Урок биологии в 9 классе по теме "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Изучение особенностей генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 114.28 КБ |
Карта урока | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование"
Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом.
Задачи:
образовательные:
- актуализация ранее полученных знаний;
- систематизация теоретических знаний по теме “Взаимодействие неаллельных генов”;
- изучение хромосомного механизма определения пола;
- знакомство с особенностями наследования признаков, сцепленных с полом;
- рассматривание некоторые патологических признаков заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах;
развивающие:
- продолжение формирования умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;
- выработка умений самостоятельного решения генетических задач;
- способствование пониманию необходимости знания родословной своей семьи;
- продолжение развития умений анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии;
воспитательные:
- повышать восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
- продолжить формирование коммуникативной компетенции.
Вид учебного занятия: урок.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Урок-исследование.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент (1 мин)
Имя нашего урока «Урок - исследование»
2. Актуализация знаний. Фронтальная беседа (5 минут)
Вопросы:
- Какая наука изучает закономерности наследственности и изменчивости?
- Кто является основоположником науки генетики?
- Какой метод в своей работе использовал Грегор Мендель?
- Какое скрещивание вы назовете моногибридным?
- Какое скрещивание вы назовете дигибридным?
- Какие гены называются аллельными?
- Какие организмы называются гомозиготными?
- Какие организмы называются гетерозиготными?
- Какие признаки называются доминантными?
- Какие признаки называются рецессивными?
- Записать на доске обозначение доминантной гомозиготы.
- Записать на доске обозначение рецессивной гомозиготы.
- Записать на доске обозначение гетерозиготы.
- Записать обозначение женского организма.
- Записать обозначение мужского организма.
- Какие гаметы дает доминантная гомозигота.
- Какие гаметы дает рецессивная гомозигота.
- Какие гаметы дает гетерозигота.
- Какое потомство образуется при соблюдении первого закона Менделя – закона единообразия гибридов первого поколения?
- В каком соотношении происходит расщепление в потомстве при соблюдении второго закона Менделя?
3. Проверка домашнего задания. Графический диктант «Определи верность суждения» (5 минут)
Вариант 1 | Вариант 2 |
| 1. Основоположником генетики является Грегор Мендель. 2. Признаки, которые подавляются, называются рецессивными. 3. Рецессивная гомозигота обозначается АА. 4. При соблюдении второго закона Менделя происходит расщепление в потомстве в соотношении 3:1. 5. Гены, отвечающие за развитие разных признаков, называются аллельными. |
Взаимопроверка, выставление оценок ребятами.
Вариант 1 | Вариант 2 | |||||||||
- | + | - | - | - | + | + | - | + | - |
Критерии выставления оценки
Нет ошибок – пять
1 ошибка – четыре
2 ошибки – три
Более трех ошибок - два
4. Постановка проблемы. Глядя на изображение кариотипа человека, найдите отличия в хромосомах мужчины и женщины. (1 минута)
Кариотипы мужчины и женщины отличаются половыми хромосомами, у женщин две
х-хромосомы, у мужчин одна х-хромосома, одна у-хромосома.
5. Формулирование учащимися цели урока. Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (1 минута) Ответ: генетику пола. Запишите тему урока в карту урока.
Рассмотрим хромосомный набор человека. Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые хромосомы. Впишите эти названия в карту урока.
В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина — Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто.
6. Определение учащимися гомогаметного и гетерогаметного пола. (1 минута)
46=44 аутосомы и 2 половые хромосомы, у женщин хх, у мужчин ху.
7.Составление учащимися различных типов определения пола: работа в карте урока(3 минуты)
Составление типов определения пола самостоятельно, примеры из учебника с.116
Женский пол | Мужской пол | Примеры организмов |
Х_х | Х_у | Млекопитающие, черви, ракообразные, земноводные, рыбы |
Х_у | Х_х | Птицы, рептилии |
Х_о | Х_х | Пчелы, кузнечики |
Х_х | Х_о | моль |
- Постановка проблемы. Почему некоторыми болезнями страдают только мужчины? (2 минуты) Например, гипертрихоз – повышенная волосатость ушных проходов, дальтонизм – цветовая слепота у 8 % мужчин и 0,5 % женщин, гемофилия – нарушение свертывания крови.
Учащиеся выдвигая гипотезы, приходят к правильному ответу: признак сцеплен с половыми хромосомами.
9.Эксперимент на определение дальтонизма. (2 минуты) Все ли ребята видят цифры?
Дальтонизм – неспособность различать красный и зеленый цвет или их оттенки. Решение задач на дальтонизм.
12.Творческое задание(2 минуты)
Во Второй мировой войне дальтоников не брали в летчики на службу в ВВС США, но в 1941 году все поменялось: им стали отдавать предпочтение. От чего эти перемены?
Ответ: оказывается, дальтоники лучше видят замаскированные объекты, лучше различают оттенки цвета хаки.
13. Решение задач на наследование дальтонизма
ХDХD - норма
ХDХd - норма, носитель
ХdХd - дальтонизм
ХDY - норма
ХdY - дальтонизм
Первая задача: в брак вступили девушка, нормально различающая цвета и юноша дальтоник. Гены нормального цветового зрения (Д) и дальтонизма располагаются в Х-хромосоме. Определите генотипы родителей и детей. Могут ли в этой семье родиться дети - дальтоники? (первую задачу оформляет на доске учитель) (4 минуты)
Вторая задача решается в группах: В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи. (5 минут)
Решение: P ХДХd x XDY
G ХД , Хd XD Y
F1 ХД XD ХД Y XDХd ХdY
Родятся дочь здоровая и носитель гена дальтонизма, сын здоровый и сын больной дальтонизмом. Вероятность рождения больных сыновей 50%.
14. Домашнее задание №3.10 и решение задач трех уровней сложности. Ребята сами выбирают уровень сложности.
- Творческое задание. В Англии в 1716 году у вполне здоровых людей родился совершенно здоровый мальчик Эдуард Ламберт. Но не исполнилось ему и восьми недель, как кожа его стала чернеть и утолщаться и потом покрылась грубыми наростами, вроде чешуек. “Человек-дикообраз” - прозвали его соседи. Ламберт имел 6 сыновей, и все они тоже выглядели “дикообразами”. И в последующих четырёх поколениях рождались “дикообразы”, но вот что примечательно – только мальчики, девочки были как девочки… В те времена появление этих несчастных приписывали колдовству, “нечистой силе”. Объясните это явление с точки зрения генетики.
Ответ: Мы теперь скажем иначе: произошла мутация, поломка какого-то гена в мужской Y-хромосоме (ведь только мужчины заболевали этой болезнью).
IV. Рефлексия. (2 минуты)
Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял____________
7) Сегодня я научился_________
8) Сегодня я задумался_________
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
Предварительный просмотр:
Карта урока
по теме: _________________________________________
Ф.И. учащегося____________________________________
1. Кариотип мужчины Кариотип женщины
46 = 44 + ХУ 46 = 44 + ХХ
_______ __________ _______ __________
2. Составление типов определения пола
Женский пол | Мужской пол | Примеры организмов |
Х_ | Х_ | |
Х_ | Х_ | |
Х_ | Х_ | |
Х_ | Х_ |
3. Наследование дальтонизма
Женщины | мужчины |
ХDХD - норма | ХDY - норма |
Решите задачу:
В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи. (используйте файл приложение 2)
Домашнее задание параграф 3.10
Решить задачи:
- Уровень А.
Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства – соотношение генотипов и фенотипов.
- Уровень В. Атрофия зрительного нерва наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей – носителей этого гена.
- Уровень С. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая – геном Хb, гетерозиготы ХВХb имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
- Творческое задание. В Англии в 1716 году у вполне здоровых людей родился совершенно здоровый мальчик Эдуард Ламберт. Но не исполнилось ему и восьми недель, как кожа его стала чернеть и утолщаться и потом покрылась грубыми наростами, вроде чешуек. “Человек-дикобраз” - прозвали его соседи. Ламберт имел 6 сыновей, и все они тоже выглядели “дикобразами”. И в последующих четырёх поколениях рождались “дикобразы”, но вот что примечательно – только мальчики, девочки были как девочки… В те времена появление этих несчастных приписывали колдовству, “нечистой силе”. Объясните это явление с точки зрения генетики.
- Творческое задание. Подберите народные высказывания, пословицы, отражающие генетические закономерности. Например, «Яблоко от яблони недалеко падает»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной информации и наглядности.Цель урока: Создать условия для ...
урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"
План конспект урока биологии, технологическая карта урока....
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Необычные задачи на сцепленное с полом наследование
Подборка задач на наследование двух признаков,сцепленных с Х-хромосомой, и на наследование признаков, сцепленных с У-хромосомой....
Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.
Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...
презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"
данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...
Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"
Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....