Рабочая тетрадь по фармакологии для студентов 1 курса медицинских техникумов "Рецепт. Общая рецептура"
методическая разработка по биологии по теме
Рабочая тетрадь по фармакологии предназначена для студентов медицинских колледжей и техникумов. В рамках ФГОС разработана новая программа по фармакологии с учетом профессиональных компетенций. Представленная тетрадь является неотъемлемым звеном усвоения учебного материала студентами. В ней помещен краткий учебный материал с целью повторения перед выполнением заданий. Кроме того, в каждом упражнении выполнены типовые примеры. Рабочая тетрадь предназначена для аудиторной работы, а также для самостоятельной работы. По итогам заполнения тетради, студентам выставляется оценка. Также в рабочей тетради представлены типовая контрольная работа для помощи студентам при подготовке к текущему контролю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Медицинский техникум № 2»
РАБОЧАЯ ТЕТЕРАДЬ
ПО ОБЩЕЙ ФАРМАКОЛОГИИ
«РЕЦЕПТ. ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА»
Разработала преподаватель 1 категории, к.б.н. Казакова С. Б.
Санкт- Петербург
2013 г.
Тема 1 ПОНЯТИЕ О ЛЕКАРСТВАХ
Название | Лекарственное вещество (ЛВ) | Лекарственное средство (ЛС) | Лекарственный препарат (ЛП) | Лекарственнрая форма (ЛФ) |
Определение | - химическое соединение, которое в определенных количествах обладает лечебным действием | - вещества, которые используются в медицине, как правило состоит из нескольких лекарственных веществ | - лекарственное средство или лекарственное вещество в определенной лекарственной форме | - наиболее удобная для применения и хранения форма лекарственного препарата. 3 формы:
|
Пример | Натрия хлорид – химическое соединение; Раствор натрия хлорида 0,9% - лекарственное вещество | Таблетки анальгина – содержит действующее вещество – анальгин и наполнитель – молочный сахар | Раствор анальгина 2,5% - 10мл – лекарственное средство в жидкой лекарственной форме, Раствор натрия хлорида 0,9% - 500мл. – лекарственное вещество в жидкой лекарственной форме. | Таблетки анальгина – ЛС в твердой ЛФ, Мазь с анальгином – ЛС в мягкой ЛФ, Раствор анальгина 2,5%-10мл – ЛС в жидкой ЛФ |
Заполните графы из предложенных наименований (см. ниже) |
Задание 1* Впиши в таблицу предложенные наименования, определив, что это:
Таблетки анестезина, магния сульфат, кали «Зиртек», раствор новокаина 2%-5 мл., дибазол, таблетки дибазола 0,25 №10, натрия сульфат, мазь с диклофенаком – таблетки с диклофенаком – раствор для инъекций с диклофенаком, дротаверина гидрохлорид, таблетки никошпан №50, раствор глюкозы20% - 400 мл.
Государственная Фармакопея (pharmacon – лекарство, яд; poieo – делаю) – официальное издание, которое регламентирует требования к качеству ЛП, списки А и Б, высшие разовые и суточные дозы.
Ядовитые вещества относятся к списку А, по латыни именуются «Venena».
Сильнодействующие вещества относятся к списку Б, по латыни именуются «Heroica».
Ядовитые средства списка А должны храниться в сейфе, с обозначением на них «А» и «Venena». Надписи должны быть белого цвета на черном фоне. На внутренней стенке сейфа прикрепляется список ядовитых препаратов с указанием высших разовых и суточных доз.
Сильнодействующие вещества списка «Б» хранятся в отдельных запирающихся шкафах с надписью «Б» и «Heroica». Надписи должны быть красного цвета на белом фоне. Внутри шкафа должен быть список с указанием высших разовых и суточных доз.
Малоядовитые средства – «Varia» хранятся в обычных шкафах под замком.
Огнеопасные препараты (эфир, хлорэтил и др.) хранятся отдельно от прочих лекарств в специально оборудованных помещениях.
Отдельно под замком хранится этиловый спирт.
Тема 2 ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА
РЕЦЕПТ – это письменное обращение врача в аптеку об отпуске больному лекарственного средства в определенной лекарственной форме и дозе с указанием способа его употребления.
Рецепт является медицинским, юридическим и финансовым документом. За неправильно выписанный рецепт юридическую ответственность несет врач и медсестра. Правила выписывания рецептов регламентируются приказом МЗ РФ №110 от 12.02.2007г.
Nota Bene!!! (обрати внимание)
Состав лекарства название лекарственной формы и указание об изготовлении и выдаче лекарства пишутся на латинском языке. На рецептурном бланке латинский текст начинается обозначением Rp:, что означает Recipe: (возьми). Под сокращением Rp: оставляют «открытое поле», т.е. под ним ничего не пишется. Далее следует название ЛФ, затем ЛС в родительном падеже, с заглавной буквы, каждый с новой строки. Информацию о каждом препарате помещают на одной строке без переносов. Если готовая ЛФ. Если же рецепт сложный, то после слова Rp: указывается название ЛС в родительном падеже с заглавной буквы с указанием дозы и с каждой новой строки последующее ЛС, затем с красной строки пишут: смешай пусть получится … и указывается та ЛФ в которой необходимо отпустить в именительном падеже.
Например: Смешай, пусть получится порошок – Misce fiat ....pulvis.
Справа от названия каждого ЛВ указывают его количество. Для жидких ЛВ количество обозначают в миллилитрах (например: 1ml, 20ml, 100ml и т.д.), для остальных веществ – в граммах и долях грамма в десятичной системе измерения.
Для больного количество ЛВ измеряется в ложках или каплях.
Выучи наизусть!!!
Рецептурные сокращения | Вес и мера | ||
Латинское слово | Сокращение в рецепте | Перевод | 1 грамм в рецепте 1,0 |
Recipe | Rp | Возьми | 10 граммов – 10,0 |
Da. Signa | D.S. | Выдай. Обозначь. | 1 дециграмм (десятая доля грамма) – 0,1 |
Da tales doses numero | D.t.d.N | Выдай такие дозы числом… | 1 сантиграмм (сотая доля) – 0,01 |
Misce. Da. Signa. | M.D.S. | Смешай. Выдай. Обозначь | 1 миллиграмм (тысячная доля) – 0,001 |
Misce fiat | M.f. | Смешай, пусть получится | 1 микрограмм (миллионная доля) – 0,000001 |
ana | aa | поровну | 1 столовая ложка содержит 15 мл |
ad | ad | до | 1 десертная ложка – 10 мл |
cum | cum | с | 1 чайная ложка – 5 мл |
et | et | и | В 1 мл содержится 20 капель |
В 1 капле содержится 0,05 мл |
Nota Bene!!!
Латинский текст рецепта всегда заканчивается обозначением S., что значит Signa (обозначь). После этого следует сигнатура – предписание больному на русском языке. Текст сигнатуры начинают с русской заглавной буквы. В сигнатуре указывают:
Например, в сигнатуре пишут: «Принимать по 1таблетке 3 раза в день после еды.» или «Вводить под кожу по 1 мл 2 раза в день. |
Структура правильно выписанного рецепта
Таблица №1
№ п/п | Структурная единица рецепта | Указание в рецепте |
1 | Наименование лечебно-профилактического учреждения | Прямоугольный штамп ЛПУ в верхнем правом углу рецепта |
2 | Возрастная группа | Взрослый, детский – ненужное зачеркнуть |
3 | Дата выписки рецепта | Число, месяц, год |
4 | Фамилия и инициалы больного | ФИО |
5 | Возраст больного | Для детей и лиц старше 60 лет |
6 | Фамилия и инициалы врача | ФИО |
7 | Обращение врача к провизору | Пишется на латинском языке: Recipe, сокращенно Rp |
8 | Название лекарственного вещества (если в рецепте несколько лекарственных средств, то вначале указывается ядовитое или наркотическое, а затем все остальные) | Названия ЛС пишутся на латинском языке в родительном падеже |
9 | Количество ЛС на один прием | Количество в 1 таблетке, порошке, капсуле и т.д.. Концентрация раствора и количество раствора |
10 | Общее количество отпускаемого ЛС и ЛФ, которая указывается перед названием ЛС | |
11 | Сигнатура пишется на русском языке после слова Signa (обозначь) |
|
12 | Подпись и личная печать врача | В нижнем левом углу рецепта |
13 | Срок действия рецепта | 10 дней, 2 месяца; ненужное зачеркнуть |
Рецепты для анализа структуры
Задание 2* Проведите анализ структур выписанных рецептов. Установите правильную последовательность составных частей в предложенных рецептах. Отметьте недостающие компоненты. При составлении ответа укажите общее количество ошибок в рецепте
Рецепт 1 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата Больной: Федоров Саша, 1 год Врач: Игнатьев З.И. Rp: Acidi acetylsalycilici D.S. По 1 таблетке 2 раза в день после еды Подпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть) | Рецепт 2 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата Больной: Иванова Н.А. Врач: Игнатьев З.И. Rp: Sol. Strophantini 0.25% 1 ml D.S. Известно Подпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть) |
Рецепт 3 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата Больной: Ложкина В.В Врач: Сидорова Н.А. Rp: Dragee Aminasini D.S. По 1 драже 3 раза в день Подпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть) | Рецепт 4 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата: 10.12.2012 Больной: Иванченкова П.Д. Врач: Семенова И.И. Rp: Suppositoria cum Digitoxino 0,00015 D.S. Известно Подпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть) |
Рецепт 5 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата: 05.05.2013 Больной Врач Rp: Sol. Naphtisini D.S. Капли для носа Подпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть) | Рецепт 6 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата Больной: Федоров Саша Врач: Rp: Кетотифен D.S. По одной таблетке Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть) |
Исправьте ошибки и напишите правильно структуру рецепта* (используйте таблицы №1, 2) | |
Рецепт 1 | Рецепт 2 |
Рецепт 3 | Рецепт 4 |
Рецепт 5 | Рецепт 6 |
Выявление и устранение основных погрешностей в рецептах
Таблица №2
№ п/п | Основные структурные части рецепта | Возможные ошибки, погрешности | Как выявить ошибку | Как исправить ошибку |
1 | Дата | Не указана, давняя | Обратить внимание | Уточнить у врача |
2 | Возраст больного | Не указан | Уточнить у больного | Учесть при проверке дозировки |
3 | Название ЛП | Сомневаетесь в правильности написания | Установить по справочникам | Написать в рецепте, учитывая родительный падеж после слова Rp |
4 | Другие ЛС, выписанные в этом или другом рецепте | ЛС не совместимы | Проверить по справочникам в разделе «Взаимодействие лекарственных веществ» | Сообщить врачу. Внести необходимые коррективы |
5 | Лекарственная форма | Не понятна или не известна | Обратить внимание на сигнатуру | Указать нужную лекарственную форму |
6 | Количество лекарственного средства | Завышено, занижено | Сравнить количество препарата, выписанного с имеющимися готовыми препаратами в справочнике | Внести соответствующие коррективы |
7 | Сигнатура:
| Не указаны разовая и суточная дозы. Завышены разовая и суточная дозы, Не ясен. Например «для инъекций». Каких? | По справочнику установить:
| Указать дозировку в рецепте, сообщить врачу, Дать больному соответствующие указания по способу применения |
Задание 3* Выпишите в рецептах:
Вариант 1
Вариант №3
| Вариант 2
Вариант №4
|
Задание 4*
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Назовите и впишите напротив дозы, указанные в граммах, в дециграммах, сантиграммах, миллиграммах, микрограммах | |
|
|
2. Дозы, выраженные в граммах, напишите в миллилитрах. Например: 0,05 – 50мг | |
|
|
3. Дозы, выраженные в миллиграммах, напишите в граммах. Например: 50мг – 0,05г | |
|
|
4. Каков объем (в миллилитрах) столовой, десертной и чайной ложек? Сколько капель содержится в 1 мл водного раствора и какой объем одной капли? | |
|
|
Ответ: |
Ответ: |
Ответ: |
Ответ: |
Ответ: |
Ответ: |
5. Рассчитайте, сколько действующего вещества содержится в 1 ампуле растворов, указанных в рецептах. | |
Рецепт 1 | Рецепт 1 |
Rp.: Sol. Amitriptilini 1% 2 ml D.t.d. N 10 in ampullis S. По 1 мл в/м 3 раза в день | Rp.: Sol. Promedoli 2% 1 ml D.t.d. N 6 in ampullis S. По 2 мл в/м 2 раза в день |
Рецепт 2 | Рецепт 2 |
Rp.: Sol. Novocainamidi 10% 5 ml D.t.d. N 10 in ampullis S. Развести в 5% растворе глюкозы и вводить медленно в вену | Rp.: Sol. Proserini 0.05% 1 ml D.t.d. N 10 in ampullis S. По 1 мл в/м 1 раз в день |
Рецепт 3 | Рецепт 3 |
Rp.: Sol. Mannitoli 15% 500 ml D.S. Вводить внутривенно по 0,5 – 1,5 г/кг массы тела больного. | Rp.: Sol. Calcii chloridi 10% 10 ml D.t.d. N 5 in ampullis S. Вводить по 5-10 мл в/в, медленно. |
6. Рассчитайте сколько действующего вещества содержится в 1, 2, 5 каплях растворов, указанных в рецепте. | |
Рецепт 1 | Рецепт 1 |
Rp.: Sol. Atropini 1% 5 ml D.S. Глазные капли. По 1 капле в оба глаза 1 раз в день. Решение Ответ: | Rp.: Sol. Hаlasolini 0.1% 10 ml D.S. Капли для носа. По 2 капли в обе ноздри 2 раза в день. Решение Ответ: |
Рецепт 2 | Рецепт 2 |
Rp.: Sol. Haloperidoli 0.2% 10 ml D.S. По 10 капель 2 раза в день. Решение Ответ: | Rp.: Sol. Proserini 0.05% 1 ml D.t.d. N 10 in ampullis S. По 1 мл в/м 1 раз в день. Решение Ответ: |
Рецепт 3 | Рецепт 3 |
Rp.: Sol. Mannitoli 15% 500 ml D.S. Вводить внутривенно по 0,5 – 1,5 г/кг массы тела больного. Решение Ответ: | Rp.: Sol. Calcii chloridi 10% 10 ml D.t.d. N 5 in ampullis S. Вводить по 5-10 мл в/в, медленно Решение Ответ: |
7. Рассчитайте разовую и суточную дозы лекарственных веществ, выписанных в рецептах. | |
Рецепт 1 | Рецепт 1 |
Rp.: Sol. Natrii bromidi 3% 2000 ml Coffeini natrio-benzoatis 0.4 M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день. Решение Ответ: | Rp.: Inf. herbae Adonidis vernalis 6.0:180 ml Natrii bromidi 6.0 Codeini phosphatis 0.2 M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день Решение Ответ: |
Рецепт 2 | Рецепт 2 |
Rp.: Sol. Novocainamidi 10% 5 ml D.t.d. N 10 in ampullis S. Развести в 5% растворе глюкозы и вводить медленно в вену Решение Ответ: | Rp.: Sol. Proserini 0.05% 1 ml D.t.d. N 10 in ampullis S. По 1 мл в/м 1 раз в день Решение Ответ: |
8. Решите ситуационные задачи и выпишите рецепт. | |
Задача 1 | Задача 2 |
Выписать 30 мл 1% раствора хлорофиллипта (Chlorophyliptum). Рассчитайте и укажите в сигнатуре, в каком количестве воды нужно рас творить 2 десертные ложки, чтобы получить 0,2% раствор для полоскания горла. | Выписать 100 мл 5% раствора меди сульфата (Cupri sulfas). Указать в сигнатуре, в каком количестве кипяченой воды нужно растворить 1 столовую ложку, чтобы получить 0,25% раствор для спринцеваний. |
Rp: D.S. | Rp: D.S. |
Решение: Ответ: | Решение: Ответ: |
Дополнить задачи по ложкам | |
Нормативная документация регламентирующая правила выписывания рецептов.
Основным документом, который регламентирует правила выписывания рецептов, а также утверждена единая форма рецептурных бланков является
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. №110
«О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Согласно настоящему приказу выделяют 3 формы рецептурных бланков:
- «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество»,
- «Рецептурный бланк» форма №148-1/у-88,
- «Рецептурный бланк» форма №147-1/у,
- «Рецепт» формы №148-1/у-04(л) и формы №148-1/у-06(л).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на разведение антибиотиков. Рабочая тетрадь по математике для студентов медицинского колледжа
Пособие предназначено для самостоятельной работы и может использоваться не только на учебной дисциплине "Математика", но и при изучении профессионального модуля "Младшая медицинская сестра по уходу за...
Рабочая тетрадь по Фармакологии по теме: "Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания"
Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении аудиторных занятий по фармакологии и состоит из блоков: информационного, внеаудиторной самоподго...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине _Налоги и налогообложение___ специальность «Экономика и бухгалтерский учет»...
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по МДК 01.02. «Информационное обеспечение перевозочного процесса»
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по МДК 01.02. «Информационное обеспечение перевозочного процесса» составлена в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения. ...
Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса
Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса...
Рабочая тетрадь по литературе для студентов 1 курса СПО
Рабочая тетрадь по дисциплине «Литература» для студентов 1 курсов СПО предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработана в соответ...
Рабочая тетрадь по Химии для студентов СПО 1 курса
Рабочая тетрадь по Химии предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся по изучению нового материала и его закреплению. Отдельные уроки выделены на решение расчетных и эксперим...