Дневник исследователя "В поисках Ямальского сфинкса"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Герасимова Надежда Юрьевна

Рабочая тетрадь в форме дневника исследователя "В поисках Ямальского сфинкса" по теме "Лишайники". Для учащихся 5-6 класса. Данная тетрадь представлена в электронном ресурсе по ссылке https://docs.google.com/document/d/1SXuXo4IZAz5o3A...

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://docs.google.com/drawings/d/sOcWQ9R_Cs_6LA-0qs1hWtw/image?w=570&h=63&rev=97&ac=1

https://docs.google.com/drawings/d/sSxGrOxpmoQxThVf5IAAaJg/image?w=257&h=275&rev=7&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sjVn1wlD_UmaNW4SPCWGkGQ/image?w=355&h=283&rev=1209&ac=1

Впишите дату начала исследования.

Дата__________________

Этап I

Поди туда - не знаю куда,

принеси то - не знаю что.

Поговорка

Задание 1. Просмотрите видеофильм Манна небесная. Выполните следующее задания:

1.1 Составьте «Вопрос-понятие» к видеофильму.

https://docs.google.com/drawings/d/sfM9JWn-AldxDM-Yr_IjZNQ/image?w=361&h=327&rev=1&ac=1

1.2 Сформулируйте тему нашего исследования. Запишите её в дневник исследователя.

Тема:____________________________________________________________________

https://docs.google.com/drawings/d/s8RSs_khw9OSgmSYlDWf8sw/image?w=373&h=318&rev=170&ac=1

Задание 2. Рассмотрите фотографии.

https://docs.google.com/drawings/d/spBFjlNAx4pt4ZTiUr1kwEQ/image?w=697&h=155&rev=26&ac=1

2.1. Дайте ответ на “Вопрос-суждение”.

1. Чем объяснить, что изображения имеют общие черты?

2. Как доказать, что перед нами “сфинксы”?

3. Когда появились первые упоминания о сфинксах?

4. В каком случае объект называли “сфинксом”?

5. Каким образом изображали сфинксов?

6. Вследствие чего сфинкс называют мифическим существом?

7. Почему лишайник олений мох-ягель изображен среди данных фотографий?  

https://docs.google.com/drawings/d/s_gyiCEBNlLXrsoRBOyhTog/image?w=150&h=100&rev=1&ac=1

 Сфинксы

В Египте, на краю пустыни, воздвигнута грандиозная скульптура из всех, когда-либо созданных человеком. Это гигантский Сфинкс. Размеры его поражают: высота более двадцати, длина - 57 метров. Легенда повествует, что этот громадный хищник вечно бодрствует, охраняя покой пирамид, и с помощью "третьего глаза" следит за восходом солнца и обращением планет. Порукой его силы является Космос. Образ загадочного Сфинкса попал в греческую мифологию, вошёл во множество сказок, преданий и легенд. Правда, в несколько трансформированном виде. Первоначально египетский Сфинкс ещё сохранял черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Но в более поздних сказаниях мы встречаем его уже в образе крылатого чудовища с головой женщины. Обитала эта крылатая львица, именуемая Сфинго, близ Фив и душила проходящих путников, которые не могли разгадать её загадки.

Сфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница») — зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана. Это мифическое чудовище наводило ужас на горожан древнегреческого города Фивы. Наказание было послано жителям богиней Герой за богохульство, совершенным одним из жителей города. Сфинкс убивал всех, кто не мог разгадать загадку.египетский сфинкс.jpeg


канадский сфинкс.jpg

Сфинкс — группа пород бесшерстных кошек. При выведении породы была закреплена естественная мутация, приводящая к отсутствию шерсти.




2.2. Сформулируйте гипотезу нашего исследования, запишите её.

Гипотеза _________________________________________________________________.

2.3. Сформулируйте задачи нашего исследования.

1._________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

Этап II

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Пословица

https://docs.google.com/drawings/d/s8AXPDEVL-HQAVOa3zcjEpg/image?w=406&h=258&rev=133&ac=1

Задание 3. Изучите текст “Многообразие и распространение лишайников” в учебнике стр. 103-104, “Размножение лишайников” стр.105 и дополнительный материал в презентации Лишайники 

3.1. Заполните сборник-понятий «Жизненные формы лишайников»  

Понятие

Содержание понятия

Объем понятия    

1

Жизненный формы лишайников

  • это внешний облик лишайников (габитус), отражающий их
  • приспособленность к условиям среды.

I. По внешнему виду

  1. Куститые
  2. Листоватые
  3. Накипные

2

Кустистые

  • это ...

Пример:  

3

  • это ...

Пример: ксантория настенная

4

  • это лишайники слоевище которых имеет вид корочки, плотно сросшейся с субстратом. Корочка может быть очень тонкой, в виде еле заметной накипи или порошкообразного налёта.

Пример:

3.2. Заполните схему:

https://docs.google.com/drawings/d/svcGRzoTO31ZcOTHtV2giVg/image?w=529&h=381&rev=23&ac=1

Этап III

 Всякое исследование основано на сравнении и

пользуется средством сопоставлений.

Николай Кребс 

https://docs.google.com/drawings/d/sXHuCOy5XkIJN9eVXJNFkGg/image?w=369&h=260&rev=378&ac=1

Задание 4.

4.1.  Выполните лабораторную работу «Строение и питание лишайников»

Цель: (определите цель работы) Изучить строение, размножение и питание лишайников. Оборудование: микроскоп, лупа, покровные и предметные стекла, собранные лишайники нескольких видов, тетрадь, ручка, бумажный учебник, дополнительный источник в форме электронной презентации, разноцветные шерстяные нитки, пластилин, ножницы, картонная или стеклянная основа, клей.

Ход работы:

  1. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат под микроскопом;
  2. Зарисуйте рисунок в тетрадь с микропрепарата;
  3. Прочитай текст учебника на странице 104 “Строение и питание лишайников”; изучите дополнительную информацию на интерактивном модуле “Лишайники, особенности строения, питания и размножения”  (перед началом работы модуль необходимо загрузить на компьютер) найдите на микропрепарате основные части строения лишайника;
  4. Из предложенных материалов создайте модель лишайника.

4.2. Подпишите рисунок “Строение лишайников”

____________________                                                                                                                                       

________________               __________________https://docs.google.com/drawings/d/sWQlahooEX4_YU8nuh1ORSA/image?w=327&h=180&rev=177&ac=1

4.3. Составьте схему питания лишайника.

4.4. Используя ранее изученные знания о строении растений и грибов составьте суждения “сравнение” по теме “Строение, размножение и питание лишайников”

https://lh6.googleusercontent.com/VX5R32j9feb3dDR0i4pLvdfvaK6vWcnlQxf0xDb6O0E3KaR39UBKqAF691Vql4ClIS14feujOK8FdcEPpEQosq1sr4W7xwbzDfqd8MhJ0eFtvOXw7pZV6pEdrINDa84bZ4RZYks_

Сделайте и запишите вывод о проделанной работе.

Вывод_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Этап IV.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,

рожденных только воображением.

М.В.Ломоносов 

https://docs.google.com/drawings/d/sFpQ47MHdY7QegmL10IPf8Q/image?w=346&h=296&rev=183&ac=1

Задание 5. Выявите значение лишайников в жизни человека.

    5.1. Выполните лабораторную работу «Определение свойств лакмуса».

     Лакмус (от голл. lakmoes) - красящее вещество. Красящий компонент лакмуса — слабая кислота азолитмин, соли которой имеют синий цвет. Лакмус применяют как индикатор; в кислой среде лакмус окрашен в красный цвет, в щелочной — в синий. На практике обычно пользуются пропитанными лакмусом реактивными бумажками.

Цель работы: выявить физические и химические свойства лакмуса.

Оборудование:  колба широкодонная, лакмус, вода, лимон, пищевая сода, мерная ложечка.

Ход работы:

1.      Растворяют в колбе лакмус с водой.

2.      Добавляют в раствор несколько капель лимона.

3.      Добавляют в полученный раствор одну мерную ложечку соды.

4.      Делают вывод. Заполняют таблицу.

Действие

Результат (Какие произошли изменения?)

1

Растворили лакмус с водой

2

В раствор добавили несколько капель лимона

3

В раствор добавили мерную ложечку пищевую соду

Вывод:


5.2. Изучите текст “Значение лишайников” на стр.105 в учебнике и дополнительную статью “Роль лишайников в природе и жизни человека” в интернет ресурсах  заполните схему:

               _______________          ________________      _______________

https://docs.google.com/drawings/d/sCrxtfRaSkCu2ppXDlWweVQ/image?w=406&h=227&rev=49&ac=1

                ______________            _______________        _______________


Этап V

Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь чему учиться.

Леонардо да Винчи

https://docs.google.com/drawings/d/sgCdUPXJeVtEd07jwvbSxxw/image?w=274&h=255&rev=187&ac=1

Задание 6.

6.1.  Выполните виртуальную лабораторную работу  в интерактивном модуле “Загрязнение окружающей среды” (перед началом работы модуль необходимо загрузить на компьютер).

  1. Ознакомьтесь с материалом “Как лишайники реагируют на загрязнение”.
  2. Рассмотрите различных представителей лишайников.
  3. Выявите какие из них наиболее чувствительны к загрязнениям окружающей среды.
  4. Выполните интерактивное исследование окружающей среды.
  5. Дайте определение понятию лихеноиндикация.
  6. Сделайте вывод

6.2. Постройте диаграмму степени загрязнения воздуха.

Вывод

Наука - живой организм,

которым развивается истина.

А.И.Герцен

https://docs.google.com/drawings/d/sCeq41lCmrET-fmz7mZy_YA/image?w=470&h=239&rev=436&ac=1

Задание 7.

7.1. Сделайте вывод нашего исследования по плану: 

  • Совпала ли тема исследования с тем, что мы изучили?
  • Доказали ли мы гипотезу исследования?
  • Решили ли мы задачи исследования?
  • Какие методы исследования Вы использовали?
  • Что в исследовательской работе было самым трудным?
  • Что в исследовательской работе Вам понравилось больше всего?
  • Что Вас удивило?
  • Что Вам хотелось бы повторить?
  • Миф или реальность манна небесная и ямальский сфинкс?

7.2. Составьте синквейн по теме “Лишайник”.

7.3. Выполните итоговую работу по теме Лишайники: многообразие, строение, значение.  




Литература

1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. - М.:Дрофа, 2015

2. http://biolicey2vrn.ru/index/izuchenie_lishajnikov/0-827 интерактивная лабораторная работа “Изучение лишайников”, сайт учителей биологии МБОУ Лицей №2 г. Воронежа РФ

3. http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=278:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108 Виртуальная образовательная лаборатория, лабораторная работа “Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора”.

4. http://fcior.edu.ru/card/22771/praktika-lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-uglublennoe-izuchenie.html  федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, модуль практической работы “Лишайники, особенности строения, питания и размножения (практика)”.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/    Сфинкс википедия

6.  http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/zagadat--radost-otgadat--sladost/ “Загадать – радость, отгадать – сладость!”; Российское образование федеральный портал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Когда Большой сфинкс рассмеется..."

Игра по обобщению знаний о Древнем Востоке....

ИКП 10 класс презентация "Сфинксы"

Презентация содержит иллюстративный материал по теме "Сфинксы", сопровождающий текст учебного пособия М.А. Гацкевич "Санкт-Петербург". Презентация создана дл изучения в 10 классе. Также в ней даны зад...

Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "Страна фараонов и сфинксов"

Урок обобщения и систематизации знаний по темам: "Действия с многозначными числами" (математика) и "Древний Египет" (история)....

Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "Страна фараонов и сфинксов"

Урок обобщения и систематизации знаний по темам: "Действия с многозначными числами" (математика) и "Древний Египет" (история)....

Конспект урока "Лишайники-растения-сфинксы"

Конспект урока содержит также приложение-презентацию. Данная разработка принимала участие во Всероссийском профессиональном конкурсе "Урок 2020" (призёр конкурса -ноябрь 2013 года)...

Открытый урок по географии 7 класс.Дневник исследователя природы Южной Америки.

В настоящее время к уроку географии предъявляется новый нестандартный подход,ученик на уроке в большей степени должен являться самостоятельным исследователем,поэтому предлагаю Вашему вниманию уважаемы...