Рабочие программы по биологии.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Данный файл содержит Рабочие программы по биологии 5-11 классы. Программы составлены к комплексу учебников линии В.В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_rabochaya_progamma_belyakova_2.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Куликовская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по биологии, 11 класс Л.Н.Белякова
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Статус документа
Данная программа является Рабочей программой по предмету «Биология» для учащихся 11 класса МОУ Куликовской средней школы. Настоящая Рабочая программа определяет содержание, объем и порядок изучения предмета «Биология» в 11 классе, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем биологии Беляковой Л.Н. на основе Авторской программы «Биология. 10-11 классы. Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы» Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Биология. Общая биология.10-11 классы» учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник – М.: Дрофа, 2015
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (2004 г.), Образовательной программе среднего общего образования школы 10-11 классы, утверждённой приказом директора школы от 16.06.2016 г. № 84/3 и Положению МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы о рабочей программе, утверждённому приказом директора школы от 25.04.2015 г. № 61.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
-титульный лист
- статус документа;
- структуру документа;
- пояснительную записку;
- календарно - тематическое планирование учебного материала;
- список используемой литературы;
- лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу;
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа предусматривает изучение предмета «Биология» в 11 классе на базовом уровне. Программа разработана на основе Авторской программы «Биология. 10-11 классы. Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы» Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник. «Дрофа», 2007 г., рассчитанная на 35 часов учебного времени. Для реализации программы используется учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы» Авторы А.А. Каминский.Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник М: «Дрофа» 2009 г.. Согласно Учебному плану школы на 2015-2016 учебный год Рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, а учебник «Биология. Общая биология 10-11 классы» авторы А.А. Каминский.Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник М: «Дрофа» 2009 г.. рассчитан на 2 часа в неделю в 11 классе, поэтому параграфы и темы скорректированы под Учебный план. Все разделы предмета биология 11 класс, предусмотренные для обязательного изучения Авторской программой, находят полное отражение в Рабочей программе, но последовательность изучения тем соответствует не Авторской программе, а структуре учебника. Количество часов, отведённое Авторской программой на изучение каждого раздела предмета, совпадает с количеством часов, предусмотренных для изучения в 11 классе Рабочей программой, с незначительной корректировкой следующих тем:
- На изучение темы «История эволюционных идей» Авторской программе В.В. Пасечника отводится 4 часа учебного времени, Рабочей программой -2 часа.
- Количество часов в Авторской программе В.В. Пасечника на изучение темы «Основы селекции и биотехнологии» отводится 3 часов, а по Рабочей программе 4 часов
- Количество в Авторской программе В.В. Пасечника на изучение темы «Основы экологии. Экологические факторы» отводится 7 часов, а по Рабочей программе 9 часов учебного времени
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение предмета «Биология» помогает учащимся лучше усвоить программу по таким дисциплинам как химии, физики, истории Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Вид; Экосистемы.
Изучение предмета «Биология» способствует формированию у учащихся общеобразовательных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Предмет биология 10-11 классы предусматривает распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики школ и его материальной базы.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими
и воспитательными задачами образования, задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает
общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Изложенная характеристика учебного предмета позволяет определить цели и задачи изучения биологии в 11 классе:
Цели предмета:
1.Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой естественнонаучных знаний и умений по программе 11 класса (на базовом уровне).
2.Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков.
3.Развитие речевой и мыслительной деятельности.
4.Формирование и развитие личностных качеств у учащихся 11 класса.
Задачи предмета:
1. Формирование у учащихся знаний, умений, навыков в области биологии по разделам 11 класса: «Вид;» «Экосистемы.»
2. Продолжение работы по формированию и развитию читательской компетенции учащихся 11 класса, по совершенствованию у них навыков работы с информацией.
3.Развитие у учащихся 11 класса учебно-управленческих, учебно-информационных, учебно-логических умений и навыков.
4. Формирование у учащихся 11 класса социально-значимых стержневых качеств личности (патриотизма, гражданственности, ведущих нравственных качеств личности (честность, порядочность, ответственность, уважительное отношение к людям, ответственное отношение к учению, трудолюбие и т.д.), воспитание у учащихся социальной ответственности и компетентности, нравственных чувств и убеждений, этического сознания, экологической и эстетической культуры, безопасного и здорового образа жизни.
Реализация данной задачи направлена на осознание обучающимися роли биологии в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Реализовать поставленные цели и задачи данного курса позволяет разработанная мной система преподавания биологии в школе. В основу этой системы положено системное использование на уроках современных технологий обучения, основанных на деятельностном подходе к обучению учащихся биологии, таких как: технология проблемного обучения, технология парной и групповой работы, технология педагогических мастерских на, метод проектной деятельности, педагогика сотрудничества.
Контроль качества усвоения учащимися 11 класса программного материала по биологии осуществляется в форме контрольных биологических диктантов, комплексных анализов текста, тестовых заданий, составленных по образцу материалов единого государственного экзамена по биологии.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности в их единстве и взаимосвязи, позволяющие оптимально достигать результатов обучения, отраженных в требованиях к уровню подготовки выпускников. Чаще всего используется типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний и умений, урок контроля и коррекции знаний и умений. Структура каждого учебного занятия отражает логику процесса усвоения знаний и умений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа, в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика мышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеобразовательных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики школы и его материальной базы.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Учебному плану школы на 2015-2016 учебный год на изучение предмета «Биология» в 11-м классе отводится 34 часа в год (1 часа в неделю при 34 учебных неделях) из вариативной части.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 11 класса должен
знать и понимать:
1.основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере;
сущность.
2.законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
3.строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
4.сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование
5.приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
6.вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
7.биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на
организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенное изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.
Формирование и развитие читательской компетенции
В результате работы по формированию и развитию основ читательской компетенции учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Формирование общеучебных умений и навыков
1.Учебно-управленческие умения
- Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
- Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.
- Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.
- Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня.
- Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности.
- Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности.
- Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.
- Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
- Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
- Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
- Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.
2. Учебно-информационные умения
2.1. Умения работать с письменными текстами
2.1.1. Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты.
2.1.2.Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям; предварительное, повторное
2.1.3.Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
незнакомого художественного, публицистического, научно-популярного текстов.
2.1.4.Составлять сложный план письменного текста.
2.1.6. Составлять тезисы письменного текста
2.1.7. Составлять конспекты письменного текста.
2.1.8. Составлять аннотацию письменного текста.
2.1.9.Осуществлять пометки, выписки, цитировав письменного текста.
2.1.10.Составлять рецензию письменного текста. |.
2.1.11.Составлять реферат по определенной форме.
2.1.12. Осуществлять библиографическое описание книги, написанной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания.
2.1.13. Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты.
2.1.14.Создавать тексты различных типов. Объем сочиненного текста соответствует утвержденной норме.
2.1.15. Владеть различными видами изложения текст.
2.2.Умения работать с устными текстами
2.2.1.Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов
речи по контексту.
2.2.2.Составлять сложный план устного текста.
2.2.3.Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.
2.2.4.Составлять тезисы устного текста.
2.2.5.Составлять конспект устного текста.
2.2.6.Осуществлять цитирование устного текста.
2.2.7.Составлять рецензию устного текста.
2.2.8.Составлять доклад.
2.2.9.Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
2.3.Умения работать с реальными объектами как источниками
информации
2.3.1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:
- Определение цели наблюдения.
- Выбор объекта наблюдения.
- Выбор способов достижения цели наблюдения.
4. Выбор способа регистрации полученной информации.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
2.3.2.Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное, неструктурированное; полевое, лабораторное).
2.3.3.Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосредственного или опосредованного наблюдения.
2.3.4.Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.
2.3.5.Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции:
- Цель эксперимента.
- Объект и предмет эксперимента.
- Гипотеза.
- Способы и условия подтверждения гипотезы.
- Способы регистрации процесса и результатов эксперимента.
- Способы обработки и интерпретации полученной информации.
2.3.6.Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы.
2.3.7.Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.
I) Материальное (предметное) моделирование:
физическое моделирование — это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.
аналоговое моделирование — это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).
2) Мысленное (идеальное) моделирование:
интуитивное моделирование — это моделирование, основанное
на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующем формализации.
знаковое моделирование — это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.
3. Учебно-логические умения
Анализ и синтез
- Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
- Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
- Определять компоненты объекта (т.е. составляющие
части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза. - Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
- Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого,
- Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один после другого.
- Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и, прежде всего, связи субординации и координации.
- Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.
- Определять отношения объекта с другими объектами.
- Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.
- Определять существенные признаки объекта.
Сравнение
- Определять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов.
- Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
- Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
- Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.
- Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одно временно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам.
- Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в
других признаках.
Обобщение и классификация
- Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.
- Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов. Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
- Осуществлять классификацию, т.е. делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
Определение понятий
- Различать объемы содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.
- Различать родовое и видовое понятия.
- Осуществлять родовидовое определение понятий, т.е. находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки.
Доказательство и опровержение
- Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства. Осуществлять прямое индуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями.
- Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями.
- Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство «от противоречащего»), т.е. устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).
- Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения), т.е. последовательно исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли кроме одной, которая является доказываемым тезисом.
- Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»).
- Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса.
- Осуществлять опровержение аргументов.
- Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.
Определение и решение проблем
- Определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.
- Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.
- Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.
- Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
- Формулировать гипотезу по решению проблем.
Формирование личностных качеств
Ученик будет иметь следующие ценностно-ориентационные качества:
- Понимание общечеловеческих нравственных ценностей и стремление служить им.
- Неприятие безнравственного поведения.
- Осознание необходимости знаний.
- Социальная адаптивность, материалистичность.
- Стремление к активной и деятельностной жизни.
- Готовность к сознательному выбору профессии.
- Настроенность на сотрудничество, ориентацию на установление содержательных и корректных отношений с другими людьми.
- Понимание роли личности и «самого себя» в становлении характера и собственного достоинства человека.
- Стремление к самосовершенствованию, повышению своей культуры, развитию интеллекта.
Формирование подобных ценностных ориентаций и установок предполагает развитие таких качеств личности, как:
- Порядочность.
- Воспитанность.
- Целеустремлённость.
- Честность.
- Активность.
- Самоконтроль, ответственность.
- Самостоятельность.
- Коммуникабельность, контактность.
- Рациональность (здоровая жизнь и принятие обдуманных решений).
- Трудолюбие.
- Способность критически мыслить.
- Чувство собственного достоинства.
- Терпимость и умение прощать.
Ученик будет обладать:
- Осведомлённостью в этических вопросах, разнообразными знаниями об этических нормах, культуре общения.
- Умением находить решение в сложных ситуациях, требующих нравственного выбора.
- Умением вставать на точку зрения другого человека.
У учащегося сформируются следующие качества, связанные с осознанием себя в системе этических норм и ценностей:
- Самокритичность.
- Адекватная самооценка.
- Восприимчивость к критике со стороны.
- Ответственность.
- Правдивость.
- Привычка использовать в качестве главных нравственных критериев оценки себя и окружающих людей, справедливость, совесть, доброту.
Ученик будет обладать:
- Разнообразными знаниями и богатыми представлениями о мире прекрасного.
- Хорошим эстетическим вкусом, умением в жизни руководствоваться чувством прекрасного.
Ученик приобретёт умения:
- Общаться, налаживать хороший психологический климат к группе, коллективе.
- Вовремя разрешать возникшие противоречия, конфликты между членами группы, коллектива.
- Находить компромиссные решения в сложных ситуациях, быть внимательным к интересам каждого члена коллектива, в споре, дискуссиях учитывать мнение всех членов группы.
- Быть инициативным в деятельности, в общении, с умением планировать и организовывать совместную деятельность.
Ученик приобретёт коммуникативные навыки:
- Умение слушать.
- Способность понимать другого.
- Владение техникой спора, дискуссии, диалога.
- Умение донести своё мнение до другого.
- Направленность на общение.
- Интерес к людям.
- Эмпатию (сопереживание).
У ученика будут сформированы этические и эстетические нормы повседневной жизни:
- Высокая культура речи.
- Адекватная манера поведения.
- Отсутствие вредных привычек.
- Красивый внешний вид.
Ученик будет иметь прочную установку на здоровый и бережный образ жизни
Содержание разделов и тем учебного курса
Глава 5. Основы учения об эволюции (12 ч)
Сущность эволюционного подхода и его методическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор— движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как peзультат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем oхраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Закономерности филогенеза. Главные направления эволюции.Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.
Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих
процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
■ Лабораторные и практические работы:
- Описание особей вида по морфологическому критерию.
- Выявление изменчивости у особей одного вида.
Контрольная работа № 1 по теме «Современное эволюционное учение»
Глава 6. Основы селекции и биотехнологии (4 ч)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы
Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих появление новых сортов растений и пород животных
Лабораторные и практические работы:
3. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
Глава 7. Антропогенез (4 ч)
Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные направления эволюции человека. Прародина человечества. Расы человека. Популяционная структура вида Homo sapiens. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современной эволюции человека. Влияние деятельности человека на биосферу Демонстрация моделей скелетов человека, модели «Этапы развития человека»
Практические работы:
1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Глава 8. Основы экологии (9 ч)
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность
действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Адаптации организмов. Биотические
факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Экосистема, её структура. Учение В. Н.
Сукачёвым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. Агроэкосистемы.
Лабораторные и практические работы:
4 «Влияние антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
5 «Составление схем передачи веществ и энергии»
6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
7 «Исследование изменений в экосистемах»
Контрольная работа № 2 по теме: «Основы экологии»
Глава 9. Эволюция биосферы и человек (5 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира.
Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов, таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
Лабораторные и практические работы
8. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
9. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»
Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы» (окрестности школы).
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Согласно календарному учебному графику школы на 2016-2017 учебный год на изучение биологии в 11 классе отведено 34 часа учебного времени, что соответствует Учебному плану школы на 2016-2017 учебный год, поэтому календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа. Сокращение учебного времени (1час), по отношению к Авторской программе произведено за счёт уроков повторения в конце учебного года.
Е
№ урока | часы по разделу | Наименование темы | Сроки прохождения программы | Сроки прохождения программы |
Глава 5 Основы учения об эволюции 12часов | Планируемые | Фактические | ||
1. | 1 | История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 07.09.2016 | |
2 | 2 | Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. | 14.09.2016 | |
3. | 3 | Вид, его критерии. Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 21.09.16.- | |
4 | 4 | Популяция – структурная единица вида и эволюции. | 28.09.16 | |
5. | 5 | Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяций. Лабораторная работа № 2 «Влияние изменчивости у особей одного вида» | 05.10.16 | |
6 | 6 | Борьба за существование и её формы | 12.10.16 | |
7 | 7 | Изолирующие механизмы. Видообразование | 19.10.16 | |
8 | 8 | Естественный отбор и его формы | 26.10.16 | |
9 | 9 | Макроэволюция, её доказательства. | 09.11 16 | |
10 | 10 | Система растений и животных – отображение эволюции | 16.11.16 | |
11 | 11 | Главные направления эволюции органического мира | 23.11.16 | |
12 | 12 | Контрольная работа № 1 по теме: «Современное эволюционное учение» | 30.11.16 | |
Итого по разделу 1: 2 Лабораторных работы. | ||||
Раздел 2. Основы селекции и биотехнологии - 4 часа | ||||
13 | 1 | Основные методы селекции и биотехнологии | 07.12.17 | |
14 | 2 | Методы селекции растений | 14.12.16 | |
15 | 3 | Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов | 21.12.16 | |
16 | 4 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. Лабораторная работа № 3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | 28.12.16 | |
Итого по разделу 2: 1 лабораторная работа | ||||
Раздел 3. Антропогенез 4 часа | ||||
17 | 1 | Положение человека в системе животного мира | 11.01.17 | |
18 | 2 | Основные стадии антропогенеза | 18.01.17 | |
19 | 3 | Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Практическая работа № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.» | 25.01.17- | |
20 | 4 | Расы и их происхождение | 01.02.17 | |
Итого разделу 3: 1практическая работа. | ||||
Раздел 4. Основы экологии- 9часов | ||||
21 | 1 | Что изучает экология. Лабораторная работа № 4 «Влияние антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | 08.02.17 | |
22 | 2 | Среда обитания организмов и её формы. Местообитание и экологические ниши | 15.02.17 | |
23 | 3 | Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. | 22.02.17 | |
24 | 4 | Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции | 01.03.17 | |
25 | 5 | Экологические сообщества. Структура сообщества. Лабораторная работа № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии» | 15.03.17 | |
26 | 6 | Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Лабораторная работа № 6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | 22.03.17 | |
27 | 7 | Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Лабораторная работа № 7 «Исследование изменений в экосистемах» | 05.04.17- | |
28 | 8 | Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. | 12.04.17 | |
29 | 9 | Контрольная работа № 2 по теме: «Основы экологии» | 19.04.17 | |
Итого по разделу 4: 4 лабораторные работы | ||||
Раздел 5. Эволюция биосферы и человек -5 часа | ||||
30 | 1 | Гипотезы о происхождении жизни. Лабораторная работа № 8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | 26.04.17 | |
31 | 2 | Современные представления о происхождении жизни. Лабораторная работа № 9 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | 03.05.17 | |
32 | 3 | Основные этапы развития жизни на земле | 10.05.17 | |
33 | 4 | Эволюция биосферы | 17.05.17 | |
34 | 5 | Антропогенное воздействие на биосферу. Лабораторная работа № 10 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» | 24.05.17 | |
Итого по разделу 5: 2 лабораторные работы и 1контрольная работа. | ||||
Итого за учебный год: Лабораторных работ -10 Практическая -1 Контрольные работы - 2 |
Список используемой литературы
1.Примерная программа по биологии основного общего образования 2008 г.
2. «Биология» 10-11 кл. Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. В.В.Пасечник,
3.Образовательной программе среднего общего образования школы 10-11 классы, утверждённой приказом директора школы от 16.06.2016 г. № 83/4
4. Положению МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы о рабочей программе, утверждённому приказом директора школы от 25.04.2015 г. № 61.
5. Т.А. Козлова УМК Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каминского, Е.А. Крискунова, В.В. Пасечника. «Общая биология» 10-11 классы
6.Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Биология. Общая биология» 10-11 классы. М.: Дрофа, 2015
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ пп | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений. | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей естественнонаучного цикла
Протокол № ___1___
От «___16_»__июня2016 г.
_________________/Г.В.Ларюкина./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по увр
________________/В.И. Литва/
16 июня 2016 года
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...