Итоговый проект "Программа по музыке для 2 класса" ФГОС
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
Итоговый проект "Программа по музыке для 2 класса" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_proekt.doc | 289.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговый исследовательский проект
Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» 2 класс
(УМК «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П Сергеева, Т.С. Шмагина)
Куликовой Светланы Владимировны
учителя музыки МСКОУ школы-интерната VII вида
г. Павловского Посада,
слушателя курсов повышения квалификации 2012 г.
«Проектирование рабочей программы по музыке и формирование
универсальных учебных действий» гр. №194
Вариативный кафедральный модуль 72 час.
Руководитель курсов – Г.П. Сергеева,
к.п.н., профессор
Москва 2012
Содержание Стр.
- Актуальность проекта……………………………………………………3
- Цель и задачи проекта …………………………………………………..4
- Проектирование рабочей программы по музыке во 2 классе ..……5
- Итоги проекта.…......................................................................................14
- Литература……………………………………………….……….….…..14
- Тематическое планирование ……………………………………………16
1.Актуальность проекта.
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Произошедшие в 90-х годах прошлого века перемены в социально-политическом развитии страны оказали негативное влияние на гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Неслучайно, в 2008 и 2009 гг. в послании Президента России Федеральному собранию было подчёркнуто: «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у неё есть общая система нравственных ориентиров».
В этих условиях, современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколения жителей России.
С этой целью, на основании Конституции РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, был разработан ФГОС второго поколения для НОО и ООО. Являясь нормативным документом, ФГОС представляет собой конвенциальную норму, общественный договор между семьей, обществом и государством и призван играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей миссии – воспитания нового гражданина России.
ФГОС:
- является нормативным документом, разработанным и утверждённым в порядке, установленном Правительством российской Федерации;
- включает в себя ключевые требования:
- к структуре основной образовательной программы;
- к условиям реализации основной образовательной программы;
- к результатам освоения основной образовательной программы.
В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности ― умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Требования к результатам освоения основной образовательной программы задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования.
Характеристика результатов освоения ООП
К личностным результатам обучающихся относится уровень сформированных ценностных ориентаций обучающихся начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
К метапредметным результатам обучающихся относятся, освоенные ими универсальные учебные действия и понятия по различным предметам.
К предметным результатам образовательной деятельности обучающихся, относится освоенный ими опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения.
В основе построения ФГОС в целом лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает функциональный базис для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций.
2. Цель и задача проекта
Цель проекта – реализация ФГОС (второго поколения), с системой национальных ценностей и ключевых требований, на примере преподавания предмета «Музыка» в начальной школе с его программным содержанием и системой развития УУД.
Задача проекта – создание и реализация в практической деятельности учителя системы УУД в программе «Музыка» Е.Критской, Г.Сергеевой, и Т.С. Шмагиной во 2 классе начальной школы.
3.Проектирование рабочей программы по музыке во 2 классе Программа формирования УУД представлена в виде таблицы со следующими разделами: порядковый номер урока, тема урока, содержание урока (музыкальный материал и дидактические единицы) и непосредственно планируемые универсальные учебные действия ( личностные, предметные и метапредметные). Количество учебных часов (34), в соответствии с программой предмета «Музыка» под редакцией Е.Критской для 2 класса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Музыка» для 2 класса на 2012 -2013 учебный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина «Музыка. Начальная школа». 1-4 классы» (2011).
Изучение музыки в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Приоритетной целью обучения музыки в начальной школе является формирование музыкальной компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного слушателя, способность к использованию музыкальной деятельности как средства самообразования. Музыкальная компетентность определяется:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Музыка как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, а так же, формирование универсальных учебных действий, осуществляется через систему ключевых задач, позволяющих реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику:
1.Личностное развитие обучающихся:
-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;
-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;
-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
2.Познавательное и социальное развитие обучающихся:
-формирование целостной художественной картины мира;
-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;
-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
3.Коммуникативное развитие обучающихся:
-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
Содержание программы, музыкальный материал составлены в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и базируются на художественно – эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно- временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.
Исходя из этого, методическими принципами данной программы являются:
- духовность;
- образность;
- интерес и увлечённость;
- связь с жизнью;
- наблюдение за музыкой, а не изучение её;
- целостность мира, искусства, мышления, произведения;
- триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя;
- креативность;
- «тождество и контраст», эмоциональное насыщение»;
- вариативность и свобода выбора;
- интонационность;
- опора на отечественную музыкальную культуру;
- «синтез искусств».
Урок музыки в данной рабочей программе трактуется как урок искусства, в художественно - педагогической идеи которого раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах, что позволяет учителю и ребёнку осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального образования младших школьников:
- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- эмоциональной драматургии;
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении;
- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- игры;
- художественного контекста (выход за пределы музыки).
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 2 класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определения жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.
Таким образом, в разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности.
Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания поставлен, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов.
Промежуточная аттестация (обобщающие уроки) проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2 класса начальной школы в конце каждой четверти: 1 четверть – 9 урок; 2 четверть – 7 урок; 3 четверть – 10 урок; 4 четверть – 8 урок.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
Обучение музыкальному искусству во 2 классе начальной школы должно обеспечить учащимся возможность:
Знать/ понимать:
- роль музыки в жизни человека;
-особенности простых (песня, танец, марш) и сложных (опера, балет, симфония) жанров музыки;
Уметь:
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение;
-выявлять жанровое начало (песня, танец марш);
- различать характер музыки;
-узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;
- различать звучание знакомых музыкальных произведений;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой деятельности;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:
-участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);
- участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы).
Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Личностные результаты:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
2. Предметные результаты:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Использования ИКТ и ЭОР
1. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
4.Итоги проекта.
1. Выполненный проект обеспечивает реализацию требований ФГОС второго поколения применительно к программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина во 2 классе начальной школы.
2. Использование данного проекта в работе учителей музыки во 2 классе начальной школы позволит достичь основной задачи в реализации УУД – «научить ученика учиться» и обеспечит повышение духовно-нравственного уровня обучающихся посредством воспитания музыкой.
3. Проект основан на использовании педагогических технологий нового поколения.
5. Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М. : Просвещение, 2009.
3. Музыка: учебник для учащихся 2 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
4. Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
5. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2009.
6. Музыка рабочая тетрадь: 2 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
7. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
6. Тематическое планирование «Музыка» 2 класс.
№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Художественно-педагогическая идея урока / решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Музыкальные произведения Понятия | Предметные Результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
Название раздела (количество часов) Россия – Родина моя (3 часа) | |||||||
1 | Мелодия – душа музыки Вводный урок Комбиниро-ванный Учебник с. 8-9; выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.4-5 | Как определить мелодию, опираясь на жанры(песня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения. | 1.«Рассвет на Москве -реке» из оперы «Хованщина Мусоргского; 2.«Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой; Мелодия; опера, композитор | Научатся: понимать, что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. Понимать отличительные черты русской музыки. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Информационные: выполнение творческого задания в тетради. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель. | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Урок-концерт учебник с. 10-13; выполнить творческое задание в тетради на с.6-7 | Как звучит музыка? Цели: развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров. | 1.«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков; 2.«Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой Песенность, запев, припев, мелодия, аккомпанемент | Научатся: применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно ; определять названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты - скрипичный ключ, басовый ключ, ноты; размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении | Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради. Коммуникативные: Строить монологичное высказывание, учитывая настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Информационные: выполнение творческого задания в тетради. | Развитие эмоционально -открытого позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жиз-ни и искусства как любовь, добро, счастье дружба, долг | |
3 | Гимн России – главная песня нашей страны Закрепление нового материала Урок-размышле-ние учебник с. 14-15 | Как можно исполнять музыку? Цель: Осознание гимна как главной песни страны. | 1.«Гимн России» 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки; 3.«Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой Гимн, символы России (флаг, герб) | Научатся : исполнять Гимн России, участвовать в хоровом исполнении гимнов своего края, города, школы, понимать: слова и мелодию Гимна России. Иметь представления о музыке своего народа. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ориентироваться в ин-формационном материале учебника Коммуникативные Участвовать в коллективном пении, проявлять активность в решении познавательных задач Информационные: поиск информации о создании гимна | Осознание своей этнической принадлежности, развитие патриотических чувств, укрепление культурных и гражданских традиций страны | |
День, полный событий (6 часов) | |||||||
4 | Мир ребёнка в музыкаль-ных инто-нациях и образах | Какие бывают интонации? Цель: 1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева. 2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя. | «Сладкая греза” Чайковского и “Вечер” Прокофьева. “Полька” из “Детского альбома” Чайковского. “Тарантелла” С.Прокофьева. “Здравствуй, Родина моя!” (музыка Ю.Чичкова, стихи К.Ибряева) Интонации, музыкальный альбом, музыкальный язык | Научатся: - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; | Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, контролировать свои действия в коллективной работе | Наличие эмоци-онального отношения к искусству, внутренняя позиция, сопереживание | |
5 | Музыкаль- ный ин-струмент – фортепиано Освоение нового материала, традиционный учебник с. 18-19; выполнить творческое задание в тетради на с.8-11 | Почему музыка для детей бывает разной? Цель: Роль фортепиано в музыке.
| 1«Вальс»; 2.«Марш» Чайковского; 3. «Вальс»; 4. «Марш» Прокофьева Композитор, исполнитель, фортепиано, рояль, пианино, пианист | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, делать выводы. Соотносить графическую запись в музыке с её жанром и музыкальной речью композитора. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач. Информационные: выполнить творческое задание в тетради. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаи-модействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач. | |
6 | Природа и музыка. Прогулка. Расширение знаний. Урок-путеше-ствие | Как мы понимаем музыку? Цель: учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования | 1.«Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева; 3 «Прогулка» Мусоргского; 4 «Прогулка» Прокофьева Песенность, танцеваль-ность, маршевость, мелодия, регистр | Научатся: определять характер музыкальных произведений; распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки; осмысление знаково-символических элементов в музыке; передавать в пении различные интонации; осуществлять музыкально-ритмические движения | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника с. 20-23; выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.12-13 Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | |
7 | Танцы, танцы, танцы Расширение знаний. Урок-концерт учебник с. 24-25; выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.14 | Какие мы знаем танцевальные жанры? Цель: Знакомство с танцевальными жанрами; познакомить с основными движениями вальса и польки. | 1.«Вальс»; 2.«Полька»; 3.«Русская пляска»; 4.«Мазурка» Чайковский; 5«Тарантелла» Прокофьев Вальс, полька, тарантелла, мазурка | Научатся : отличать на слух музыку танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка – по ритмической основе. Определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике, музицировании. | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: Использовать общие приёмы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе Информационные: поиск информации о национальных костюмах разных стран | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к от-дельным видам музыкально-практической деятельности | |
8 | Эти разные марши Расширение знаний. Комбиниро-ванный учебник с. 26-27; выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.15 | Всегда ли маршевая музыка одинакова ? Цель: Умение находить отличия в музыке для ходьбы. | 1. «Марш деревянных солдатиков»; 2.«Марш» Чайковского; 3. «Ходит месяц над лугами» Прокофьева; 4. «Вальсы» Чайковского, Прокофьева. Марш; вальс; шествие, поступь, темп. | Научатся: определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведений пьесы маршевого характера. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: игре на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации соло, в ансамбле, оркестре. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании. Информационные: выполнить творческое задание в тетради. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | |
9 | «Расскажи сказку» Колыбель-ные Изучение нового материала. Урок-путеше-ствие учебник с. 30-35; выполнить творческое задание в тетради по музыке | Какой бывает музыка для сна? Цель: Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой. | 1.«Нянина сказка» Чайковский; 2.«Сказочка» Прокофьев; 3. «Спят усталые игрушки» А. Островский; 4. «Сонная песня»Р. Паулс Мелодия, аккомпанемент, вступление; колыбельная, темп, динамика, фраза | Уметь называть фамилии композиторов: П. Чайковский, С. Прокофьев. Развивать выразительную сторону вольного исполнения; определить значение музыки в отражении различных явлений жизни. Сочинить сказку. Выбрать характерные движения для музыки. Найти или сочинить слова для мелодии «Мамы» Чайковского. | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; ориентироваться в информационном материале учебника, выполнить творческое задание в тетради по музыке Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | Подобрать стихи , соответствую-щие настроению музыкальных пьес и песен. Словарь эмоций. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. | |
« О России петь – что стремиться в храм…» (5 часов) | |||||||
10 | Великий колоколь-ный звон Изучение нового материала. Урок-обращение к духовной музыке учебник с. 38-41; | Почему звонят колокола? Цель: Вводный урок в тему духовной музыки. | 1.Звучание колоколов из пролога оперы «Борис Годунов»; 2.«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»; 3.«Вечерний звон» р.н.п.; 4.«Богатырские ворота» Мусоргского; 5.«Вставайте, люди русские» Прокофьев Голоса-тембры, духовная музыка; Благовест; Трезвон. | Уметь слышать звучание колоколов в имитации на других инструментах. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Выполнять задания в творческой тетради | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера, ориентироваться в информационном материале Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Информационные: поиск информации о Киево-Печерской Лавре в г.Киеве | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа | |
11 | Святые земли Русской Урок-путе-шествие учебник с. 42-45; выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.16-17 | Кто такие святые? Цель: Познакомить с образами героев в музыке и церкви. | 1.«Песня об Александре Невском» Прокофьев; 2.Песнопение о Сергее Радонеж-ском; 3.«О, Преславного чудесе» напев Оптиной пустыни Кантата, народные песнопения икона, житие, молитва, церковные песнопения | Научатся различать характерные особенности духовной музыки. Определять на слух духовную и композиторскую музыки. | Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке | Этнические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа | |
12 | «Утренняя молитва», «В церкви» Расширение знаний. Комбиниро-ванный Учебник с. 46-47 | Зачем людям ходить в церковь? Цель: Познакомить с церковной музыкой для детей. | 1.«Утренняя молитва» 2. «В церкви» Чайковский 3.«О, Преславного чудесе» напев Оптиной пустыни Молитва, святые, духовная музыка | Научатся: правилам поведения в церкви, называть имена святых; проводить сравнительный интонационно- образный анализ музыкальных произведений; характеризовать произведения П. И. Чайковского | Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия Познавательные: Расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки Коммуникативные: Расширение словарного запаса в процессе размыш-лений о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов | ||
13 | « С Рожде-ством Христовым!» Урок-концерт. Учебник с.48-51 | Где звучит песня? Цель: Познакомить с двунадесятым праздником Русской православной церкви – Рождеством Христовым. | 1.«Добрый тебе вечер» 2.«Колы-бельная» польская н.п; 3.»Рожде-ственское чудо» Народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки | Научатся выразительно исполнять рождествен-ские песни на уроке и дома; передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений; выполнять творческие задачи в рабочей тетради; приобретут опыт творческой деятельности через изготовление рождественской открытки | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями Коммуникативные: Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника Информационные: поиск информации о праздновании Рождества. | Укрепление культурной, эт-нической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа | |
14 | Музыка на новогоднем празднике Обобщение тем первого полугодия | О чем поведала нам музыка? Цель: Повторение и обобщение полученных знаний | Новогодние песни. Композитор, мелодия, тембр | Научить: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Находить верные пластические движения под музыку, предлагать свои варианты пластических движений, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Регулятивные: Предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности; наблюдать за использованием музыки в жизни человека | |
« Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 часа) | |||||||
15 | Русские народные инструмен-ты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню Расширение знаний Урок-игра Учебник с.54-57; рабочая тетрадь с. 18-19 | Можно ли разыграть песню? Цель: Значение фольклора в жизни каждого народа. | Вариация; Песня-пляска; Русские народные песни и пляски из фонохрестоматии 1класса: «Березка”» (оркестр русских народных инструментов); «Полянка» (свирель); «Во кузнице» (трио рожечников); «Как под яблонькой”, “Былинные наигрыши” (гусли). “Во поле береза стояла”, “светит месяц”, “Камаринская” Вариация; Песня-пляска; Наигрыш; Гармонь; Балалайка; ложки | Научатся: придумывать свои движения при исполнении песен. Нарисовать инструменты. Уметь совместно исполнять песни; Понимать графическое изображение мелодии, определять голоса музыкальных инструментов Импровизировать в игре на русских народных инструментах; Выразительно «разыгрывать» народные песни; | Регулятивные: Использовать установленные правила в контроле способов решения задач Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи Коммуникативные: Уметь слушать и вступать в диалог. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, формулировать свои затруднения | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии | |
16 | Фольклор – народная мудрость учебник с.58-61 | Что роднит композиторскую музыку с народной? Цель: Значение фольклора в жизни каждого народа | 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.«Выходили красны девицы»; 4. «Бояре, а мы к вам пришли» р.н.п. Песня-пляска; Фольклор | Сопоставить композиторскую музыку с народной. Воспитывать уважение к народным традициям. Импровизировать в игре на русских народных инструментах. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя на ударных инструментах (ложки, бубен, треугольник Познавательные: Осуществлять и выделять необходимую информацию Коммуникативные: Участвовать в коллективном музицировании Информационные: поиск в Интернете и других источниках изображений и схем изготовления самодельных шумовых и ударных музыкальных инструментов для создания инструментов классного оркестра. | Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
17 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку Углубление знаний. Урок-импровиза-ция учебник с.62-65 | Что роднит композиторскую музыку с народной? Цель: Приобщить детей к культуре и обычаям народов через лучшие образцы народного муз. фольклора и композиторского творчества. Познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии | 1.«Мужик на гармонике играет»; 2.«Русская песня»; 3.«Камаринская» Чайковский; 4. «Ходит месяц над лугами»; 5. «Вечер» С. Прокофьев; 6. Песни-прибаутки Песни-прибаутки, музыка в народном стиле | Разучить народные песенки-прибаутки; Предлагать свои варианты мелодий для песен; Освоить детский фольклор. Сочинять(импровизировать) мелодию на заданный текст. Импровизировать в игре на русских народных инструментах | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую, использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной деятельности. Выполнять учебные действия в качестве композитора Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе. Участвовать в коллективной инсценировке | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач | |
18 | Обряды и праздники русского народа Расширение знаний. Урок-игра. Учебник с.66-69 | Как можно проводить зиму? Цель: Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь. | 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.масленичные песни; 4. весенние заклички; 5.импровизации песни-заклички, масленица, наигрыши; песня-пляска, фольклорная музыка | Выявлять особенности традиционных праздников народов России Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Выявлять особенности традиционных праздников в России. Узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально – пластическом движении Коммуникативные: Ставить вопросы, слушать собеседника, обращаться за помощью к учителю Информационные Поиск в Интернете и других источниках изображений и схем изготовления самодельных шумовых и ударных музыкальных инструментов для создания инструментов классного оркестра | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | |
В музыкальном театре (5 часов) | |||||||
19 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера Расширение знаний Комбиниро-ванный Урок-игра Учебник с.72-75; | Можно ли полюбить оперу? Цель: Привести детей к пони-манию того, что песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы | 1.«Песня-спор» Г. Гладкова; 2. фрагменты о. «Волк и 7 козлят» М. Коваля; Музыкальный театр, дирижер, режиссер, сцена, декорации, опера | Учить детей понимать музыкальную драматур-гию произведения. Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к прекрасному. Нарисовать иллюстрации к опере Коваля М. «Волк и семеро козлят» , инсценировать оперу. Выразительно исполнять песню-спор. Пластичес-кое интонирование с элементами игры. Предлагать свой вариант исполнения песни, театрализации. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способов решения Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Информационные Поиск в Интернете иллюстраций костюмов для инсценировки сказки. Помощь родителей в создании костюмов. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач | |
20 | Балет Углубление знаний. Урок-игра Учебник с.76-77; рабочая тетрадь с.20-21 | Что такое балет? Цель: Заинтересовать детей произведениями крупных музыкальных жанров. Выявление основной идеи – контраста добра и зла | 1.«Песня-спор» Г. Гладкова; 2.«Вальс» из балета «Золушка» Прокофьева Музыкальный театр, балет, балерина, танцор, пуанты, пачка, кордебалет | Иметь представление о крупных музыкальных жанрах. Понять связь между речью музыкальной и разговорной. Выразительно исполнять песню-спор. Пластичес-кое интонирование с элементами игры. Предлагать свой вариант исполнения песни, театрализации. | Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | |
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра Углубление знаний. Урок-игра Учебник с 78-81 | Может ли рисовать музыка? Цель: Заинтересовать детей произведениями крупных муз. жанров. | 1.«Марш» из «Щелкунчик» П.И. Чайковского; 2. «Марш» из оперы«Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева; 3. «Марш Черномора» М.Глинки; 4. «Песня-спор» Г. Гладкова. Оркестр, дирижёр, дирижёрская палочка | Научатся: Связывать жизненные впечатления с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева. Определять характер и настроение музыки, вслушиваться в произведение. Характеризовать музыкальные образы. Принимать участие в играх, пластическом интонировании: «элементарно» дирижировать музыкой | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класссификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | Эмоциональное и осознанное усвоение уча-щимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понима-ния их инто-национной природы | |
22 | Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки Углубление знаний. Комбиниро-ванный Учебник с.82-85; рабочая тетрадь с. 22 | Бывают ли оперы- сказки? Цель: Познакомить с фрагментами оперы | 1.«Первая песня Баяна» 2. Сцены из оперы. «Какое чудное мгновенье»; 3. «Марш Черномора». Былина, опера, солист, хор, контраст | Научатся: определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику. Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные. Проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую Познавательные :ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | |
23 | В музы-кальном зале. Увертюра,финал Углубление знаний. Комбиниро-ванный Учебник с. 86-87; рабочая тетрадь с.23 | Цель: Познакомить с фрагментами оперы | 1.Увертюра; 2. Финал. 3. хор «Лель таинственный Театр, опера, оркестр ,дирижёр, увертюра, финал, солист, дуэт, трио, хор, | Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний . Принимать участие в различных формах музицирования на уроке. Имитация игры на гуслях. Пластическое интонирование с элементами инсценировки. Работа с учебником. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | |
В концертном зале (5 часов) | |||||||
24 | Симфоническая сказка. Расшире-ние знаний. Комбиниро-ванный .Учебник с.90-93; рабочая тетрадь с.24-25 | Можно ли рассказать сказку без слов? Цель: Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой. | Темы из симфо-нической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. Концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем | Научатся :выявлять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик. | Регулятивные: Моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | |
25 | В концерт-ном зале. Музыкаль-ные образы сюиты “Картинки с выставки”Углубление знаний Урок-экскурсия. Учебник с.94-97 | Может ли музыка рисовать? Цель: Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского. | 1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»; 3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского. Фортепианный цикл; Сюита; Регистры; Музыкальные сюжеты и образы | Научатся: Сравнивать по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности. Учить позитивно-эмоциональным отношениям. Определять названия цикла пьес и автора. Сопоставлять звучание пьес и рисунки В. Гартмана. Воплощать свои эмоциональные музыкальные впечатления в различных видах музыкально-творческой деятельности, например: в пальчиковой имитации балета невылупившихся птенцов во время звучания пьесы; или нарисовать иллюстрацию к полюбившейся пьесе из сюиты Мусоргского М. «Картинки с выставки» | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкально-практической деятельности Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: проявлять активность во взаимно действии вести диалог слушать собеседника | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, живописи | |
26 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40 Расшире-ние знаний. Урок- путешест-вие. Учебник с.98-101 | Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века? Цель: Познакомить детей с музыкой Моцарта | Симфония №40 экспозиция 1 часть Опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, увертюра | Научатся: Определять звучание симфонического оркестра. Обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальные произведения и мнения других людей о музыке | Развитие эмоционального восприятия произведения искусства определения основного настроения и характера музыкального произведения | |
27 | Мир музыки Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Учебник с.102-103 | Созвучны ли чувства композитора XVIII в. нам, слушателям XXI в.? Почему современный поэт В. Боков назвал Моцарта “нестареющим”?Цель: накопление сведений и знаний о творчестве композитора. | 1.Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»; 2.Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки Симфоническая партитура, контраст, увертюра | Научатся: проводить сравнительный анализ музыки М. И. Глинки и В. А. Моцарта. - анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; - узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, в свободном дирижировании. | Регулятивные: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников Познавательные: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Коммуникативные: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиски информации о музыке и музыкантах, употреблений музыкальных терминов. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решение разных творческих, музыкальных задач | |
28 | Музыкальные впечатления Обобщение и закрепле-ние | Какую ты хочешь услышать музыку? Цель: Обобщение и закрепление нового материала | Музыкальная викторина. Музыка по выбору учащихся. | Научить: определять произведение по звучащему фрагменту. Выделять общие понятия о жанрах. Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через исполнение, слушание, рисование, пластическое интонирование. | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Познавательные: участие в исследовательской деятельности и представления её результатов. Коммуникативные: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра в процессе анализа музыки. | Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов) | |||||||
29 | Волшебный цветик-семицветик. «И всё это – И. С. Бах» Урок-путешествие Учебник с.106-111 | Где мы встречаемся с музыкой? Цель: Познакомить детей с органной музыкой. | 1.«За рекою старый дом»; 2.«Волынка»; 3. «Менуэт» А. М. Бах. Средства музы-кальной вырази-тельности; Орган; Волынка; Менуэт. | Научить: определять музыку Баха; Различать мелодию и аккомпанемент. Узнавать звучание органа. Понимать триединство композитор-исполнитель-слушатель; осознавать, что все события в жизни находят своё отражение в ярких музыкальных и художественных образах | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействие, вести диалог, слушать собеседника. | Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. | |
30 | Все в движении. Попутная песня. Урок-путешествие Учебник с.112-115; рабочая тетрадь с.28-27 | Может ли музыка изобразить движение? Цель: Изобразительная сила музыки. | 1.«Тройка» Свиридов; 2. «Попутная песня» Глинки; 3.«Карусель» Д.Кабалевский. Пьеса; Скороговорка; Регистр; Тембр; Пульсирующий фон | Научить: понимать изобразительный язык музыки. Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет. Соотносить собственное эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием музыки. Принимать участие в общем исполнении, эле-ментах импровизации, пластическом интонировании. Конкурс на лучший цветовой фон, подходящий по настроению каждой части «Попутной песни» | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальные произведения и мнения других людей по музыке | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. | |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. Урок-путешествие Учебник с.116-117 | У музыки есть свой язык? Цель: Музыка – язык понятный всем. | 1.«Кавалерий-ская»; 2. «Клоуны»; 3. «Карусель». Составление композиций, в котором сочета-ются пение, пластическое интонирование, музицирование. Пульсация Пьеса. | Научить: анализировать содержание музыкального произведения. Уметь определять на слух знакомые музыкальные фрагменты. Конкурс на лучший цветовой фон, подходящий по настроению для пьес «Весна» и «Осень» Свиридова Г. | Регулятивные: Постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования Познавательные: рефлексия способов действия при индивиду-альной оценки восприятия и исполнения музыкального произведения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Уважительно относиться к творчеству своих товарищей. | |
32 | Два лада. Природа и музыка. Расширение знаний Комбиниро-ванный Учебник с.118-121 | Для чего нужна музыка? Цель: Выразительность лада в музыке. | 1.«Рассвет на Москве-реке»; 2.«Вальс» из б. «Золушка»; 3.«Весна.Осень» Г.Свиридов; 4. Конкурс любимой песни. Лад; Мажор; Минор; Опера; Балет. | Учить детей различать музыкальные лады. Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: осмысление знаково-символических элементов музыки Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления | |
33 | Печаль моя светла. Первый. Комбиниро-ванный Учебник с.122-125 | Нужна ли лирическая музыка? Цель: Лирическая музыка в творчестве композиторов. | 1.«Жаворонок» Глинки; 2.«Весенняя песня» Моцарта; 3.Мелодия 1ч. Концерта; 4.Музыка на выбор учителя. Романс; Концерт; Опера; Увертюра; Симфония. | Научить рассуждать о знакомой и незнакомой музыке. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих задач | |
34 | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. Урок-концерт Учебник с.126-128; рабочая тетрадь с.30-32 | Не иссякнет ли музыка? Цель: Обобщение музыкального стиля. Определение уровня музыкальной культуры. | 1.Пьесы из «Детского альбома». 2.Пьесы из «Детской музыки». 3. Конкурс любимой песни. Интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, оркестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад, мажор, минор | Научить рассуждать о знакомой и незнакомой музыке; проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. Понимать триединство композитор-исполнитель-слушатель; осознавать, что все события в жизни находят своё отражение в ярких музыкальных и художественных образах Через различные формы деятельности показать свои знания и умения. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе Информационные: Поиск в Интернете и других источниках информации о композиторах и исполнителях. | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном разнообразии. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест по музыке в 3 классе.
Итоговый тест по музыке в 3 классе предназначен для проверки знаний и умений обучающихся к концу 3 года обучения....
Итоговый тест по музыке в 4 классе.
Итоговый тест по музыке в 4 классе позволяет проверить знания обучающихся к концу учебного года....
Итоговый тест по музыке, 5 класс (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева)
Тест предназначен для мониторинга освоения знаний по предмету «Музыка 5 класс » по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. На выполнение итогового теста по музыке отводится 40 минут.Те...
Итоговый кроссворд по музыке 6 класс
В этом кроссворде нужно найти музыкальные термины, имена композиторов… по темам 6 класса программы «Музыка» 5-9 классы. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, 2005 год (слова нужно выделять стрелоч...
Итоговый тест по музыке, 5 класс.
Тест составлен в форме таблицы Excel. После прохождения теста, формируется оценка....
Контрольный итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.
Итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс, авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, разработан в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования. Тест сос...
Спецификация к итоговому тесту по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой.
Спецификация к итоговому тесту по музыке 6 класс, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.В спецификации представлены цели итоговой работы, документы её определяющие.Раскры...