу и животный мир. | Знать: биотические факторы среды; сущность позитивных отношений между организмами Уметь: приводить примеры разных типов взаимодействия организмов, характеризовать разные типы взаимоотношений | Личностные: проявлять интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | фронтальный | |||||
Тема: Экосистема ( 2 часа) | ||||||||||||
1(57) | Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. | 1 | Изучение нового материала | Биоценозы (естественные и искусственные) | Знать: компоненты биогеоценоза, признаки и свойства экосистемы Уметь: характеризовать экосистем | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, Регулятивные: работать с текстом параграфа Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
2(58) | Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. | 1 | Л.р. 23 Анализ цепей и сетей питания.
| пищевые связи в экосистемах, функциональные группы организмов экосистемах | Знать: пищевые связи в экосистемах, функциональные группы организмов экосистемах Уметь: составлять схемы пищевых цепей, характеризовать роль организмов в цепях питания | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, Регулятивные: работать с текстом параграфа Познавательные: использовать приемы работы с информацией, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы. | фронтальный | |||||
Тема: Биосфера — глобальная экосистема (2 часа) | ||||||||||||
1(59) | Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. | 1 | Изучение нового материала | Биосфера живая оболочка Земли | Знать: границы биосферы; учение Вернадского о биосфере Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Коммуникативные Уметь рассказывать о биосфере Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
2(60) | Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. | 1 | Изучение нового материала | компоненты и свойства биосферы | Знать: компоненты и свойства биосферы Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Коммуникативные Уметь рассказывать о биосфере Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
Тема. Круговорот веществ в биосфере (2 часа) | ||||||||||||
1(61) | Биотические круговороты. Круговорот воды, углерода. | 1 | Изучение нового материала | значение и сущность круговорота веществ в экосистеме | Знать: вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности Уметь: объяснять значение круговорота веществ в экосистеме, характеризовать сущность круговорота веществ в экосистеме | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Коммуникативные Уметь рассказывать о круговороте веществ Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
2(62) | Круговорот азота, фосфора и серы. | 1 | Изучение нового материала | значение и сущность круговорота веществ в экосистеме | Знать: вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности Уметь: объяснять значение круговорота веществ в экосистеме, характеризовать сущность круговорота веществ в экосистеме | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Коммуникативные Уметь рассказывать о круговороте веществ Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
Тема: Роль живых организмов в биосфере (2 часа) | ||||||||||||
1(63) | Природные ресурсы и их использование | 1 | Изучение нового материала | неисчерпаемые и исчерпаемые природных ресурсов | Знать: неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов Уметь: анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов, раскрывать сущность рационального природопользования | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Коммуникативные Уметь рассказывать о природных ресурсах Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
2(64) | Природные ресурсы и их использование | 1 | Изучение нового материала | неисчерпаемые и исчерпаемые природных ресурсов | Знать: неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов Уметь: анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов, раскрывать сущность рационального природопользования | Личностные: развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению. Коммуникативные Уметь рассказывать о природных ресурсах Познавательные Осуществлять поиск информации работать с текстом учебника | фронтальный | |||||
Повторение 4 часов (Резервное время) | ||||||||||||
1(65) | Подцарство Одноклеточные животные. | 1 | обобщение | обобщение и систематизация знаний, работа с индивидуальными заданиями | Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности. Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | тест | ||||||
2(66) | Черви, членистоногие | 1 | обобщение | обобщение и систематизация знаний, работа с индивидуальными заданиями | Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности. Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | тест | ||||||
3(67) | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся Птицы, млекопитающие | 1 | обобщение | обобщение и систематизация знаний, работа с индивидуальными заданиями | Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности. Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | тест | ||||||
4(68) | Вирусы, Экосистема | 1 | обобщение | обобщение и систематизация знаний, работа с индивидуальными заданиями | Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности. Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь корректно вести диалог, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования по биологии 6- 9 классы.
Рабочая программа по биологии....
Рабочая программа основного общего образования 7-9 класс 210 часов
Рабочая программа по физике основного общего образования для 7-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего обра...
Рабочая программа основного общего образования по биологии 6 класс
1.Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических ма...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по биологии
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Биология&raqu...
Рабочая программа основного общего образования по биологии 9 класс
Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса биологии основного общего образования в полном объеме....
Рабочая программа основного общего образования на 7 класс
Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья н...
Рабочая программа основного общего образования на 8 класс
Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья н...