Методическая разработка. Программа элективного курса "Изучаем себя" для 9 класса (17 часов)
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Занятия проводятся один раз в неделю. Занятия лучше проводить "в парах" или "малыми группами", так как большая их часть проводится в виде практических работ.
Программа элективного курса "Изучаем себя" является логичным продолжением учебного курса "Человек", изучавшегося школьниками в 8 классе. На занятиях ребята исследуют функции своего организма, особенности его развития по лёгким и доступным методикам.
Учащиеся с интересом изучают степень развития своих мышц, гибкость тела, особенности работы сердечно- сосудистой и дыхательной систем в покое и после физических нагрузок. Затем они могут сравнить свои данные со средними показателями, а при желании и с результатами других учащихся. Ряд занятий предполагает обсуждение полученных результатов, подведение итогов, выявление возможных резервов организма.
Учащиеся самостоятельно или коллегиально смогут сделать определённые выводы.
Обретение новых знаний и навыков укрепления своего здоровья окажутся полезными школьникам и в обычной повседневной жизни, а возможно, помогут в выборе будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_izuchaem_sebya_bulyuk_2015.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе
предметного элективного курса «Изучаем себя» 17 часов 9 класс
Программа данного элективного курса тесно взаимосвязана с материалом учебного курса «Человек и его здоровье», который уже изучался школьниками. Курс имеет практическую направленность - в него включены разнообразные практические и лабораторные работы, в ходе которых учащиеся смогут овладеть соответствующими умениями и навыками, что активизирует их познавательную деятельность и, в итоге, поможет лучше изучить собственный организм.
Доступность и простота практических работ позволяет проводить их как на занятиях под руководством преподавателя, так и самостоятельно во внеурочное время (например, дома). Это повышает интерес к предмету и способствует воспитанию ценности здорового образа жизни учащихся.
Программа данного элективного курса предназначена учащимся 9 классов. Реализуется в сетке учебных часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Занятия удобнее проводить «в парах» или «малыми группами». Тогда школьники смогут неспеша выполнять задания, следуя инструкции, сравнивать полученные результаты; кроме того, они учатся коллективной работе.
Знания и навыки, полученные на занятиях, способствуют профессиональной ориентации подростков, воспитанию грамотного отношения к собственному организму.
Задачами программы являются
- получение дополнительных знаний о собственном организме;
- активизация познавательной деятельности;
- умение проводить простые обследования организма человека;
- умение работать с микроскопом;
- умение решать несложные биологические задачи.
Цель данного курса - овладение учащимися некоторыми умениями и навыками простого обследования организма человека, умение сопоставлять полученные результаты и делать выводы, гигиеническое воспитание.
Диагностика результатов работы учащихся, может осуществляться различными методами:
- текущий контроль умений и навыков (наблюдение за работой на занятиях);
- анализ выполнения домашних заданий;
- анализ сообщений (докладов) учащихся.
Учебный план
элективного курса «Изучаем себя» 17 часов 9 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Знакомство с организмом | 3 |
2. | Опорно- двигательная система | 7 |
3. | Сердечно- сосудистая состема | 2 |
4. | Система органов дыхания | 3 |
5. | Нервная система | 1 |
6. | Итоговое занятие | 1 |
Итого: | 17 |
Содержание программы
элективного курса «Изучаем себя» (17 часов) · 9 класс
Знакомство с организмом (3 ч)
Науки, изучающие организм человека. Значение знаний о собственном организме для сохранения и укрепления здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на здоровье.
Практические работы Определение собственных показателей: роста, массы тела, окружности грудной клетки.
Практическая работа «Определение показателей собственного физического развития и пропорциональности телосложения».
Опорно-двигательная система (7 ч)
Условия, оказывающие влияние на развитие скелета и мышц. Взаимосвязь активного образа жизни и физического развития человека.
Практические работы Изучение и оценка гибкости своего тела, правильности осанки, степени развития мускулатуры (на примере мускулатуры плеча), наличия плоскостопия.
Практическая работа Разработка программы гимнастических упражнений для выработки и закрепления правильной осанки и профилактики плоскостопия.
Практическая работа Изучение координации и утомления мышц.
Сердечно- сосудистая система (2 ч)
Факторы, влияющие на развитие сердечно- сосудистой системы подростков. Сохранение нормальной деятельности сердечно- сосудистой системы у взрослых людей. Влияние состояния данной системы органов на жизнедеятельность всего организма.
Практическая работа Практические навыки измерения пульса и артериального давления.
Практическая работа Изучение изменения частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после физических нагрузок.
Система органов дыхания (3 ч)
Развитие дыхательной системы у подростков. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на органы дыхания.
Болезни органов дыхания и их профилактика; гигиена органов дыхания.
Практическая работа Определение ЖЕЛ – жизненной емкости легких,
Практическая работа Определение влияния физических нагрузок на интенсивность дыхания.
Нервная система (1 ч)
Ведущая роль нервной системы в регуляции и координации всех сторон жизнедеятельности организма; обеспечение взаимодействия организма с окружающей средой. Простые рефлекторные реакции и сложные поведенческие акты.
Практические работы Изучение рефлекторных реакций человека: мигательный рефлекс, надбровный рефлекс, рефлексы сухожилий сгибателей и разгибателей верхней конечности, коленный рефлекс, Ахиллов рефлекс.
Итоговое занятие (1 ч)
Семинар. Подведение итогов
Учебно-тематический план
элективного курса «Изучаем себя» 17 часов 9 класс
№ п п | Раздел, тема занятия | Практическая работа | Формы аттестации |
1. | Знакомство с организмом (3 часа) | ||
1.1. | Вводное занятие. Значение антропометрич. исслед. для оценки физич. развития человека. | «Измерение антропометрич. показателей» | Педагогическое наблюдение |
1.2. | Показатели физического развития человека | «Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул» | Собеседование |
1.3. | Телосложение человека. | «Определение пропорциональности телосложения» | Педагогическое наблюдение |
2. | Опорно-двигательная система (7 час) | ||
2.1. | Факторы, оказывающие влияние на развитие опорно-двигательной системы. | «Оценка гибкости тела» | Педагогическое наблюдение Собеседование |
2.2. | Активный образ жизни и физическое развитие человека. | «Определение степени развития мускулатуры плеча» | Педагогическое наблюдение Собеседование |
2.3. | Факторы, вызывающие искривление позвоночника. | «Определение правильности осанки». | «Определение правильности осанки». |
2.4. | Плоскостопие, условия возникновения, отрицательное влияние на организм. | «Определение наличия плоскостопия» | «Определение правильности осанки». |
2.5. | Разработка комплекса упражнений для выработки правильной осанки и профилактики. плоскостопия. | Анализ результатов деятельности учащихся | |
2.6. | Координация движений | «Координация движений» | Педагогическое наблюдение |
2.7. | Утомление мышц | «Изучение зависимости утомления мышц от нагрузок, скорости и характера работы.» | Педагогическое наблюдение |
3. | Сердечно-сосудистая система (2 часа) | ||
3.1. | Развитие сердечно-сосудистой системы. Влияние ее на жизнедеятельность организма. | «Измерение артериального давления». | Анализ результатов деятельности учащихся |
3.2. | Работа сердца | «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после физической нагрузок» | Педагогическое наблюдение Анализ результатов деятельности учащихся |
4. | Система органов дыхания (3 часа) | ||
4.1. | Развитие дыхательной системы подростков. | «Определение жизненной емкости легких». | Педагогическое наблюдение Анализ результатов деятельности учащихся |
4.2. | Факторы, влияющие на работу дыхательной системы. | «Влияние физической нагрузки на интенсивность дыхания.» | Педагогическое наблюдение |
4.3. | Семинар «Болезни органов дыхания, их причины и профилактика». Правила гигиены органов дыхания (с обоснованиями) | Анализ результатов деятельности учащихся Собеседование | |
5. | Нервная система (1 час) | ||
5.1. | Рефлекс, рефлекторная дуга. | «Изучение рефлекторных реакций человека» | Педагогическое наблюдение Анализ результатов деятельности учащихся. |
6. | Итоговое занятие (1 час) | ||
6.1. | Семинар. Подведение итогов. | Анализ результатов деятельности учащихся | |
Итого: | 17 часов |
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении занятий:
Учебные пособия
1. А. А. Каменский. Организм человека: просто о сложном. Москва, издательство
«Дрофа», 2007 г.
2. В.С. Рохлов. Биология. Человек: 9 кл. Школьный практикум. Москва, издательство
«Дрофа», 2001 г.
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Основные
1. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь.
под ред. акад. РАО А.С. Батуева. Изд-во «Питер». 2001 г.
2. С.В. Низкодубова, Е.А. Каюмова, С.А. Легостин, Э.И. Мастеница. Основы медицинских знаний: Уч. пособие под ред. С.В. Низкодубовой. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003.
3. Здоровье подростка (нарушение осанки, сколиоз, дискинезия) -
-- http://www.pervenez.ru/junior.html
4. Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека -
5. Рефлексы и реакции - http://doctor-translator.ru/reflexes/
6. Ресурсы Сети Интернет - «Организм подростка» - http://yandex.ru/
Дополнительные
1. А.С. Батуев, Л.В.Соколова, М.Г. Левитин. Человек: Основы физиологии и психологии.
М. «Дрофа», 1998 г.
2. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш. Основы гигиены и санитарии. М. «Просвещение», 1989 г.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основные
1. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь.
Под ред. акад. РАО А.С. Батуева. Изд-во «Питер». 2001 г.
2. Ф.Н. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». 8 класс. Книга для учителя. -
Воронеж. 2002 г.
3. Основы анатомии и физиологии человека: уч. пособие под ред. Н.П. Канунникова,
Н.З. Башун. – Гродно: ГрГУ, 2007.
4. СD – диск «1С: Образование 3.0» Биология. Человек. ЗАО «1С», 2007 г.
5. CD - диск «Атлас морфологии человека». DiamedInfo. 2005. ЗАО «Новый диск».
6. CD – диск «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца. ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2003 г.
7. Рефлекторные реакции и дыхание -
http://xreferat.ru/10/1247-1-reflektornye-reakcii-i-dyhanie.html
8. Рефлексы и реакции - http://doctor-translator.ru/reflexes/
9. Ресурсы Сети Интернет - «Организм подростка» http://yandex.ru/
10. «1 сентября. Все для учителя биологии» - http://bio.1september.ru/
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/
12. Педсовет.org - 12-й Всероссийский интернет-педсовет -
http://pedsovet.org/forum/forum33.html
Дополнительные
1. Е.П. Бруновт и др. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. Пособие для учителя. 3- е изд-е. М. «Просвещение». 1984 г.
2. Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. Книга для учителя. М. «Просвещение». 1983 г.
3. Д.В. Колесов , Р.Д. Маш. Основы гигиены и санитарии. М. «Просвещение», 1989 г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Программа "Аудирование в 5 классе. Французский язык"
Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания разговорной р...
Методическая разработка. Программа "Аудирование в 7 классе. Французский язык"
Для занятий по данной программе в 7-х классах предлагается использование пособия « 100 текстов с заданиями для аудирования на французском языке». -СПб.: КАРО, 2006. Авто...
Методическая разработка. Программа "Аудирование в 8 классе. Французский язык"
Аутентичные аудиоматериалы и видеоматериалы давно занимают прочное место в практике преподавания иностранного языка в виде профессиональных записей диалогов, стихов, текстов и заданий дл...
Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...
Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"
представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа., презентация, графики в Excel...
Методическая разработка программа элективного курса "Диалог культур" для учащихся 10 классов
Рабочая программа элективного учебного предмета «Диалог культур. Основы профессионального перевода» включает разнообразные страноведческие и кросс- культурные сведения, изучаемые в рамках ...
Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...