Рабочие программы по биологии.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Данный файл содержит Рабочие программы по биологии 5-11 классы. Программы составлены к комплексу учебников линии В.В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_rabochaya_programma.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Куликовская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по биологии, 9 класс Белякова Л.Н
Статус документа
Данная программа является Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 9 класса МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы. Настоящая рабочая программа определяет содержание, объем и порядок изучения предмета «Биология» в 9 классе, в соответствии с которым непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем биологии Беляковой Л.Н. на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Авторской программы основного общего образования по биологии 6-9 классы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,В. М. Пакулов . М.: Дрофа, 2007.
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (2004), Образовательной программе основного общего образования, 7-9 классы, утверждённой приказом директора школы от 16.06.2016 г. № 84/3, и Положению МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы о рабочей программе, утверждённому приказом директора школы от 25.04.2015 г. № 61
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
-титульный лист
- статус документа;
- структуру документа;
- пояснительную записку;
- календарно - тематическое планирование учебного материала;
- список используемой литературы;
- лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу;
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предусматривает изучение предмета «Биология» в 9 классе на базовом уровне. Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Авторской программы основного общего образования по биологии 6-9 классы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,В. М. Пакулов . М.: Дрофа, 2007, рассчитанной на 70 часов учебного времени. Все разделы предмета «Биология» 9 класс, предусмотренные для обязательного изучения Авторской программой, находят полное отражение в Рабочей программе с незначительной корректировкой:
- В Рабочую программу включен раздел «Основы экологии» (5 часов) за счёт сокращения учебного времени, отведённого на изучение тем: «Молекулярный уровень» (1час), Клеточный уровень (1 час), «Экосистемный уровень» (2 часа), «Возникновение и развитие жизни» (1 часа).
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Общая характеристика учебного предмета
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интересам к предмету.
Изложенная характеристика учебного предмета позволяет определить цель и задачи программы:
Цели и задачи изучения предмета:
Цели предмета:
1.Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой естественнонаучных знаний и умений по программе 9 класса (на базовом уровне).
2.Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков.
3.Развитие речевой и мыслительной деятельности.
4.Формирование и развитие личностных качеств у учащихся 9 класса.
Задачи предмета:
1.Формирование у учащихся знаний, умений, навыков в области биологии по разделам 9 класса: «Введение», «Уровни организации живой материи», «Эволюция органического мира», «Основы экологии».
2. Продолжение работы по формированию и развитию читательской компетенции учащихся 9 класса, по совершенствованию у них навыков работы с информацией.
3.Развитие у учащихся 9 класса учебно-управленческих, учебно-информационных, учебно-логических умений и навыков.
4. Формирование у учащихся 9 класса социально-значимых стержневых качеств личности (патриотизма, гражданственности, ведущих нравственных качеств личности (честность, порядочность, ответственность, уважительное отношение к людям, ответственное отношение к учению, трудолюбие и т.д.), воспитание у учащихся социальной ответственности и компетентности, нравственных чувств и убеждений, этического сознания, экологической и эстетической культуры, безопасного и здорового образа жизни.
Реализовать поставленные цели и задачи данного курса позволяет разработанная мной система преподавания биологии в школе. В основу этой системы положено системное использование на уроках современных технологий обучения, основанных на деятельностном подходе к обучению учащихся биологии, таких как: технология проблемного обучения, технология парной и групповой работы, технология педагогических мастерских, метод проектной деятельности, педагогика сотрудничества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Контроль качества усвоения учащимися 9 класса программного материала по биологии «Биология. Введение в общую биологию и экологию» осуществляется в форме контрольных диктантов, тестов, воспроизведения изученного материала по образцу, практических и лабораторных работ, заполнения таблиц и схем, составления планов текстов, ответов на вопросы. Разнообразие используемых форм контроля знаний, умений, навыков, учащихся позволяет учителю объективно оценивать достижения каждого ученика по предмету.
Место учебного предмета в учебный план
Согласно Учебному плану школы на 2016 -2017 учебный год на изучение предмета «Биология» в 9-м классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю при 34 учебных неделях) из инвариантной части
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен
Знать/понимать
- Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий.
- Биологические явления и процессы в природе и живых организмов, взаимодействия между ними; изменение окружающей среды в результате деятельности человека; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды; охрана природы и перспективы рационального природопользования.
- Образование Земли, этапы ее формирования, их характеристика, появление первых живых организмов и их эволюция.
- Многообразие живого мира; основные свойства живой материи; уровни организации живой материи; критерии живых систем.
- Химическая организация клетки; неорганические вещества, входящие в состав клетки;
органические вещества, входящие в состав клетки.
- Строение и функции клеток; прокариотическая клетка; эукариотическая клетка; деление клеток; особенности строения растительной клетки; клеточная теория строения организмов; неклеточные формы жизни; вирусы.
- Размножение организмов; бесполое размножение; половое размножение.
- Индивидуальное развитие организмов; эмбриональный период развития; постэмбриональный период развития; сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков; биогенетический закон; развитие организма и окружающая среда.
- Основные понятия генетики; гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя; законы Менделя; хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов; генетика пола; наследование признаков сцепленных с полом; генотип как целостная система; взаимодействие генов; решение генетических задач.
- Закономерности изменчивости; наследственная (генотипическая) изменчивость;
зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость).
- Основы селекции; создание пород животных и сортов растений; методы селекции растений и животных; селекция микроорганизмов; достижения и основные методы направления современной селекции.
- Возникновение жизни на Земле, этапы развития жизни и их характеристика, происхождение человека, основные расы человека.
- Эволюционное учение Ч. Дарвина; формы естественного и искусственного отбора; эволюционная роль мутаций; основные закономерности биологической эволюции.
- Биосфера, ее структура и функции; круговорот веществ в природе.
- Жизнь в сообществах, основы экологии; история формирования сообществ живых организмов; основные биомы суши, их флора и фауна; взаимодействие организма и среды; абиотические и биотические факторы, воздействующие на живые организмы; основные типы взаимоотношений между организмами.
уметь
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;
- Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и явлений.
- Приводить примеры многообразие живого мира; метаболизма; прокариотических клеток; эукариотических клеток; размножения организмов; закономерности наследования признаков; использования и охраны окружающей среды, адаптации живых организмов к условиям местообитания; влияние абиотических и биотических факторов на живые организмы.
- Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Учета биологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными биологическими явлениями, объектами и процессами, их изменений в результате биотических, абиотических и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
- Приблизительно определять фенотипы поколений, по фенотипам родителей; определять периоды развития животных организмов; вегетативно размножать растения.
рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среды; определять пищевые цепи и сети своей местности, образ жизни живого организма по его внешнему облику; рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среды.
Формирование и развитие читательской компетенции
В результате работы по формированию и развитию основ читательской компетенции учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Формирование общеучебных умений и навыков
1.Учебно-управленческие умения
- Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
- Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.
- Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.
- Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня.
- Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности.
- Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности.
- Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.
- Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
- Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
- Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
- Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.
2. Учебно-информационные умения
2.1. Умения работать с письменными текстами
2.1.1. Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты.
2.1.2.Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям; предварительное, повторное
2.1.3.Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
незнакомого художественного, публицистического, научно-популярного текстов.
2.1.4.Составлять сложный план письменного текста.
2.1.6. Составлять тезисы письменного текста
2.1.7. Составлять конспекты письменного текста.
2.1.8. Составлять аннотацию письменного текста.
2.1.9.Осуществлять пометки, выписки, цитировав письменного текста.
2.1.10.Составлять рецензию письменного текста. |.
2.1.11.Составлять реферат по определенной форме.
2.1.12. Осуществлять библиографическое описание книги, написанной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания.
2.1.13. Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты.
2.1.14.Создавать тексты различных типов. Объем сочиненного текста соответствует утвержденной норме.
2.1.15. Владеть различными видами изложения текст.
2.2.Умения работать с устными текстами
2.2.1.Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов
речи по контексту.
2.2.2.Составлять сложный план устного текста.
2.2.3.Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.
2.2.4.Составлять тезисы устного текста.
2.2.5.Составлять конспект устного текста.
2.2.6.Осуществлять цитирование устного текста.
2.2.7.Составлять рецензию устного текста.
2.2.8.Составлять доклад.
2.2.9.Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
2.3.Умения работать с реальными объектами как источниками
информации
2.3.1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:
- Определение цели наблюдения.
- Выбор объекта наблюдения.
- Выбор способов достижения цели наблюдения.
4. Выбор способа регистрации полученной информации.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
2.3.2.Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное, неструктурированное; полевое, лабораторное).
2.3.3.Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосредственного или опосредованного наблюдения.
2.3.4.Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.
2.3.5.Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции:
- Цель эксперимента.
- Объект и предмет эксперимента.
- Гипотеза.
- Способы и условия подтверждения гипотезы.
- Способы регистрации процесса и результатов эксперимента.
- Способы обработки и интерпретации полученной информации.
2.3.6.Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы.
2.3.7.Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.
I) Материальное (предметное) моделирование:
физическое моделирование — это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.
аналоговое моделирование — это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).
2) Мысленное (идеальное) моделирование:
интуитивное моделирование — это моделирование, основанное
на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующем формализации.
знаковое моделирование — это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.
3. Учебно-логические умения
Анализ и синтез
- Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
- Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
- Определять компоненты объекта (т.е. составляющие
части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза. - Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
- Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого,
- Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один после другого.
- Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и, прежде всего, связи субординации и координации.
- Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.
- Определять отношения объекта с другими объектами.
- Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.
- Определять существенные признаки объекта.
Сравнение
- Определять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов.
- Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
- Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
- Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.
- Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одно временно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам.
- Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве вдругих признаках.
Обобщение и классификация
- Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.
- Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов. Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
- Осуществлять классификацию, т.е. делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
Определение понятий
- Различать объемы содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.
- Различать родовое и видовое понятия.
- Осуществлять родовидовое определение понятий, т.е. находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки.
Доказательство и опровержение
- Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства. Осуществлять прямое индуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями.
- Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями.
- Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство «от противоречащего»), т.е. устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).
- Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения), т.е. последовательно исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли кроме одной, которая является доказываемым тезисом.
- Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»).
- Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса.
- Осуществлять опровержение аргументов.
- Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.
Определение и решение проблем
- Определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.
- Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.
- Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.
- Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
- Формулировать гипотезу по решению проблем.
Формирование личностных качеств
Ученик будет иметь следующие ценностно-ориентационные качества:
- Понимание общечеловеческих нравственных ценностей и стремление служить им.
- Неприятие безнравственного поведения.
- Осознание необходимости знаний.
- Социальная адаптивность, материалистичность.
- Стремление к активной и деятельностной жизни.
- Готовность к сознательному выбору профессии.
- Настроенность на сотрудничество, ориентацию на установление содержательных и корректных отношений с другими людьми.
- Понимание роли личности и «самого себя» в становлении характера и собственного достоинства человека.
- Стремление к самосовершенствованию, повышению своей культуры, развитию интеллекта.
Формирование подобных ценностных ориентаций и установок предполагает развитие таких качеств личности, как:
- Порядочность.
- Воспитанность.
- Целеустремлённость.
- Честность.
- Активность.
- Самоконтроль, ответственность.
- Самостоятельность.
- Коммуникабельность, контактность.
- Рациональность (здоровая жизнь и принятие обдуманных решений).
- Трудолюбие.
- Способность критически мыслить.
- Чувство собственного достоинства.
- Терпимость и умение прощать.
Ученик будет обладать:
- Осведомлённостью в этических вопросах, разнообразными знаниями об этических нормах, культуре общения.
- Умением находить решение в сложных ситуациях, требующих нравственного выбора.
- Умением вставать на точку зрения другого человека.
У учащегося сформируются следующие качества, связанные с осознанием себя в системе этических норм и ценностей:
- Самокритичность.
- Адекватная самооценка.
- Восприимчивость к критике со стороны.
- Ответственность.
- Правдивость.
- Привычка использовать в качестве главных нравственных критериев оценки себя и окружающих людей, справедливость, совесть, доброту.
Ученик будет обладать:
- Разнообразными знаниями и богатыми представлениями о мире прекрасного.
- Хорошим эстетическим вкусом, умением в жизни руководствоваться чувством прекрасного.
Ученик приобретёт умения:
- Общаться, налаживать хороший психологический климат к группе, коллективе.
- Вовремя разрешать возникшие противоречия, конфликты между членами группы, коллектива.
- Находить компромиссные решения в сложных ситуациях, быть внимательным к интересам каждого члена коллектива, в споре, дискуссиях учитывать мнение всех членов группы.
- Быть инициативным в деятельности, в общении, с умением планировать и организовывать совместную деятельность.
Ученик приобретёт коммуникативные навыки:
- Умение слушать.
- Способность понимать другого.
- Владение техникой спора, дискуссии, диалога.
- Умение донести своё мнение до другого.
- Направленность на общение.
- Интерес к людям.
- Эмпатию (сопереживание).
У ученика будут сформированы этические и эстетические нормы повседневной жизни:
- Высокая культура речи.
- Адекватная манера поведения.
- Отсутствие вредных привычек.
- Красивый внешний вид.
Ученик будет иметь прочную установку на здоровый и бережный образ жизни.
Содержание учебного предмета
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1. Уровни организации живой природы (48 час)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов)
Молекулярный уровень. Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Лабораторная работа: «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Контрольная работа по теме №1 «Молекулярный уровень организации живого»
Тема 1.2. Клеточный уровень (14часов)
Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Лабораторная работа: «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.»
Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живого»
Тема 1.3. Организменный уровень (13часов)
Организменный уровень. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: «Выявление изменчивости организмов»
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Популяционно-видовой уровень. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия видов»
Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)
Экосистемный уровень. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия в биоценоз
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часов)
Биосферный уровень. Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация
модели клетки;
микропрепаратов митоза в клетках корешков лука;
хромосом;
моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.
микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах;
моделей экосистем.
моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Контрольная работа№ 3 по темам «Популяционно-видовой уровень организации живого», «Экосистемный уровень организации живого» «Биосферный уровень организации живого»
Раздел 2. Эволюция органического мира (12 часов)
Глава 7 Основы учения об эволюции(7часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных,
гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе
Глава 8. Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей
Раздел 3 Основы экологии (5 часа)
Глава 9 Организм и среда (3 часа)
Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на
Организмы. Экологические ресурсы. Экологическая регуляция. Адаптация организмов к различным условиям
существования. Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция
Глава 10. Биосфера и человек (2 часа)
Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Календарно – тематическое планирование учебного материала
Согласно календарному учебному графику школы на 2016-2017 учебный год на изучение биологии в 9 классе отведено 66 часа учебного времени вместо предусмотренных Учебным планом школы на 2016 -2017- учебный год 68 учебных часов. В связи с этим в календарно- тематическом планировании учебного материала сокращено на 2 урока количество часов, отведённых на повторение пройденного материала.
Количество часов | Тема | Сроки прохождения программы | ||
Общее | По разделу | Плановые | Фактические | |
Введение (2 часа) | ||||
1 | 1 | Биология – наука о жизни. | 05.09.16 | |
2 | 2 | Методы исследования в биологии. Сущность жизни. | 07.09.2016 | |
Раздел 1 Уровни организации живой природы (48 часов) | ||||
Глава. 1 Молекулярный уровень (9часов) | ||||
3 | 1 | Молекулярный уровень: общая характеристика | 12.09.2016 | |
4 | 2 | Углеводы. Липиды. | 14.09.2016 | |
5 | 3 | Состав и структура белков. | 19.09.2016 | |
6 | 4 | Функции белков. | 21.09.2016 | |
7 | 5 | Нуклеиновые кислоты. | 26.09.2016 | |
8 | 6 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 28.09.16 | |
9 | 7 | Биологические катализаторы. Лаб. Раб. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | 03.10.2016 | |
10 | 8 | Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса. | 05.10.2016 | |
11 | 9 | Контрольная работа по теме №1 «Молекулярный уровень организации живого» | 10.10.2016 | |
Глава 2. Клеточный уровень (14 часов) | ||||
12 | 1 | Анализ контрольной работы. Основные положения клеточной теории | 12.10.2016 | |
13 | 2 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 17.10.2016 | |
14 | 3 | Ядро. | 19.10.2016 | |
15 | 4 | Органоиды цитоплазмы. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | 24.10.2016 | |
16 | 5 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 26.10.2016 | |
17 | 6 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 07.11.16 | |
18 | 7 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | 09.11.2016 | |
19 | 8 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 14.11.2016 | |
20 | 9 | Энергетический обмен в клетке | 16.11.2016 | |
21 | 10 | Питания клетки. Хемосинтез. Гетеротрофы | 21.11.2016 | |
22 | 11 | Фотосинтез. | 23.11.2016 | |
23 | 12 | Синтез белков. | 28.11.2016 | |
24 | 13 | Деление клетки. Митоз. | 30.11.2016 | |
25 | 14 | Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живого» | 05.12.2016 | |
Глава 3. Организменный уровень (13 часов) | ||||
26 | 1 | Анализ контрольной работы. Бесполое размножение организмов. | 07.12.2016 | |
27 | 2 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | 12.12.2016 | |
28 | 3 | Оплодотворении. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 14.12.2016 | |
29 | 4 | Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание» | 19.12.2016 | |
30 | 5 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании | 21.12.2016 | |
31 | 6 | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание» | 26.12.2016 | |
32 | 7 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Практическая работа № 4 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» | 28.12.2016 | |
33 | 8 | Взаимодействие генов. | 09.01.2017 | |
34 | 9 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Практическая работа № 5 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» | 11.01.17 | |
35 | 10 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Нормы реакции | 16.01.2017 | |
36 | 11 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов» | 18.01.2017 | |
37 | 12 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 23.01.2017 | |
38 | 13 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 25.01.2017 | |
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) | ||||
39 | 1 | Вид. Критерии вида. Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологического критерия видов» | 30.01.2017- | |
40 | 2 | Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности | 01.02.2017 | |
41 | 3 | Биологическая классификация | 06.02.2017 | |
Глава 5. Экосистемный уровень (5 часа) | ||||
42 | 1 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 08.02.2017 | |
43 | 2 | Состав и структура сообщества | 13.02.2017 | |
44 | 3 | Потоки вещества и энергии в экосистеме Практическая работа №6 «Составление схем передачи веществ и энергии» | 15.02.17 | |
45 | 4 | Продуктивность сообщества | 20.02.2017 | |
46 | 5 | Саморазвитие экосистемы. | 22.02.2017 | |
Глава 6. Биосферный уровень (4 часа) | ||||
47 | 1 | Биосфера. Среды жизни. | 27.02.2017 | |
48 | 2 | Средообразующая деятельность организмов. | 01.03.17 | |
49 | 3 | Круговорот веществ в биосфере. | 06.03.2017 | |
50 | 4 | Контрольная работа№ 3 по темам «Популяционно-видовой уровень организации живого», «Экосистемный уровень организации живого» и «Биосферный уровень организации живого» | 13.03.2017 | |
Раздел 2. Эволюция Органического Мира (12 часов) | ||||
Глава 7. Основы учения об эволюции (7 часов) | ||||
51 | 1 | Анализ контрольной работы. Развитие эволюционного учения. | 15.03.2017 | |
52 | 2 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях | 20.03.2017 | |
53 | 3 | Борьба за существование. Естественный отбор. | 22.03.2017 | |
54 | 4 | Формы естественного отбора. | 03.04.2017 | |
55 | 5 | Изолирующие механизмы. Видообразование. | 05.04.17 | |
56 | 6 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. | 10.04.2017 - | |
57 | 7 | Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | 12.04.2017 | |
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часа) | ||||
58 | 1 | Гипотезы возникновения жизни. | 17.04.2017 | |
59 | 2 | Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина –Холдейна Современное состояние проблемы | 19.04.17 | |
60 | 3 | Основные этапы развития жизни на Земле. | 24.04.17 | |
60 | 4 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 26.04.2017 | |
61 | 5 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 03.05.2017 | |
Раздел 3. Основы экологии. (5 часов) – | ||||
Глава 9. Организм и среда (3 часа) | ||||
62 | 1 | Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | 10.05.2017 | |
63 | 2 | Экологические ресурсы. Экологическая регуляция. Адаптация организмов к различным условиям существования. | 15.05.2017 | |
64 | 3 | Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | 17.05.17 | |
Глава 10. Биосфера и человек (2 часа) | ||||
65 | 1 | Эволюция биосферы. | 22.05.2017 | |
66 | 2 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 24.05.2017 |
Лабораторных работ- 3 Практических работ- 2 Контрольные работы -3 работы
Список используемой литературы
1.Образовательная программа основного общего образования,7 -9 классы, утверждённая приказом директора школы от 16.06.2016 № 84//3
2. Авторская программа основного общего образования «Биология. 6-9 классы». В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулава. М.: Дрофа, 2007 г.
3. Учебник «Биология. Введение в общую биологию» 9 класс А.А.Каменский, Е.А.Криксунов. В.В. пасечник М.: Дрофа, 2013г.
4. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие Козлова Т.А., Кучменко В. С. М.: Дрофа, 2002;
5. Поурочные разработки по общей биологии О.А. Пепеляева,И.В, Сунцова. Москва «ВАКО»2014 года
6. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа,
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ пп | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений. | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей естественнонаучного цикла
Протокол № ___1___
От «__16__»____июля______2016 г.
________________ /Ларюкина Г.В../
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по увр
________________/Литва В.И./
16 июля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...