Проект урока. "Организм как среда обитания" биология 5 класс ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
"Организм как среда обитания", 5 класс .Урок открытия новых знаниий. представлена разработка урока с приложениями( фото и видео, эталоны, интерактивные материалы и презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_organizm-sreda_obitaniya_5_klass.docx | 160.7 КБ |
8_etap._zadanie.docx | 12.66 КБ |
kartinki.docx | 1.79 МБ |
pravila_raboty_v_parah.docx | 11.17 КБ |
probnoe_deystvie_zadanie1.docx | 13.73 КБ |
refleksiya_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 13.89 КБ |
samostoyatelnaya_rabota_s_samoproverkoy_po_etalonu_7_etapdetyam.docx | 13.7 КБ |
etalon_5_etap.docx | 11.38 КБ |
etalon_7_etap.docx | 12.44 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 403.75 КБ |
probnoe_deystvie.pptx | 62.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 5 класс. ФГОС
Тема: Организменная среда обитания
Цель: формирование первоначального представления об организменной среде обитания и ее особенностях.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с понятием организменной среде обитания ;
- развивать мышление, память, умение слушать, слышать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
- формирование УУД.
Личностные УУД
- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
- формирование мотивации к учению
- развитие умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять заданную учебную цель,
- работать по плану,
- обнаруживать и формулировать учебную проблему,
- осуществлять самоконтроль результатов деятельности в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,
- адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников,
- обработка информации (выделение основной и второстепенной),
- обобщать полученные знания, делать выводы в результате совместной работы,
- применять полученную информацию на практике,
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других,
- работать в группе, в парах,
- вырабатывать совместное решение при работе в группе,
- задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром
- контролировать действия партнёра,
- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование:
- проектор, ноутбуки для учителя и учащихся, колонки, экран, программа Microsoft PowerPoint
- принтер, флеш-карта
- авторский медиапродукт: презентация Microsoft PowerPoint, медиаматериал электронного приложения к учебнику, демонстрационный материал в программе Note book, карточка с заданием, эталоны, раздаточный материал для рефлексии, писчая бумага, ручки, карандаши.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности
− Здравствуйте ребята, садитесь. Мы снова встретились с вами на уроке биологии, где сами открываете новые знания, как вы это делаете?
(Мы проходим два этапа: определяем, что мы еще не знаем, и самостоятельно открываем новые знания.)
− Почему так важно открывать новые знания самостоятельно?
− Какова моя роль на уроке? (Вы организуете нашу деятельность и помогаете нам.)
− Какую большую тему вы изучаете на уроках биологии? (Среда обитания)
Учитель записывает на доске слово «Тема» (Универсальный приём ТРИЗ) выдерживает паузу до тех пор, пока все, не обратят внимание, на учителя. Учитель: Ребята, извините, но моя рука не может написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
−( Сегодня мы продолжаем изучать эту тему, и познакомимся с новыми понятиями в этом разделе.)
- Эталон 1. Шаги учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
− С чего начнете работу? (С повторения необходимого материала).
- Эталон 2. Распределите организмы по средам обитания (работа в группах)
Повторяем правила работы в группе, эталон на доску.
-Как вы распределили организмы в группы? На основании, каких признаков вы сделали свой выбор? Приведите доказательства.
-О какой среде обитания мы не упомянули? (варианты ответов)
2 вариант. Распредели организмы по средам обитания:
---водная ---наземно-воздушная ---почвенная ---
1.журавль 2.медведь 3.акула 4.клещи 5.крабы 6.антилопа 7.ряска 8.землеройки 9.дождевые черви 10.клопы 11.лягушки 12.жабы 13.дуб 14.кувшинки 15.ласточка 16.комары 17.печеночный сосальщик 18.зебра19.медуза 20.пауки.
3. Выявление места и причины затруднения.
− Что теперь будете делать?
(Вернёмся к заданию в пробном действии и будем думать, что мы делали, как мы делали и почему не получилось.)
-Что же вы делали, какое задание выполняли?
(Распределяли животных по группам.)
-В чём же затруднение?
(Некоторые животные не вошли ни в одну из групп, мы их никуда не вписали.)
− Какой этап вы выполнили?
(Выявили место и причину нашего затруднения?)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Каким будет следующий этап?
(Будем искать новые знания.) На доске остаются рисунки организмов паразитов.
− Сформулируйте цель своей работы.
(Узнать особенности организменной среды обитания.)
− Что поможет вам достичь цели? (Источник, из которого мы получим новые знания, наш учебник.)
− Откройте учебник на странице 28. Как будете работать?
(Читать, подчёркивать карандашом главное. Это наш план работы.)
− Да, карандашом подчеркните особенности организменной среды. Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах.
Оформите на листе А4.
|
5. Реализация построенного проекта.
Учащиеся в течение 2-3 минут читают и подчёркивают особенности организменной среды обитания
− Итак, какой этап вы выполнили? (Работали по выполнению плана.)
− Что вы подчеркнули? Какие знания вы нашли?
Учащиеся читают то, что подчеркнули во время работы в парах, другие могут дополнять ответы. Одновременно на доске вывешиваются новые эталоны: «Особенности организменной среды обитания»
− Итак, вы создали эталоны. Для чего они нужны? (Эталоны помогают запомнить новые знания, ими будем пользоваться при выполнении заданий и их проверке.)
− Что теперь надо сделать? (Вернёмся к заданию на пробное действие.)
Определяем с опорой на эталоны и демонстрационный материал в учебнике, в каких средах обитают организмы.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Для каких сред обитания у нас есть эталоны?
− Какие признаки мы выявили?
Учащиеся проговаривают с опорой на эталоны.
− Какое задание теперь сможем выполнять? Какие организмы обитают в этой среде?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Каким будет следующий этап работы? (Выполним такое же задание самостоятельно.)
− Зачем вы это будете делать? (Мы выполняем такое же задание, чтобы понять, научились ли мы пользоваться новыми знаниями.)
− (как вариант)
1. приспособления организмов к среде обитания.
2. выполнение тренажера по диску на ноутбуке.
− Что теперь необходимо сделать? (Проверять свою работу.)
После выполнения учащимися самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону. Фронтально обосновывается ход выполнения задания.
− У кого задание вызвало затруднение?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение?
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Что теперь необходимо выяснить? (Где наши новые знания пригодятся.)
Как вариант:
1. видеофильм и обсуждение
2.рассатривание коллекции и обсуждение.
Определите, о какой среде обитания идет речь,
1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 9 метров.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
(-, +, +, -, +, + взаимопроверка)
- По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.
- Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
- Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
- В эту среду проникает мало света, продукт жизнедеятельности живых организмов.
- Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
- Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.
(водная, наземно-воздушная, почвенная, наземно-воздушная, живой организм)
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?
(Особенности организменной среды обитания и дать понятие паразитам)
− Вы достигли цели? (Да.)
− Чем вы пользовались при достижении цели? (Различными источниками информации, таблицей, фотографиями, …)
− Что вы узнали?
− Чему научились?
− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Карточка для рефлексии.
|
− Дома, используя новый открытый вами эталон, среда обитания и паразиты, подготовьте полный развернутый устный ответ Приспособления паразитов к среде обитания и заполните − Спасибо за урок! До свидания!
Предварительный просмотр:
8. Включение в систему знаний и повторение. По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.
|
8. Включение в систему знаний и повторение. По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.
|
8. Включение в систему знаний и повторение. По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.
|
8. Включение в систему знаний и повторение. По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Правила работы в парах.
- Работать должны оба.
- Один говорит, другой слушает.
- Если не понял, переспроси.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рефлексия учебной деятельности. Карточка для рефлексии.
|
Рефлексия учебной деятельности. Карточка для рефлексии.
|
Рефлексия учебной деятельности. Карточка для рефлексии.
|
Рефлексия учебной деятельности. Карточка для рефлексии.
|
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7 этап Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания? Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска: 1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки. 2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами диска:
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7 этап Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания? Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска: 1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки. 2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами диска: А. животные паразиты Б. приспособления к паразитическому образу жизни В. взаимоотношения паразит-хозяин |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7 этап Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания? Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска: 1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки. 2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами диска:
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7 этап Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания? Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска: 1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки. 2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами диска: А. животные паразиты Б. приспособления к паразитическому образу жизни В. взаимоотношения паразит-хозяин |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7 этап Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания? Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска: 1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки. 2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами диска: А. животные паразиты Б. приспособления к паразитическому образу жизни В. взаимоотношения паразит-хозяин |
Предварительный просмотр:
Эталон. «Особенности организменной среды обитания» |
1.Относительное постоянство условий внутренней среды (влажности, температуры, химического состава); 2. Обильная и легкодоступная пища; 3. Среда обитания ограничена как во времени (жизнью хозяина), так и в пространстве; 4. Недостаток кислорода, света; 5. Защищенность от непосредственного воздействия факторов внешней среды, в том числе от врагов. 6. Плотная среда |
Предварительный просмотр:
Эталон. Приспособления паразитов к своей среде обитания |
Паразиты, как и свободноживущие виды, обладают сложной системой приспособлений к своей среде обитания.
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пробное действие Задание № 1 Распредели организмы по средам обитания: А . водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 1. журавль 2. медведь 3. акула 4. клещи 5. крабы 6. антилопа 7. ряска 8. клопы 9. дождевые черви 10. землеройки 11. лягушки 12. жабы 13. дуб 14. кувшинки 15. ласточка 16. комары 17. печеночный сосальщик 18. зебра 19. медуза Образец: А. водная Б. наземно-воздушная В. почвенная 3,5,7,8,11, 12,14,19 1 ,2,6,8,13,15, 16?, 18 8,9,10
Правила работы в паре. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо .
Эталон. «Особенности организменной среды обитания» 1.Относительное постоянство условий внутренней среды (влажности, температуры, химического состава); 2. Обильная и легкодоступная пища; 3. Среда обитания ограничена как во времени (жизнью хозяина), так и в пространстве; 4. Недостаток кислорода, света; 5. Защищенность от непосредственного воздействия факторов внешней среды, в том числе от врагов. 6. Плотная среда
Паразит — организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину. Выделяют паразитов растений, животных, человека. Пример: повилика — паразит растений; блоха , лентец — паразит животных; палочка Коха, вошь, аскарида — паразиты человека.
Эталон. Приспособления паразитов к своей среде обитания У большинства паразитов имеются органы прикрепления к телу или к удержанию внутри тела хозяина (присоски, крючья и т.д.). Для кровососущих характерно наличие колюще - сосущего ротового аппарата; веществ, снижающих чувствительность, увеличение вместимости пищеварительной системы. У некоторых паразитов происходит изменение ряда систем органов. Например, у ленточных червей отсутствует пищеварительная система, у других паразитов нет органов передвижения и органов чувств. Для паразитов характерна хорошо развития половая система, высокая плодовитость, сложные циклы развития.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Какие приспособления имеют паразиты к своей среде обитания? Для ответа на вопрос, рассмотрите ротовой аппарат кровососущего насекомого-комара, а также воспользуйтесь текстовыми и интерактивными материалами учебника и диска: 1. Откройте учебник - стр28-29, прочитайте текст параграфа 9, рассмотрите рисунки. 2. Откройте каталог, параграф - 9, ознакомитесь с материалами диска: животные паразиты приспособления к паразитическому образу жизни взаимоотношения паразит-хозяин
Карточка для рефлексии. Я знаю основные характеристика паразитов и их среды обитания Я могу определять животных паразитов В самостоятельной работе у меня были ошибки. Я понял причину своих ошибок (если они были). Я сегодня был активным на уроке. Я сегодня был внимательным на уроке. Я выполнял правила работы в паре. Я выполнил правила работы в группе. Я выполнял правила эталона учебное общение. Я сам открыл новое знание. Я доволен своей работой на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения
проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....
Тема урока: Организм и его свойства.5 класс.Биология.
Цель урока: Выделять существенные свойства живого организма (Н), объяснять их взаимосвязь и значение (П).углубить знания о телах живой и неживой природы; дать объяснение понятию «организм»; раскрыть с...
Итоговый проект "Программа по музыке для 2 класса" ФГОС
Итоговый проект "Программа по музыке для 2 класса" ФГОС...
ПРОЕКТ «Контрольно – оценочная деятельность на уроках английского языка по теме:«Защита окружающей среды» 7 класс
Основные задачи модернизации российского образования – формирование УУД и создание единой системы контроля. Регулятивные УУД предполагают выработку умений: ц...
Проект «Предметно-пространственная развивающая среда групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Исследования последних лет показали особую значимость для ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, игровой деятельности, развивающего влияния окружающей среды. Поэтому создание бла...
Технологическая карта "Экологические факторы среды"5 класс ФГОС
Технологическая карта...
Технологическая карта урока русского языка с применением метода проекта "Имя существительное. Закрепление знаний" (5 класс ФГОС)
Технологическая карта показывает этапы работы учителя и учеников на уроке русского языка в коррекционной школе с применением метода проектов...