рабочая программа элективного курса "Тайны генома"
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
рабочая программа элективного курса "Тайны генома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_tayny_genoma.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Тайны генома» для учащихся 9 класса составлена на основе авторской программы Т.И.Переясловой «Основы генетики» из сборника «Программы элективных курсов для медико-биологического профиля». - Благовещенск, Амурский ИППК, 2005, разработанных в соответствии с решением коллегии департамента образования Администрации Амурской области. Протокол №1 от 31.03.2005 г.
Цель курса: создать условия для формирования и развития у уч-ся интереса к естественнонаучным предметам, творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Программа рассчитана на 17 часов, а по учебному плану на элективный курс отведено 9 часов, поэтому в данной рабочей программе количество часов по темам «Геном человека, «наследственность и изменчивость» и «Международная программа «Геном человека» сокращено вдвое, в теме «Гены в нашей жизни» по программе 3ч (1ч теоретич., 2ч практических занятий) сокращено до 0,5ч теоретич.занятия и 0,5ч практического – всего 1ч, в теме «Гены и здоровье» по программе 3ч (2ч теоретич.занятий и 1ч практического) сокращено до 0,5ч теоретич.занятий и 0,5ч практического- всего 1ч.
Литература
Для учителя:
- Боринская С.А. «Гены в нашей жизни». Журнал «Биология в школе» №2, 2001. – с.13-16
- Боринская С.А. , Янковский Н.К. «Гены и здоровье» .Журнал «Биология в школе»№5, 2001.
- Боринская С.А. , Янковский Н.К. «Человек и его гены. В начале нового тысячелетия». Журнал «Биология в школе» №4, 2001
- Дубинин Н.П. «Генетика человека» Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1998
- Медицинская генетика /Под ред. Бочкарева Н.П. – М: Мастерство, 2001
- Репин В.С. и др. Медицинская клеточная биология. – М.:БЭД, 1998
- Сингер М., Берг П. «Гены и геном» - М.: Мир, 2000
- Стволинская Н.С. «Истоки и перспективы международной программы «Геном человека». Журнал «Биология в школе» №2, 2002
Для учащихся:
- Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. – М.: Просвещение, 197
- Биология. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001
- Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олипм», «Фирма «Издательство АСТ»», 2000
- Дж.Алекс Тарквиньо. Прорыв в медицине: Чудо становится реальностью//ЗАО «Изд. Дом Ридерз Дайджест» - 2003
- Живой мир «Энциклопедия» /Пер. с англ. – М.: Росмен, 1994
- Касаткина И.Н. Биоритмы и здоровье //Серия «Здоровый образ жизни», 2002
- СПИД//Естествознание. Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002
Содержание курса
Тема 1. Введение.
История изучения генома человека. Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека.
Тема 2. Человек и его гены.
Изучение структуры генома человека. Отличие людей на уровне генов. Исследование генома человека направлено на решение научных проблем, связанных с происхождением человека, на выяснение генных различий. Понятие «молекулярные часы», их роль в изучении антропогенеза. Изучение генетического разнообразия популяций человека имеет важное значение для понимания механизмов устойчивости или восприимчивости к тем или иным заболеваниям.
Практическая работа. Научиться кратко записывать условия генетической ситуационной задачи и ее решения.
Тема 3. Геном человека.
История изучения вопроса. Современные достижения и научные открытия, карты хромосом и картирование генов. Использование открытий в изучении генома человека для лечения болезней. Клонирование. Генная терапия, лечение патологий, связанных с изменением наследственной информации – нравственная, этическая проблема.
Сообщения учащихся по теме.
Тема 4. Наследственность и изменчивость организмов.
Углубляется понятие наследственность и изменчивость организмов. Хромосомы. Видовой набор хромосом, находящийся у большинства организмов в ядре. Хранение и передача информации, записанной в хромосомах в виде генов.
Практическая работа. Основные закономерности наследования признаков. Решение ситуационных задач.
Тема 5. Гены в нашей жизни.
Молекулярные методы, которые позволили выявить гены, влияющие на поведение человека: сильные ощущения; депрессия и тревожность; наследственность и агрессивность поведения, преступность; устойчивость к действию алкоголя, никотина, наркотиков; гены и секс; влияние наследственности на интеллект. Показать влияние наследственности среды на развитие антисоциального поведения.
Семинар. «Гены в нашей жизни».
Тема 6. Гены и здоровье.
Генный уровень болезней человека. Всего известно 5 тыс.наследственных заболеваний, из них – тяжелейшие расстройства. Значительные успехи достигнуты в изучении молекулярных причин наследственных заболеваний. Они связаны с мутациями или изменением числа хромосом. Показать виды наследственных заболеваний, связанных с мутациями и связанные с изменением гена хромосом. Распространение в России хромосомных болезней и врожденных пороков развития, обратить внимание на медико-генетическое консультирование, его роль в просветительской работе с подростками и взрослым контингентом.
Экскурсия. Центр планирования семьи, Центр генетического консультирования.
Тема 7. Международная программа «Геном человека».
Вклад ученых в развитие тайны генома человека, начиная с Ч.Дарвина «Происхождение видов», Г.Менделя, основоположники науки генетики и современных ученых, изучивших кариотип человека, его цитологическую карту. Показать роль генной инженерии.
Тема 8. Выбор профессии.
Профессии: массовые, специальные, творческие. Уровень образования и квалификации. Среднее специальное и высшее образование, особенности приема в них. Виды трудовой деятельности в системах: «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-образ», «человек-природа». Примеры. Условия трудовой деятельности: монотонность/преемственность; большая/малая физическая нагрузка; большая/малая психическая нагрузка; большой/малый риск; большая/малая ответственность; большая/малая необходимость повышения квалификации. Примеры. Формулы профессий. Профессиональные ограничения и возможные профзаболевания. Заработная плата: кто и за что получает деньги.
Тема 9. Составление генетического словаря, его презентация.
Тематическое планирование
№ п/п | название темы | кол-во часов | |
теор. | практич. | ||
1. | Введение | 1 | |
2. | Человек и его гены | 0,5 | 0,5 |
3. | Геном человека | 0,5 | 0,5 |
4. | Наследственность и изменчивость организмов. | 0,5 | 0,5 |
5. | Гены в нашей жизни | 0,5 | 0,5 |
6. | Гены и здоровье | 0,5 | 0,5 |
7. | Международная программа «Геном человека» | 1 | |
8. | Выбор профессии | 1 | |
9. | Составление генетического словаря, его презентация | 1 | |
Итого: | 4,5 | 4,5 | |
9 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | кол-во часов | содержание темы | ресурсы | сроки |
1. | Введение | 1 ч. | История изучения генома человека. Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека. | мультимед. оборудование презентации | |
2. | Человек и его гены Практическая работа: решение генетической ситуационной задачи | 1 ч. | Изучение структуры генома человека. Отличие людей на уровне генов. Исследование генома человека направлено на решение научных проблем, связанных с происхождением человека, на выяснение генных различий. Понятие «молекулярные часы», их роль в изучении антропогенеза. Изучение генетического разнообразия популяций человека имеет важное значение для понимания механизмов устойчивости или восприимчивости к тем или иным заболеваниям. | Раздат. матер. Модель ДНК, схемы хромосом | |
3. | Геном человека. Сообщения учащихся | 1 ч. | История изучения вопроса. Современные достижения и научные открытия, карты хромосом и картирование генов. Использование открытий в изучении генома человека для лечения болезней. Клонирование. Генная терапия, лечение патологий, связанных с изменением наследственной информации – нравственная, этическая проблема. | Модель ДНК, схемы хромосом мультимед. оборудование презентации | |
4. | Наследственность и изменчивость организмов. Практическая работа. Основные закономерности наследования признаков. Решение ситуационных задач. | 1 ч. | История изучения вопроса. Современные достижения и научные открытия, карты хромосом и картирование генов. Использование открытий в изучении генома человека для лечения болезней. Клонирование. Генная терапия, лечение патологий, связанных с изменением наследственной информации – нравственная, этическая проблема. | Схема строения хромосом, модель ДНК мультимед. оборудование презентации | |
5. | Гены в нашей жизни Семинар. «Гены в нашей жизни». | 1 ч. | понятие наследственность и изменчивость организмов. Хромосомы. Видовой набор хромосом, находящийся у большинства организмов в ядре. Хранение и передача информации, записанной в хромосомах в виде генов. | Схема строения хромосом, мультимед. оборудование презентации | |
6. | Гены и здоровье Экскурсия. Центр планирования семьи, Центр генетического консультирования | 1 ч. | Генный уровень болезней человека. Всего известно 5тыс. наследственных заболеваний, из них – тяжелейшие расстройства. Значительные успехи в изучении молекулярных причин наследственных заболеваний, связанные с мутациями или изменением числа хромосом. Виды наследственных заболеваний, связанных с мутациями и связанные с изменением гена хромосом. Распространение в России хромосомных болезней и врожденных пороков развития. Медико-генетическое консультирование, его роль в просветительской работе с подростками и взрослым контингентом. | мультимед. оборудование презентации | |
7. | Международная программа «Геном человека» | 1 ч. | Вклад ученых в развитие тайны генома человека, начиная с Ч.Дарвина «Происхождение видов», Г.Менделя, основоположники науки генетики и современных ученых, изучивших кариотип человека, его цитологическую карту. Роль генной инженерии. | мультимед. оборудование презентации | |
8. | Выбор профессии Круглый стол | 1 ч. | Профессии: массовые, специальные, творческие. Уровень образования и квалификации. Среднее специальное и высшее образование, особенности приема в них. Виды трудовой деятельности в системах: «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-образ», «человек-природа». Примеры. Условия трудовой деятельности: монотонность/преемственность; большая/малая физическая нагрузка; большая/малая психическая нагрузка; большой/малый риск; большая/малая ответствен.; большая/малая необходимость повышения квалификации. Примеры. Формулы профессий. Профес.ограничения ожные профзаболевания. Заработная плата: кто и за что получает деньги. | Раздат. материал, мультимед. оборудование презентации | |
9. | Составление генетического словаря, его презентация | 1 ч | Составление генетического словаря, его презентация | Мультимед. оборудование, презентации творч.проекта уч-ся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...