программа по Биологии
материал по биологии на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КТСТ»
РЕКОМЕНДОВАНА методической комиссией КГБПОУ «КТСТ» протокол № ____от «____» _____________ 201 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УПР ___________________________/ Е.Д. Иванова «______» ______________________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
Профессия:
Составил преподаватель А.С. Тарасов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназна- чена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисци- плины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом тре- бований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 No06-259).
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей: получение фундаментальных знаний • о биологических системах (Клетка, Ор- ганизм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных пред- ставлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания; овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биоло- • гических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ- • ностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности • в необходимости познания живой природы, необходи- мости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной • жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других лю- дей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе. Программа учебной дисциплины «Биология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфи- ку программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образо-
вания в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — про- граммы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях орга- низации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.
Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.
Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.
Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к реше- нию важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова- тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО естественно- научного профиля профессионального образования биология изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п.
При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования биология изучается в рамках учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучаю- щихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и ис- пользовать информацию из различных источников.
В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении биологии контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)1.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова- тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Биология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для про- фессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных • :
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям - отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира; понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприя- - тию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий -
аварий, катастроф, стихийных бедствий; обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской - и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; способность использовать приобретенные знания и умения в практической - деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других -
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; метапредметных • :
осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание -
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов при изучении учебной дисциплины «Биология» как профильной учебной дисциплины.
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических - явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том - числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой - природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способ- ность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; умение - обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; способность применять биологические и экологические знания для анализа -
прикладных проблем хозяйственной деятельности; способность к самостоятельному проведению исследований, постановке - естественно-научного эксперимента, использованию информационных тех- нологий для решения научных и профессиональных задач; способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области -
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); предметных • :сформированность представлений о роли и месте биологии в современной на- - учной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; владение основополагающими понятиями и представлениями о живой при- - роде, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биоло- гической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми при - биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин- - формации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
Введение | 2 | |
1. | Учение о клетке | 14 |
Клетка - элементарная живая система | ||
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | ||
Вирусы | ||
2. | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 10 |
Размножение - свойство живых организмов | ||
Индивидуальное развитие организмов | ||
3. | Основы генетики и селекции | 8 |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости | ||
Решение генетических задач | ||
Закономерности изменчивости. | ||
Селекция. | 2 | |
Итого за полугодие: | 36 |
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. | ||
Краткая история изучения клетки. | ||
Химическая организация клетки. | ||
Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. | ||
Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. | ||
Строение и функции клетки. | ||
Прокариотические и эукариотические клетки. | ||
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) | ||
Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. | ||
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. | ||
Строение и функции хромосом. | ||
ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. | ||
Ген. Генетический код. | ||
Биосинтез белка. | ||
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. | ||
Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. | ||
Жизненный цикл клетки. Митоз. | ||
Организм – единое целое. Многообразие организмов. | ||
Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. | ||
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | ||
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. | ||
Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. | ||
Постэмбриональное развитие | ||
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. | ||
Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. | ||
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | ||
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | ||
Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. | ||
Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. | ||
Решение задач на дигибридное скрещивание | ||
Взаимодействие генов | ||
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | ||
Задачи на сцепленное с полом наследование | ||
Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | ||
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. | ||
Генетика – теоретическая основа селекции. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
|
|
|
|
Раздел 1. | |||
| Содержание учебного материала |
| |
Учение о клетке | Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. | ||
Самостоятельная работа . Подготовка реферата по теме:
2. Нарисовать схемы строения растительной и животной клеток и основных органоидов клетки. 3. Изучение вопроса фотосинтез и хемосинтез. | |||
| Содержание учебного материала |
| |
Организм размножение и индивидуальное развитие организма | Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | ||
Самостоятельная работа 1. Подготовка реферата по теме:
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. | |||
Тема 2. | Содержание учебного материала |
| |
Генетика и селекция | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции.. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | ||
Практическая работа Решение задач на дигибридное скрещивание Задачи на сцепленное с полом наследование | |||
Самостоятельная работа 1. Подготовка реферата по теме:
2. Работа с учебником, составление конспекта по вопросу «Хромосомная теория наследственности». 3. Составление дидактической обобщающей таблицы «Основные закономерности изменчивости». | |||
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Жизненный цикл клетки. Митоз.
Демонстрации
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Демонстрации
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические работы
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений /Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; Под. ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 304 с.: ил. – ISBN 5-09-012011-0.
- Андреева Н.Д. Биология (базовый уровень) Мнемозина
- Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. и др. Биология (профильный уровень) Просвещение
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология (профильный уровень) Дрофа
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень) Дрофа
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. под ред. Пономаревой И.Н. Биология (базовый уровень) Вентана-Граф)
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология базовый уровень) Академия
- Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология (базовый уровень) Дрофа
- .Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, А.С. Мончадскии и др.; Под. Ред. М.А. Козлова. -23-е изд. М.; Просвещение, 1998. 256с.; ил.
- Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 кл. сред. шк. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 256с.: ил.
- Лернер Г.И.Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс./ - М.: Аквариум, К.: ГИППВ, 2000.- 240с.
- Мишина Н.М. Задания для самостоятельной работы по общей биологии, 10 класс: Пособие для учащихся веч. и заоч. шк. -4-е., перераб. – М.: Просвещение, 1988. -112с.: ил.
- Общая биология: Пос. для учителя/ Н.П. Дубинин, ДФ. Петров, К.Б. Булаева и др.; Под. ред. Н.П. Дубинина. – М.: Просвещение, 1988. – 336с., ил.
- Общая биология: учеб. для 9-10 кл. сред. шк./Ю.И.Полянский, А.Д,Браун, Н.М. Верзилин и др.; Под ред. Ю.И. Полянского. – 17-е., перераб. М.: Просвещение, 1987.- 287с.:ил.
- В.И.Фурсов Некоторые вопросы общей биологии. Пособие для учащихся 9-10 классов. Алма- Ата .Мектеп1999
- Биология в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. В,И. Сивоглазов.- М.: Просвещение, 1987. -224с. – ( Библиотека учителя биологии)
- Верзилин Н.М, и Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учеб. для студентов биол. Фак. Пед. ин- тов. М., Просвещение, 1982.
- Как преподавать общую биологию. Методическое пособие для учителей под ред. В.М, Корсунской, М, Просвещение, 1980
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии, 10 класс: пособие для уч-ся веч. Шк. – 4-ое., перераб. – М.; Просвещение,1988. – 119с.
- Мягкова А.Н.., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя. -3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.- 287с., ил.
- Максимова В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии.- М.: Просвещение, 1987 – 192с.
- Теремов А.В.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 144с.
- Чернова Н.М. Общая биология для средних профтехучилищ: Учеб. пособие- М.: Высшая школа,1980.-207с., ил
- Энциклопедия для детей: Т.2. Биология.- 4-ое изд. испр.-М.: Аванта+, 1997.- 688с., ил..
- Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю.- 3-е изд. Перераб., - М : Просвещение, 1985. – 208с.
- Жуков С.Г. Земли живой излом: Кн. Очерков – М.; Молодая гвардия,1989. – 237с.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контроль качества осуществляется в форме
- текущего контроля;
- промежуточного контроля.
При оценке устных ответов учитывается:
- полнота знаний (количество воспроизведенных существенных признаков изученного);
- системность (осознание связей между элементами знаний);
- обобщенность (осознание общности связей между элементами знаний);
- прочность (сохранение в памяти полученных знаний);
При оценке практических работ учитывается
- полнота знаний (количество воспроизведенных существенных признаков изученного);
- системность (осознание связей между элементами знаний);
- обобщенность (осознание общности связей между элементами знаний);
- действенность (применение знаний в конкретных условиях);
- прочность (сохранение в памяти полученных знаний);
Тесты для контроля качества усвоения знаний и умений разрабатываются на 2 уровня, в соответствии с выделенным уровнем усвоения учебного материала.
Тестовые задания I-гo уровня дают возможность проверить умение учащихся выполнять деятельность по узнаванию ранее изученных учебных элементов.
Главной особенностью тестовых заданий I-гo уровня является наличие набора ответов, среди которых есть правильный (несколько правильных). Различают несколько разновидностей таких заданий (на опознание, различение, соотношение).
Тестовые задания II уровня дают возможность выявлять наличие у учащихся знаний - копий; умение воспроизводить информацию, применять ранее усвоенную в алгоритмической форме деятельность, решать типовые, Т.е. отработанные с учащимися задачи при наличии у учащихся справочного материала с алгоритмами их решении.
Оценка | Основные показатели оценки | Косвенные показатели, влияющие на оценку | |
Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Проявление познавательного интереса, познавательной активности | |
1 | 2 | 3 | 5 |
5 | Изложение полученных знаний в форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки1), самостоятельно исправляемые учащимися | Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов | Проявление познавательной активности, познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике, технологии; постоянное стремление выполнить более сложное задание |
4 | Изложение полученных знаний в форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки1), исправляемые учащимися по указанию преподавателя на ошибку | Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; в которых могут быть отдельные несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями | Проявление познавательной активности, познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике, технологии; эпизодическое желание выполнить более сложное задание |
3 | Изложение полученных знаний неполное, однако это не препятствует усвоению последующего программного материала; допускаются существенные ошибки2), исправляемые с помощью преподавателя | Затруднения при выделении существенных признаков изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов | Пассивность, созерцательный познавательный интерес к изучаемому предмету, новой технике, технологии, отсутствие стремления выполнить более сложное задание |
2 | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя | Бессистемное выделение существенных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщение, вывод | Отсутствие внимания на уроке, интереса к избранной профессии |
1 | Полное незнание и непонимание учебного материала (учащийся не может ответить ни на один поставленный вопрос) |
1) К несущественным ошибкам относятся ошибки, не ведущие к искажению содержания
2) К существенным ошибкам относятся ошибки, ведущие к искажению содержания
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...