План конспект урока биологии в 8 классе Профилактика заболеваний органов дыхания
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_biologii_v_8_klasse.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
урока биологии в 8 классе
Тема: « Профилактика заболеваний органов дыхания».
Методические цели и задачи:
Обучающие: Обеспечить углубление и усвоение знаний о заболеваниях органов дыхательной системы и их профилактики. Сформулировать правила гигиены дыхания.
Развивающие: Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся. Формировать умения работать с компьютером, используя презентации.
Воспитательная: Воспитывать разумное отношение к своему здоровью как самой большой ценности нашего общества.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Ролевая игра с элементами информационной технологии.
Оборудование: компьютер, диск с презентациями, карточки –задания.
План урока:
1. Организационный момент
2. Активизация знаний учащихся
3. Изучение нового материала
4. Творческая работа в группах
5. Закрепление
6.Подведение итогов работы творческих групп
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Ход работы:
1. Организационный момент.
- приветствие
- подготовка аудитории к работе
- наличие учащихся
2. Активизирующее начало
Учитель: Здоровье- это залог полноценной жизни, счастливой семьи, предмет радости родных и близких. Здоровье- важнейшее условие социального и экономического развития общества, благополучия края, могущества страны. А поэтому- это главная
степени несет ответственность за состояние своего здоровья, должен понять важность личного отношения к своему здоровью, к использованию первичных мер профилактики.
Сегодня на уроке мы поговорим о заболеваниях органов дыхательной системы о значении чистого воздуха, о вредном влиянии курения и мерах первой помощи при отравлении угарным газом и удушье.
Многочисленнее статистические данные последних лет свидетельствует об угрожающе быстром росте заболеваний лёгких и бронхов и занимают третье место после сердечно – сосудистых и онкозаболеваний. Чётко установлена зависимость заболеваний от условий труда , быта и образа жизни.
В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.
Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,4% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.
В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности. Пребывание в таком помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль и другие нарушения
.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Какова цель нашего урока?
Дети: 1- Познакомиться с заболеваниями органов дыхания.
2 – Изучить меры их профилактики.
3 – Познакомится с приёмами оказания первой помощи.
Учитель : План нашего урока.
- Изучение нового материала.
- Творческая работа.
- Закрепление.
- Подведение итогов урока.
3. Изучение нового материала.
Учитель : Сегодня у нас не простой урок.
Ваша задача – вы должны сформулировать правила гигиены дыхания и попробовать дать им физиологическое обоснование.
- Ребята, каким воздухом мы дышим?
- Загрязняющие воздух примеси могут быть твердыми (дым, сажа, пыль), или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.) (Слайд 2).
Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания.
- Летом 2010 г. над Москвой стоял очень густой смог
- Лондон (декабрь, 1952 г)
- Болезни органов дыхания
Беседа с учащимися
(Слайд 3) Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.
- Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовую полость? (в носовой полости воздух согревается, увлажняется).
- За счет чего воздух в полости носа увлажняется и согревается? (Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь).
(Слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании.
- Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома. При выступлении товарищей остальным учащимся нужно заполнить таблицу.
Болезни органов дыхания | Кем (чем) вызывается | Профилактика |
Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания:
- Грипп (Слайд 5) вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.
- Наиболее распространенное заболевание в человеческой популяции – это острый бронхит (Слайд 6). Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов.
- Пневмония (Слайд 7) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.
Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких.
- Физкультминутка
- С помощью какого прибора определяют ЖЕЛ?
Проведем определение емкости легких без прибора, попробуем это сделать относительно соседа. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседом. После 5 приседаний вторая попытка и руки вверх с шариком, прогнулись в стороны и назад.
- Спасибо всем, у всех здорово получилось.
- Туберкулез (слайд 8) – хроническое заболевание легких, возбудителем которого является микобактерия туберкулеза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9. Микобактерия туберкулеза может поражать и другие органы, вызывая туберкулез почек, кожи, глаз идр. Основной источник – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулеза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5 – 1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут.
С воздухом они проникают в легкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: свое полотенце, своя посуда и т. д.
- Бронхиальная астма (Слайд 9) – достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере. Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.
- Болезни, вызванные курением (Слайд 10)
Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением.
- рак легких (Слайд 11) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.
- хронический бронхит (Слайд 12) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя, в свою очередь, приводит к нарушению сердечной деятельности.
- Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, (Слайд 13) прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачным дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов.
- Ролевая игра о вреде курения
Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, чтобы сказали они? Давайте представим себе такое..
Учитель:
Человечество справилось со многими тяжёлыми и опасными заболеваниями (чума, чёрная оспа), но всё ещё широко распространены респираторные вирусные заболевания, такие как: ОРЗ – острое респираторное заболевание и ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция. Почему?
Причины широкого распространения респираторных вирусных заболеваний.
- Респираторные заболевания, вызываемые вирусами, распространяются воздушно – капельным путём. Это самый эффективный из всех путей распространения инфекции.
- Распространению ОРВИ способствует интенсивное развитие средств коммуникации : воздушного сообщения, автомобильного, железнодорожного и общественного транспорта.
- Распространению респираторных вирусных инфекций способствует относительная лёгкость заболевания, вследствии чего заболевших не госпитализируют и не изолируют от окружающих.
- В организме отсутствуют достаточно эффективные механизмы борьбы с респираторными вирусами: иммунитет вырабатывается в течении недели (отсюда и средняя продолжительность вирусных инфекций), но он весьма непродолжителен (в пределах нескольких недель).
- Вирусам респираторных заболеваний свойственна изменчивость антигенных свойств, что не позволяет приготовить вакцину, которая была эффективна при повторных эпидемиях вируса. Изменения антигенных свойств вируса возникает , вероятно в процессе взаимодействия с организмами , имеющими разные биологические особенности.
Что же надо делать?
1 – Избегать переохлаждения организма.
2 – А самое главное профилактике респираторных вирусных инфекций способствует – закаливание организма.
Выделяют такие способы закаливания как:
1)Закаливание воздухом.
2)Закаливание водой.
3)Хождение босиком.
4)Закаливание солнцем.
Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:
1) постепенность
2 ) систематичность
3) комплексность (т. е. действие солнца, воздуха, воды).
4) и обязательно учёт индивидуальных особенностей.
Эти правила способствуют повышению иммунитета т. е. уменьшают или предотвращают заболевания дыхательных путей.
В заключении хочу вспомнить слова песни:
«Закаляйся если хочешь быть здоров».
.Угарный газ, или оксид углерода (11), является продуктом неполного сгорания органических веществ. Это бесцветный газ без запаха, главной особенностью которого является способность вступать в соединение с гемоглобином
- заболеваниям свойственна изменчивость антигенных свойств, что не позволяет приготовить вакцину, которая была эффективна при повторных эпидемиях вируса. Изменения антигенных свойств вируса возникает , вероятно в процессе взаимодействия с организмами , имеющими разные биологические особенности.
Что же надо делать?
1 – Избегать переохлаждения организма.
2 – А самое главное профилактике респираторных вирусных инфекций способствует – закаливание организма.
Выделяют такие способы закаливания как:
1)Закаливание воздухом.
2)Закаливание водой.
3)Хождение босиком.
4)Закаливание солнцем.
5. Закрепление.
Проверить усвоенные знания нам поможет словарная работа
1. Что способствует профилактике заболеваний органов дыхательной системы. (закаливание).
2.На каждой перемене, утром перед уроками и после занятий учебные классы надо……..(проветривать).
3.Чистый воздух классов и квартир, где делается влажная уборка залог нормального…………..лёгких.
4. Что может произойти если разговаривать во время еды (удушье).
5. Вести здоровый образ жизни это значит НЕ …….(курить).
6. Закаливание повышает защитные силы организма т. е.(иммунитет).
7.Как всегда надо дышать? (через нос).
8. Какой вид отравления при табакокурении является основным?
(никотиновое)
9. Какой газ образует прочное соединение с гемоглобином и как следствие наступает острое кислородное голодание? (оксид углерода).
10. Вы проживёте полноценную жизнь будите иметь счастливую семью, детей если вы будете иметь ………(здоровье).
- Итак, что вы сегодня узнали на уроке и какой можно сделать вывод? (Сегодня на уроке рассмотрели заболевания органов дыхания, их причины и профилактику).
Учителем выставляются оценки за сообщения, можно взять тетради для проверки таблицы
- Трех капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно,
чтобы умертвить человека.
Помните, что «здоровье – это еще не все, но все без здоровья – это ничего»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».
Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
план - конспект урока биология 8 класс "Пищеварение в кишечнике"
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА«Пищеварение в кишечнике» ФИО (полностью)...
план - конспект урока биология 8 класс "Пищеварение в кишечнике"
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА«Пищеварение в кишечнике» ФИО (полностью)...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 8 класс "Органы. Системы органов"
Конспект урока биологии для учащихся 8 класса по учебнику Н.И.Сонина...