Рабочие программы по биологии.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Данный файл содержит Рабочие программы по биологии 5-11 классы. Программы составлены к комплексу учебников линии В.В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_rabochaya_progrmma.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Куликовская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по биологии, 7 «Б» класс Белякова Л.Н
Статус документа
Данная программа является Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 7 «Б» класса МОУ
Куликовской средней общеобразовательной школы. Настоящая Рабочая программа определяет содержание, объем и порядок изучения предмета «Биология» в 7 «Б» классах, в соответствии с которым непосредственно осуществляется учебный процесс.
Рабочая программа составлена учителем биологии Беляковой Л.Н. на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Авторской программы основного общего образования по биологии 6-9 классы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,В. М. Пакулов . М.: Дрофа, 2007.
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (2004), Образовательной программе основного общего образования, 7-9 классы, утверждённой приказом директора школы от 16.06.2016 г. № 84/3, и Положению МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы о рабочей программе, утверждённому приказом директора школы от 25.04.2015 г. № 61
Структура документа
Рабочая программа включает в себя:
-титульный лист
- статус документа;
- структуру документа;
- пояснительную записку;
- календарно - тематическое планирование учебного материала;
- список используемой литературы;
- лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа предусматривает изучение предмета «Биология» в 7 «Б» классе на базовом уровне. Программа разработана на основе Авторской программы «Биология. 6-9 классы» В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. М.: «Дрофа», 2007 г., рассчитанной на 70 часов учебного времени. Все разделы предмета биология 7 класс, предусмотренные для обязательного изучения Авторской программой, находят полное отражение в рабочей программе. Количество часов, отведённое Авторской программой на изучение каждого раздела предмета, совпадает с количеством часов, предусмотренных для изучения в 7 классе Рабочей программой, с незначительной корректировкой количества часов по темам:
1.На изучение темы «Многообразие животных – результат эволюции» по программе В.В. Пасечника -отводится 34 часа, а по Рабочей программе 38 часов, за счёт сокращения их в Разделе 2. «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» на 2 часа и использования резервного времени. (2 часа)
2. На изучение темы «Биоценозы» добавлен 1 час за счёт резервного времени.
3. Оставшиеся 2 часа резервного времени используется для проведения контрольных работ.
Актуальность изучения биологии заключается в том, что это– один из основных предметов, изучаемых в школе. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и о мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции. Биология формирует у учащихся научное мировоззрение, развивает интеллектуальные способности и познавательный интерес. В процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Биология неразрывно связана со всеми школьными предметами, она влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.
Как учебный предмет в 7-х классах биология является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Биология» в 7 классе направленно на формирование у учащихся общих представлений о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, и медицины, и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Изложенная характеристика учебного предмета позволяет определить цели и задачи изучения биологии в 7 «Б» классе:
Цели предмета:
1.Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой естественно-научных знаний и умений по программе 7 «Б» класса (на базовом уровне).
2.Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков.
3.Развитие речевой и мыслительной деятельности.
4.Формирование и развитие личностных качеств у учащихся 7 «Б» класса.
Задачи предмета:
1.Формирование у учащихся знаний, умений, навыков в области биологии «Биология. Животные» по разделам 7 класса: Многообразие животных. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие животных. Развитие животного мира на 3емле. Биоценозы. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
2. Продолжение работы по формированию и развитию читательской компетенции учащихся 7 «Б» класса, по совершенствованию у них навыков работы с информацией.
3.Развитие у учащихся 7 «Б» класса учебно-управленческих, учебно-информационных, учебно-логических умений и навыков.
4. Формирование у учащихся 7 «Б» класса социально-значимых стержневых качеств личности (патриотизма, гражданственности, ведущих нравственных качеств личности (честность, порядочность, ответственность, уважительное отношение к людям, ответственное отношение к учению, трудолюбие и т.д.), воспитание у учащихся социальной ответственности и компетентности, нравственных чувств и убеждений, этического сознания, экологической и эстетической культуры, безопасного и здорового образа жизни.
Реализовать поставленные цели и задачи данного курса позволяет разработанная мной система преподавания биологии в школе. В основу этой системы положено системное использование на уроках современных технологий обучения, основанных на деятельностном подходе к обучению учащихся биологии, таких как: технология проблемного обучения, технология парной и групповой работы, технология педагогических мастерских, метод проектной деятельности, педагогика сотрудничества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Контроль качества усвоения учащимися 7«Б» класса программного материала по биологии «Биология. Животные» осуществляется в форме контрольных диктантов, тестов, воспроизведения изученного материала по образцу, практических и лабораторных работ, заполнения таблиц и схем, составления планов текстов, ответов на вопросы. Разнообразие используемых форм контроля знаний, умений, навыков, учащихся позволяет учителю объективно оценивать достижения каждого ученика по предмету
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Учебному плану школы на 2016-2017 учебный год на изучение предмета «Биология» в 7 «Б» классе отводится 70 часов в год (2 часа в неделю при 35 учебных неделях) из инвариантной части
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма животных, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма животных, его строения, жизнедеятельности, нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп животных;
- в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых некоторыми животными;
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Формирование и развитие читательской компетенции
В результате работы по формированию и развитию основ читательской компетенции учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Формирование общеучебных умений и навыков
1.Учебно-управленческие умения
- Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
- Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.
- Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.
- Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня.
- Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности.
- Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности.
- Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.
- Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
- Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
- Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
- Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.
2. Учебно-информационные умения
2.1. Умения работать с письменными текстами
2.1.1. Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты.
2.1.2.Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям; предварительное, повторное
2.1.3.Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
незнакомого художественного, публицистического, научно-популярного текстов.
2.1.4.Составлять сложный план письменного текста.
2.1.6. Составлять тезисы письменного текста
2.1.7. Составлять конспекты письменного текста.
2.1.8. Составлять аннотацию письменного текста.
2.1.9.Осуществлять пометки, выписки, цитировав письменного текста.
2.1.10.Составлять рецензию письменного текста. |.
2.1.11.Составлять реферат по определенной форме.
2.1.12. Осуществлять библиографическое описание книги, написанной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания.
2.1.13. Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты.
2.1.14.Создавать тексты различных типов. Объем сочиненного текста соответствует утвержденной норме.
2.1.15. Владеть различными видами изложения текст.
2.2.Умения работать с устными текстами
2.2.1.Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов
речи по контексту.
2.2.2.Составлять сложный план устного текста.
2.2.3.Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.
2.2.4.Составлять тезисы устного текста.
2.2.5.Составлять конспект устного текста.
2.2.6.Осуществлять цитирование устного текста.
2.2.7.Составлять рецензию устного текста.
2.2.8.Составлять доклад.
2.2.9.Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
2.3.Умения работать с реальными объектами как источниками
информации
2.3.1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:
- Определение цели наблюдения.
- Выбор объекта наблюдения.
- Выбор способов достижения цели наблюдения.
4. Выбор способа регистрации полученной информации.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
2.3.2.Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное, неструктурированное; полевое, лабораторное).
2.3.3.Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосредственного или опосредованного наблюдения.
2.3.4.Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.
2.3.5.Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции:
- Цель эксперимента.
- Объект и предмет эксперимента.
- Гипотеза.
- Способы и условия подтверждения гипотезы.
- Способы регистрации процесса и результатов эксперимента.
- Способы обработки и интерпретации полученной информации.
2.3.6.Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы.
2.3.7.Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.
I) Материальное (предметное) моделирование:
физическое моделирование — это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.
аналоговое моделирование — это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).
2) Мысленное (идеальное) моделирование:
интуитивное моделирование — это моделирование, основанное
на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующем формализации.
знаковое моделирование — это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.
3. Учебно-логические умения
Анализ и синтез
- Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
- Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
- Определять компоненты объекта (т.е. составляющие
части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза. - Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
- Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого,
- Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один после другого.
- Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и, прежде всего, связи субординации и координации.
- Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.
- Определять отношения объекта с другими объектами.
- Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.
- Определять существенные признаки объекта.
Сравнение
- Определять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов.
- Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
- Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
- Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.
- Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одно временно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам.
- Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в
других признаках.
Обобщение и классификация
- Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.
- Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов. Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
- Осуществлять классификацию, т.е. делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
Определение понятий
- Различать объемы содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.
- Различать родовое и видовое понятия.
- Осуществлять родовидовое определение понятий, т.е. находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки.
Доказательство и опровержение
- Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства. Осуществлять прямое индуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями.
- Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями.
- Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство «от противоречащего»), т.е. устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).
- Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения), т.е. последовательно исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли кроме одной, которая является доказываемым тезисом.
- Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»).
- Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса.
- Осуществлять опровержение аргументов.
- Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.
Определение и решение проблем
- Определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.
- Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.
- Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.
- Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
- Формулировать гипотезу по решению проблем.
Формирование личностных качеств
Ученик будет иметь следующие ценностно-ориентационные качества:
- Понимание общечеловеческих нравственных ценностей и стремление служить им.
- Неприятие безнравственного поведения.
- Осознание необходимости знаний.
- Социальная адаптивность, материалистичность.
- Стремление к активной и деятельностной жизни.
- Готовность к сознательному выбору профессии.
- Настроенность на сотрудничество, ориентацию на установление содержательных и корректных отношений с другими людьми.
- Понимание роли личности и «самого себя» в становлении характера и собственного достоинства человека.
- Стремление к самосовершенствованию, повышению своей культуры, развитию интеллекта.
Формирование подобных ценностных ориентаций и установок предполагает развитие таких качеств личности, как:
- Порядочность.
- Воспитанность.
- Целеустремлённость.
- Честность.
- Активность.
- Самоконтроль, ответственность.
- Самостоятельность.
- Коммуникабельность, контактность.
- Рациональность (здоровая жизнь и принятие обдуманных решений).
- Трудолюбие.
- Способность критически мыслить.
- Чувство собственного достоинства.
- Терпимость и умение прощать.
Ученик будет обладать:
- Осведомлённостью в этических вопросах, разнообразными знаниями об этических нормах, культуре общения.
- Умением находить решение в сложных ситуациях, требующих нравственного выбора.
- Умением вставать на точку зрения другого человека.
У учащегося сформируются следующие качества, связанные с осознанием себя в системе этических норм и ценностей:
- Самокритичность.
- Адекватная самооценка.
- Восприимчивость к критике со стороны.
- Ответственность.
- Правдивость.
- Привычка использовать в качестве главных нравственных критериев оценки себя и окружающих людей, справедливость, совесть, доброту.
Ученик будет обладать:
- Разнообразными знаниями и богатыми представлениями о мире прекрасного.
- Хорошим эстетическим вкусом, умением в жизни руководствоваться чувством прекрасного.
Ученик приобретёт умения:
- Общаться, налаживать хороший психологический климат к группе, коллективе.
- Вовремя разрешать возникшие противоречия, конфликты между членами группы, коллектива.
- Находить компромиссные решения в сложных ситуациях, быть внимательным к интересам каждого члена коллектива, в споре, дискуссиях учитывать мнение всех членов группы.
- Быть инициативным в деятельности, в общении, с умением планировать и организовывать совместную деятельность.
Ученик приобретёт коммуникативные навыки:
- Умение слушать.
- Способность понимать другого.
- Владение техникой спора, дискуссии, диалога.
- Умение донести своё мнение до другого.
- Направленность на общение.
- Интерес к людям.
- Эмпатию (сопереживание).
У ученика будут сформированы этические и эстетические нормы повседневной жизни:
- Высокая культура речи.
- Адекватная манера поведения.
- Отсутствие вредных привычек.
- Красивый внешний вид.
Ученик будет иметь прочную установку на здоровый и бережный образ жизни.
Содержание учебного предмета
Животные
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение
Общие сведения о животном мире. (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения
животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных
Раздел 1
Многообразие животных (38 часа)
Простейшие (2 часа)
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрации живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные (17 часов)
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрации. микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрации разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрации морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.
Значение в природе и жизни человека
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические
и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Контрольная работа№1 «Беспозвоночные»
Тип Хордовые. (19 часов)
Подтип Бесчерепные.
Класс Ланцетники.
Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные работы
Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, об_
раз жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Контрольная работа № 2 « Тип Хордовые»
Раздел 2
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем
(12часов)
Покровы тела. Опорно- двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
.Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа «Изучение особенностей различных покровов тела»
Контрольная работа по теме № 3 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».
Раздел 3
Индивидуальное развитие животных. (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 4. Развитие животного мира на 3емле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств
эволюции
Раздел 5 Биоценозы (5 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт).
Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов
биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими
компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 6.Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных. Резерв времени — 2 часов.
Итоговая контрольная работа № 3
Календарно -тематическое планирование учебного материала
Согласно календарному учебному графику школы на 2016-2017 учебный год на изучение предмета «Биология» в 7 «Б» классе отведено 69 часов учебного времени вместо предусмотренных Учебным планом школы на 2016 -2017- учебный год 70 учебных часов. В связи с этим в календарно- тематическом планировании учебного материала сокращено на 1 урок количество часов, отведённых на повторение пройденного материала.
№ урока | № урока | Название раздела (кол-во часов) Тема уроков | Дата | |
По плану | фактически | |||
Введение. Общие сведения о животном мире (2ч.) | ||||
1 | 1 | Роль зоологии в истории и жизни человека. Основные систематические категории. Правила работы в биологической лаборатории. | 05.09.2016 | |
2 | 2 | Наука зоология и ее структура. Методы изучения животных. Сходство и различия растений и животных. | 07.09.2016 | |
3 | Раздел 1. Многообразие животных – результат эволюции 38 часа, 4 часа из резерва – (38 ч) | |||
Простейшие (2 ч). | ||||
1 | Простейшие. Особенности строения и образа жизни, многообразие простейших. | 12.09.2016 | ||
4 | 2 | Биологические и экологические особенности жгутиконосцев, инфузорий. Паразитические простейшие. | 14.09.2016 | |
Многоклеточные животные. (36 ч) | ||||
Беспозвоночные (17 ч) - 1 час из резерва | ||||
5 | 1 | Тип Губки. Биологические и экологические особенности. Значение. | 19.09.2016 | |
6 | 2 | Тип Кишечнополостные. Биологические и экологические особенности. Значение | 21.09.16 | |
7 | 3 | Тип Плоские черви. Многообразие, особенности строения, значение. | 26.09.16 | |
8 | 4 | Тип Круглые черви. Многообразие, особенности строения, значение. | 28.09.2016 | |
9 | 5 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые кольчецы. Особенности строения и образа жизни. | 03.10.2016 | |
10 | 6 | Классы кольчецов: Малощетинковые и Пиявки. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей” | 05.10.2016 | |
11 | 7 | Тип Моллюски. Многообразие, биологические и экологические особенности, значение. | 10.10.2016 | |
12 | 8 | Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Тип Иглокожие. | 12.10.2016 | |
13 | 9 | Тип Иглокожие. Классы Мирские лилии, морские ежи, Голотурии, Офулины. | 17.10.2016 | |
14 | 10 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа№2 «Знакомство с многообразием ракообразных». | 19.10.2016 | |
15 | 11 | Класс Паукообразные. Многообразие, особенности строения, значение. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний. | 24.10.16 | |
16 | 12 | Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности строения, значение насекомых. | 26.10.2016 | |
17 | 13 | Отряды насекомых. Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. Лабораторная работа№3 «Изучение представителей отрядов насекомых» | 07.11.2016 | |
18 | 14 | Отряды Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Насекомые-переносчики возбудителей заболеваний. | 09.11.16 | |
19 | 15 | Отряды Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи. | 14.11.16 | |
20 | 16 | Отряд Перепончатокрылые. Биологические и экологические особенности общественных насекомых. | 16.11.2016 | |
21 | 17 | Контрольная работа№1 «Беспозвоночные.» | 21.11.2016 | |
Позвоночные (19ч.) - 1 час из резерва | ||||
22 | 1 | Тип Хордовые. Общая характеристика. Класс Ланцетники. | 23.11.2016 | |
23 | 2 | Надкласс Рыбы. Особенности строения, образа жизни, значение. Лабораторная работа№4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб». | 28.11.2016 | |
24 | 3 | Биологические и экологические особенности хрящевых рыб. | 30.11.16 | |
25 | 4 | Костные рыбы. Многообразие, особенности строения и образа жизни. | 05.12.16 | |
26 | 5 | Класс Земноводные. Особенности строения, образа жизни. | 07.12.16 | |
27 | 6 | Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности представителей отряда Чешуйчатые. | 12.12.16 | |
28 | 7 | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы. | 14.12.2016 | |
29 | 8 | Обобщение и повторение темы: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.» | 19.12.2016 | |
30 | 9 | Класс Птицы. Общая характеристика. Лабораторные работы №5 «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | 21.12.16 | |
31 | 10 | Особенности птиц отрядов Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | 26.12.2016 | |
32 | 11 | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. | 28.12.2016 | |
33 | 12 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | 09.01.2017 | |
34 | 13 | Экскурсия. Изучение многообразия птиц Московской области Дмитровского района. | 11.01.2017 | |
35 | 14 | Класс Млекопитающие. Общая характеристика, многообразие.
| 16.01.17 | |
36 | 15 | Многообразие млекопитающих. Отряды Грызуны, Зайцеобразные. | 18.01.17 | |
37 | 16 | Отряды Китообразные, Ластоногие, Хищные, Хоботные. | 23.01.17 | |
38 | 17 | Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные. | 25.01.17 | |
39 | 18 | Отряд Приматы. | 30.01.17 | |
40 | 19 | Контрольная работа № 2 « Тип Хордовые» | 01.02.17 | |
Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 ч.) | ||||
41 | 1 | Покровы тела. Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей различных покровов тела» | 06.02.17 | |
42 | 2 | Опорно-двигательная система. | 08.02.17 | |
43 | 3 | Способы передвижения. Полости тела. | 13.02.17 | |
44 | 4 | Органы дыхания. | 15.02.17 | |
45 | 5 | Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. | 20.02.17 | |
46 | 6 | Органы кровообращения. Кровь. | 22.02.17 | |
47 | 7 | Органы выделения. | 27.02.17 | |
48 | 8 | Нервная система. | 1.03.17 | |
49 | 9 | Поведение животных | 06.03.17 | |
50 | 10 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма животного. | 13.03.17 | |
51 | 11 | Органы размножения, продления рода. | 15.03.17 | |
52 | 12 | Контрольная работа по теме № 3«Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных». | 20.03.17 | |
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3ч.) | ||||
53 | 1 | Способы размножения животных. Лабораторная работа № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста». | 22.03.17 | |
54 | 2 | Развитие животных с превращением и без превращения. | 03.04.17 | |
55 | 3 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | 05.04.17 | |
Раздел 4. Развитие животного мира на земле (3ч.) | ||||
56 | 1 | Доказательства эволюции животных. | 10.04.17 | |
57 | 2 | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 12.04.17 | |
58 | 3 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | 17.04.17 | |
Раздел 5. Биоценозы. (5ч.) | ||||
59 | 1 | Естественные и искусственные биоценозы. | 19.04.17 | |
60 | 2 | Экологические факторы и их влияние на организмы. | 24.04.17 | |
61 | 3 | Взаимосвязь компонентов биоценоза. Цепи питания. | 26.04.17 | |
62 | 4 | Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | 03.05.17 | |
63 | 5 | Контрольная работа по теме № 4 «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы». | 10.05.17 | |
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч.) | ||||
64 | 1 | Последствия деятельности человека в биоценозах. | 15.05.17 | |
65 | 2 | Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция. | 17.05.17 | |
66 | 3 | Законы России об охране животного мира | 22.05.17 | |
67 | 4 | Охрана и рациональное использование животного мира | 24.05.17 | |
68 | 5 | Экскурсия «Посещение выставки домашних животных» | 29.05.17 | |
69 | 1 | Многообразие и особенности беспозвоночных. Повторение. Итоговое контрольная работа № 5 за курс 7 класса | 31.05.17 |
Лабораторных -7
Контрольных работ -5
Список используемой литературы
1.Примерная программа по биологии основного общего образования 2008 г.
2. Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В. Латюшин,В.М. Пакулова . М. «Просвещение» 2008 г.
3. Образовательной программе основного общего образования, 7-9 классы, утверждённой приказом директора школы от 16.06.2016 г. № 84/3,
4. Положению МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы о рабочей программе, утверждённому приказом директора школы от 25.04.2015 г. № 61
5. Учебник для общеобразовательных учреждений В.В.Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные 7 класс» изд. «Дрофа» 2014 6.Поурочные разработки по биологии 7-8 классы О.А.Пепеляева И.В. Сунцова. Москва «ВАКО» 2006г.
7.Тематическое и поурочное планирование к учебнику биология «Животные» В.В.Латюшин, Г.А. Уфимцева «Дрофа» 2014г.
8. Н.Ю. Захаров. Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» Издательство «Экзамен» Москва .2007 год.
9.. Н.Ю. Захаров УМК Тесты по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класса
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ пп | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений. | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей естественнонаучного цикла
Протокол № ______
От «____» __________2016г.
________________/_Л.Н.Белякова /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по увр
________________/В.И.Литва/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...