Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_1_kurs_3-13_urok.docx | 817.37 КБ |
metodichka_1_kurs_17-22_urok.docx | 61.69 КБ |
metodichka_1_kurs_25_i_29_urok.docx | 238.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 3
Тема: Учение о клетке. Химическая организация клетки.
Цель: Дать понятие термину «клетка». Изучить химический состав клетки.
1. ________________— элементарная живая система (бактерий, простейших, одноклеточных, водорослей, грибов) и основная структурно-фун кциональная единица всех живых организмов.
Термин «_________» используется в науке более 300 лет. Впервые его применил в середине XVII в. президент Британского Королевского общества_________________. С помощью микроскопа он ________________________________________________________.
Около ста лет назад исследования строения, функций, состава, развития клеток оформились в особую биологическую науку — ________________ (от греч. cytos — _________ + logos — ___________). Современная комплексная наука «_____________» изучает _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. В состав клетки входит более 70 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Химические элементы в зависимости от содержания их в живом организме подразделяют на:
Макроэлементы - __________________________________________________________
Микроэлементы - __________________________________________________________
Ультромикроэлементы - ____________________________________________________
В клетках некоторых организмов обнаружено повышенное содержание отдельных химических элементов. Например, бактерии способны накапливать марганец, морские водоросли – йод, ряска – радий, моллюски и ракообразные – медь.
В соединении с органическими веществами особое значение имеют сера, входящая в состав многих белков, фосфор как обязательный компонент нуклеотидов ДНК и РНК, железо, находящееся в составе белка крови гемоглобина, и магний, содержащийся в молекуле хлорофилла. Кроме того, фосфор в форме нерастворимого фосфорнокислого кальция составляет основу костного скелета позвоночных и раковин моллюсков.
Вода. Большое значение в жизнедеятельности клетки имеет вода. В среднем в многоклеточном организме вода составляет около 80 % массы тела.
Функции воды в клетке:
1_________________________________ 2__________________________________
3_________________________________ 4__________________________________
5_________________________________ 6__________________________________
7_________________________________ 8__________________________________
Белки - основная составная часть любой живой клетки. На их долю приходится _________ % сухой массы клетки. Белки — это полимеры, их составными единицами (мономерами) являются _____________________. Всего известно _____________________________________, входящих в состав белков; каждая из них имеет карбоксильную группу (-СООН), аминогруппу (NH2) и радикал (R).
В белке каждая аминокислота может соединиться с другой посредством пептидных связей (—СО — NH—), в которых углерод карбоксильной группы одной аминокислоты соединяется с азотом аминогруппы последующей аминокислоты. При этом от аминогруппы отделяется ион Н+, а от карбоксила — радикал ОН с образованием молекулы воды. Соединение, состоящее из двух или большего числа аминокислотных остатков, называется ____________________________.
Выделяют четыре уровня структурной организации белков:
1. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
2.____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
__________________________________
___________________________________
____________________________________
____________________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
4. _____________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Основные функции белков:
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Углеводы (сахара) встречаются как в животных, так и растительных клетках, причем в растительных клетках их значительно больше.
Углеводы являются соединениями углерода, водорода и кислорода. Различают:
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Главными углеводами клеток являются _________________________________________
(у животных), ______________________________________________________ (у растений)
Основные функции углеводов:
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Липиды. Большинство липидов — ________________________________________
_____________________________________________________________________________. Простые липиды включают вещества, молекулы которых состоят только из остатков _______________________________________________________________. Именно этим кислотным остаткам липиды обязаны своим важным биологическим свойством — крайне малой растворимостью в воде.
Самые распространенные из липидов — жиры и воски. Жиры представляют собой эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот.
Функции липидов:
1_________________________________ 2__________________________________
3_________________________________ 4__________________________________
5_________________________________ 6__________________________________
7_________________________________ 8__________________________________
Нуклеиновые кислоты — это _________________________________________
_____________________________________________________________________________
Впервые были обнаружены ______________________________________________
____________________________________________________________________________
Значение - ____________________________________________________________________
Существует два типа нуклеиновых кислот:
1 ДНК _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. РНК - это__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
___________________________________
___________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
АТФ - это____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 4
Тема: Строение и функции клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана.
Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. В настоящее время выделяют два уровня клеточной организации: __________________________________________ и _________________________________.
Прокариотическая клетка.
_____________________ — это типичные прокариотические клетки. Бактериальная клетка окружена клеточной стенкой, представляющей собой «мешок», в котором заключено клеточное содержимое. На поверхности клеточной стенки у бактерий могут располагаться _____________________. Отличительным признаком ряда бактериальных видов является _____________________________, расположенная снаружи от клеточной стенки. Главная особенность строения бактерий — _____________________________________________________________________________. Основное вещество бактериальных клеток представлено ____________________________
3. Пользуясь учебником, опишите строение прокариотической клетки.
_______________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Эукариотическая клетка.
Наиболее сложная организация свойственна _________________________________. Так называемой типичной клетки в природе не существует, но у тысяч различных видов клеток можно выделить общие черты строения. Каждая клетка состоит из двух важнейших, тесно взаимосвязанных частей — цитоплазмы и ядра.
Пользуясь учебником, подпишите, указанные на рисунке части клеток:
А._________________________________
Б._________________________________
1.__________________________________
2.__________________________________
3._________________________________
4._________________________________
5.__________________________________
6.__________________________________
7._________________________________
8._________________________________
9.__________________________________
10._________________________________
11._________________________________
12._________________________________
13._________________________________
14._________________________________
15.________________________________
2. Цитоплазма и клеточная мембрана.
От внешней среды цитоплазма отграничена наружной _______________________________ (цитоплазматической мембраной, плазматической мембраной, плазмалеммой). Плазматическая мембрана — плотная ультрамикроскопическая пленка (толщина 7—10 нм), состоящая из нескольких слоев. Центральный слой представлен__________________________________________________________________, в которые на разную глубину с наружной и внутренней стороны погружены многочисленные и разнообразные молекулы белка.
У большинства растительных клеток помимо мембраны снаружи имеется еще толстая целлюлозная оболочка — клеточная стенка. Она выполняет опорную функцию за счет жесткого наружного слоя, придающего клеткам четкую форму.
Подпишите составные части мембраны:_______________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Биологические функции цитоплазматической мембраны:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Гиалоплазма (цитоплазматический матрикс) - _____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Роль гиалоплазмы в клетке:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Группа ___________ФИО студента __________________________
Самостоятельная работа по теме: «Химическая организация клетки»
Вариант -
Урок № 5
Тема: Органоиды клетки. Ядро и хромосомы. Вирусы.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Используя материал, предложенный в учебнике, заполните таблицу.
Таблица. Характеристика органоидов клетки
№ | Название | Строение | Функции |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 |
Пользуясь параграфом учебника 1.2.3 (стр.33) выпишите особенности строения растительной клетки_______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Вирусы. Вирусы открыты в 1892 г. русским ученым________________________, который описал необычные свойства возбудителя болезни табака, получившего название ________________________________________________. Термин «вирус» (от лат. virus — ___________) предложен в ___________________ г. голландским ботаником и микробиологом __________________________________________.
Вирусы - неклеточная форма жизни на Земле. Вирусы резко отличаются от всех других форм жизни. Они не имеют ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Формы существования вирусов:
1.____________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________
В активном состоянии вирусы пребывают, только находясь _________________________
_____________________. Вирусы способны проникать в определенные живые клетки и размножаться только внутри этих клеток. Таким образом, вирусы — это____________
______________________________________. Вирусы, подобно всем другим организмам, обладают собственным генетическим аппаратом, который кодирует синтез вирусных частиц из биохимических предшественников, но активизируется только при _____________________________________________________________________________.
Опишите строение вирусов (простых и сложных): _____________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
По содержанию нуклеиновых кислот вирусы делятся на: ____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Бактериофаги. (подпиши рисунок, перепиши из учебника этапы проникновения бактериофага в клетку хозяина) _________________________________________________
_________________________________________________
__________________________________________________
_________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
_________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вирусы распространены в природе повсеместно и поражают все группы живых организмов. Вирусы вызывают самые разнообразные болезни человека: ______________
_____________________________________________________________________________
и др. Массовую гибель животных вызывают ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей. Крупные убытки наносят растениеводству мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, Х-вирус картофеля, различные виды желтухи, карликовости. Бактериофаги нередко подавляют развитие полезных микроорганизмов при производстве антибиотиков или молочнокислом брожении.
Вирусы очень устойчивы. Они переносят высушивание и низкие температуры. При нагревании до 55— 60 °С часть вирусов погибает, часть выдерживает температуры до 90 °С. Многие вирусы длительно устойчивы к действию спиртов, эфиров и других сильно влияющих на бактерии химических веществ. Под действием ультрафиолетовых лучей большинство вирусов погибает.
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 6
Тема: Обмен веществ и превращение энергии к летке.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. В клетках постоянно осуществляются обмен веществ – метаболизм.
Метаболизм – это _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Благодаря обмену веществ ___________________________________________________
_______________________________________, входящие в состав клетки, непрерывно расщепляются и синтезируются. Благодаря этому в клетках достигается относительное постоянство состава, образование, разрушение и обновление клеточных структур и межклеточного вещества.
Обмен веществ складывается из двух взаимосвязанных, одновременно протекающих в организме процессов — ___________________________ и ____________________
______________________ обменов.
Пластический обмен (анаболизм, ассимиляция) —_______________________________
_____________________________________________________________________________. Эти вещества идут на ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Пластический обмен всегда сопровождается ______________________________________.
Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция) — ___________________________
_____________________________________________________________________________
— белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов на более простые, низкомолекулярные. При этом _______________________________ энергия, заключенная в химических связях крупных органических молекул. Освобожденная энергия запасается в форме _____________________________________________________________________________.
2. Пластический обмен.
Суть пластического обмена заключается в том, что из простых веществ, поступающих в клетку извне, образуются вещества клетки.
Все процессы обмена веществ в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата. Рассмотрим один из важнейших процессов реализации наследственной информации – биосинтез белка.
Роль белков в организме огромна. Вспомните и напишите основные функции белков:
1_________________________________ 2__________________________________
3_________________________________ 4__________________________________
5_________________________________ 6__________________________________
7_________________________________ 8__________________________________
В синтезе белка — этом сложном, многоступенчатом процессе — участвуют ___________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Основная роль в определении структуры белка принадлежит ________________________.
В ней закодирована информация о последовательности аминокислот в молекуле белка.
Ген – это_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Каждый вид животных и растений имеет особый, характерный только для него набор белков. Белки состоят из аминокислот (смотри урок 3), а каждой аминокислоте в полипептидной цепочке соответствует ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Связь между нуклеотидом и аминокислотами называется ___________________________
_____________________________________________________________________________
В состав белков входит _____________________аминокислот.
Синтез белка осуществляется на _________________________, а информация о структуре белка зашифрована в __________________, расположенной в ядре. Для того чтобы синтезировался белок, информация о последовательности аминокислот в его первичной структуре должна быть доставлена к рибосомам. Этот процесс включает два этапа: _______________________________ и ______________________________.
Транскрипция (буквально — переписывание) _____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Трансляция - _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Энергетический обмен.
Диссимиляция – это___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В энергетическом обмене выделяют 3 этапа:
1. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Напишите суммарное выражение процесса:
_____________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Напишите суммарное выражение процесса:
_____________________________________________________________________________
4. Дайте понятие фотосинтез, опишите/зарисуйте основные фазы фотосинтеза
Фотосинтез - _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________.
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/_____________________
Группа ___________ФИО студента __________________________
Самостоятельная работа по теме:
«Органоиды клетки. Ядро и хромосомы. Вирусы.»
Вариант -
Урок № 9
Тема: Деление клетки.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Деление клетки — _______________________________________________
__________________________________________________________________.
Увеличение числа клеток происходит в результате их деления. Деление клеток лежит в основе_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Типы деления:
1) простое - _________________________________________________________________
2) сложное:
А)______________________ Б)____________________ В)_____________________
2.Жизненный цикл клетки. Митотический цикл.
Жизненный цикл клетки - _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Митотический цикл - __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Этот цикл состоит из :
1)____________________________________ 2)__________________________________
1) Интерфаза состоит из 3 периодов:
G1__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
S____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
G2___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Митоз - ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1) Профаза
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) Метафаза
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) Анафаза
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4) Телофаза
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цитокинез - __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Амитоз - ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какие ткани могут делиться амитозом?___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Мейоз - ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заполните табличку, используя материал учебника.
Название фазы | Рисунок | Описание процессов |
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 10
Тема: Размножение и оплодотворение.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Размножение живых организмов может быть:
а) _______________________ б) _________________________
2. Бесполое размножение - __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пользуясь учебником, найдите ответы на вопросы:
1) Сколько особей участвуют при бесполом размножении?________________________
2) Каким способом делится клетка, из которой образуется дочерняя особь?__________
_____________________________________________________________________________
3) Выпишите и охарактеризуйте виды бесполого размножения
а) _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4) Таким образом, в результате бесполого размножения воспроизводится большое число________________________________________________________________________
3. Половое размножение_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гаметы – это _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
а) женские половые клетки – это ________________________________________________
б) мужские половые клетки – это ________________________________________________,
у высших растений - ___________________________________________________________
Зигота – это ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В чем заключается преимущество полового размножения над бесполым?_______________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Партогенез – это______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Образование половых клеток
Опишите, указанные выше процессы, пользуясь учебником.
1) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Оплодотворение у животных (опишите процесс оплодотворения)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Оплодотворение у растений (опишите или зарисуйте процесс оплодотворения, пользуясь материалом учебника или Интернет-источниками)
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 11-12
Тема: Онтогенез. Развитие зародыша. Нарушение развития зародышей.
Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Термин «онтогенез» был введен в науку в 1866 году ___________________________
Онтогенез – это __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Этапы онтогенеза
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Стадии ________________________________этапа онтогенеза
1).__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2).__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3).__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Эмбриональная индукция - _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. ________________________________(или послезародышевый) период развития начинается___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Различают 2 вида постэмбрионального развития:
1.___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Нарушение развития зародышей.
Напишите факторы, влияющие на развитие зародыша _______________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Группа ___________ФИО студента __________________________
Самостоятельная работа по теме:
«Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.»
Вариант -
Урок № 13
Тема: Генетика, как наука. Законы генетики. Генетика пола.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Генетика – это ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Как наука генетика существует с 1900 г., когда несколькими учеными (X. Де Фриз, К. Корренс, Э. Чермак) независимо друг от друга были переоткрыты закономерности наследования родительских признаков, которые экспериментально установил еще в 1865 г. чешский естествоиспытатель Г.Мендель. На основе проведенного статистического анализа результатов скрещиваний гороха с разными признаками он сформулировал несколько правил, которые впоследствии получили название законов Менделя.
2. Основные понятия и символика генетики:
Ген - это____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Локус – это __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Доминантный признак - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рецессивный признак - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гомозигота - это_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гетерозигота - это______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Генотип – это ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фенотип – это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Родительская особь обозначается_________________________________________________
Знак скрещивания _________________________________________________________
Женская особь_________________________________________________________
Мужская особь________________________________________________________
Гаметы ______________________________________________________________________
Гомозигота по доминантному признаку____________________________________________
Гомозигота по рецессивному признаку____________________________________________
Гетерозигота__________________________________________________________________
3. Законы Менделя:
Моногибридное скрещивание - _____________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения)._______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задача 1.
У гороха желтый окрас семян является доминантным признаком, а зеленый – рецессивным. Какими будут гибриды первого поколения при скрещивании растения гомозиготного по доминантному признаку с растением, гомозиготой – по рецессивному признаку.
Дано: Решение
Объект –
Найти -
Ответ:
Неполное доминирование - ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 2.
При скрещивании растения «ночная красавица» с белыми цветками (гомозиготного рецессивного "aa") с растением, у которого цветки красные (гомозиготный доминант "AA"), какими будут гибриды первого поколения?
Дано: Решение
Объект –
Найти –
Ответ:
Второй закон Менделя (закон расщепления) - ___________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 3.
У гороха желтый окрас семян является доминантным признаком, а зеленый – рецессивным. Какими будут гибриды первого поколения при скрещивании двух гетерозиготных растений?
Дано: Решение
Объект –
Найти –
Ответ:
Закон чистоты гамет - _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дигибридное скрещивание - ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Третий закон Менделя - _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 4.
У гороха жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, а гладкая форма семян над морщинистой. Скрещено гомозиготное по доминантному признаку растение с гомозиготным по рецессивному признаку растением. а) Определите возможные генотипы и фенотипы потомков. б) Определите каким будет потомство при скрещивании гибридов первого поколения между собой?
Дано: Решение
Объект –
Найти -
Ответ: а)
б)
Задача 5.
Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная - рецессивным b. Каким будет F1 от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой?
Дано: Решение
Объект –
Найти -
Ответ:
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Предварительный просмотр:
Урок № 17
Тема: Основы селекции. Методы современной селекции
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Основные понятия селекции.
А) Выпишите и запомните определение понятий (учебник стр. 59):
Селекция — _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________Породой и сортом __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ У микроорганизмов чистую культуру называют штаммом. Иногда они бывают чистыми линиями — генотипически однородным потомством, полученным за счет самооплодотворения. Теоретической основой селекции является генетика. Методы селекционной работы — отбор, гибридизация, полиплоидия, мутагенез.
Б) Выпишите и запомните определение понятий (учебник стр. 92-93):
Домашние животные - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Одомашнивание______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Искусственный отбор_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Культурными растениями_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
В) Выпишите основные центры происхождения культурных растений:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
7)_________________________________________________________________
8)_________________________________________________________________
2) Методы современной селекции:
А) Человек издавна отбирал для размножения наиболее продуктивные формы растений, лучших животных. Основными методами современной селекции служат: искусственный отбор, гибридизация, полиплоидия и мутагенез.
Искусственный отбор__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гибридизация ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Полиплодия _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Искусственный мутагенез______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вклад Н.И. Вавилова?_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 18
Тема: Селекция растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология.
Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Селекция растений
Селекция растений направлена на выведение хозяйственно ценных сортов культурных растений. В селекции растений широко применяют методы отбора и гибридизации.
Отбор. Массовый и индивидуальный.___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Межлинейная гибридизация. Явление гетерозиса. ____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Полиплодия и отдаленная гибридизация._______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Селекция животных. Экстерьер и интерьер.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Селекция микроорганизмов и биотехнология.
Письменно ответьте на вопросы:
Кем были открыты микроорганизмы? Перечислите группы микроорганизмов.
Антибиотики – это?
В каких областях промышленности применяются микроорганизмы?
Биотехнология – это?
Аспекты клонирования?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 21
Тема: Микроэволюция. Естественный отбор.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Микроэволюция. Основные понятия.
Микроэволюция - _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Представление о виде — это тот фундамент, на котором базируются современные эволюционные теории. По-видимому, самые первые представления о виде были сформулированы в трудах Аристотеля, который понимал вид как совокупность сходных особей. Термин «вид» введен в науку английским естествоиспытателем Джоном Реем (1628— 1705) в конце XVII в. К.Линней считал, что виды реально (объективно) существуют в природе и являются некими универсальными дискретными образованиями. В пределах любого вида те или иные признаки могут изменяться, в то время как сам вид остается неизменным. Великий французский эволюционист Ж. Б.Ламарк понятие вида считал условным, поскольку все виды постоянно меняются.
1) Номиналистическая концепция вида____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) Биологическая концепция вида ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выпишите и запомните определение понятия «вид»:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Перечислите основные критерии вида:____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Популяция - _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_________________________________________________________Деревенская ласточка
2. Механизмы эволюции. Учение о естественном отборе
Какой ученый занимался изучением видов?________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Борьба за существование_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Внутривидовая борьба (конкуренция)_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Межвидовая борьба за существование____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Борьба с неблагоприятными условиями___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Формы естественного отбора.
Напишите и запомните формы естественного отбора, приведите примеры:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Адаптации.
Выделяют два типа адаптаций:
1. Общие - ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Частные - __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Покровительственная окраска__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Маскировка___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мимикрия и ее формы_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Демонстрации ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 22
Тема: Макроэволюция.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Разделитесь на 5 групп. Пользуясь учебником, найдите ответы на предложенные в задании вопросы.
2. Основные направления эволюционного процесса:
Биологический прогресс - ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Биологический регресс - ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ароморфоз - __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Идиодаптации - _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Общей дегенерации ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись _________________________________/_________________________
Группа ___________ФИО студента __________________________
Самостоятельная работа по теме:
«___________________________________________________________»
Вариант -
Предварительный просмотр:
Урок № 25
Тема: Гипотезы происхождения жизни. Многообразие живого мира
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Жизнь – одно из важнейших явлений природы.
Со времен глубокой древности жизнь казалась таинственной и непознаваемой – вот почему по вопросам ее происхождения всегда шла острая борьба между учеными.
Самые ранние представления о возникновении жизни на Земле нашли отражение в мифах о сотворении мира. Этот вопрос с незапамятных времен интересовал величайшие умы человечества, но до сих пор еще далек от своего разрешения.
Жизнь - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
2. В настоящее время выделяют основные пять гипотез возникновения жизни на Земле:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
Пользуясь учебником (стр. 186 или стр. 229) заполните таблицу № 1:
Таблица № 1 Гипотезы возникновения жизни на Земле.
№ | Наименование гипотезы | Ученые - последователи | Примечание |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
3. Многообразие живого мира
Систематика - _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие ученые занимались развитием систематики?______________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Кто является родоначальником искусственной систематики?_________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Естественная систематика __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 26
Тема: История развития эволюционных идей.
Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Пользуясь учебником (стр. 143 - 162) составьте кроссворд.
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 27
Тема: Современные гипотезы о происхождении человека.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Основные гипотезы о происхождении человека
1. «Эволюционное» учение Ч. Дарвина
А) Доказательства теории Ч. Дарвина:
1. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Антропогенез –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Австралопитек
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Человек умелый_____________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Человек прямоходящий
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Неандерталец______________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
2. Божественная теория
Телеологизм Креацианизм
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Инопланетная теория.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 28
Тема: Усложнение живых организмов в процессе эволюции.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Пользуясь учебником (стр. 205-221), заполните таблицу.
№ | Наименование | Время | Происходящие процессы | |
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись _________________________________/_________________________
Группа ___________ФИО студента __________________________
Самостоятельная работа по теме:
«___________________________________________________________»
Вариант -
Урок № 29
Тема: Человеческие расы.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Расы - __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Человек разумный (Homo sapiens)
№ | Название расы | Географическое расположение коренного населения | Характерные признаки |
Доказательства видового единства человечества:
1._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
Урок № 30
Тема: Экология. Факторы среды. Экологические системы.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Пользуясь учебником, заполните таблицу
Что подразумевает термин «экология»? Кто и в каком году предложил этот термин? Что обозначает термин «биоэкология»? | |
Укажите главные направления современной экологии | |
Что такое экологические факторы? На какие группы их подразделяют? | |
Дайте определение понятиям: Фотопериодизм Анабиоз Пойкилотермные и гомойотермные организмы | |
Дайте описание каждой группе экологических факторов |
2. Пользуясь учебником (стр.261-280), выполните предложенные вам задания по вариантам: ВАРИАНТ № __________
Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работу выполнил студент:
_________________________________________________________________________
Работу принял преподаватель:
Оценка, подпись_________________________________/____________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на разведение антибиотиков. Рабочая тетрадь по математике для студентов медицинского колледжа
Пособие предназначено для самостоятельной работы и может использоваться не только на учебной дисциплине "Математика", но и при изучении профессионального модуля "Младшая медицинская сестра по уходу за...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине _Налоги и налогообложение___ специальность «Экономика и бухгалтерский учет»...
Рабочая тетрадь по фармакологии для студентов 1 курса медицинских техникумов "Рецепт. Общая рецептура"
Рабочая тетрадь по фармакологии предназначена для студентов медицинских колледжей и техникумов. В рамках ФГОС разработана новая программа по фармакологии с учетом профессиональных компетенций. Предста...
Рабочая программа "Общая биология" для студентов 1 курса (10-11 класса)
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальнос...
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по предмету «Биология», к разделу "Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение"
Рабочая тетрадь по предмету «Биология» к разделу «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение» разработана на основе рабочего плана и рабочей программы учебной...
Рабочая тетрадь по литературе для студентов 1 курса СПО
Рабочая тетрадь по дисциплине «Литература» для студентов 1 курсов СПО предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработана в соответ...
Рабочая тетрадь по Химии для студентов СПО 1 курса
Рабочая тетрадь по Химии предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся по изучению нового материала и его закреплению. Отдельные уроки выделены на решение расчетных и эксперим...