Итоговый проект "Программа по музыке для 2 класса" ФГОС
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Куликова Светлана Владимировна

 Итоговый проект "Программа по музыке для 2 класса" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_proekt.doc289.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ВПО   Московской области «Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла

                             

                           Итоговый исследовательский проект

Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» 2 класс

(УМК  «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П Сергеева, Т.С. Шмагина)

 Куликовой Светланы Владимировны

 учителя музыки  МСКОУ школы-интерната VII вида

г.  Павловского Посада,

слушателя курсов повышения квалификации 2012 г.

«Проектирование рабочей программы по музыке и формирование

универсальных учебных действий» гр. №194

 Вариативный кафедральный модуль 72 час.

                                                                   Руководитель курсов – Г.П. Сергеева,

                                                                                       к.п.н., профессор

Москва 2012

      Содержание                                                                                                Стр.

  1. Актуальность проекта……………………………………………………3

  1. Цель и задачи проекта …………………………………………………..4

  1. Проектирование рабочей  программы   по музыке во  2  классе ..……5

  1. Итоги  проекта.…......................................................................................14

  1. Литература……………………………………………….……….….…..14

  1. Тематическое планирование ……………………………………………16                      


1.Актуальность проекта.  

   Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Произошедшие в 90-х годах прошлого века перемены в социально-политическом развитии страны оказали негативное влияние на гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Неслучайно, в  2008 и 2009 гг. в послании Президента России Федеральному собранию было подчёркнуто:  «общество лишь  тогда способно ставить и  решать масштабные национальные задачи, когда у неё есть общая система нравственных ориентиров».

  В этих условиях, современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколения жителей России.

    С этой целью, на основании Конституции РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, был разработан ФГОС второго поколения для НОО и ООО.  Являясь нормативным документом, ФГОС представляет собой конвенциальную норму, общественный договор между семьей, обществом и государством и призван играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей миссии – воспитания нового гражданина России.

ФГОС:

  • является     нормативным документом, разработанным и утверждённым в порядке, установленном Правительством российской Федерации;
  • включает в себя ключевые  требования:

- к структуре основной образовательной программы;

- к условиям реализации основной образовательной программы;

- к результатам освоения основной образовательной программы.

 

   В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности ― умение  принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Требования к результатам освоения основной образовательной программы задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования.

Характеристика результатов освоения ООП

К личностным результатам обучающихся относится уровень сформированных ценностных ориентаций обучающихся  начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным  результатам обучающихся  относятся,  освоенные ими  универсальные учебные действия и понятия по различным  предметам.

К предметным результатам образовательной деятельности обучающихся,  относится освоенный ими   опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения.

   В основе построения ФГОС в целом лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает функциональный базис для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций.

2.  Цель и задача проекта

Цель проекта – реализация ФГОС (второго поколения), с  системой национальных ценностей и ключевых  требований,   на примере преподавания предмета «Музыка» в начальной школе  с его программным  содержанием и  системой развития УУД.

Задача проекта – создание и реализация в практической деятельности учителя системы   УУД  в программе «Музыка»  Е.Критской, Г.Сергеевой, и Т.С. Шмагиной  во 2 классе начальной школы.  

3.Проектирование рабочей программы  по музыке  во  2  классе  Программа формирования УУД представлена в виде таблицы со следующими разделами: порядковый номер урока, тема урока, содержание урока (музыкальный материал и дидактические единицы) и непосредственно планируемые универсальные учебные действия ( личностные, предметные и  метапредметные). Количество учебных часов (34), в соответствии с программой предмета «Музыка» под редакцией Е.Критской для 2 класса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Музыка» для 2 класса на 2012 -2013 учебный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению. Примерной программы начального общего образования  по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина «Музыка. Начальная школа». 1-4 классы» (2011).

Изучение  музыки в образовательных учреждениях  направлено на достижение следующих целей:

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Приоритетной целью обучения музыки в начальной школе является формирование музыкальной компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного слушателя, способность к использованию музыкальной деятельности как средства самообразования. Музыкальная компетентность определяется:

  •  воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
  •  общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Музыка как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.          

 Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, а так же, формирование универсальных учебных действий, осуществляется через систему ключевых задач, позволяющих реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику:

1.Личностное развитие обучающихся:

-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

2.Познавательное и социальное развитие обучающихся:

-формирование целостной художественной картины мира;

-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

3.Коммуникативное развитие обучающихся:

-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения  диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

    Содержание программы, музыкальный материал составлены в соответствии с основными положениями художественно- педагогической  концепции  Д. Б. Кабалевского  и базируются на художественно – эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.

     Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный  мир человека на основе проникновения в интонационно- временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Исходя из этого, методическими принципами данной программы являются:

- духовность;

- образность;

- интерес и увлечённость;

- связь с жизнью;

- наблюдение за музыкой, а не изучение её;

- целостность мира, искусства, мышления, произведения;

- триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя;

-  креативность;

 - «тождество и контраст», эмоциональное насыщение»;

-  вариативность и свобода выбора;

- интонационность;

-  опора на отечественную музыкальную культуру;

-  «синтез искусств».

        Урок музыки в данной рабочей программе трактуется как урок искусства, в художественно - педагогической идеи которого раскрываются наиболее значимые для формирования  личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах, что позволяет учителю и ребёнку осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального образования младших школьников:

-  художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- интонационно-стилевого постижения музыки;

- эмоциональной драматургии;

 - концентричности организации музыкального материала;

 - забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы  и ретроспективы в обучении;

- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- игры;

- художественного контекста (выход за пределы музыки).

          Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 2 класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье...».

 

       Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определения жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.

     Таким образом, в разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности.

Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания поставлен, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно.

В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

        Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов.

        Промежуточная аттестация (обобщающие уроки) проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся  2 класса начальной школы в конце каждой четверти: 1 четверть – 9 урок; 2 четверть – 7 урок; 3 четверть – 10 урок; 4 четверть – 8 урок.

Требования    к    уровню     подготовки    учащихся    2    класса.

Обучение  музыкальному искусству во 2 классе начальной школы должно обеспечить учащимся возможность:

Знать/ понимать:

- роль музыки в жизни человека;

-особенности простых (песня, танец, марш) и сложных (опера, балет, симфония) жанров музыки;

Уметь:

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение;

-выявлять жанровое начало (песня, танец марш);

- различать характер музыки;

-узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;

- различать звучание знакомых музыкальных произведений;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой деятельности;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:

-участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);

- участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы).

Данные требования  задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Личностные результаты:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

2. Предметные результаты:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.

3. Метапредметные результаты:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

Использования ИКТ и ЭОР

1. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

4.Итоги проекта.

1. Выполненный проект обеспечивает реализацию требований ФГОС второго поколения применительно к программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина во 2 классе начальной школы.

2. Использование данного проекта в работе учителей музыки во 2 классе начальной школы позволит достичь основной  задачи в  реализации УУД – «научить ученика учиться» и обеспечит повышение духовно-нравственного уровня обучающихся посредством воспитания музыкой.

3. Проект основан на использовании педагогических технологий нового поколения.

5. Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:  от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М. : Просвещение, 2009.

3. Музыка: учебник для учащихся 2 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.

4. Музыка:  1-4 кл. Методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.

5. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2009.

6. Музыка рабочая тетрадь:  2 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.


6. Тематическое планирование «Музыка» 2 класс.

№ п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Художественно-педагогическая идея урока

/ решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Музыкальные произведения

Понятия

Предметные

Результаты

УУД

Личностные результаты

Название раздела (количество часов)

                                                    Россия – Родина моя (3 часа)

1

Мелодия – душа музыки Вводный урок 

Комбиниро-ванный

Учебник      с. 8-9;   выполнить творческое задание в рабочей тетради  на с.4-5

Как определить мелодию, опираясь на жанры(песня, танец, марш).   Цель:             дать понятие,  что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

1.«Рассвет на Москве -реке» из  оперы «Хованщина Мусоргского;

2.«Моя Россия»           Г. Струве, сл. Соловьевой; Мелодия; опера, композитор

Научатся: понимать, что мелодия  – это основа музыки, участвовать в коллективном пении.  Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. Понимать отличительные черты русской музыки.

Регулятивные:

 Выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные:

Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения  задач; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради

Коммуникативные:

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Информационные:  выполнение творческого задания в тетради.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

 Я  - слушатель.

2

Здравствуй, Родина моя!      Урок-концерт учебник       с. 10-13;   выполнить творческое задание в тетради на с.6-7

Как  звучит музыка?

 Цели: развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров.

1.«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков;

2.«Моя Россия»           Г. Струве, сл. Соловьевой Песенность,  запев,  припев, мелодия,   аккомпанемент

Научатся: применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно ; определять названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты - скрипичный ключ, басовый ключ, ноты; размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении

Регулятивные:   Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные:              Ставить и формулировать проблему;  ориентироваться в информационном материале учебника и тетради. Коммуникативные:        Строить монологичное высказывание, учитывая настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Информационные:  выполнение творческого задания в тетради.  

Развитие эмоционально -открытого позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жиз-ни и искусства как любовь, добро, счастье дружба, долг

3

Гимн России – главная песня нашей страны

Закрепление нового материала Урок-размышле-ние   учебник с. 14-15

Как можно исполнять музыку?

Цель:

Осознание гимна как главной песни страны.

1.«Гимн России» 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки;

3.«Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой Гимн, символы России (флаг, герб)

Научатся : исполнять Гимн России, участвовать в хоровом исполнении гимнов своего края, города, школы, понимать: слова и мелодию Гимна России. Иметь представления о музыке своего народа.  Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.  

Регулятивные:   Формулировать и удерживать учебную задачу       Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;  ориентироваться  в ин-формационном материале учебника        Коммуникативные Участвовать в коллективном пении, проявлять активность в решении познавательных задач Информационные:             поиск информации о создании гимна

Осознание своей этнической принадлежности, развитие патриотических чувств, укрепление культурных и гражданских традиций  страны

                                                                 День, полный событий (6 часов)

4

Мир ребёнка в музыкаль-ных  инто-нациях и образах

Какие бывают интонации?

 Цель:

1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева.

2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя.

«Сладкая греза” Чайковского и “Вечер” Прокофьева.  

“Полька”  из “Детского альбома” Чайковского.              “Тарантелла” С.Прокофьева.

“Здравствуй, Родина моя!” (музыка Ю.Чичкова, стихи К.Ибряева) Интонации, музыкальный альбом, музыкальный язык

Научатся: -  откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

Регулятивные:

Использовать речь для регуляции своего действия

Познавательные: Ориентироваться в разнообразии  способов решения задач

Коммуникативные: Ставить  вопросы, обращаться за помощью к учителю, контролировать свои действия в коллективной работе

Наличие эмоци-онального отношения к искусству, внутренняя позиция, сопереживание

5

Музыкаль- ный ин-струмент – фортепиано

Освоение нового материала, традиционный    учебник с. 18-19;   выполнить творческое задание в тетради на с.8-11

Почему музыка для детей бывает разной?

Цель: Роль фортепиано в музыке.

 

1«Вальс»; 2.«Марш» Чайковского;         3. «Вальс»;            4. «Марш» Прокофьева Композитор, исполнитель, фортепиано, рояль, пианино, пианист

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, делать выводы. Соотносить графическую запись в музыке с её жанром и музыкальной речью композитора.

 Регулятивные:       ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации;  ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач.

Информационные:       выполнить творческое задание в тетради.

Продуктивное сотрудничество, общение,  взаи-модействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач.

6

Природа и музыка.  Прогулка.

Расширение знаний.

Урок-путеше-ствие

Как мы понимаем музыку?

Цель: учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования

1.«Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева;           3 «Прогулка» Мусоргского;

4 «Прогулка» Прокофьева

Песенность, танцеваль-ность, маршевость, мелодия, регистр

Научатся: определять характер музыкальных произведений;

распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки;  осмысление знаково-символических элементов в музыке;

передавать в пении различные интонации; осуществлять музыкально-ритмические движения

Регулятивные:   формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;  ориентироваться в информационном материале учебника с. 20-23;   выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.12-13 Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека

7

Танцы, танцы, танцы

Расширение знаний. Урок-концерт учебник с. 24-25; выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.14

Какие мы знаем танцевальные жанры?

Цель: Знакомство с танцевальными жанрами; познакомить с основными движениями вальса и польки.

1.«Вальс»; 2.«Полька»; 3.«Русская пляска»; 4.«Мазурка»

 Чайковский; 5«Тарантелла» Прокофьев

Вальс, полька, тарантелла, мазурка

Научатся : отличать на слух музыку танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка – по ритмической основе. Определять  основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике, музицировании.

 Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: Использовать общие приёмы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  работать в паре, группе

Информационные: поиск информации о национальных  костюмах разных стран

 Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к  от-дельным  видам музыкально-практической деятельности

8

Эти разные марши

Расширение знаний.

Комбиниро-ванный

учебник с. 26-27;   выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.15

Всегда ли маршевая музыка одинакова ? Цель:

Умение находить отличия в музыке  для ходьбы.

1. «Марш деревянных солдатиков»; 2.«Марш» Чайковского;

3. «Ходит месяц над лугами» Прокофьева;

4. «Вальсы» Чайковского, Прокофьева.

Марш; вальс; шествие, поступь, темп.

Научатся: определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведений пьесы маршевого характера. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: игре на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации соло, в ансамбле, оркестре.

Регулятивные:    Составлять план и последовательность действий           Познавательные:     Ставить и формулировать проблемы;  ориентироваться в  информационном материале учебника        Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои  затруднения; принимать участие в групповом музицировании.

Информационные:       выполнить творческое задание в тетради.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

9

«Расскажи сказку» Колыбель-ные

Изучение нового материала.

Урок-путеше-ствие учебник с. 30-35;   выполнить творческое задание в тетради по музыке

Какой бывает музыка для сна?

Цель: Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.

1.«Нянина сказка» Чайковский; 2.«Сказочка» Прокофьев;

3. «Спят усталые игрушки» А. Островский;

4. «Сонная песня»Р. Паулс

Мелодия,  аккомпанемент, вступление; колыбельная, темп, динамика, фраза

Уметь называть фамилии композиторов: П. Чайковский, С. Прокофьев. Развивать выразительную сторону вольного исполнения;  определить значение музыки в отражении различных явлений жизни. Сочинить сказку.  Выбрать характерные движения для музыки.  Найти или сочинить слова для мелодии «Мамы» Чайковского.

Регулятивные:                 Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию             Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; ориентироваться в информационном материале учебника,    выполнить творческое задание в тетради по музыке     Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Подобрать стихи , соответствую-щие настроению музыкальных пьес и песен.

Словарь эмоций.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в  пении, игре, пластике.

                                                   « О России петь – что стремиться в храм…» (5 часов)

10

Великий колоколь-ный звон

Изучение нового материала.

Урок-обращение к духовной музыке учебник с. 38-41;  

Почему звонят колокола?

Цель: Вводный урок в тему духовной музыки.

1.Звучание колоколов из пролога  оперы «Борис Годунов»;

2.«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»;

3.«Вечерний звон» р.н.п.; 4.«Богатырские ворота» Мусоргского; 5.«Вставайте, люди русские» Прокофьев

Голоса-тембры, духовная музыка; Благовест; Трезвон.

Уметь слышать звучание колоколов в имитации на других инструментах.                Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов  разный характер колокольных звонов. Распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

 Выполнять задания в творческой тетради

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные:      Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского  характера, ориентироваться в информационном  материале   Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров  в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Информационные: поиск информации о Киево-Печерской Лавре в г.Киеве

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа

11

Святые земли Русской

Урок-путе-шествие учебник с. 42-45;   выполнить творческое задание в рабочей тетради на с.16-17

Кто такие святые?

Цель:

Познакомить с образами героев в музыке и церкви.

1.«Песня об Александре Невском» Прокофьев; 2.Песнопение о Сергее Радонеж-ском;               3.«О, Преславного чудесе» напев Оптиной пустыни Кантата, народные песнопения икона, житие, молитва, церковные песнопения

Научатся различать характерные особенности духовной музыки. Определять  на слух духовную и композиторскую музыки.

Регулятивные: Оценка воздействия  музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей    Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;  ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке

Этнические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа

12

«Утренняя молитва», «В церкви»

Расширение знаний.

Комбиниро-ванный

Учебник с. 46-47

Зачем людям ходить в церковь?

Цель: Познакомить с церковной музыкой для детей.

1.«Утренняя молитва»                2.  «В церкви» Чайковский

3.«О, Преславного чудесе» напев Оптиной пустыни

Молитва, святые, духовная музыка

Научатся: правилам поведения в церкви, называть имена святых; проводить сравнительный интонационно- образный  анализ музыкальных произведений; характеризовать произведения П. И. Чайковского

Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия Познавательные: Расширение представлений о музыкальном  языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки Коммуникативные: Расширение словарного запаса в процессе размыш-лений о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов

13

« С Рожде-ством Христовым!»
Закрепрение знаний.

Урок-концерт.

 Учебник с.48-51

Где звучит песня?

Цель: Познакомить с двунадесятым праздником Русской православной церкви – Рождеством Христовым.  

1.«Добрый тебе вечер» 2.«Колы-бельная» польская н.п;

3.»Рожде-ственское чудо»

Народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки

Научатся выразительно исполнять рождествен-ские песни на уроке и дома; передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений; выполнять творческие задачи в рабочей тетради; приобретут опыт творческой деятельности через изготовление рождественской открытки

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:

Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями

Коммуникативные:

Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

Информационные: поиск информации о праздновании Рождества.

Укрепление культурной, эт-нической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

14

Музыка на новогоднем празднике Обобщение тем первого полугодия

О чем поведала нам музыка?

Цель:

Повторение и обобщение полученных знаний

Новогодние песни.

Композитор, мелодия, тембр

Научить:   эмоционально откликаться  на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Находить верные пластические движения под музыку, предлагать свои варианты пластических движений, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Регулятивные:

Предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности  

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

Реализовывать творческий  потенциал,  осуществляя собственные   музыкально исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности;

 наблюдать за использованием музыки в жизни человека

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 часа)

15

Русские народные инструмен-ты. Плясовые наигрыши.

Разыграй песню

Расширение знаний Урок-игра Учебник с.54-57; рабочая тетрадь        с. 18-19

Можно ли разыграть песню?

Цель: Значение фольклора в жизни каждого народа.

Вариация; Песня-пляска;

Русские народные песни и пляски из фонохрестоматии          1класса: «Березка”» (оркестр русских народных инструментов); «Полянка» (свирель); «Во кузнице» (трио рожечников); «Как под яблонькой”, “Былинные наигрыши” (гусли).

“Во поле береза стояла”, “светит месяц”, “Камаринская”

Вариация; Песня-пляска; Наигрыш; Гармонь; Балалайка; ложки

Научатся: придумывать свои движения при исполнении песен.

Нарисовать инструменты. Уметь совместно исполнять песни;

Понимать графическое изображение мелодии, определять голоса музыкальных инструментов Импровизировать в игре на русских народных инструментах; Выразительно «разыгрывать» народные песни;      

 Регулятивные: Использовать установленные правила в контроле способов решения задач

Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи

Коммуникативные: Уметь слушать и вступать в диалог. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, формулировать свои затруднения

Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии

16

Фольклор – народная мудрость учебник с.58-61

Что роднит композиторскую музыку с народной?

Цель: Значение фольклора в жизни каждого народа

1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;

3.«Выходили красны девицы»;

4. «Бояре, а мы к вам пришли» р.н.п. Песня-пляска;

Фольклор

Сопоставить композиторскую музыку с народной.

Воспитывать уважение к народным традициям. Импровизировать в игре на русских народных инструментах.  Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.  

Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя     и исполнителя на ударных инструментах (ложки, бубен, треугольник

Познавательные: Осуществлять и выделять необходимую информацию

Коммуникативные:

Участвовать в коллективном музицировании

Информационные: поиск в Интернете и других источниках изображений и схем изготовления самодельных шумовых и ударных музыкальных инструментов для создания инструментов классного оркестра.

Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

17

Музыка в народном стиле. Сочини песенку Углубление знаний. Урок-импровиза-ция 

учебник с.62-65

Что роднит композиторскую музыку с народной?

Цель: Приобщить детей к культуре и обычаям народов через лучшие образцы народного муз. фольклора и композиторского творчества. Познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии

1.«Мужик на гармонике играет»; 2.«Русская песня»;

3.«Камаринская» Чайковский; 4. «Ходит месяц над лугами»;

5. «Вечер» С. Прокофьев;          6. Песни-прибаутки

Песни-прибаутки, музыка в народном стиле

Разучить народные песенки-прибаутки; Предлагать свои варианты мелодий для песен; Освоить детский фольклор. Сочинять(импровизировать)  мелодию на заданный текст. Импровизировать в игре на русских народных инструментах      

 Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу  в практическую, использовать полученный  опыт общения  с фольклором в досуговой и внеурочной деятельности. Выполнять учебные действия в качестве композитора Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формирование положительного отношения к учению  Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе. Участвовать в коллективной инсценировке

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач

 18

Обряды и праздники русского народа       Расширение знаний. Урок-игра. Учебник с.66-69

Как можно проводить зиму?

Цель: Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь.

1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;

3.масленичные песни;   4. весенние заклички; 5.импровизации

песни-заклички, масленица, наигрыши;  песня-пляска, фольклорная музыка

Выявлять особенности традиционных праздников народов России

Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся.

Создавать  музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных   музыкальных инструментах.

Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: Выявлять особенности традиционных праздников в России. Узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.

Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально – пластическом движении Коммуникативные: Ставить вопросы, слушать собеседника, обращаться за помощью к учителю                    Информационные          Поиск в Интернете и других источниках изображений и схем изготовления самодельных шумовых и ударных музыкальных инструментов для создания инструментов классного оркестра

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности

В музыкальном театре (5 часов)

19

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера  Расширение знаний Комбиниро-ванный

Урок-игра Учебник с.72-75;

Можно ли полюбить оперу?       Цель:

Привести детей к пони-манию того, что песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы 

1.«Песня-спор» Г. Гладкова;

2. фрагменты о. «Волк и 7 козлят» М. Коваля;

Музыкальный театр, дирижер, режиссер, сцена, декорации,

опера

Учить детей понимать музыкальную  драматур-гию произведения.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать любовь к прекрасному.

Нарисовать иллюстрации к опере Коваля М. «Волк и семеро козлят» , инсценировать оперу. Выразительно исполнять песню-спор. Пластичес-кое интонирование с элементами  игры. Предлагать свой вариант исполнения песни, театрализации.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способов решения      Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач  Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Информационные     Поиск в Интернете иллюстраций костюмов для инсценировки сказки.

Помощь родителей в создании костюмов.

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач

20

Балет     Углубление знаний. Урок-игра Учебник с.76-77; рабочая тетрадь с.20-21

Что такое балет?

Цель: Заинтересовать детей  произведениями крупных музыкальных жанров. Выявление основной идеи – контраста добра и зла

1.«Песня-спор» Г. Гладкова;

 2.«Вальс» из балета «Золушка» Прокофьева

Музыкальный театр, балет, балерина, танцор, пуанты, пачка, кордебалет

Иметь представление о крупных музыкальных жанрах.

Понять связь между речью музыкальной и разговорной.

Выразительно исполнять песню-спор. Пластичес-кое интонирование с элементами игры. Предлагать свой вариант исполнения песни, театрализации.

Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач Познавательные:       ставить  и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять  поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать   вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра Углубление знаний. Урок-игра Учебник с 78-81

Может ли рисовать музыка?

Цель: Заинтересовать детей  произведениями крупных муз. жанров.

1.«Марш» из «Щелкунчик» П.И. Чайковского;

2. «Марш» из  оперы«Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева;

3. «Марш Черномора» М.Глинки;             4. «Песня-спор» Г. Гладкова. Оркестр, дирижёр, дирижёрская палочка

Научатся: Связывать жизненные впечатления  с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева.

 Определять характер и настроение музыки,

вслушиваться в произведение. Характеризовать музыкальные образы.

Принимать участие в играх, пластическом интонировании: «элементарно» дирижировать музыкой

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класссификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.    Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Эмоциональное и осознанное усвоение уча-щимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понима-ния их инто-национной природы

22

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки Углубление знаний. Комбиниро-ванный

Учебник с.82-85; рабочая тетрадь    с. 22

Бывают ли  оперы- сказки?

Цель: Познакомить с фрагментами оперы

 1.«Первая песня Баяна»

2. Сцены из оперы.  «Какое чудное мгновенье»;       3. «Марш Черномора».

Былина, опера, солист, хор, контраст

Научатся: определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику. Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные. Проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов

Регулятивные:

Преобразовывать познавательную задачу в практическую

Познавательные :ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера

23

В музы-кальном зале. Увертюра,финал Углубление знаний. Комбиниро-ванный

Учебник с. 86-87; рабочая тетрадь с.23

Цель: Познакомить с фрагментами оперы

1.Увертюра;       2. Финал.               3. хор «Лель таинственный

Театр, опера, оркестр ,дирижёр, увертюра, финал, солист, дуэт, трио, хор,

Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний           . Принимать участие в различных формах музицирования на уроке. Имитация игры на гуслях. Пластическое интонирование с элементами инсценировки.

Работа с учебником.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

В концертном зале (5 часов)

24

Симфоническая сказка. Расшире-ние знаний. Комбиниро-ванный

.Учебник с.90-93; рабочая тетрадь с.24-25

Можно ли рассказать сказку без слов?

Цель: Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой.

Темы из симфо-нической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева.

Концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем

Научатся :выявлять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик.

Регулятивные: Моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

Познавательные:    выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

25

В концерт-ном зале.

Музыкаль-ные образы сюиты “Картинки с выставки”Углубление знаний Урок-экскурсия. Учебник с.94-97

Может ли музыка рисовать? Цель: Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского.

1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»;

3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского.

Фортепианный цикл; Сюита; Регистры; Музыкальные сюжеты и образы

Научатся: Сравнивать по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности. Учить позитивно-эмоциональным отношениям.     Определять названия цикла пьес и автора.

 Сопоставлять звучание пьес и рисунки В. Гартмана.

Воплощать свои эмоциональные музыкальные впечатления в различных видах музыкально-творческой деятельности, например: в пальчиковой имитации балета невылупившихся птенцов во время звучания пьесы; или нарисовать иллюстрацию к полюбившейся пьесе из сюиты Мусоргского М. «Картинки с выставки»

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкально-практической деятельности

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: проявлять активность во взаимно действии вести диалог слушать собеседника

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, живописи

26

«Звучит нестареющий Моцарт».

Симфония № 40 Расшире-ние знаний. Урок- путешест-вие. Учебник с.98-101

Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века?

Цель: Познакомить детей с музыкой Моцарта

Симфония №40 экспозиция 1 часть

Опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, увертюра

Научатся:

 Определять звучание симфонического оркестра.           Обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас,  передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая   и интонационная  точность во время вступления к песне.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

Познавательные:  осуществлять поиск необходимой информации 

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальные произведения и мнения других людей о музыке

Развитие эмоционального восприятия произведения искусства определения основного настроения и характера музыкального произведения

27

Мир музыки Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Учебник с.102-103

Созвучны ли чувства композитора XVIII в. нам, слушателям XXI в.? Почему современный поэт В. Боков назвал Моцарта “нестареющим”?Цель: накопление сведений и знаний о творчестве  композитора.  

1.Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;

2.Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки

Симфоническая партитура, контраст, увертюра

Научатся: проводить сравнительный анализ музыки М. И. Глинки и В. А. Моцарта.                          

- анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;

- узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, в свободном дирижировании.  

Регулятивные: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников Познавательные: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Коммуникативные: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиски информации о музыке и музыкантах, употреблений музыкальных терминов.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решение разных творческих, музыкальных задач

28

Музыкальные впечатления Обобщение и закрепле-ние

Какую ты хочешь услышать музыку?

Цель: Обобщение и закрепление нового материала

Музыкальная викторина. Музыка по выбору учащихся.

Научить: определять произведение по звучащему фрагменту.

Выделять общие понятия о жанрах.

Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через исполнение, слушание, рисование, пластическое интонирование.    

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Познавательные: участие в исследовательской деятельности и представления её результатов. Коммуникативные: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра в процессе анализа музыки.    

Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов)

29

Волшебный цветик-семицветик. «И всё это – И. С. Бах»  Урок-путешествие Учебник с.106-111

Где мы встречаемся с музыкой?

Цель: Познакомить детей с органной музыкой.

1.«За рекою старый дом»; 2.«Волынка»; 3. «Менуэт» А. М. Бах.

Средства музы-кальной вырази-тельности; Орган; Волынка;

Менуэт.

Научить: определять музыку Баха;         Различать мелодию и аккомпанемент. Узнавать звучание органа. Понимать триединство композитор-исполнитель-слушатель; осознавать, что все события в жизни находят своё отражение в ярких музыкальных и художественных образах

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействие, вести диалог, слушать собеседника.

Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

30

Все в движении.  Попутная песня. Урок-путешествие Учебник с.112-115; рабочая тетрадь с.28-27

Может ли музыка изобразить движение?

Цель: Изобразительная сила музыки.

1.«Тройка» Свиридов;          2. «Попутная песня» Глинки;

3.«Карусель» Д.Кабалевский.

Пьеса; Скороговорка; Регистр; Тембр; Пульсирующий фон

Научить:          

понимать изобразительный язык музыки.

Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет. Соотносить собственное эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием музыки.

 Принимать участие в общем исполнении, эле-ментах импровизации, пластическом интонировании.

Конкурс на лучший цветовой фон, подходящий по настроению каждой части «Попутной песни»

Регулятивные:      выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные:   ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальные произведения и мнения других людей по музыке

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

31

Музыка учит людей понимать друг друга.

Урок-путешествие Учебник с.116-117

У музыки есть свой язык?

Цель: Музыка – язык понятный всем.

1.«Кавалерий-ская»;                            2. «Клоуны»;     3. «Карусель».

Составление композиций, в котором сочета-ются пение, пластическое интонирование, музицирование.

Пульсация Пьеса.

Научить: анализировать содержание музыкального произведения.

Уметь определять на слух знакомые музыкальные фрагменты. Конкурс на лучший цветовой фон, подходящий по настроению для пьес «Весна» и «Осень» Свиридова Г.

Регулятивные:    Постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования Познавательные:    рефлексия способов действия при индивиду-альной оценки восприятия и исполнения музыкального произведения Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Уважительно относиться к творчеству своих товарищей.

32

Два лада. Природа и музыка. Расширение знаний

Комбиниро-ванный

Учебник с.118-121

Для чего нужна музыка?

Цель: Выразительность лада в музыке.

1.«Рассвет на Москве-реке»; 2.«Вальс» из б. «Золушка»;

3.«Весна.Осень» Г.Свиридов;          4. Конкурс любимой песни.

Лад; Мажор; Минор; Опера; Балет.

Учить детей различать музыкальные лады. Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать.

Регулятивные:   использовать речь для регуляции своего действия 

Познавательные: осмысление знаково-символических элементов музыки Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления

33

Печаль моя светла. Первый.

Комбиниро-ванный

Учебник с.122-125

Нужна ли лирическая  музыка?

Цель: Лирическая музыка в творчестве композиторов.

1.«Жаворонок» Глинки; 2.«Весенняя песня» Моцарта;

3.Мелодия 1ч. Концерта; 4.Музыка на выбор учителя.

Романс; Концерт; Опера; Увертюра; Симфония.

Научить  рассуждать о знакомой  и незнакомой музыке.

Регулятивные:      составлять план и последовательность действий    Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации  Коммуникативные:  ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих задач

34

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

Обобщающий урок.

Урок-концерт Учебник с.126-128; рабочая тетрадь с.30-32

Не иссякнет ли музыка?

Цель: Обобщение  музыкального стиля.

Определение уровня музыкальной культуры.

1.Пьесы из «Детского альбома». 2.Пьесы из «Детской музыки».

3. Конкурс любимой песни.

Интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, оркестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад, мажор, минор

Научить  рассуждать о знакомой  и незнакомой музыке;  проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. Понимать триединство композитор-исполнитель-слушатель; осознавать, что все события в жизни находят своё отражение в ярких музыкальных и художественных образах Через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Регулятивные:          вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе Информационные:   Поиск в Интернете и других источниках информации о композиторах и исполнителях.

Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном разнообразии. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по музыке в 3 классе.

Итоговый тест по музыке в 3 классе предназначен для проверки знаний и умений обучающихся к концу 3 года обучения....

Итоговый тест по музыке в 4 классе.

Итоговый тест по музыке в 4 классе позволяет проверить знания обучающихся к концу учебного года....

Итоговый тест по музыке, 5 класс (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева)

Тест предназначен для мониторинга  освоения знаний по предмету «Музыка 5 класс » по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. На выполнение итогового теста по музыке отводится  40 минут.Те...

Итоговый кроссворд по музыке 6 класс

В этом кроссворде нужно найти музыкальные термины, имена композиторов… по темам 6 класса программы «Музыка» 5-9 классы. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, 2005 год (слова нужно выделять стрелоч...

Итоговый тест по музыке, 5 класс.

Тест составлен в форме таблицы Excel. После прохождения теста, формируется оценка....

Контрольный итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.

Итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс, авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, разработан в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования. Тест сос...

Спецификация к итоговому тесту по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой.

Спецификация к итоговому тесту по музыке 6 класс, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.В спецификации представлены цели итоговой работы, документы её определяющие.Раскры...