Методическая разработка. Программа элективного курса "Изучаем себя" для 9 класса (17 часов)
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Булюк Алла Александровна

     Программа  данного  элективного  курса  предназначена  для  учащихся 9 класса. Занятия проводятся один раз в неделю. Занятия лучше проводить  "в парах" или  "малыми  группами", так  как  большая  их  часть   проводится  в  виде  практических  работ.

       Программа  элективного  курса  "Изучаем  себя"  является  логичным  продолжением  учебного  курса  "Человек", изучавшегося  школьниками  в  8 классе. На  занятиях  ребята  исследуют  функции  своего  организма, особенности  его  развития  по  лёгким  и  доступным  методикам.

       Учащиеся  с  интересом  изучают  степень  развития  своих  мышц, гибкость  тела, особенности  работы  сердечно- сосудистой  и  дыхательной  систем  в  покое  и  после  физических  нагрузок.  Затем  они  могут  сравнить  свои  данные  со средними  показателями, а  при  желании  и  с  результатами  других  учащихся. Ряд  занятий  предполагает  обсуждение  полученных  результатов, подведение  итогов, выявление  возможных  резервов  организма.

     Учащиеся  самостоятельно  или  коллегиально  смогут  сделать  определённые  выводы.

     Обретение  новых  знаний  и  навыков  укрепления  своего  здоровья  окажутся  полезными  школьникам  и  в  обычной  повседневной  жизни, а возможно, помогут  в  выборе  будущей  профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.kurs_izuchaem_sebya_bulyuk_2015.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе

предметного элективного курса «Изучаем  себя» 17 часов  9 класс

        

Программа данного элективного курса тесно взаимосвязана с материалом учебного курса «Человек и его здоровье», который уже изучался школьниками. Курс  имеет  практическую  направленность -  в  него  включены  разнообразные практические  и  лабораторные  работы,  в  ходе  которых   учащиеся   смогут  овладеть  соответствующими  умениями  и  навыками, что  активизирует  их  познавательную  деятельность  и, в  итоге,  поможет    лучше изучить  собственный  организм.

Доступность и простота практических работ позволяет проводить их как на занятиях под руководством преподавателя, так и самостоятельно во внеурочное время (например, дома). Это повышает интерес к предмету и способствует воспитанию ценности здорового образа жизни учащихся.

Программа данного элективного курса предназначена учащимся 9 классов. Реализуется в сетке учебных часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Занятия удобнее проводить «в парах» или «малыми группами». Тогда  школьники  смогут  неспеша  выполнять  задания, следуя  инструкции,  сравнивать  полученные  результаты;  кроме  того,  они  учатся коллективной  работе.

 Знания  и  навыки, полученные  на  занятиях, способствуют  профессиональной  ориентации подростков,  воспитанию  грамотного отношения  к  собственному  организму.

Задачами  программы  являются        

  •  получение  дополнительных  знаний  о  собственном  организме;
  •  активизация  познавательной  деятельности;
  •  умение  проводить  простые  обследования  организма  человека;
  •  умение работать с микроскопом;
  •  умение  решать  несложные  биологические  задачи.

Цель  данного  курса   -  овладение  учащимися  некоторыми  умениями  и  навыками  простого  обследования  организма  человека,          умение   сопоставлять полученные  результаты  и  делать  выводы,  гигиеническое  воспитание.

Диагностика  результатов  работы  учащихся,  может  осуществляться  различными  методами:

  • текущий контроль умений и навыков  (наблюдение  за  работой  на  занятиях);
  • анализ  выполнения  домашних  заданий;
  • анализ сообщений  (докладов) учащихся.

Учебный  план

элективного курса «Изучаем  себя» 17 часов  9 класс

Название раздела

Кол-во часов

1.

 Знакомство  с  организмом

3

2.

 Опорно- двигательная система

7

3.

Сердечно- сосудистая состема

2

4.

 Система органов дыхания

3

5.

Нервная  система

1

6.

Итоговое занятие

1

Итого:

17

Содержание программы

элективного курса  «Изучаем  себя»  (17 часов) ·  9 класс

        Знакомство  с  организмом  (3 ч)

        Науки, изучающие организм человека. Значение знаний о собственном организме для сохранения и укрепления здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на здоровье.

        Практические работы  Определение собственных показателей: роста, массы тела, окружности грудной клетки.

        Практическая работа  «Определение показателей собственного физического развития и пропорциональности телосложения».

        

Опорно-двигательная система  (7 ч)

        Условия, оказывающие влияние на развитие скелета и мышц. Взаимосвязь активного образа жизни и физического развития человека.

        Практические работы  Изучение и оценка гибкости своего тела, правильности осанки, степени развития мускулатуры (на примере мускулатуры плеча), наличия плоскостопия.

Практическая работа  Разработка программы гимнастических упражнений для выработки и закрепления правильной осанки и профилактики плоскостопия.

Практическая работа  Изучение  координации и утомления мышц.

        

Сердечно- сосудистая система   (2 ч)

        Факторы, влияющие на развитие сердечно- сосудистой системы подростков. Сохранение нормальной деятельности сердечно- сосудистой системы у взрослых людей. Влияние состояния данной системы органов на жизнедеятельность всего организма.

        Практическая работа  Практические навыки измерения пульса и артериального давления.

Практическая работа  Изучение изменения частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после физических нагрузок.

        

Система органов дыхания   (3 ч)

        Развитие дыхательной системы у подростков. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на органы дыхания.

Болезни органов дыхания и их профилактика; гигиена органов дыхания.

        Практическая работа  Определение  ЖЕЛ – жизненной емкости легких,

Практическая работа  Определение влияния физических нагрузок на интенсивность дыхания.

        Нервная система  (1 ч)

        Ведущая роль нервной системы в регуляции и координации всех сторон жизнедеятельности организма; обеспечение взаимодействия организма с окружающей средой.  Простые рефлекторные реакции и сложные поведенческие акты.

        Практические работы  Изучение рефлекторных реакций человека: мигательный рефлекс, надбровный рефлекс, рефлексы сухожилий сгибателей и разгибателей верхней конечности, коленный рефлекс, Ахиллов рефлекс.

        

Итоговое занятие   (1 ч)

Семинар. Подведение итогов

Учебно-тематический план

элективного курса  «Изучаем  себя» 17 часов  9 класс

   

№ п п

 Раздел,

тема   занятия

 Практическая  работа

 Формы  аттестации

  1.

 Знакомство  с  организмом  (3 часа)

1.1.

Вводное занятие. Значение антропометрич. исслед. для оценки физич. развития человека.  

 «Измерение  антропометрич.  показателей»

Педагогическое наблюдение

1.2.

 Показатели физического развития человека

  «Оценка показателей физического  развития с помощью расчетных формул»

Собеседование

1.3.

  Телосложение  человека.

«Определение  пропорциональности телосложения»

Педагогическое наблюдение

  2.

Опорно-двигательная система  (7 час)

2.1.

Факторы, оказывающие влияние на развитие опорно-двигательной системы.

«Оценка гибкости тела»

Педагогическое наблюдение

Собеседование

2.2.

Активный образ жизни и физическое развитие человека.

«Определение степени развития мускулатуры плеча»

Педагогическое наблюдение

Собеседование

2.3.

Факторы, вызывающие искривление позвоночника.

«Определение правильности осанки».

«Определение правильности осанки».

2.4.

Плоскостопие, условия возникновения, отрицательное влияние на организм.  

«Определение наличия плоскостопия»

«Определение правильности осанки».

2.5.

Разработка комплекса упражнений для выработки правильной осанки и профилактики. плоскостопия.

Анализ результатов деятельности  учащихся

2.6.

Координация  движений

 «Координация  движений»

Педагогическое наблюдение

2.7.

Утомление  мышц

«Изучение зависимости утомления  мышц от нагрузок, скорости и характера работы.»

Педагогическое наблюдение

  3.

Сердечно-сосудистая система  (2 часа)

3.1.

Развитие  сердечно-сосудистой системы. Влияние ее на  жизнедеятельность организма.

«Измерение артериального  давления».

Анализ результатов деятельности  учащихся

3.2.

Работа сердца

«Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после физической нагрузок»

Педагогическое наблюдение

Анализ результатов деятельности   учащихся

  4.

Система органов дыхания  (3 часа)

4.1.

Развитие дыхательной системы подростков.

«Определение жизненной емкости легких».

Педагогическое наблюдение Анализ результатов деятельности  учащихся

4.2.

Факторы, влияющие на работу дыхательной системы.

«Влияние физической нагрузки на интенсивность дыхания.»

Педагогическое наблюдение

4.3.

Семинар «Болезни органов дыхания, их причины и профилактика». Правила гигиены органов дыхания (с обоснованиями)

Анализ результатов деятельности  учащихся Собеседование

  5.

Нервная система  (1 час)

5.1.

 Рефлекс, рефлекторная дуга.

«Изучение рефлекторных реакций человека»

Педагогическое наблюдение

Анализ результатов деятельности  учащихся.

  6.

Итоговое занятие  (1 час)  

6.1.

Семинар. Подведение итогов.

Анализ

результатов деятельности  учащихся

Итого:

17 часов

Ресурсы, используемые  при  подготовке  и  проведении  занятий:

Учебные    пособия

1. А. А. Каменский. Организм человека: просто о сложном. Москва, издательство

     «Дрофа», 2007 г.

2. В.С. Рохлов. Биология. Человек: 9 кл. Школьный практикум. Москва, издательство

     «Дрофа», 2001 г.  

ДЛЯ  ШКОЛЬНИКОВ

Основные

1.  Анатомия, физиология, психология человека. Краткий  иллюстрированный словарь.  

     под ред. акад. РАО  А.С. Батуева.  Изд-во  «Питер». 2001 г.

2.  С.В. Низкодубова, Е.А. Каюмова,  С.А. Легостин,  Э.И. Мастеница. Основы медицинских знаний: Уч. пособие  под ред. С.В. Низкодубовой. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003.

3.  Здоровье  подростка  (нарушение осанки, сколиоз, дискинезия)  -    

     --  http://www.pervenez.ru/junior.html

4.  Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека   -  

      http://www.coolreferat.com/

5.   Рефлексы  и  реакции   -   http://doctor-translator.ru/reflexes/

6.   Ресурсы  Сети  Интернет  -  «Организм подростка»    -    http://yandex.ru/ 

Дополнительные

1.  А.С. Батуев, Л.В.Соколова, М.Г. Левитин. Человек: Основы физиологии и психологии.  

     М. «Дрофа», 1998 г.

2.  Д.В.Колесов, Р.Д.Маш. Основы гигиены и санитарии. М. «Просвещение», 1989 г.

ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ

Основные

1. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь.

    Под ред. акад. РАО  А.С. Батуева. Изд-во  «Питер». 2001 г.

2.  Ф.Н. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». 8 класс. Книга для учителя. -

     Воронеж. 2002 г.

3.  Основы анатомии и физиологии человека: уч. пособие  под ред.  Н.П. Канунникова,

     Н.З. Башун. – Гродно: ГрГУ, 2007.

4.  СD – диск  «1С: Образование 3.0» Биология. Человек. ЗАО  «1С», 2007 г.

5.  CD - диск  «Атлас морфологии человека».  DiamedInfo.  2005.  ЗАО «Новый диск».

 6.  CD – диск  «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца.  ЗАО  «Просвещение – МЕДИА»,  2003 г.

 7.  Рефлекторные реакции и дыхание   -  

      http://xreferat.ru/10/1247-1-reflektornye-reakcii-i-dyhanie.html

 8.  Рефлексы  и  реакции   -   http://doctor-translator.ru/reflexes/

 9.  Ресурсы  Сети  Интернет  -  «Организм подростка»    http://yandex.ru/

10.  «1 сентября. Все для учителя биологии»  -  http://bio.1september.ru/

11.   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  

       -   http://school-collection.edu.ru/

12. Педсовет.org   -  12-й Всероссийский интернет-педсовет    -    

       http://pedsovet.org/forum/forum33.html

Дополнительные

1.  Е.П. Бруновт  и  др. Уроки анатомии, физиологии  и  гигиены человека. Пособие для учителя.  3- е изд-е.  М.  «Просвещение». 1984 г.

2.  Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и  гигиене человека.  Книга для учителя. М. «Просвещение». 1983 г.

3.  Д.В. Колесов , Р.Д. Маш. Основы гигиены и санитарии. М.  «Просвещение», 1989 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 5 классе. Французский язык"

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания  разговорной р...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 7 классе. Французский язык"

   Для  занятий по данной программе в 7-х классах предлагается использование пособия « 100 текстов с заданиями для аудирования на французском языке». -СПб.: КАРО, 2006. Авто...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 8 классе. Французский язык"

Аутентичные аудиоматериалы и видеоматериалы давно занимают прочное место в практике преподавания  иностранного языка в виде профессиональных записей диалогов, стихов, текстов и заданий дл...

Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...

Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"

представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа.,  презентация, графики в Excel...

Методическая разработка программа элективного курса "Диалог культур" для учащихся 10 классов

Рабочая программа элективного учебного предмета «Диалог культур. Основы профессионального перевода» включает разнообразные страноведческие и кросс- культурные сведения, изучаемые в рамках ...

Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...