Рабочая тетрадь по фармакологии для студентов 1 курса медицинских техникумов "Рецепт. Общая рецептура"
методическая разработка по биологии по теме

Казакова Светлана Борисовна

Рабочая тетрадь по фармакологии предназначена для студентов медицинских колледжей и техникумов. В рамках ФГОС разработана новая программа по фармакологии с учетом профессиональных компетенций. Представленная тетрадь является неотъемлемым звеном усвоения учебного материала студентами. В ней помещен краткий учебный материал с целью повторения перед выполнением заданий. Кроме того, в каждом упражнении выполнены типовые примеры. Рабочая тетрадь предназначена для аудиторной работы, а также для самостоятельной работы. По итогам заполнения тетради, студентам выставляется оценка. Также в рабочей тетради представлены типовая контрольная работа для помощи студентам при подготовке к текущему контролю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

«Медицинский техникум № 2»

РАБОЧАЯ ТЕТЕРАДЬ

ПО ОБЩЕЙ ФАРМАКОЛОГИИ

«РЕЦЕПТ. ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА»

Разработала преподаватель 1 категории, к.б.н. Казакова С. Б.

Санкт- Петербург

2013 г.

Тема 1                ПОНЯТИЕ О ЛЕКАРСТВАХ


Название


Лекарственное вещество

(ЛВ)


Лекарственное средство

(ЛС)


Лекарственный препарат

(ЛП)


Лекарственнрая форма

(ЛФ)


Определение


- химическое соединение, которое в определенных количествах обладает лечебным действием


- вещества, которые используются в медицине, как правило состоит из нескольких лекарственных веществ


 - лекарственное средство или лекарственное вещество в определенной лекарственной форме


- наиболее удобная для применения и хранения форма лекарственного препарата.

3 формы:

  • Твердые ЛФ
  • Мягкие ЛФ,
  • Жидкие ЛФ


Пример


Натрия хлорид – химическое соединение;


Раствор натрия хлорида 0,9% - лекарственное вещество


Таблетки анальгина – содержит действующее вещество – анальгин и наполнитель – молочный сахар


Раствор анальгина 2,5% - 10мл – лекарственное средство в жидкой лекарственной форме,


Раствор натрия хлорида 0,9% - 500мл. – лекарственное вещество в жидкой лекарственной форме.


Таблетки анальгина – ЛС  в твердой ЛФ,

Мазь с анальгином – ЛС в мягкой ЛФ,

Раствор анальгина 2,5%-10мл – ЛС в жидкой ЛФ



Заполните графы из предложенных наименований (см. ниже)

Задание 1*                Впиши в таблицу предложенные наименования, определив, что это:

Таблетки анестезина, магния сульфат, кали «Зиртек», раствор новокаина 2%-5 мл., дибазол, таблетки дибазола 0,25 №10, натрия сульфат, мазь с диклофенаком – таблетки с диклофенаком – раствор для инъекций с диклофенаком, дротаверина гидрохлорид, таблетки никошпан №50, раствор глюкозы20% - 400 мл.

Государственная Фармакопея (pharmacon – лекарство,  яд; poieo – делаю) – официальное издание, которое регламентирует требования к качеству ЛП, списки А и Б, высшие разовые и суточные дозы.

Ядовитые вещества относятся к списку А, по латыни именуются «Venena».

        Сильнодействующие вещества относятся к списку Б, по латыни именуются «Heroica».

Ядовитые средства списка А должны храниться в сейфе, с обозначением на них «А» и «Venena». Надписи должны быть белого цвета на черном фоне. На внутренней стенке сейфа прикрепляется список  ядовитых препаратов с указанием высших разовых и суточных доз.

Сильнодействующие вещества списка «Б» хранятся в отдельных запирающихся шкафах с надписью «Б» и «Heroica». Надписи должны быть красного цвета на белом фоне. Внутри шкафа должен быть список с указанием высших разовых и суточных доз.

        Малоядовитые средства – «Varia» хранятся в обычных шкафах под замком.

        Огнеопасные препараты (эфир, хлорэтил и др.) хранятся отдельно от прочих лекарств в специально оборудованных помещениях.

        Отдельно под замком хранится этиловый спирт.

Тема 2                ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА

РЕЦЕПТ – это письменное обращение врача в аптеку об отпуске больному лекарственного средства в определенной лекарственной форме и дозе с указанием способа его употребления.

Рецепт является медицинским, юридическим и финансовым документом. За неправильно выписанный рецепт юридическую ответственность несет врач и медсестра. Правила выписывания рецептов регламентируются приказом МЗ РФ №110 от 12.02.2007г.

Nota Bene!!! (обрати внимание)

Состав лекарства название лекарственной формы и указание об изготовлении и выдаче лекарства пишутся на латинском языке. На рецептурном бланке латинский текст начинается обозначением Rp:, что означает Recipe: (возьми). Под сокращением Rp: оставляют «открытое поле», т.е. под ним ничего не пишется.  Далее следует название ЛФ, затем ЛС в родительном падеже, с заглавной буквы, каждый с новой строки. Информацию о каждом препарате помещают на одной строке без переносов. Если готовая ЛФ. Если же рецепт сложный, то после слова Rp: указывается название ЛС в родительном падеже с заглавной буквы с указанием дозы и с каждой новой строки последующее ЛС, затем с красной строки пишут: смешай пусть получится … и указывается та ЛФ в которой необходимо отпустить в именительном падеже.

Например: Смешай, пусть получится порошок – Misce fiat ....pulvis.

Справа от названия каждого ЛВ указывают его количество. Для жидких ЛВ количество обозначают в миллилитрах (например: 1ml, 20ml, 100ml и т.д.), для остальных веществ – в граммах и долях грамма в десятичной системе измерения.

Для больного количество ЛВ измеряется в ложках или каплях.

Выучи наизусть!!!

Рецептурные сокращения

Вес и мера

Латинское слово

Сокращение в рецепте

Перевод

1 грамм в рецепте 1,0

Recipe

Rp

Возьми

10 граммов – 10,0

Da. Signa

D.S.

Выдай. Обозначь.

1 дециграмм (десятая доля грамма) – 0,1

Da tales doses numero

D.t.d.N

Выдай такие дозы числом…

1 сантиграмм (сотая доля) – 0,01

Misce. Da. Signa.

M.D.S.

Смешай. Выдай. Обозначь

1 миллиграмм (тысячная доля) – 0,001

Misce fiat

M.f.

Смешай, пусть получится

1 микрограмм (миллионная доля) – 0,000001

ana

aa

поровну

1 столовая ложка содержит 15 мл

ad

ad

до

1 десертная ложка – 10 мл

cum

cum

с

1 чайная ложка – 5 мл

et

et

и

В 1 мл содержится 20 капель

В 1 капле содержится 0,05 мл

Nota Bene!!!

Латинский текст рецепта всегда заканчивается обозначением S., что значит Signa (обозначь). После этого следует сигнатура – предписание больному на русском языке. Текст сигнатуры начинают с русской заглавной буквы.

В сигнатуре указывают:

  1. Способ применения лекарства;
  2. Количество препарата на 1 прием;
  3. Время и частоту приема препарата.

Например, в сигнатуре пишут: «Принимать по 1таблетке 3 раза в день после еды.» или «Вводить под кожу по 1 мл 2 раза в день.

Структура правильно выписанного рецепта

Таблица №1

№ п/п

Структурная единица рецепта

Указание в рецепте

1

Наименование лечебно-профилактического учреждения

Прямоугольный штамп ЛПУ в верхнем правом углу рецепта

2

Возрастная группа

Взрослый, детский – ненужное зачеркнуть

3

Дата выписки рецепта

Число, месяц, год

4

Фамилия и инициалы больного

ФИО

5

Возраст больного

Для детей и лиц старше 60 лет

6

Фамилия и инициалы врача

ФИО

7

Обращение врача к провизору

Пишется на латинском языке: Recipe, сокращенно Rp

8

Название лекарственного вещества (если в рецепте несколько лекарственных средств, то вначале указывается ядовитое или наркотическое, а затем все остальные)

Названия ЛС пишутся на латинском языке в родительном падеже

9

Количество ЛС на один прием

Количество в 1 таблетке, порошке, капсуле и т.д.. Концентрация раствора и количество раствора

10

Общее количество отпускаемого ЛС и ЛФ, которая указывается перед названием ЛС

11

Сигнатура пишется на русском языке после слова Signa (обозначь)

  • Дозировка, 
  • Время и частота приема ЛС
  • Способ применения ЛС

12

Подпись и личная печать врача

В нижнем левом углу рецепта

13

Срок действия рецепта

10 дней, 2 месяца; ненужное зачеркнуть

Рецепты для анализа структуры

        Задание 2*                 Проведите анализ структур выписанных рецептов. Установите правильную последовательность составных частей в предложенных рецептах. Отметьте недостающие компоненты. При составлении ответа укажите общее количество ошибок в рецепте

Рецепт 1

Наименование учреждения

Взрослый, детский

Дата

Больной: Федоров Саша, 1 год

Врач: Игнатьев З.И.

Rp: Acidi acetylsalycilici

                                            D.S. По 1 таблетке 2 раза в день после еды

Подпись и личная печать врача

Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)

Рецепт 2

Наименование учреждения

Взрослый, детский

Дата

Больной: Иванова Н.А.

Врач: Игнатьев З.И.

Rp: Sol. Strophantini 0.25% 1 ml

D.S. Известно

Подпись и личная печать врача

Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)

Рецепт 3

Наименование учреждения

Взрослый, детский

Дата

Больной: Ложкина В.В

Врач: Сидорова Н.А.

Rp: Dragee Aminasini

                              D.S. По 1 драже 3 раза в день

Подпись и личная печать врача

Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)

Рецепт 4

Наименование учреждения

Взрослый, детский

Дата: 10.12.2012

Больной: Иванченкова П.Д.

Врач: Семенова И.И.

Rp: Suppositoria cum Digitoxino 0,00015

D.S. Известно

Подпись и личная печать врача

Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)

Рецепт 5

Наименование учреждения

Взрослый, детский

Дата: 05.05.2013

Больной

Врач

Rp: Sol. Naphtisini

D.S. Капли для носа

Подпись и личная печать врача

Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)

Рецепт 6

Наименование учреждения

Взрослый, детский

Дата

Больной: Федоров Саша

Врач:

Rp: Кетотифен

D.S. По одной таблетке


Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)

Исправьте ошибки и напишите правильно структуру рецепта* (используйте таблицы №1, 2)

Рецепт 1










Рецепт 2

Рецепт 3










Рецепт 4

Рецепт 5










Рецепт 6

Выявление и устранение основных погрешностей в рецептах

Таблица №2

№ п/п

Основные структурные части рецепта

Возможные ошибки, погрешности

Как выявить ошибку

Как исправить ошибку


1


Дата


Не указана, давняя


Обратить внимание


Уточнить у врача


2


Возраст больного


Не указан


Уточнить у больного


Учесть при проверке дозировки


3


Название ЛП


Сомневаетесь в правильности написания


Установить по справочникам


Написать в рецепте, учитывая родительный падеж после слова Rp

4


Другие ЛС, выписанные в этом или другом рецепте


ЛС не совместимы

Проверить по справочникам в разделе «Взаимодействие лекарственных веществ»


Сообщить врачу. Внести необходимые коррективы


5


Лекарственная форма


Не понятна или не известна


Обратить внимание на сигнатуру


Указать нужную лекарственную форму

6


Количество лекарственного средства


Завышено, занижено

Сравнить количество препарата, выписанного с имеющимися готовыми препаратами в справочнике


Внести соответствующие коррективы

7

Сигнатура:

  • доза




  • путь введения


Не указаны разовая и суточная дозы.

Завышены разовая и суточная дозы,

Не ясен. Например «для инъекций». Каких?


По справочнику установить:

  • Среднюю и разовую дозу препарата,



  • Путь введения: п/к, в/м, в/в


Указать дозировку в рецепте, сообщить врачу,

Дать больному соответствующие указания по способу применения

Задание 3*         Выпишите в рецептах:

Вариант 1


  1. 10 ампул, содержащих по 2 мл 0,5% раствора метоклопрамида. Назначить в/м по 2 мл 2 раза в день.


  1. 5 мл. 2% раствора пилокарпина гидрохлорида. Назначить по 1-2 капли в оба глаз 3 раза в день.


  1. 40,0 мг 10% мази индометацина. Назначить для растирания суставов 2 раза в день.



Вариант №3


  1. 6 ампул, содержащих по 1 мл 0,05% раствора прозерина. Назначить под кожу по 1 мл 2 раза в день.


  1. 10 ампул содержащих по 1 мл 24% раствора эуфиллина. Назначить внутримышечно по 1 мл 2 раза в день.


  1. 50 таблеток, содержащих по 0,025 кортизона ацетата. Назначить по 4 таблетки 2 раза в день, постепенно уменьшить дозу до 1-2 таблеток в день.

Вариант 2


  1. 20 таблеток, содержащих по 0,04 папаверина гидрохлорида. Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.


  1. 10 ампул, содержащих по 1 мл 0,1% раствора атропина сульфата. Назначить по 1 мл п/к 1 раз в день.


  1. 20 официнальных суппозиториев ректальных бетилол. Назначить по 1 суппозиторию 2 раза в день.



Вариант №4


  1. 2,5 мг 0,5% мази гидрокортизона ацетата. Назначить на ночь закладывать за веко.


  1. 100 таблеток, содержащих по 0,01 ловастатина. Назначить по 2 таблетке 2 раза в день.


  1. 10 ампул, содержащих по 5 мл 10% раствора новокаинамида. Назначить внутримышечно по 5 мл 2 раза в день




Задание 4*         

Вариант 1

Вариант 2

1. Назовите и впишите напротив дозы, указанные в граммах, в дециграммах, сантиграммах, миллиграммах, микрограммах


  1. 0,025
  2. 0,0005
  3. 0,001
  4. 0,0015
  5. 0,04
  6. 0,00025


  1. 0,0005
  2. 0,0001
  3. 0,0025
  4. 0,8
  5. 0,03
  6. 0,0005

2. Дозы, выраженные в граммах, напишите в миллилитрах. Например: 0,05 – 50мг

  1. 0,01 г
  2. 0,3 г
  3. 0,009 г
  4. 0,02 г
  5. 0,0007 г
  1. 0,2 г
  2. 0,004 г
  3. 0,1 г
  4. 015 г
  5. 0,0009 г

3. Дозы, выраженные в миллиграммах, напишите в граммах. Например: 50мг – 0,05г

  1. 150мг,
  2. 400мг,
  3. 2мг,
  4. 0,5мг,
  5. 15мг,
  6. 100мг.
  1. 250мг,
  2. 500мг,
  3. 1мг,
  4. 0,25мг,
  5. 10мг,
  6. 120мг.

4. Каков объем (в миллилитрах) столовой, десертной и чайной ложек? Сколько капель содержится в 1 мл водного раствора и какой объем одной капли?




  1. На сколько дней приема больному выписали микстуру, если общий объем составил 150мл. Больной должен принимать микстуру 3 раза вдень по 1 столовой ложке.


  1. Больному необходимо принимать на ночь 25 успокоительных капель в течение 30 дней. Рассчитайте объем успокоительных капель, который необходимо выписать.


  1. Больному необходимо принимать настойку в течение 3 недель по 2мл 3 раза в день. Предложите способ дозирования больному и рассчитайте объем настойки, необходимый на курс лечения.


  1. Больному необходимо ежедневно принимать раствор ЛВ по 1 десертной ложке 2 раза в день в течение 15 дней. Какой объем раствора ЛВ необходимо выписать?


  1. Врач назначила больному принимать ЛП по 15 капель утром и вечером, в течение 20 дней. Рассчитайте объем раствора ЛП, который необходимо выписать.


  1. Врач назначила пациенту экстракт, который необходимо принимать в течение месяца по 2,5 мл утром и днем за 30 минут до еды. Предложите способ дозирования пациенту, и рассчитай объем экстракта, необходимый для полного курса лечения.
  1. Решение:













Ответ:

  1. Решение:













Ответ:

  1. Решение:












Ответ:


  1. Решение:













Ответ:

  1. Решение:














Ответ:

  1. Решение:














Ответ:

5. Рассчитайте, сколько действующего вещества содержится в 1 ампуле растворов, указанных в рецептах.

Рецепт 1

Рецепт 1

Rp.: Sol. Amitriptilini 1% 2 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S. По 1 мл в/м 3 раза в день

Rp.: Sol. Promedoli 2% 1 ml

D.t.d. N 6 in ampullis

S. По 2 мл в/м 2 раза в день

Рецепт 2

Рецепт 2

Rp.: Sol. Novocainamidi 10% 5 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S. Развести в 5% растворе глюкозы и вводить медленно в вену

Rp.: Sol. Proserini 0.05% 1 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S. По 1 мл в/м 1 раз в день

Рецепт 3

Рецепт 3

Rp.: Sol. Mannitoli 15% 500 ml

D.S. Вводить внутривенно по 0,5 – 1,5 г/кг массы тела больного.

Rp.: Sol. Calcii chloridi 10% 10 ml

D.t.d. N 5 in ampullis

S. Вводить по 5-10 мл в/в, медленно.

6. Рассчитайте сколько действующего вещества содержится в 1, 2, 5 каплях растворов, указанных в рецепте.

Рецепт 1

Рецепт 1

Rp.: Sol. Atropini 1% 5 ml

D.S. Глазные капли. По 1 капле в оба глаза 1 раз в день.

Решение






Ответ:

Rp.: Sol. Hаlasolini 0.1% 10 ml

D.S. Капли для носа. По 2 капли в обе ноздри 2 раза в день.

Решение






Ответ:

Рецепт 2

Рецепт 2

Rp.: Sol. Haloperidoli 0.2% 10 ml

D.S. По 10 капель 2 раза в день.


Решение




Ответ:

Rp.: Sol. Proserini 0.05% 1 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S. По 1 мл в/м 1 раз в день.

Решение




Ответ:

Рецепт 3

Рецепт 3

Rp.: Sol. Mannitoli 15% 500 ml

D.S. Вводить внутривенно по 0,5 – 1,5 г/кг массы тела больного.

Решение





Ответ:

Rp.: Sol. Calcii chloridi 10% 10 ml

D.t.d. N 5 in ampullis

S. Вводить по 5-10 мл в/в, медленно

Решение





Ответ:

7. Рассчитайте разовую и суточную дозы  лекарственных веществ, выписанных в рецептах.

Рецепт 1

Рецепт 1

Rp.: Sol. Natrii bromidi 3% 2000 ml

Coffeini natrio-benzoatis 0.4

M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Решение





Ответ:

Rp.: Inf. herbae Adonidis vernalis 6.0:180 ml

Natrii bromidi 6.0

Codeini phosphatis 0.2

M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Решение





Ответ:

Рецепт 2

Рецепт 2

Rp.: Sol. Novocainamidi 10% 5 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S. Развести в 5% растворе глюкозы и вводить медленно в вену

Решение





Ответ:

Rp.: Sol. Proserini 0.05% 1 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S. По 1 мл в/м 1 раз в день


Решение





Ответ:

8. Решите ситуационные задачи и выпишите рецепт.

Задача 1

Задача 2

Выписать 30 мл 1% раствора хлорофиллипта (Chlorophyliptum). Рассчитайте и укажите в сигнатуре, в каком количестве воды нужно рас творить 2 десертные ложки, чтобы получить 0,2% раствор для полоскания горла.

Выписать 100 мл 5% раствора меди сульфата (Cupri sulfas). Указать в сигнатуре, в каком количестве кипяченой воды нужно растворить 1 столовую ложку, чтобы получить 0,25% раствор для спринцеваний.


Rp:

     D.S.


Rp:

     D.S.

Решение:








Ответ:

Решение:








Ответ:

Дополнить задачи по ложкам

Нормативная документация регламентирующая правила выписывания рецептов.

        Основным документом, который регламентирует правила выписывания рецептов, а также утверждена единая форма рецептурных бланков является

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. №110

«О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

Согласно настоящему приказу выделяют 3 формы рецептурных бланков:

  1. «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество»,

  1. «Рецептурный бланк» форма №148-1/у-88,

  1. «Рецептурный бланк» форма №147-1/у,

  1. «Рецепт» формы №148-1/у-04(л) и формы №148-1/у-06(л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на разведение антибиотиков. Рабочая тетрадь по математике для студентов медицинского колледжа

Пособие предназначено для самостоятельной работы и может использоваться не только на учебной дисциплине "Математика", но и при изучении профессионального модуля "Младшая медицинская сестра по уходу за...

Рабочая тетрадь по Фармакологии по теме: "Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания"

Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении аудиторных  занятий по фармакологии и со­стоит из блоков: информационного, внеаудиторной самоподго...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине _Налоги и налогообложение___ специальность «Экономика и бухгалтерский учет»...

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по МДК 01.02. «Информационное обеспечение перевозочного процесса»

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по МДК 01.02. «Информационное обеспечение перевозочного процесса»  составлена в соответствии с ФГОС СПО  третьего поколения. ...

Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса

Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса...

Рабочая тетрадь по литературе для студентов 1 курса СПО

Рабочая тетрадь по дисциплине «Литература» для студентов 1 курсов СПО  предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработана в соответ...

Рабочая тетрадь по Химии для студентов СПО 1 курса

Рабочая тетрадь по Химии предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся  по изучению нового материала и его закреплению. Отдельные уроки выделены на решение расчетных и эксперим...