Рабочие программы по биологии.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Данный файл содержит Рабочие программы по биологии 5-11 классы. Программы составлены к комплексу учебников линии В.В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_rabochaya_programma_.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Куликовская средняя общеобразовательная школа                                                                                                                                                                                                                                                                         Рабочая программа по биологии, 8 «А» класс                                                                                                                                                  Л.Н. Белякова

Статус документа

Данная программа является Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 8 «А» класса МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы. Настоящая рабочая программа определяет содержание, объем и порядок изучения предмета «Биология» в 8 «А» классе, в соответствии с которым непосредственно осуществляется учебный процесс.

Рабочая программа составлена учителем биологии Беляковой Л.Н. на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Авторской программы основного общего образования по биологии 6-9 классы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,В. М. Пакулов . М.: Дрофа, 2007.

Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (2004), Образовательной программе основного общего образования, 7-9 классы, утверждённой приказом директора школы от 16.06.2016 г. № 84/3, и Положению МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы о рабочей программе, утверждённому приказом директора школы от 25.04.2015 г. № 61

Структура документа

Рабочая программа включает в себя следующие результаты:

               -титульный лист

      -  статус документа;

      -  структуру документа;

-  пояснительную записку;

-  календарно - тематическое планирование учебного материала;

-  список используемой литературы;

-  лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу;

                                                                                Пояснительная записка

Данная рабочая программа предусматривает изучение предмета «Биология» в 8 «А» классе на базовом уровне. Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Авторской программы основного общего образования по биологии 6-9 классы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,В. М. Пакулов . М.: Дрофа, 2007. рассчитанной на 70 часов учебного времени.  Все разделы предмета «Биология» 8 класс, предусмотренные для обязательного изучения Авторской программой, находят полное отражение в Рабочей программе. Количество часов, отведённое Авторской программой на изучение каждого раздела предмета, совпадает с количеством часов, предусмотренных для изучения в 8 классе рабочей программой, с незначительной корректировкой количества часов:

  1.На изучение темы «Клеточное строение организма. Ткани» по программе В.В. Пасечника отводится 5часов, а по Рабочей программе 4 часа

2. На изучение темы «Обмен веществ и энергии» по программе В.В.Пасечника отводится 3 часа, а по Рабочей программе - 4 часа

 3. На изучение темы «Анализаторы» по программе В.В.Пасечника отводится 5 час, а по Рабочей программе -6 часа

4. На изучение темы «Эндокринная систем» по программе В.В.Пасечника отводится 2 часа, по Рабочей программе -3 часа

           Актуальность изучения курса биология заключается в том, что биологическое образование на ступени основного общего

образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным культурным ценностям.

 Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях человека как биосоциальном существе, становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Общая характеристика предмета

Содержание предмета «Биология» в 8 классе направлено на вооружение учащихся знаниями о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изложенная характеристика учебного предмета позволяет определить цель и задачи программы: 

Цели предмета:

1.Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой естественнонаучных знаний и умений по программе 8 класса (на базовом уровне).

2.Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков.

3.Развитие речевой и мыслительной деятельности.

4.Формирование и развитие личностных качеств у учащихся 8 класса.

Задачи предмета:

1.Формирование у учащихся знаний, умений, навыков в области биологии по разделам 8 класса: «Происхождение человека. Строение и функции организма. Индивидуальное развитие организма

2. Продолжение работы по формированию и развитию читательской компетенции учащихся 8 класса, по совершенствованию у них навыков работы с информацией.

 3.Развитие у учащихся 8 класса учебно-управленческих, учебно-информационных, учебно-логических умений и навыков.

4. Формирование у учащихся 8 класса социально-значимых стержневых качеств личности (патриотизма, гражданственности, ведущих нравственных качеств личности (честность, порядочность, ответственность, уважительное отношение к людям, ответственное отношение к учению, трудолюбие и т.д.), воспитание у учащихся социальной ответственности и компетентности, нравственных чувств и убеждений, этического сознания, экологической и эстетической культуры, безопасного и здорового образа жизни.

                Реализовать поставленные цели и задачи данного курса   позволяет   разработанная мной система преподавания биологии в школе. В основу этой системы положено системное использование на уроках современных технологий обучения, основанных на деятельностном подходе к обучению учащихся биологии, таких как: технология проблемного обучения, технология парной и групповой работы, технология педагогических мастерских, метод проектной деятельности, педагогика сотрудничества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Контроль качества усвоения учащимися 8 «А» класса программного материала по биологии «Биология. Человек» осуществляется в форме контрольных диктантов, тестов, воспроизведения изученного материала по образцу, практических и лабораторных работ, заполнения таблиц и схем, составления планов текстов, ответов на вопросы. Разнообразие используемых форм контроля знаний, умений, навыков, учащихся позволяет учителю объективно оценивать достижения каждого ученика по предмету

                                                                                 Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Учебному плану школы на 2016-2017 учебный год на изучение предмета «Биология» в 8 «А» классе отводится 70 часов в год (2 часа в неделю при 35 учебных неделях) из инвариантной части

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/ понимать:

– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:

– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

Формирование общеучебных умений и навыков

1.Учебно-управленческие умения

  • Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.
  • Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.
  • Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня.
  • Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности.
  • Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности.
  • Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.
  • Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
  • Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
  • Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
  • Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.

2. Учебно-информационные умения

2.1. Умения работать с письменными текстами

2.1.1. Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты.

2.1.2.Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям; предварительное, повторное

2.1.3.Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
незнакомого художественного, публицистического, научно-популярного текстов.

2.1.4.Составлять сложный план письменного текста.
     2.1.6. Составлять
тезисы письменного текста

2.1.7. Составлять конспекты письменного текста.         
   2.1.8. Составлять
аннотацию письменного текста.        

2.1.9.Осуществлять пометки, выписки, цитировав письменного текста.

2.1.10.Составлять рецензию письменного текста.        |.

2.1.11.Составлять реферат по определенной форме.

2.1.12. Осуществлять библиографическое описание книги, написанной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания.

2.1.13. Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты.

2.1.14.Создавать тексты различных типов. Объем сочиненного текста соответствует утвержденной норме.

2.1.15. Владеть различными видами изложения текст.

2.2.Умения работать с устными текстами

2.2.1.Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов
речи по
контексту.

2.2.2.Составлять сложный план устного текста.

2.2.3.Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.

2.2.4.Составлять тезисы устного текста.

2.2.5.Составлять конспект устного текста.

2.2.6.Осуществлять цитирование устного текста.

2.2.7.Составлять рецензию устного текста.

2.2.8.Составлять доклад.

2.2.9.Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.

2.3.Умения работать с реальными объектами как источниками

информации

2.3.1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определение цели наблюдения.
  2. Выбор объекта наблюдения.
  3. Выбор способов достижения цели наблюдения.

4.  Выбор способа регистрации полученной информации.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

2.3.2.Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное, неструктурированное; полевое, лабораторное).

2.3.3.Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосредственного или опосредованного наблюдения.

2.3.4.Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.

2.3.5.Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции:

  1. Цель эксперимента.
  2. Объект и предмет эксперимента.
  3. Гипотеза.
  4. Способы и условия подтверждения гипотезы.
  5. Способы регистрации процесса и результатов эксперимента.
  6. Способы обработки и интерпретации полученной информации.

2.3.6.Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы.

2.3.7.Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.

I)   Материальное (предметное) моделирование:

физическое моделирование — это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.

аналоговое моделирование — это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).

2)   Мысленное (идеальное) моделирование:

интуитивное моделирование — это моделирование, основанное    
на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующем формализации.

знаковое моделирование — это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.

3. Учебно-логические умения

 Анализ и синтез

  • Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
  • Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
  • Определять компоненты объекта (т.е. составляющие
    части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.
  • Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
  • Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого,
  • Определять   временные    отношения   компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один после другого.
  • Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и, прежде всего, связи субординации и координации.
  • Определять     причинно-следственные     отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.
  • Определять отношения объекта с другими объектами.
  • Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.
  • Определять существенные признаки объекта.

Сравнение

  • Определять объекты сравнения, т.е.  отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов.
  • Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
  • Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
  • Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.
  • Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одно временно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам.
  • Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в
    других признаках.

Обобщение и классификация

  • Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.
  • Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов. Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
  • Осуществлять классификацию, т.е. делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.

Определение понятий

  • Различать объемы содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.
  • Различать родовое и видовое понятия.
  • Осуществлять родовидовое определение понятий, т.е. находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки.

Доказательство и опровержение

  • Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства. Осуществлять прямое индуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями.
  • Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями.
  • Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство «от противоречащего»), т.е. устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).
  • Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения), т.е. последовательно исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли кроме одной, которая является доказываемым тезисом.
  • Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»).
  • Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса.
  • Осуществлять опровержение аргументов.
  • Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.

 Определение и решение проблем

  • Определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.
  • Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.
  • Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.
  • Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
  • Формулировать гипотезу по решению проблем.

Формирование личностных качеств

Ученик будет иметь следующие ценностно-ориентационные качества:

  • Понимание общечеловеческих нравственных ценностей и стремление служить им.
  • Неприятие безнравственного поведения.
  • Осознание необходимости знаний.
  • Социальная адаптивность, материалистичность.
  • Стремление к активной и деятельностной жизни.
  • Готовность к сознательному выбору профессии.
  • Настроенность на сотрудничество, ориентацию на установление содержательных и корректных отношений с другими людьми.
  • Понимание роли личности и «самого себя» в становлении характера и собственного достоинства человека.
  • Стремление к самосовершенствованию, повышению своей культуры, развитию интеллекта.

Формирование подобных ценностных ориентаций и установок предполагает развитие таких качеств личности, как:

  • Порядочность.
  • Воспитанность.
  • Целеустремлённость.
  • Честность.
  • Активность.
  • Самоконтроль, ответственность.
  • Самостоятельность.
  • Коммуникабельность, контактность.
  • Рациональность (здоровая жизнь и принятие обдуманных решений).
  • Трудолюбие.
  • Способность критически мыслить.
  • Чувство собственного достоинства.
  • Терпимость и умение прощать.

Ученик будет обладать:

  • Осведомлённостью в этических вопросах, разнообразными знаниями об этических нормах, культуре общения.
  • Умением находить решение в сложных ситуациях, требующих нравственного выбора.
  • Умением вставать на точку зрения другого человека.

У учащегося сформируются следующие качества, связанные с осознанием себя в системе этических норм и ценностей:

  • Самокритичность.
  • Адекватная самооценка.
  • Восприимчивость к критике со стороны.
  • Ответственность.
  • Правдивость.
  • Привычка использовать в качестве главных нравственных критериев оценки себя и окружающих людей, справедливость, совесть, доброту.

Ученик будет обладать:

  • Разнообразными знаниями и богатыми представлениями о мире прекрасного.
  • Хорошим эстетическим вкусом, умением в жизни руководствоваться чувством прекрасного.

Ученик приобретёт умения:

  • Общаться, налаживать хороший психологический климат к группе, коллективе.
  • Вовремя разрешать возникшие противоречия, конфликты между членами группы, коллектива.
  • Находить компромиссные решения в сложных ситуациях, быть внимательным к интересам каждого члена коллектива, в споре, дискуссиях учитывать мнение всех членов группы.
  • Быть инициативным в деятельности, в общении, с умением планировать и организовывать совместную деятельность.

Ученик приобретёт коммуникативные навыки:

  • Умение слушать.
  • Способность понимать другого.
  • Владение техникой спора, дискуссии, диалога.
  • Умение донести своё мнение до другого.
  • Направленность на общение.
  • Интерес к людям.
  • Эмпатию (сопереживание).

У ученика будут сформированы этические и эстетические нормы повседневной жизни:

  • Высокая культура речи.
  • Адекватная манера поведения.
  • Отсутствие вредных привычек.
  • Красивый внешний вид.

Ученик будет иметь прочную установку на здоровый и бережный образ жизни.

Содержание учебного предмета

Человек и его здоровье – 70 ч. (2 часа в неделю)

Введение 2ч.

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 1.

Происхождение человека - 3ч.

  Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.        

Раздел 2. Строение и функции организма - 57ч.

ТЕМА 2. 1.    Общий обзор организма (1 ч.  )

  Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.                         

ТЕМА 2. 2.  Клеточное строение организма (5 ч.)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

    Лабораторная работа        

 . Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.                        

Т Е М А 2. 3.  Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч)

  Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.          

Лабораторные работы.

 . Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

 Коленный рефлекс.

ТЕМА 2. 4.  Опорно-двигательная система (7 ч)

   Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

   Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.  Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

    Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.

   Лабораторные работы

     Микроскопическое строение костей.

     Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

    Утомление при статической работе.

   Выявление нарушений осанки

   Выявление плоскостопия (выполняется дома).

   Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки

ТЕМА 2. 5.   Внутренняя среда организма (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты).  Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.   Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-  и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа

   Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.                         

ТЕМА 2. 6.   Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

                  Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

 Опыты, выясняющие природу пульса.

.  Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

   ТЕМА 2. 7.   Дыхательная система (4 ч)

Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование.

Демонстрация модели гортани, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

 Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

ТЕМА 2. 8.    Пищеварительная   система (6  ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа

 Действие ферментов на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.

 ТЕМА 2.  9.   Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пиши.

Лабораторные работы.

     Установление зависимости между   уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

     Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

ТЕМА 2. 10.  Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами   в    зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.  

Самонаблюдения: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки, определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

ТЕМА 2. 11.    Выделительная система (1 ч)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная   и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки.

ТЕМА 2. 12.  Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

         Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы

 Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка.

              Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы.

ТЕМА 2. 13.  Анализаторы (5 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанная с бинокулярным зрением.

ТЕМА 2. 14.  Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.  (5ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.  И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-  торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы.  Сон и бодрствование.  Стадии сна.  Сновидения.  Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей   и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя   и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.

Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

               Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

               Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

   ТЕМА 2. 15.  Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Контрольная работа по теме№ 1 «Строение организма»

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов   и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Итоговая контрольная работу № 2 за курс 8 класса «Биология. Человек».

Календарно-тематическое планирование учебного материала

Согласно календарному учебному графику школы на 2016-2017 учебный год на изучение биологии в 8 «А» классе отведено 70 часов учебного времени, что соответствует количеству часов, отведённых на изучение биологии в 8 «А» Учебным планом школы на 2016 -2017 учебный года

Количество часов

Тема

Сроки прохождения программы

Общее

По разделу

Плановые

фактические

Введение. (2часа) Глава 1

1

1

Науки, изучающие строение организма человека.

01.09.2016

2

2

Становление наук о человеке и методы исследования.

06.09.16

РАЗДЕЛ 1.  Происхождение человека (3 часа)

Глава 2

3

1

Систематическое положение человека

08.09.2016

4

2

Историческое прошлое людей

13.09.16

5

3

Расы человека

15.09.2016

РАЗДЕЛ 2.  Строение и функции организма (57 часов)

Глава 3. Строение организма (6 часов)

Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Общий обзор организма. (1 час)

6

1

Общий обзор организма. Органы и системы органов.

20.09.16

Клеточное строение организма. Ткани. (4 часов)

7

1

Клеточное строение организма

22.09.16

8

2

Физиология клетки

27.09.16

9

4

Лабораторная работа № 1 «Рассматривание клеток и тканей организма человека под микроскопом»

29.09.16

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

10

1

Рефлекторная регуляция организма. Лабораторная работа:

№2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс»

04.10.16

Глава 4. Опорно-двигательная система (7 часов)

11

1

Значение опорно- двигательной системы, её состав. Строение костей.

Лабораторная работа: №3 «Микроскопическое строение костей»

06.10.16

12

2

Скелет человека. Осевой скелет.

11.10.16

13

3

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет и соединение костей.

13.10.16

14

4

Строение мышц. Лабораторная работа № 4 «Мышцы человеческого тела»

18.10.16

15

5

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 5 «Утомление при статической работе» Лабораторная работа № 6 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса и движение руки.»

20.10.16

16

6

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа № 7 «Выявление нарушения осанки. Выявление плоскостопия»

25.10 16

17

7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

27.10 16

                        Глава 5   Внутренняя среда организма (3часа)

18

1

 Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Лабораторная работа:

№ 8: «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.»         

08.11.

19

2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

10.11.16

20

3

Иммунология на службе здоровья.

15.11.16

Глава 6.      Кровеносная и лимфатическая система организма (6 часов)

21

1

Транспортные системы организма.

17.11.16

22

2

 Круги кровообращения. Лабораторная работа №9 Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при нагрузке»

22.1116

23

3

Строение и работа сердца.

24.11.16

24

4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 10 «Функции венозных клапанов»

Лаб. Раб. № 11 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение в сосудах ногтевого ложа»

29.11.16

25

5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Лабораторная работа № 12 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

01.12.16

26

6

Первая помощь при кровотечениях.

06.12.16

Глава 7    Дыхание (4часов)

27

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

08.12.16

28

2

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

13.12.16

29

3

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

15.12.16

30

4

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика. Первая помощь. Приёмы реанимации. Лабораторная работа №13: «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

20.12.16

                                   Глава 8.   Пищеварение (6 часов)

31

1

Питание и пищеварение.

22.12.16

32

2

 Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 14 «Действие слюны на крахмал».

27.12.16

33

3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

29.12.16

34

4

Функции тонкого и толстого кишечника Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит

10.01.17

35

5

Регуляция пищеварение.

12.01.17

36

6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечной инфекции.

17.01.17

              Глава 9.  Обмен веществ и энергии (3 часа) + 1 час за счёт резервного времени.

37

1

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов.

19.01.17

38

2

Витамины.

24.01.17

39

3

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 15 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

26.01.17

40

4

Проверочная работа по теме: «Органы и системы органов» 

Лабораторная работа № 16 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».

31.01.17

                     Глава 10 Покровные органы. Терморегуляция. (3 часа)

41

1

Строение и функции кожи. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

02.02.17

42

2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

07.02.17

43

3

Терморегуляция организма. Закаливание

09.02.17

Выделение. (1 часов)

44

1

Выделение.

14.02.17

                                      Глава 11.  Нервная система (5 часа)

45

1

 Значение и строение нервной системы.

16.02.17

46

2

 Строение нервной системы. Спинной мозг.

21.02.17

47

3

Головной мозг. Функции продолговатого и среднего мозга. Моста и мозжечка. Лабораторная работа №17 «Пыльценосная проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

28.02.17

48

4

Функции переднего мозга.

02.03.17

49

5

Соматический и автономный отделы нервной системы

07.03.17

               Глава 12.Анализаторы (5 часов) +1 час резервного времени

50

1

Анализаторы.

09.03.17

51

2

Зрительный анализатор. Лабораторная работа:18 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

14.03.17

52

3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

16.03.17

53

4

Слуховой анализатор.

21.03.17

54

5

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

23.03.17

55

6

Обобщение и закрепление темы «Нервная система и Анализаторы»

04.04.17

                Глава 13.      Высшая нервная деятельность (5 часов)

56

1

Вклад ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

06.04.17

57

2

Врождённые и приобретённые программы поведения.

Лабораторная работа: № 19 «Выработка навыков зеркального письма»

11.04.17

58

3

Сон и сновидения.

13.04.17

59

4

Речь и сознание.

18.04.17

60

5

Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа: № 20 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»

20.04.17

Глава 14.      Эндокринная система (2 часа) + 1 час резервное время.

61

1

Роль эндокринной системы. Гормоны.

25.04.17

62

2

Функции желез внутренней секреции.

27.04.17

63

3

Контрольная работа по теме № 1 «Строение организма»

02.05.17

Раздел 3 индивидуальное развитие организма (5часов)

               Глава 15.  Индивидуальное развитие организма (5часов)

64

1

Жизненные циклы. Размножение

04.05.2017

65

2

Развитие зародыша и плода.

11.05.2017

66

3

Наследственные и врождённые заболевания, передаваемые половым путём.

16.05.2017

67

4

 Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы склонности, способности.

18.05.2017

68

5

Обобщение и закрепление темы: «Индивидуальное развитие организма»

23.05.2017

69

1

Итоговая контрольная работу № 2 за курс 8 класса «Биология. Человек».

25.05.2017

70

2

Анализ итоговой контрольной работы за курс 8 класса «Биология. Человек». Повторение тем: Опорно-двигательная система. «Кровь и органы кровообращения»

30.05.17

 Лабораторных работ -20

Контрольные работы -2

Список используемой литературы.

1.Образовательная программа основного общего образования, 7 -9 классы, утверждённая приказом директора школы от 16.06.2016 № 84//3

2. Авторская программа основного общего образования «Биология. 6-9 классы». В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулава. М. : Дрофа, 2007 г..

3. Учебник «Биология. Человек» 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. беляев М.: Дрофа, 2013г.

4. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8 класс. О.А.Пепеляева, И.В. Сунцова М.: ВАКО, 2015 г.

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

№ пп

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись

СОГЛАСОВАНО

ШМО учителей естественнонаучного цикла

Протокол № 1

От «16 июня» 2016г.

Руководитель ШМО _____________________ Ларюкина Г.В,

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________/В.И.Литва/

16 июня 2016  г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...