Рабочая тетрадь по литературе для студентов 1 курса СПО
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Рабочая тетрадь по дисциплине «Литература» для студентов 1 курсов СПО  предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Тетрадь снабжена справочным материалом, практическими и творческими заданиями, упражнениями, помогающими усвоить основные темы программы.

Материал рабочей тетради расположен по темам в соответствии с программой курса. Каждый раздел включает основные теоретические положения темы, проблемные вопросы, тесты или ситуации, практические задания, список источников, а также обязательной и дополнительной литературы.

Основная задача РТС – активизировать и организовать самостоятельную работу студента по изучению данной дисциплины и обеспечить контроль над ней со стороны преподавателя.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова “Сотников”»

(сценарий открытого урока)

Цели урока:

обучающая: дать понятие об особенности нравственного выбора героев повести «Сотников»;

раскрыть мотивы испытания на человечность героев;

познавательная: на основе анализа текста вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести выявить специфику изображения поведения героев на войне и выяснить их жизненные позиции;

контролирующая: формировать внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно – образной структуре;

практическая: выявить уровень знания прочитанного текста, умение работать с ним;

воспитывающая: формирование познавательной, нравственной и коммуникативной компетенций учащихся;

расширение читательского интереса, воспитание нравственности, ответственности за свои поступки;

формирование интереса и уважения к истории Отечества, воспитание патриотизма

развивающая: развитие словесно-логического и критического мышления учащихся путём аналитического чтения текста.

                                                                                                  Два мира властвуют от века.

                        Два равноправных бытия,

                         Один объемлет человека,

                         Другой – душа и мысль моя

 (А. Фет)

Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что сегодня мы собрались с вами по особому поводу, по поводу книги, книги, которая посвящена непростым событиям для нашей страны, памятным событиям, волнующим всех и каждого – это страшные события Великой отечественной войны и, конечно же, День победы, 65 годовщину которой мы с вами празднуем в этом году.

Проект «Большое чтение», в котором мы с вами участвуем, - это замечательная инициатива, удивительная вещь, которая действительно дает нам возможность объединиться  вокруг книги, всего одной книги; попытаться понять не просто само произведение, а тот глубинный смысл, который в нем заложен, ибо именно глубинный смысл всегда интересует человека, ибо мы и живем для того, чтобы постичь, понять, открыть смысл, который, безусловно, заложен и в книге тоже

Сегодня мы с вами поговорим о книге В. Быкова «Сотников». Это небольшая, но удивительная по своей глубине и силе повесть, проинтерпретировав которую, мы что-то откроем и в себе, может быть, даже лучше поймем себя, более глубоко поймем мир, который нас окружает.

Я говорю именно «проинтерпретируем», а не «проанализируем», потому что об анализе текста говорят тогда, когда в принципе и так все понятно, осталось только повторить и закрепить. Что касается интерпретации, т.е. понимания, осмысления, то это процесс гораздо более сложный и кропотливый, процесс, в котором мы открываем, пытаемся постичь глубинную сущность бытия (так говорил в свое время Аристотель). Но не каждое произведение дает нам такую возможность – понять глубинную сущность бытия, а только правдивое, ибо тот же Аристотель говорил, что талантливое произведение – это правда, а бесталанное – правдоподобие, т.е. копия, слепок с действительности.

Но и мы с вами должны отдать дань талантливому, ПРАДИВОМУ произведению В. Быкова и проинтерпретировать, и понять его как внимательные читатели. А что для этого нужно? Всего лишь одна малость – не уходить от текста, быть в нем самом, и вы увидите удивительную вещь, как текст САМ начнет говорить с вами, начинает спорить, где-то и в чем-то соглашаться, а где-то стоять на своем. Посредством текста мы говорим с автором произведения, мы вступаем с ним в диалог и тоже имеем право  в чем-то согласиться, а где-то остаться и при своем мнении – это диалог, и текст нам позволяет это делать, потому что текст – это живая сущность, это некое бытие, которое где-то просит, а где-то уже и требует, чтобы в нем увидели что-то новое, что-то другое, что уже соответствует духу нашего времени, нашему мировоззрению.

К сожалению, так сложилось, что легче анализировать текст так, как его уже много лет анализировали до нас, т.е. идти по проторенному пути, по пути некоего штампа (прочитать стихотворение о штампах в  литературе) или проанализировать на примере собственного жизненного опыта, что еще более недопустимо:  текст – самодостаточен, и наша задача понять его, а через него и себя самих.

Для того, чтобы понять, КАК мы будем это делать, мне бы хотелось прочитать небольшой отрывок из выступления Владимира Набокова перед студентами колледжа о внимательном читателе. Итак…. (читается отрывок)

«Хороший читатель, отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель…. Любая книга – будь то художественное произведение или научный труд – обращена прежде всего к уму.

 Ум, мозг, вершина трепетного позвоночника, — вот тот единственный инструмент, с которым нужно браться за книгу.

Что же касается читательского воображения, есть по меньшей мере две его разновидности. Какая же требуется при чтении? Первая – довольно убогая, питающаяся простыми эмоциями и имеющая отчетливо личный характер. Мы остро переживаем ситуацию, описанную в книге, поскольку она напоминает о чем-то, что довелось испытать нам или нашим знакомым. Либо, опять же, книга оказывается близка читателю потому, что вызывает в его памяти некий край, пейзаж, образ жизни, которые дороги ему как часть прошлого. Либо – и это худшее, что может произойти с читателем – он отождествляет себя с персонажем книги. Я бы не советовал читателям прибегать к этой разновидности воображения.

<…> Я лишь хочу сказать, что читатель должен уметь вовремя обуздывать свое воображение, а для этого нужно ясно представлять тот самый мир, который предоставлен в его распоряжение автором. Нужно смотреть и слушать, нужно научиться видеть комнаты, одежду, манеры обитателей этого мира» …

Сегодня мы, безусловно, последуем совету это замечательного писателя, педагога и попытаемся проинтерпретировать текст В. Быкова следующим образом:

Текст В. Быкова

  1. Фамилия героя
  2. Речевая характеристика
  3. Портрет (включает описание внешности, походки, одежды, мимики, умения держаться и т.п.)
  4. Пейзаж
  5. Предметно-вещный мир (предметы и вещи, окружающие героя)
  6. Поступок
  7. Герой о самом себе
  8. Герои произведения друг о друге
  9. Элементы психологизма (внутренний монолог, психологический самоанализ, сны героев, поток сознания и т.п.)
  10. Основной мотив произведения (повторяющиеся элементы текста, например, дорога (мотив дороги) и т.д.
  11. Литературная критика, философские категории

Именно в контексте данного текста, того, что находится в самом тексте мы и попробуем разобраться, попробуем прийти к пониманию основной мысли текста, создать свою собственную мысль относительно того, что произошло в повести и что произошло с героями повести, двумя главными героями – Рыбаком и Сотниковым.

Повесть В. Быкова «Сотников» относится к «партизанским повестям» писателя и была им написана в 1970г. На многочисленных читательских конференциях у автора спрашивали: «Как же Вы пишете о партизанской войне, если сами никогда не были в партизанах?» В. Быков отвечал, что если бы он партизанил и у него был опыт партизанской войны, то повесть у него получилась бы совершенно иная, в ней, скорее всего, было бы больше действий, событий, но для В. Быкова важно другое – ЧЕЛОВЕК. Каким может быть человек в ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ситуациях, что в экстремальной ситуации человек может узнать о самом себе? Быков говорит о человеке и бесчеловечных обстоятельствах, он говорит о возможности выбора человека, а человек выбирает, исходя из того, что у него посеяно в душе, чем наполнена его душа.

Рассматривать проблемы, поставленные В. Быковым, мы будем в двух аспектах: философском и литературном.

Без философского аспекта не обойтись никак, т.к. это основа, которая даст нам возможность понять особенность художественного миропонимания.

Сейчас мы посмотрим с вами отрывки сразу из нескольких фильмов. Посмотрите, пожалуйста, внимательно и подумайте, какой общий мотив у этих фильмов, что их сближает, что сближает всех героев и какой все-таки фильм стоит особняком и  его герой отличатся от остальных героев?

Попытайтесь ответить НА ЭТИ ВОПРОСЫ В КОНТЕКСТЕ СЛЕДУЮЩЕЙ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ТРИАДЫ: свобода-выбор-ответственность:

«Остров»

«Восхождение»

«Война и мир»

 

Герои фильмов:

Фрагментарность человека;

Пустота духовная

Андрей Болконский; Борис Сотников:

 Целостность;

Дух; внутренняя свобода; сформированная ответственность; мысль; анализ ситуации. Внешний мир выключен.

А теперь давайте предположим, как можно объяснить состояние героев словами еще одного героя последнего фильма А. Тарковского «Жертвоприношение». Герой этого фильма читает молитву в начале фильма, он молится неистово, предчувствуя грозящий конец и понимая, какую угрозу несет война, он просит у Бога:

«Господи, спаси нас в эту минуту! Спаси того, кто не верит, не успел задуматься, так как не был по-настоящему несчастен. Война – последнее страшное, ни воды, ни полей, ни птиц в небесах… Господи, стану немым, сожгу свой дом, откажусь от всего…, только чтобы не было этого жуткого и тошнотворного чувства страха…».

Слова о Страхе, о трусости как одном из главных пороков человека слышит после казни Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат: «Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?

-Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это – что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость...»

Именно такой вопрос, вопрос о страхе, малодушии, трусости человека, даже того, который отважен и ничего, казалось бы, не боится, и задумывается В. Быков, задумывается, но не осуждает, а только говорит «видно, чего-то этот человек недобрал, чего-то не понял…»

А вот чего? Давайте разберемся.

Известный немецкий философ М.Хайдеггер написал интереснейшую вещь, он исследовал значение обыкновенной приставки ПЕРЕ-, утверждая, что она имеет глубинный онтологический смысл: «Значение приставки –пере- было мной усвоено бессознательно, когда я в первый раз узнал от школьного учителя о  приставке «пре»; в значении «пере», – так и «пере» есть всё: и наше прошлое, и  разворачивание нашего опыта, и, как следствие, определенный горизонт. «Пере» есть чистый промежуток, перерыв, время остановки и осмысления, время переживания для того, чтобы перейти к чему-то Иному, время переходности. А переживание есть переход, как и, наоборот, переход есть переживание, которое сопровождается страхом. Пере обозначает, что ты есть и тебя одновременно нет, страх потери чего-то, осознания собственной неполноценности или состояния мужества; промежуток, когда ты в самом себе прощаешься с одним человеком и приобретаешь или находишь в себе другого нового человека.

Итак –ПЕРЕ — это следующее:  

выключение – промежуток – включение

Пройдя, перейдя через промежуток, кем будет человек или кем он останется или, может, во что превратится?

Задание:

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами разделимся на несколько групп, каждая из которой получит задание. Безусловно, задание связано с человеком, с постоянной внутренней борьбой, но вы сами определите, какой акцент вам необходимо сделать, на чем, на что обратить внимание, что в процессе Восхождения к самому себе человек должен преодолеть, пройти, переосмыслить.

 Размышления Л. Н. Толстого

I группа.   Прочитайте, пожалуйста, размышления Л. Н. Толстого о человеке. Как вы думаете, что более всего волнует писателя? Почему именно это? Почему именно эта тема является одной из основных в русской философии и литературе? Какое это имеет отношение к героям просмотренных нами фильмов и к состоянию промежутка, перехода человека?

  1. Для того чтобы, научиться духовной силе, надо научиться раздваиваться на телесного и духовного человека и заставлять телесного человека делать не то, что он хочет, а то, что хочет человек духовный.

  1. Когда душа спит, бездействует, тело неудержимо подчиняется тем проявлениям чувств, которые вызывают в нем поступки людей, окружающих человека. Люди зевают, и он зевает, люди гневаются, и он гневается, люди боятся, и он боится.

  1. Всякая страсть в сердце человека – вначале как проситель, потом как гость и, наконец, как хозяин дома. Постарайся отказать такому просителю, не отворяй ему двери дома своего сердца.

  1. Все различия наших положений в мире НИЧТО в сравнении с властью человека над самим собой, над своими телесными страстями. Если человек упал в море, то совершенно все равно, откуда он упал в море, <…. > важно только то, умеет ли человек плавать или нет. Сила не во внешних условиях, а в умении владеть собой.

II. Прочитайте, пожалуйста, строчки из стихотворений русских поэтов. Как вы думаете, что волновало русских поэтов? Какой основной мотив, судя по данным строкам, является ведущим в русской литературе вообще и в русской поэзии, в частности? Почему именно этот? И какое отношение этот мотив имеет к человеку, его жизненному опыту, к формированию его как личности?  Какое отношение данный мотив имеет к просмотренным отрывкам и переходу человека?

           

«Страданием душа поэта зреет,

Страдания святая благодать…» (В.  Жуковский)

«… из всех печалей и радостей дарована только одна –

Радость страдания бесконечного...» (А. Ахматова)

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать... (А. С. Пушкин)

«Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси!» (С. Есенин)

«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» (Ф. Тютчев)

«Даже праведнику даются испытания и страдания, чтобы он сохранил свой дар и высоту духа. Если в судьбе все складывается легко и безоблачно, если не будет закаляться сердце, то человек будет немощен и слаб духом»

(Иерей П. Зайцев, священник Свято-Троицкого храма, г. Челябинск).

«Страдание есть полезная необходимость» (А. Ремизов)

«Страдание есть состояние духовное, светоносное, окрыляющее; оно преодолевает животное существование, побеждает отчаяние, страх. В страдании тает тьма и исчезает страх» (И. Ильин).

III группа.  Мир «man» Мартина Хайдеггера, особенности мира. Всегда ли происходит так, как говорит М. Хайдеггер? В каком случае и с кем это не произойдет никогда? Сравните высказывание М. Хайдеггера с тем, что произошло с героями представленных фильмов.  Сделайте вывод.

Итак, еще раз о заданиях для групп (преподаватель еще раз повторяет задание, чтобы выяснить, в каком случае человек достойно пройдет промежуток –пере-

-Задание: составить хокку на предложенную тему.

Теперь перейдем к литературной интерпретацией тексту, уже основываясь на философской мысли, той мысли, которую вы открыли сами.

Итак, образ главных героев сведен к минимуму - всего два человека, два партизана, Рыбак и Сотников.

Вопрос:

-Как, каким образом мы знакомимся с героями? (Предполагаемый ответ: Рыбак и Сотников отправляются в дорогу, чтобы добыть для партизанского отряда, в котором они сами были, продовольствие).

Итак, герои идут по дороге, двигаются вперед. Вообще, в литературе дорога, мотив дороги имеет очень важный символический смысл и большое значение, т.к. именно дорога – эта та часть пространства, где все разрешается или все становится на свои места; дорога – эта жизнь, это часть пути, это тот опыт, который приобретает человек. Вот и наши герои идут по дороге и то, как они идут, о чем думают, что вспоминают, как ведут себя на протяжении всего отрезка говорит о многом. Итак, давайте понаблюдаем за нашими героями. Прежде всего мы не забываем, что в тексте автор достаточно часто, если не всегда, вкладывает определенный смысл и характеристику в фамилии героев. Итак, перед нами два человека, один с фамилией Рыбак, другой – Сотников.

Какие ассоциации, мысли первоначально вызывают эти фамилии?

         

Рыбак – фамилия не говорящая, но человек с такой фамилией исповедует, скорее всего, следующие принципы: он

хваткий, активный, может всегда

что-то выловить, добыть; возможно,

может выйти сухим из воды, лидер.

Сотников – фамилия образована от слова «сотник»: так назывался офицерский чин в казачьем войске царской армии (командир сотни, равный поручику или, если переводить на современный язык, лейтенанту (интересно, что в звании поручика служила отец Сотникова, а в звании лейтенанта он сам. Таким образом, в этой фамилии отражена и семейная закваска и национальная культурная память о благородных, мужественных воинах прошлого.

Сопоставление героев начинается сразу. Как и на что еще обращает наше внимание автор произведения, что бросается в глаза и разительно отличает двух этих людей? Мне бы здесь хотелось вспомнить слова Гете, который сказал:

«Что внутри – во внешнем сыщешь.

Что вовне – внутри отыщешь»

Поэтому, памятуя о взаимосвязи, взаимопроникновении внутреннего и внешнего, обратим дальше внимание на наших героев.

- Во-первых, это внешний вид – Рыбак (автор, кстати, знакомит нас с первым Рыбаком) – молод, физически крепок, упорен в достижении цели, по поведению он лидер; Сотников же обессилен болезнью, физически слаб, истощен.

Обратим внимание на одежду одного и другого героя:

- У Рыбака теплый полушубок, валенки, теплая шапка, у Сотникова – короткополая шинель, «неуклюже стоптанные бурки» и красноармейская пилотка (стр.281)

-Почему такая разница во внешнем облике, ведь и тот и другой попали из регулярной армии? Рыбак служил в пехоте, Сотников в артиллерии. За время пребывания в отряде Рыбак сумел «добыть» к зиме нужную одежду, Сотников – нет, он так и ходит в летней фронтовой одежде. Можно сказать, что несходство героев в одежде объясняет разное отношение этих людей к миру, к людям.

Однако это только начало повести, и мы можем ошибаться в своих предположениях, тем более что человек так сложен и непредсказуем и «Встречают по одежке, провожают по уму».

Но пойдем дальше и вслушаемся в один из первых диалогов Рыбака и Сотникова (стр.279)

В этих словах прорывается наружу то, что до этого у каждого было «на уме».

-В данном случае, глядя на героев, слушая их разговор,  обращая внимание на манеру поведения этих двух людей, подумайте, как можно соотнести то, о чем  говорила вторая группа, ссылаясь на слова Л.Н. Толстого о соотношении духовного и телесного начала в человеке? Какое это имеет отношение к Рыбаку и Сотникову?

Даже последние мысли Сотникова – о жизни и смерти: «Сотников не мог согласиться с мыслью, что его смерть явится нелепой случайностью по воле этих пьяных прислужников. Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко она дается человеку, чтобы беззаботно относится к ее концу».

Безусловно, Рыбак – это телесное начало, Сотников – духовное, волевое.

- К чему готов Сотников, что формировало его на протяжении жизни и что прошло мимо Рыбака? Здесь логично обратиться к третьей группе - как вы думаете, какая взаимосвязь между страданием и духовной силой?

- Чем Сотников с самого начала противоположен Рыбаку?

(Предполагаемый ответ – жизненную философию Сотникова можно выразить строками из стихотворения А. С. Пушкина «Элегия», «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». С самого начала Сотников противопоставлен Рыбаку способностью мыслить, готовностью страдать, причем страдать самому, взяв на себя боль других людей.

«Если что-то заботило его в жизни, так это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом».

Мы видим, что Сотников своими мыслями не отдален от других людей: он убежден, что от его понимания жизни, и от того, как он поступит, зависит судьба окружающих людей, и в конечном итоге, жизнь всего человечества.

Отличительной чертой В. Быкова является то, что герои проживают за какой-то короткий промежуток времени всю жизнь. Мы вместе с автором всматриваемся в человека и понимаем, что заранее в произведениях Быкова невозможно понять. Какой путь выберет герой.

Сотников – не плакатный герой, не человек без страха и упрека: он сам не вызвался идти за продовольствием «потому и не отказался, что другие отказались», но «И когда там, у костра на болоте, командир вызвал его по фамилии, Сотников не подумал о болезни, а узнав, что предстоит сходить в село за продовольствием, даже обрадовался, потому что эти дни был голоден, к тому же привлекала возможность какой-нибудь час погреться в домашнем тепле». Эти мысли привычны и естественны для любого нормального человека, но в минуты смертельной опасности они могут навредить, ослабить силу духа, и поэтому их нужно отбросить. Сотников способен на это - Рыбак нет.

Возникает резонный вопрос: Почему? Почему один способен, а другой нет? Мы говорили о духовном и телесном начале о готовности страдать и желании мыслить и т.п. Но тогда снова возникает вопрос: почему у одного человека все это сформировано и есть, а у другого все это прошло мимо, не задело его, не зацепило. Что нам может объяснить причину этого? (Предполагаемый ответ: детство одного и другого, т.е. то время, тот период жизни, где многое или почти все формируется).

Вопрос: какие события в детстве у Рыбака и Сотникова повлияли на их характер, на их жизненную позицию?

(Предполагаемый ответ: у Сотникова – случай с маузером, у Рыбака – смелый поступок, когда он спас девочек).

Получается, что Сотников смалодушничал в детстве, а Рыбак совершил смелый поступок, но чему и тот и другой случай научили наших героев?

Рыбак поверил в свою смелость «поверил, что человек он смелый», он повторял, что главное в жизни «не растеряться и не струсить». Что касается Сотникова, то после случая с маузером «он больше ни разу не солгал ни отцу, никому другому, за все держал ответ, глядя людям в глаза». Рыбак поверил в свою смелость, а Сотников сознательно формировал её. Порывистость, стихийность, инстинкт, случайность поступков и мыслей – вот основа жизни Рыбака. Осмысленность поведения, самостоятельность мышления, твердость духа – фундамент характера Сотникова. Эти качества у Сотникова даже граничат с жестокостью (его непримиримый тон с женой старосты, отказ от еды, от лекарства)

Преподаватель делает вывод.

Задание:

1 группа -   Время разбрасывать камни, время собирать.

2 группа – Предметно-вещный мир

«Каждая вещь в этой комнате была целым миром, она была всем  и многое могла рассказать о своем хозяине: вот надломленный брелочек с колечком и надписью «Separes, мais», должно быть, след мимолетной встречи, а вот и деревянная коробочка, продукт его труда, которую он теперь использует под лекарства, на столе лежит мундштук, футляр, штемпеля, много календарей и чернильница. В углу валяются портфели, большие и маленькие, просто сваленные друг на друга. На полках книжного шкафа неизвестно к чему прикреплены висящие защипочки с приглашениями и воззваниями, да портреты, да немецкая пивная кружка, да кинжал арабский. А вот и марки, и у каждой марки своя душа.

Вещи, вещи человека, как бы малы и тленны они  не были, но они несказанно дороги человеку и именно они, его вещи, могут сказать: «Послушайте, я и только я могу рассказать вам о своем хозяине, только я знаю, о чем он думает, что тревожит его, о чем он мечтает, почему не спит?! Только я могу по-настоящему раскрыть вам его душу...»

3 группа – лестница, каждая ступень которой имеет свое название. Назовите эти ступени так, чтобы отражали определенный отрезок жизненного пути Рыбака и Сотникова.

Таким образом, нравственная позиция, сила духа приводят героя к единственно возможному выходу в сложившихся для него условиях – к смерти

А что же Рыбак, что происходит с Рыбаком? Как вы считаете, виновен ли Рыбак и осуждает ли его автор? Есть ли это осуждение в тексте, почувствовали ли вы его?

В Древней Греции шел суд над человеком, который совершил жестокое убийство, и помилования этому человеку не было, естественно, все судьи сказали: «Виновен!» и приговорили его к смертной казни, все, кроме Сократа. Этот мудрец сказал: «Этот бедняга ни в чем не виновен, потому что… (у него нет истинных знаний о добродетели. Этот человек руководствовался в жизни лишь ложными мнениями, гнался за внешними достижениями, но его никто не научил, что есть истинная добродетель, ему никто не мог познать этого. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди незнающие не могут их совершать, и даже если пытаются совершить, то впадают в ошибку».

Сотников как раз и относится к категории тех людей, которые мыслят и знают. Именно он перед самой казнью, увидев глаза мальчишки в буденовке, улыбнулся ему, потому что знал, что добро, человечность, настоящее мужество будут иметь продолжение и после его смерти.

Улыбка Сотникова в конце повести – это вообще новый, доселе невиданный поворот в военной прозе, улыбка человека перед смертью, перед казнью – это подвиг, это сила духа человека, это победа человека, победа жизни над смертью, над животным страхом.

Подвиг человека, заключенный в обыкновенной простой улыбке, говорит о многом: о вечном и преходящем, о ложных и истинных ценностях, о том, что подвиг человека заключается не только в ярком героическом поступке, а чем-то малом, и это малое когда-то станет большим и очень важным в жизни человека.

Можно ли сейчас в мирное время совершить подвиг в обычной жизни, в обыденной.

Как вы думаете, что это может быть? Поразмышляйте над этим, озвучив фильм. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этот фильм и составьте по несколько предложений, которые к вам придут, напишите, что вы почувствовали, и затем мы, читая по цепочке, озвучим этот фильм. (Идет фильм, пишутся работы).

-Необходимо всегда оставаться человеком, именно человеком, почаще смотреть в небо и видеть его, потому что небо вечное, это вечная ценность, это мудрость, это вера, это сила, откровение.

«Не выбирай себе, сынок, только хорошее небо. Настоящему человеку <...> любое небо годится для жизни.

О чем мечтают родители?

О том,

Чтобы дети смотрели честно

В правдивое небо,

А не разглядывали внимательно

Носок собственного ботинка

При откровенном разговоре с товарищем.

Что пожелать человеку, шагнувшему на дорогу?

Неба в лицо,

Неба в затылок.

Неба, подпирающего слева,

Неба, подпирающего справа,

Чтобы в пути не оступиться

И не упасть в дорожную пыль.

О чем думает умирающий?

О небе над крышей соседнего дома

И о вечном небе над рекой.

Небо зовется небом, потому что оно-

Небо, а человек зовется человеком только тогда,

Когда он Человек.

Только под каким небом будешь жить ты?

Каким именем тебя называть?» (Ю. Вэлла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на разведение антибиотиков. Рабочая тетрадь по математике для студентов медицинского колледжа

Пособие предназначено для самостоятельной работы и может использоваться не только на учебной дисциплине "Математика", но и при изучении профессионального модуля "Младшая медицинская сестра по уходу за...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине _Налоги и налогообложение___ специальность «Экономика и бухгалтерский учет»...

Рабочая тетрадь по фармакологии для студентов 1 курса медицинских техникумов "Рецепт. Общая рецептура"

Рабочая тетрадь по фармакологии предназначена для студентов медицинских колледжей и техникумов. В рамках ФГОС разработана новая программа по фармакологии с учетом профессиональных компетенций. Предста...

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по МДК 01.02. «Информационное обеспечение перевозочного процесса»

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по МДК 01.02. «Информационное обеспечение перевозочного процесса»  составлена в соответствии с ФГОС СПО  третьего поколения. ...

Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса

Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса...

Рабочая тетрадь по Химии для студентов СПО 1 курса

Рабочая тетрадь по Химии предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся  по изучению нового материала и его закреплению. Отдельные уроки выделены на решение расчетных и эксперим...