Технологические карты уроков биологии
план-конспект урока по биологии (5, 6 класс) на тему
Данный методический материал позволяет грамотно, на высоком методическом уровне провести уроки биологии в 5-6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 568 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
21.12.2016
Тема урока: «Грибы. Многообразие грибов».
Класс: 5 «Д»
Учитель: Смирнова Ю.А.
Тип урока: изучение нового материала
Цели по содержанию:
обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Знать: характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных, определения: симбиоз, микориза, споры.
Уметь: отличать ядовитые грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения.
Метапредметные:
- умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка;
- умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы;
- умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку «Грибы. Многообразие грибов, фотографии грибов.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление отметок за урок.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учитель приветствует учащихся, делит учащихся на 3 группы. Столы для работы в группах расставлены заранее. На доске размещены фотографии грибов. | Приветствие учителя. | Личностные: настрой на урок. |
2. Актуализация знаний (2 минуты). | Актуализировать опорные знания и способы действий | Учитель читает стихотворение: Что за чудище такое? Есть как мизер, есть большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары. Могут паразитом быть - Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки? Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство? | Выдвигает проблему. Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. | Познавательные: умение приводить доказательства фактов. Коммуникатиные: умение оформлять свои мысли в устной форме |
3. Постановка учебной задачи (3 минуты). | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Предлагает спланировать работу на уроке. - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в царство грибов! - Откройте тетради, запишите число, тему урока (учитель записывает тему урока на доске, а также высвечивает на слайде презентации). - Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. | Формулируют тему урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Учащиеся формулируют цель урока. Планируют свою работу на уроке. | Регулятивные: умение ставить цель, планировать деятельность |
(20 минут) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы: | Организует деятельность учащихся: делит их на 3 группы. - Итак, мы начинаем наше путешествие в царство грибов. 1 группа – исследователи: выполняют работу по инструктивной карте по изучению грибов, используя текст учебника (Приложение 1). 2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека (Приложение 2). 3 группа – практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников (15 минут). - А теперь, работая с текстом учебника, нам необходимо на доске заполнить схему «Значение грибов» (5 минут): | Работают с заданиями в маршрутных листах. По истечении времени каждая команда подводит итоги работы по своему заданию. Один ученик выходит к доске, остальные учащиеся помогают ему заполнять схему «Значение грибов». | Познавательные: умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме после выполнения письменной работы. |
(1 минута) | Учитель выполняет упражнение вместе с учениками, проговаривая слова: Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. | Учащиеся выполняют упражнения, хором проговаривая слова вместе с учителем. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |
6. Закрепление изученного материала. (15 минут) | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | - Каждой группе необходимо решить задачу. Учитель раздает каждой группе карточки с задачами. 1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? 2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении. 3. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. С чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев? (5 минут) - Далее, ребята, вам необходимо выполнить тест, который размещен на слайде презентации. (3 минуты) 1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что: а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу; б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами; в) они не размножаются спорами и не имеют органов; г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества. 2. Надземная часть белого гриба называется: а) грибницей; б) пеньком; в) шляпкой; г) плодовым телом. 3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым: а) подосиновик; б) маслёнок; в) рыжик; г) подберёзовик. 4) С растениями грибы сближает: а) строение клеточной стенки и размножение спорами; б) автотрофный способ питания; в) гетеротрофный способ питания; г) наличие проводящих сосудов. 5) Грибы размножаются: а) только спорами; б) только грибницей; в) только половым путём; г) всеми способами. - Итак, ребята, мы завершаем наше путешествие по царству грибов. Чтобы это путешествие принесло нам пользу, приготовьте буклеты, на которых будут сформулированы основные правила сбора грибов. (7 минут) | Учащиеся читают свои задачи, обсуждают, находят правильные ответы, после чего публично отвечают на поставленные вопросы в задаче. В устной форме учащиеся отвечают на вопросы теста. Учащиеся изготавливают буклеты в произвольной форме, в которых записывают основные правила сбора грибов, а затем озвучивают их: 1) Нельзя собирать грибы, которых не знаешь, так как среди них могут оказаться ядовитые. 2) Когда собираешь грибы, нельзя разрывать мох около грибов, оказавшись под лучами солнца, грибница может погибнуть. 3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы. 4) В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах. 5) Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) "поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный "мусор”. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
(2 минуты) | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учитель комментирует домашнее задание (на слайде также высвечивается информация о домашнем задании). 1. Ответить на вопросы в конце параграфа (задание для всех). 2. Составить словарь юного миколога или подготовить презентацию «В Царстве грибов» (задание по выбору). Учитель выставляет отметки за урок. | Записывают домашнее задание в дневники. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
(1 минута) | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | - А теперь, ребята, посмотрите на доску (на доске заранее вывешен ватман с нарисованной на нём елью). Сейчас зима. Скоро наш любимый праздник Новый год. Возьмите на столах игрушки и украсьте елочку (учитель заранее вырезает шарики разного цвета и кладет их на столы, а также клей). Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке. Напишите свои впечатления на кружочках и повесьте их на дерево знаний.
| Учащиеся приклеивают клеем листочки на дерево знаний. | Личностные: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА «Животные. Общая характеристика»
Предмет | Биология |
Класс | 5 «Д» |
Учебник соответствует ФГОС | «Биология», 5 класс, Пономарева И.Н. Николаев И. В. Корнилова О. А.. - М.: Вентана-Граф, 2012 |
Тип урока | Урок изучения нового учебного материала, вводный в тему. |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания об основных признаках представителей царства Животные, расширить круг знаний о многообразии животных. |
Задачи урока | Образовательные: Изучить признаки царства Животные, расширить представления учеников о живой природе Развивающие: Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память. Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира. Метапредметные: Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы, создавать и защищать проект. Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение |
УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Основные понятия | Царство Животные, Гетеротрофы, ограниченный рост, зоология, симметрия тела, красная книга, заповедники |
Межпредметные связи | Математика (симметричность, компьютерная графика и введение в дизайн (ИЗО), Окружающий мир |
Ресурсы | УМК: Биология 5-6, линия жизни В.В. Пасечник Презентация учителя, ученический проект |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально |
Технологии | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, здоровьесбережение, проектный |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| ||
2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости | ||
Проверка настроения 1) Фронтальная беседа по вопросам: А) Что такое «Царство» как понятие в биологии? Б) Какие Царства живой природы мы уже изучили? | Вспоминают, проговаривают определение. Называют царства Бактерий, Грибов, Растений. | Личностные УУД Смыслообразование Познавательные УДД Целеполагание Использование знаково-символических средств |
2.1. Проверка выполнения домашнего задания | ||
2)Проверка Д/З – А) Индивидуальные задания по карточкам Б) Проверка знаний по терминологии В) Фронтальная проверка знаний (красная – синяя карточка) 3) Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке? 4) Минута удивления- Презентация «Какие удивительные животные……» Какую цель поставим перед собой? Зачем нам эти знания? | Учащиеся отвечают на задания, помещенные на карточках. Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют. Игра «ДА-НЕТ» (красные-синие и карточки) На Да-красная На НЕТ -синяя 1) Растения – организмы- автотрофы 2) Тело грибов образовано гифами 3) Растения способны к активному передвижению 5) Бактерии могут быть разных форм: кокки, бациллы, спириллы и др. 6) Водоросли имеют органы и ткани 7) Наука, и изучающая грибы называется микология 8) Наука. изучающая растения называется зоология 9) Мхи- низшие растения 10) Покрытосеменные еще называются цветковыми 11) Голосеменные - низшие растения Царство Животные Высказывают предположения | Построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД Использование знаково-символических средств Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций Эмоциональный настрой на тему |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | ||
1) Задание № 1Работа в паре: Работа с учебником по рис. 44 (стр. 69) Используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?» Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение. | Примерный рассказ: Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, на нижних ступенях эволюции, это одноклеточные, они просто устроены. Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, занимают верхние ступени эволюции - это млекопитающие и птицы, они имеют самое сложное строение. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
Ученые разделили Царство Животные на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. 2) Вопрос к классу: Что является структурной и функциональной единицей всего живого? Давайте вспомним строение растительной и животной клетки. Нам поможет компьютерный проект учащегося.(см. приложение ) | Учащиеся отвечают, что клетка Проект учащегося по теме «Сравнение строения растительной и животной клетки» | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | ||
Задание № 2 Заполнить таблицу «Строение растительной и животной клеток» | Заполнение таблицы «Сравнение растительной и животной клетки» проверка выполненного задания. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция |
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | ||
3) Задание № 3 Работа с текстом учебника (стр. 68) Составление схемы в тетради «Основные признаки животных» с помощью логической цепочки вопросов: А) какой тип питания характерен для растений, как он называется? Б) А животные могут питаться подобным способом и почему? В) А каким может быть способ питания животных? Г) Как будут добывать пищу животные? Д) Назовите способы движения животных Е) Каким образом животные находят пищу? Ж) Какие органы есть у животных? З) Какой признак животных мы еще не назвали? | Составление схемы в тетради «Основные признаки животных» 1)Особенности строения клетки 2)Гетеротрофное питание 3)Активное передвижение 4)Ограниченный рост (прекращается в определенный период жизни) 5)Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) 6)Системы органов
| Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Построение логической цепи рассуждений, доказательств Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
5) Работа с дополнительной информацией Практическая работа с объектами по разъяснению понятия «Симметрия тела» по инструктивной карте | Симметрия тела (двухсторонняя, лучевая) | Познавательные УДД Анализ, синтез, аналогия Использование знаково-символических средств Подведение под понятие Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Построение логической цепи рассуждений, доказательств Регулятивные УУД Контроль, Коррекция ,Оценка Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | ||
Проверка усвоения составленной схемы
| Ученику необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием:
Двусторонняя симметрия тела | Познавательные УДД Анализ, синтез, аналогия Использование знаково-символических средств Подведение под понятие Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Построение логической цепи рассуждений, доказательств Регулятивные УУД Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
7. Физкультминутка | ||
Весело в лесу | (Прыжки на месте.) (Ходьба на месте.) (Потягивания — руки вперёд.) (Прыжки на месте.) (Бег на месте.) (Ходьба на месте.) (Потягивания — руки вверх.) (Глубокие вдох и выдох.) (Глубокие вдох и выдох.) | |
8. Обобщение усвоенного материала | ||
8) Работа в паре, Фронтальная беседа, самопроверка | Перечислите признаки Царства Животные | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
9. Домашнее задание. | ||
Домашнее задание (комментирование учителем) | 1. Выучить §12. 2. проект «О чем нам расскажут страницы Красной книги РФ?» | |
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке | ||
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников | Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
| Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
Технологическая карта урока биологии в 6 классе.
Тема урока Плоды. Разнообразие и значение плодов Тип урока урок открытия нового знания.
Оборудование Таблицы «Плоды». Кочан капусты, шишка ели, клубень картофеля, корнеплод моркови, чашечки, зубочистки, образцы плодов. Дидактические карточки. У каждого на столах плоды растений: (из возможного перечня) оливки, сливы, яблоко, груша, мандарин, грецкий орех, лесной орех, арахис, семя подсолнечника, рис, киви, банан, ананас, огурец, помидор.
Цели урока: способствовать формированию представлений о разнообразии плодов, процессе их образования, значении плодов в природе и в жизни человека
Задачи урока: как планируемые результаты обучения:
- образовательная – способствовать пониманию многообразия плодов, их классификации;
- развивающая – продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам работы, раскрывать причинно – следственные связи;
- воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, стимулировать развитие познавательного интереса.
Вид планируемых учебных действий
Предметные
- определение основных органов растений (плод).
- объяснение особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.
- понимание смысла биологических терминов: плод, функции плодов, виды плодов
Познавательные
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;
- преобразование модели с целью выявления общих закономерностей, определяющих
общее строение плодов;
- выбор критериев для сравнения плодов и классификации объектов;
- формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения ее;
Коммуникативные
- строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные
- постановка учебной задачи на основе соответствия того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
- составление плана и последовательных действий при планировании;
- контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным заданием
Личностные
Интерес к изучению строения растений; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Базовый (опорный) уровень:
Ученик проявляет интерес к изучению плодов как одному из органов цветкового растения.
Ход урока
I. Орг. момент
Цель - включение в деятельность
Прием создания положительного настроя
Приветствует учащихся. Готовит оборудование, аппаратуру. Отмечает отсутствующих.
Полная готовность класса и оборудования, включение учащихся в деловой ритм.
Приветствуют учителя.
Рассаживаются, проверяют наличие инструкций и дидактических карточек.
Включение в учебный процесс
II. Актуализация и углубление изученного.
Цель – определение содержательных рамок урока, мотивация к учебной деятельности
Информационно – коммуникационные технологии,
проблемное обучение,
беседа, дидактическая игра (загадка)
Задает вопросы, заслушивает ответы учащихся.
1. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Какие растения называются цветковыми?
Что такое цветок?
Какое строение имеет цветок? (Слайд 2)
В случае затруднения учитель предлагает опору в виде схемы «Строение цветка» (Слайд 3)
В качестве итога учитель предлагает рассмотреть подобную схему строения цветка, обращая внимание на такие понятия, как завязь и семязачаток (Слайд 4) и предлагает рассмотреть на фотографиях цветки разных растений (Слайды 5, 6, 7).
2. Рассмотрите внимательно схему, обратите внимание, что у растений бывают разнополые и однополые цветки. В чем их отличие? (Слайд 8).
3. Предлагает решить проблемную ситуацию.
Объясните, почему: (Слайд 9)
На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так ни разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха каждый год была усыпана плодами. Почему у горе- садовода не было урожая? И что вы ему посоветуете? (Слайд 10)
Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы, объясняя свой поступок тем, что все равно цветки без огурчиков. Как по вашему, правильно он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику. (Слайд 11)
Что образуется после того, как цветок отцвел?
4. А чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадку. (Слайды 12, 13)
Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу – сластену в гости ждёт.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
Пчела несёт её, и вот –
Цветок увял, и зреет……….(плод)
Давайте определим основные задачи сегодняшнего урока. Что нам предстоит изучить? (Слайды 14, 15)
- Понятие плод.
- Из чего образуется плод.
- Классификацию. Примеры плодов.
- Значение, распространение плодов
Отвечают на вопросы учителя, опираясь на собственные знания предыдущих тем. В случае затруднения опираются на схему строения цветка
Слушают дополнения учителя, рассматривают видеоряд цветков разных растений
Отвечают на вопросы учителя, объясняя, что у обоеполых цветков присутствуют и пестики, и тычинки, а у однополых – только один из органов размножения.
Решая проблемную ситуацию, приходят к выводу что для размножения цветковым растениям необходимо оплодотворение, то есть опыление.
Приходят к выводу, что на месте цветка у цветковых растений образуется плод.
Формулируют цели учебной деятельности и записывают их в тетрадь:
- усвоить понятие «плод»;
- научиться различать разные типы плодов.
Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. Постановка и формулирование проблемы
2. Формирование умения делать выводы, обобщения;
III. Изучение нового материала
Цель – освоение понятий урока
Информационно – коммуникационные технологии,
проблемное обучение,
рассказ, объяснительно – иллюстративный метод
Объясняет новую тему в ходе беседы, демонстрации конкретных примеров
1. Предлагаю повторить вывод, к которому мы пришли чуть ранее: Какие условия необходимы для образования плода? (Слайды 17, 18)
Учитель демонстрирует схему образования плода, обращая внимание на строение семязачатка (Слайды 19, 20).
Обращает внимание на то, что у цветковых растений может быть ка один, так и несколько семязачатков.
2. Определение понятия «плод».
Учитель демонстрирует на слайде изображения кочана капусты, клубней картофеля, яблока, плода малины, плода сливы, шишку ели и предлагает учащимся назвать, что из этого они считают плодами (Слайд 21).
Давайте попробуем решить спор двух товарищей. Они запутались и не знают, к какой части растения это отнести? Определим, что же это за часть растения?
- Кочан капусты
- Шишка ели
- Клубень картофеля
- Малина
- Яблоня
- Слива
ПЛОД – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.
3. Учитель рассказывает функции и строение плода (Слайды 22, 23)
Демонстрация предполагает краткий рассказ с акцентированием внимания обучающихся на таких понятиях, как «строение плода», «семена плода» (может быть одно семя или может быть много), функции плодов. Просит повторить значение плода для растений.
Участвуют в беседе, самостоятельно делают выводы, строят монологические высказывания (предполагаемые ответы):
Для образования плода цветковым растениям необходимо опыление, оплодотворение…
Приходят к выводу, что на месте цветка у цветковых растений образуется плод. На схеме рассматривают строение завязи и семязачатка
Решая проблемную ситуацию, делают самостоятельные выводы о том, что из предложенного является плодом, а что - нет.
Предполагаемые ответы:
Кочан капусты – это не плод, так как он образовался до цветения растения. Это двулетнее растение. Плод образуется только после появления цветка. Это почка – часть побега.
Шишка ели – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка – это побег.
Клубень картофеля – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек, междоузлие. Внутреннее строение как у стебля.
Малина, яблоко и слива – это плоды.
С помощью учителя формулируют определение, что такое ПЛОД.
Называют новые понятия: «околоплодник», «семена».
Функции плодов:
- обеспечивают созревание семян;
- сохраняют семена во время созревания;
- способствуют распространению семян.
Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к окружающему миру, миру живой природы;
Познавательные УУД:
1. умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию .
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности: обсуждение отличительных особенностей плода как части цветкового растения
IV. Самостоятельная работа с новым материалом
Цель – тренировать способность к работе в группе и самоконтролю
Информационно – коммуникационные технологии,
практическая работа, работа в группе, беседа, объяснительно – иллюстративный метод
Организует самостоятельное изучение классификации плодов (слайд 24). Помогает выполнить самостоятельную работу, комментируя действия обучающихся:
1. Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.
Возьмите зубочистки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод.
Все ли плоды удалось проколоть? (нет)
Почему? (оболочка плода жёсткая)
Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? (из некоторых плодов вытекает сок)
Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)
А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
Разделите на 2 тарелочки плоды: в 1 – сочные, во 2 – сухие.
А чем ещё отличаются плоды? (по количеству семян)
У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся.
(Определяем по слайдам) (Слайды 25, 26).
2. Рассказ – объяснение «Классификация плодов» (Слайд 27), (Приложение 2).
Вам нравятся плоды? Почему? Повторим за нашим смайликом его веселые упражнения.
Физкультурная пауза (с использованием слайдов 28 - 32)
3. Организует самостоятельную работу по определению понятия «сложные плоды»
Предлагаю вам интересные вопросы на выбор. Ознакомьтесь с предложенной информацией и расскажите ее в группе (Приложение 3).
1. Перед вами плод мандарина? Как он называется?
2. Чем отличается плод малины от плода клубники?
3. Посмотрите внимательно на плод ананаса. Чем же он интересен?
4. Чем знаменит плод шиповника?
После работы обучающихся в группе. Совместно делают вывод, что помимо простых, есть еще сложные плоды (Слайд 40).
Выполняют самостоятельную работу, цель, задачи и порядок которой определены на слайде презентации.
1. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Формулируют определение понятия «виды плодов» в ходе самостоятельной работы.
2. Используя изображения плодов, текст и рисунки учебника самостоятельно изучают схему «Классификация плодов» и распределяют плоды по группам в таблице (Приложение 1).
3. После физкультурной паузы выполняют продуктивные задания по самостоятельному формулированию понятий «сложные плоды». Задания для работы с информацией выбирают по желанию (Приложение 3).
Самостоятельно делают вывод о том. Что есть простые и сложные плоды.
Личностные результаты:
1. действия смыслообразования: понимание значения плодов в жизни человека
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую: переход от практических действий с плодами к их обобщенным характеристикам
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы, умозаключения
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности: аргументация в беседе, построение монологического высказывания в ходе пересказа текста.
2. Освоение способов совместной деятельности
V. Закрепление
Цель – зафиксировать новые знания
Информационно – коммуникационные технологии, фронтальный опрос. беседа, дидактические игры, самостоятельная работа
Давайте попробуем сформулировать основные выводы по теме: «Плод».
Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад.
О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.
Выполните задания на закрепление изученного материла: (Приложение 4) в парах и в ходе фронтальной работы
Задание 1. Расположите карточки с изображениями плодов в таблицу (Слайд 41)
Задание 2. Какие сказки связанные с растениями и их плодами вы знаете? (Слайды 42, 43, 44)
Задание 3. Тест (Слайды 45 - 50)
Задание 4. Что лишнее? (Слайды 51, 52)
1. Отвечают на вопросы.
2. Выполняют дидактические задания на закрепление изученного материала (Приложение 4):
Задание 1. Расположите карточки с изображениями плодов в таблицу
Работа в парах. Распределение плодов по группам. Составляют словесное описание плодов, так чтобы их можно было узнать.
Задание 2. Какие сказки связанные с растениями и их плодами вы знаете?
Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм;
“Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
Плод зерновка – русская народная сказка
“Мужик и медведь” (рожь);
“Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).
Плод стручок – “Мужик и медведь” (репа).
Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).
Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).
Задание 3. Тест
Задание 4. Что лишнее?
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
VI. Итог урока. Рефлексия
Цель – зафиксировать новое содержание
Беседа, объяснение
Выясняет, в чём возникли трудности
Молодцы! Вы показали хорошие знания. А что вы скажете на прощание. Читает стихотворение (Приложение 5).
У каждого на столах лежат листочки. Нарисуйте смайлик, с каким настроением вы уходите с урока. Можете написать словами.
Самоанализ знаний по итогам выполненной работы.
Определение наиболее трудных вопросов.
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.
VII. Домашнее задание.
Дифференцированный подход
Краткое подведение итогов урока, выставление оценок, запись домашнего задания.
Задание на выбор (Слайд 53):
- составить кроссворд на тему «Плоды»,
- подготовить сообщение «Удивительные плоды»,
- написать сказку с плодами в «главных ролях».
Обобщает изученное по основным вопросам беседы, оценивает деятельность учащихся.
Выводит на слайд домашние задания на выбор. Проверяет записи в дневниках учащихся.
Приложение 1
Карточки для самостоятельной работы «Простые плоды»
Приложение 2
Материал для рассказа – иллюстрации «Виды плодов»
Информация для учителя:
Сочные плоды:
Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян. Смородина, виноград.
Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах. Яблоко, рябина, груша.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).
Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).
Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).
Сухие плоды:
Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).
Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом. (дуб).
Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник, одуванчик).
Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница, рис).
Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).
Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).
Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак, тюльпан).
Приложение 3
Информация для самостоятельной работы обучающихся
Ученик 1. Плоды мандарина известны всем. В диаметре они от 4 до 6 сантиметров, немного приплюснуты сверху (от основания), поэтому их ширина, как правило, существенно больше их высоты. Кожура плодов по сравнению с другими цитрусовыми тонкая, к мякоти прирастает неплотно, благодаря чему легко счищается без специальных приспособлений. У плода мандарина 10-12 долек, которые хорошо отделяются друг от друга. Цвет мякоти - желто-оранжевый или оранжевый. Содержание сахаров у мандаринов доходит до 13,5% от массы. Плоды очень сочные, так как 85% их массы - это вода. Калорийность мякоти составляет 53 ккал на 100 г.
Ученик 2. Плод малины — сложная костянка, шаровидная, малиново — красная, изредка желтая, мелкие костянки покрыты ворсинками. Спелые плоды малины легко снимаются с конического цветоложа. Семена мелкие, твердые, округлые.
Мы так привыкли называть ягодой клубники, с точки зрения ботаники вовсе ягодой-то и не является! Красные "штучки" на самом деле представляют собой разросшиеся цветоложе, на поверхности которых находятся многочисленные сочные красного цвета орешки! Именно они придают цвет, вкус и запах клубнике. Кстати, сказанное в полной мере относится и к землянике. Ягодой клубнику и землянику справедливо называть только с точки зрения товароведения, а в ботаническом смысле это - ложноягода.
Ученик 3. Плод ананаса интересен тем, что это не один плод, а несколько сросшихся вместе плодов, то есть, соплодие. Оно очень сочное. Нередко бывает весом до 15 кг. Одиночные фрукты такого веса обычно не имеют. Само растение травянистое, растет в тропических лесах Америки. Польза ананаса. В мякоти ананаса есть витамины группы В, РР, провитамин А, железо, медь, цинк, кальций, магний, йод. Он имеет биологически активные вещества, которые стимулируют пищеварение, очищая кишечник, снижает вязкость крови, понижает давление. Поедая ананасы, можно похудеть. В 225 г. ананаса содержится 2,6 мг. марганца, что составляет 128 % дневной нормы.
Ученик 4. Плод шиповника — особой формы многоорешек — овальный или яйцевидно-шаровидный, при созревании красного, оранжевого, пурпурно-красного цвета. Окраска обусловлена высоким содержанием каротинов. У многих видов шиповника плоды содержат большое количество витамина С, что делает их ценными для медицины и здорового питания.
Приложение 4
Дидактические игры на закрепление изученного материала
Задание 1. Расположите карточки с изображениями плодов в таблицу
Сочные
Сухие
многосемянные
односемянные
многосемянные
односемянные
Задание 2. Какие сказки связанные с растениями и их плодами вы знаете?
Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм;
“Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
Плод зерновка – русская народная сказка
“Мужик и медведь” (рожь);
“Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).
Плод стручок – “Мужик и медведь” (репа).
Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).
Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).
Задание 3. Тест
1. Плод – ягода у:
а) вишни в) крыжовника
б) сливы г) черемухи
2. Плод – костянка у:
а) дуба б) томата
в) смородины г) персика
3. На перегородке плода семена расположены у:
а) фасоли в) репы
б) гороха г) акации
4. После созревания свои семена разбрасывает:
а) томат в) бузина
б) акация г) череда
5. Распространяются ветром плоды:
а) клена в) дуба
б) бузины г) кокоса
6. Плод – коробочка у:
а) мака в) подсолнечника
б) лещины г) капусты
7. Сочный плод с большим количеством семян называется:
а) ягода в) костянка
б) коробочка г) семянка
Задание 4. Что лишнее?
А) ягода;
Б) костянка;
В) семянка;
Г) пыльца;
Д) зерновка.
Приложение 5
Стихотворение
Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.
Почему мы устаем?
Плохо спим, лекарства пьем?
Потому что витаминам
Мы вниманья не даем.
Овощи, фрукты нужны нам всегда,
Без них человеку – просто беда.
Нигде не найдет ценнее он клад –
Здоровьем каждый будет богат!
К чему мы все это вам говорим?
Чтоб знали природу и ей дорожили.
Любите природу, заботьтесь о ней,
Она сейчас многих вещей поважнее.
И счастье нашей планеты Земля,
Зависит, быть может, и от тебя.
Технологическая карта урока
«Фотосинтез - воздушное питание растений»
Цели: | |
Образовательные | раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле |
Развивающие | развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности. |
Воспитательные | воспитывать бережное отношение к зеленым растениям. |
УУД | |
Личностные | воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы. |
Регулятивные | формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, делать выводы. |
Коммуникативные | формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Познавательные | структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника, объектов живой природы (комнатные растения); работать со схемами. |
Предметные | знакомство учащихся с особенностями протекания процесса «фотосинтез»; на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические вещества; сформулировать понятие «фотосинтез». |
Тип занятия: | изучение нового материала |
Форма занятия | урок - эксперимент. |
Методы обучения | репродуктивные (вступительные слова учителя), проблемный метод (при решении проблемных заданий), подводящий диалог, кейс-метод. |
Планируемые результаты | |
Предметные | Знать понятие фотосинтез, условия протекания процесса фотосинтеза. Ставить биологический эксперимент, доказывающий поглощение углекислого газа и выделение кислорода, доказывать наличие крахмала в зеленых листьях, выдвигать предположения об условиях протекания процесса фотосинтеза, извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из разных источников. |
Личностные | Уметь проводить самооценку на основании критерия успешности учебной деятельности. |
Метапредметные | Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по предложенному плану; высказывать свое предположение |
Основные термины и понятия | Воздушное питание растений – фотосинтез. |
Формы работы | вступительное слово учителя, групповая работа по выполнению эксперимента, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний. |
Ресурсы | Учебник Л. Н. Сухорукова, электронное приложение к учебнику, цифровые лаборатории. |
Домашнее задание | &37. Составить кроссворд на тему «Питание растений» |
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационно - ориетационный (5минут) | Приветствие учителя. Представление учащимся исторического фрагмента – «яркое пятно» -Более четырехсот лет назад бельгийский ученый – естествоиспытатель Ян Ванн Гельмонт поставил опыт … (демонстрация опыта на слайде) ?Что вас удивило? Почему масса растения увеличилась? А всегда ли растения используют питательные вещества из почвы? Какой возникает вопрос? (на доске записывается вопрос « За счет чего изменилась масса растения?») | Приветствие учителя Смотрят видеофрагмент – опыт естествоиспытателя Ян Ванн Гельмонта Масса почвы уменьшилась, но незначительно, масса растения изменилась во много раз? Растение использовало воду для своего питания? Мы не знаем. За счет чего изменилась масса растения? |
Содержательно-деятельностный (36 минут) - изучение нового материала (развитие самостоятельной деятельности в поисковом режиме, развитие общих учебных умений, применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях) | Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Все верно! У каждой группы на столе находится кейс с задания для проведения своего эксперемита, который поможет ответить на вопрос. (Приложение 1) После проведения эксперимента и обсуждения результатов происходит подводящий диалог к теме урока. Посмотрите внимательно на образовавшуюся схему. Какой процесс вам она напоминает? Все согласны, что это фотосинтез или есть другие мнения? В ваших кейсах содержится второе задание. Выполните его представьте на доске. Давайте вернемся в начало урока. Какой у нас был вопрос? (За счет чего изменилась масса растения?) Так какая тема урока сегодня у нас была? | Провести эксперимент Получают задание для эксперимента. Проводят эксперимент, результаты озвучиваю, и составляют схемы на доске. Фотосинтез Согласны Выполнение задания в группах и представление его на доске с объяснением. За счет чего изменилась масса растения? За счет образования органического вещества крахмала в листьях растения в результате процесса фотосинтеза. Фотосинтез – воздушное питание растений. |
Рефлексия (3 минуты) | Игра «Да» или «Нет» Фотосинтез – это почвенное питание растений? В результате фотосинтеза образуется углекислый газ? Продуктом фотосинтеза является крахмал? Вода в растение поступает через корень? | Нет Нет Да Да |
Домашнее задание (1 минута) | &37. Составить кроссворд на тему «Питание растений» | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Задания для кейса.
1 группа. Доказательство образования кислорода растением.
Часть 1. Эксперимент
- Используя цифровую лабораторию «Prolog» определите образование кислорода в процессе жизнедеятельности растения.
Ход работы.
- Соберите модули лаборатории.
- Накройте растение полиэтиленовым пакетом, поместив индикатор под пакет.
- Измерьте содержание кислорода до начала эксперимента.
- Полейте растение водой.
- Через 5 минут после полива повторите измерения.
- Данные занесите в таблицу.
Определяемое вещество | До эксперимента (%) | После эксперимента (%) |
Кислород |
II.Ответьте на вопросы:
- Используя полученные данные определите, выделяет ли растение в окружающую среду кислород?
- Какой орган растения участвует в образовании кислорода?
- Какое значение имеет кислород, выделяемый растениями, для окружающей среды? (для ответа используйте учебник на странице 99)
- Используя раздаточный материал (слово «кислород», стрелка, указывающая направление кислорода), составьте схему выделения кислорода растениями на доске.
- Объясните составленную схему.
(В ходе биологического эксперимента мы доказали, что растения ____________ в окружающую среду __________)
ЧАСТЬ 2. Используя опорную схему на доске и текст §37, стр. 97 составьте схему протекания процесса фотосинтеза. Расположите схему на доске при помощи опорных карточек.
- группа. Доказательство поглощения углекислого газа растением.
Часть 1. Эксперимент
- Используя цифровую лабораторию «Prolog» определите поглощение углекислого газа растениями в процессе жизнедеятельности.
Ход работы.
- Соберите модули лаборатории.
- Накройте растение полиэтиленовым пакетом, поместив индикатор под пакет.
- Измерьте содержание углекислого газа до начала эксперимента.
- Полейте растение водой.
- Через 5 минут после полива повторите измерения.
- Данные занесите в таблицу.
Определяемое вещество | До эксперимента (%) | После эксперимента (%) |
Углекислый газ |
II. Ответьте на вопросы:
1.Используя полученные данные, определите, поглощает ли растение из окружающей среды углекислый газ?
2.Какой орган растения участвует в поглощении углекислого газа?
3.Для чего растение поглощает углекислый газ? (для ответа используйте учебник на странице 98)
III.Используя раздаточный материал (слово «углекислый газ», стрелка, указывающая направление углекислого газа), составьте схему поглощения углекислого газа растениями на доске.
IV.Объясните составленную схему.
(В ходе биологического эксперимента мы доказали, что растения ____________ из окружающей среды __________, необходимый им для образования органического вещества)
ЧАСТЬ 2. Используя опорную схему на доске и текст § составьте схему протекания процесса фотосинтеза. Расположите схему на доске при помощи опорных карточек.
- группа. Доказательство образования крахмала в листьях на свету.
Часть 1. Эксперимент
- Проведите лабораторною работу «Образование крахмала в зеленых листьях на свету».
- II.Ответьте на вопросы:
1.Почему на обесцвеченном листе появилась надпись крахмал?
2.Какова роль хлоропластов в образовании крахмала?__________________________________________________________________________________________
3. Какие условия необходимы для образования крахмала в зеленых листьях растения? _______________________________________________________________________________________________________
- Как называется процесс образования крахмала из углекислого газа и воды, при участии солнечного света?
III.Используя раздаточный материал (слово «хлоропласты», слово «крахмал», слово «свет», стрелки, указывающие направление света, и образование крахмала), составьте схему образования крахмала на доске.
- Объясните составленную схему.
(В ходе лабораторной работы мы выяснили, что в зеленых листьях происходит на ______ образование ________. Это подтверждает качественная реакция с раствором ______. Для образования ________ необходим _________ газ и _______, которая поступает из почвы).
ЧАСТЬ 2. Используя опорные карточки, составьте схему «Типы питания растений» и поместите ее на доске.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока «Дыхание растений»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление учащихся о дыхании растений; показать различия и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «знаю, хочу узнать, узнал»; умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.
Воспитательная: показать необходимость бережного отношения к природе, обратить внимание на необходимость сохранения чистоты воздуха, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью.
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью.
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Задачи урока:
Познакомить с новым термином «дыхание».
Показать необходимость бережного отношения к природе, обратить внимание на необходимость сохранения чистоты воздуха
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. | Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. | Личностные умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя. |
2 | Актуализация, целеполагание, мотивация. | Вводит учащихся в проблему. Учитель: А сейчас я проведу с вами эксперимент: делаем глубокий вдох и зажимаем пальцами нос по сигналу, я засекаю время начала эксперимента. Когда у вас иссякнет воздух, вы поднимете сигнальную карточку. Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. - Как вы думаете могут ли растения обходиться без воздуха? “Говорят, что посередине между двумя Проблема: Дети часто путают процесс дыхания растений и фотосинтез. Проблемный вопрос: Что такое дыхание и в чем его отличие от фотосинтеза? Тезис: Дыхание – непременное условие жизни. | Учащиеся высказывают предположе ния. Называют тему и формулируют цель урока: «Дыхание растений». Дети работают в тетради, заполняют графу «Знаю» - осмысливают недостаточность знаний для полного представления о процессе дыхания, формулируют вопросы ,на которые хотели бы получить ответ и заполняют графу «Хочу узнать» | Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. |
3. | Изучение нового материала. | 1.Чтобы разобраться в сущности процесса дыхания обратитесь к учебнику, прочитайте текст на стр 77 и ответьте на вопросы. В какое время суток дышат растения? Какой газ растения поглощают для дыхания? Через что в растение поступает кислород? Зачем необходим для дыхания кислород? . 2.Практика. Сейчас мы докажем, что растения при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Я взяла два растения герань домашняя и поместила под колпаки.
Верно, но растения – живые организмы и они должны дышать при любых условиях. При фотосинтезе выделяется кислород, а поглощается углекислый газ. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Почему известковая вода не изменила цвет в стаканчике, который стоял на свету? Ответьте вопрос: все ли органы растений дышат? Почему семена фасоли мы сначала замочили в воде? Почему банки поставили в темное место? Вы внесли в банки зажженную лучину и во всех банках они погасли. Почему это произошло? Какой мы сделаем вывод? | читают информацию « Особенности процесса дыхания у растений» - корректируют свои высказывания. Отвечают на вопросы. Растения дышат круглые сутки. Кислород. В основном через устьица листьев и молодых побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички стеблей. Кислород окисляет сложные органические вещества до углекислого газа и воды с освобождением энергии Известковая вода в стаканчике, который находился в темноте, помутнела, а в стаканчике, который находился на свету – не изменила цвет. Значит, растения дышат в темноте. На свету происходит процесс фотосинтез. В стаканчике, который стоял на свету известковая вода не изменила цвет потому, что дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса и они уравновешивали друг друга. Учащиеся выходят и рассказывают ход проведения опыта: Взяли три банки. В одну из стеклянных банок положили свежесрезанный побег растения, во вторую корнеплоды моркови, в третью 30-40 набухших семян фасоли. В сухих семенах процессы жизнедеятельности протекают очень медленно. Чтобы не происходил фотосинтез. В банках нет кислорода, а есть только углекислый газ, он не поддерживает горение, поэтому все лучины погасли. Все органы растения дышат | Поисковые: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; создание способа решения проблемы поискового характера . Коммуникативные УУД: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. |
4. | Физминутка | Порхание бабочки «Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и боль шие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Вы отдохнули » | ||
5. | Первичное закрепление. | Организовать работу в группах. Решение задач. Группа1 Посчитать, сколько деревьев могут выделить кислорода, необходимого для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350 г кислорода, а одно дерево за 1 час 43 ¾ г кислорода. Группа2. На 50 кв. км леса находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1 га безлесного пространства Группа3 Работа с текстом. Ответить на вопросы Почему растения в лесу живут дольше, чем в городе? Откуда берутся в воздухе примеси? Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха, Какие деревья, устойчивые к запыленному воздуху, вы знаете? | Решение 1.350 * 30 = 10500 г (потребляет 30 человек). 2.43 ¾ * 24 = 1050 г (выделяет 1 дерево в сутки). 3.10500: 1050 = 10 (деревьев). 1.40000: 5000 = 8 (кг пыли над 1 га леса). 2.8 * 12 = 96 (кг пыли над безлесным пространством). Ответ: 96 кг.
Устойчивые к запыленному воздуху деревья: тополь, черемуха, липа, конский каштан | Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организация деятельности по применению новых знаний. Задание: сравните два процесса дыхания и фотосинтез, результаты занесите в таблицу. | Самостоятельная работа по заполнению таблицы. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. |
7. | Рефлексия | Проведение коррекции осознания уч-ся своей учебной деятельности, проведение самооценки результатов деятельности своей и всего класса. | Анализируют записи в тетради и делают выводы: что нового узнали о дыхании растений? -заполняют графу « Узнал» Заканчивают фразу: -Я не знал…, а теперь я знаю… -У меня не получалось…, а теперь получается…. Выставляют оценки в дневник. Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз. | Личностные умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...
Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...