Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Позвоночные"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Методическая разработка урока по теме "Позвоночные" содержит технологическую карту с описанием девяти этапов урока открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет             Биология

Класс                  5

Автор               Клевцова Г.В. МБОУ «СОШ с. Б.Чечуйка»

                         Базарно- Карабулакский район Саратовская область

УМК             А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. Биология. Введение в биологию.

                        М.: Дрофа,2015.

Тема урока    Позвоночные.   

Тип урока      Урок открытия нового знания.

Педагогические технологии    1.Технология развития критического

                                         мышления.

                                                       2. Информационно- коммуникационная

                                        технология

                                                        3. Здоровьесберегающая  технология.

Дидактическая цель

Сформировать представления об особенностях строения, жизнедеятельности позвоночных животных.

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности позвоночных животных, классификацией позвоночных, некоторыми представителями рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

Развивающая: продолжить формировать умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: поддерживать интерес к изучению биологии

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится проводить простейшую классификацию позвоночных; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к типу позвоночные; устанавливать черты сходства и различия у представителей позвоночных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;  будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности  позвоночных животных; основные признаки представителей позвоночных; значение позвоночных животных в природе и жизни человека

УУД

Регулятивные - научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные — научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность

научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит

возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление кластера, поиск информации.  дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

позвоночные, многоклеточные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Образовательные ресурсы

 План урока и презентация по теме «Позвоночные». Электронное приложение к учебнику.


Организационная структура урока.

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

Этап самоопределения к учебной деятельности

Приветствие учащихся. Контроль посещаемости, включение в урок.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

II. Актуализация

и пробное учебное действие

III.

Выявление места и причины затруднения

 Фронтальная беседа.

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:

Какое царство живой природы мы с вами изучаем? (Животные)

— Какие особенности характерны для царства животных? (Подвижны, питаются готовыми органическими веществами, сами не могут создавать питательные вещества, отличаются сложным поведением.)

-На какие две группы принято подразделять животных? (Одноклеточные и многоклеточные)

-На какие группы подразделяются многоклеточные животные?(На беспозвоночных и позвоночных)

- Каковы отличительные особенности беспозвоночных животных? (отсутствие осевого скелета – позвоночника)

-Назовите беспозвоночных животных. (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие)

Работа с презентацией:

1.Что за животные  и к каким группам относятся?

2.Установи соответствие между группой животных и её характеристикой.

3.Выполни тест.

Отвечают на вопросы

учителя. Слушают

мнения одноклас-сников.

Осуществляют взаимопроверку теста.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают.

Строят высказывания,  понятные для одноклассников

и учителя.

Оценивают работу одноклассников.

Вопросы учителя

IV.

Построение проекта выхода из затруднения

Вводная беседа.

Стадия вызова.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- На слайде найдите лишнее животное. (дельфин)

— Что мы должны узнать о позвоночных? (работают с учебником, быстрый просмотр параграфа,)

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

— На уроке мы должны познакомиться с классификацией позвоночных, изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения. Также мы узнаем, какое значение имеют изученные представители позвоночных в природе

и жизни человека.

Отвечают на вопросы

учителя. Слушают

мнения одноклассни-

ков. Формулируют

выводы на основе

наблюдений. Ставят

цели, формулируют

(уточняют) тему

урока.

Наблюдают. Осу-

ществляют анализ

объекта. Сравнивают. Строят высказы-

вания, понятные для

одноклассников

и учителя. Устанавливают причинно-

следственные связи.

Вопросы учителя и устные ответы.

V. Реализация построенного проекта.

Обеспечение восприятия, осмысления

и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией.

Беседа, рассказ учителя, работа с литературой.

Стадия осмысления.

Физкультминутка

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

Сегодня на уроке мы рассмотрим представителей позвоночных животных.

- Что является характерной особенность позвоночных животных? (имеется позвоночник, череп, защищающий головной мозг, челюсти, две пары конечностей)

- Каких животных сюда относят? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки. (см. приложение)

Для того чтобы больше узнать об этих животных предлагаю просмотреть видеопрезентацию.

Работая с рисунком учебника составьте «Кластер» -позвоночные животные.(ТПО задание 148)

Для того чтобы легче было выявить все особенности и многообразие представителей беспозвоночных, заполним таблицу:

Группа позвоночных.

Характеристика.

Представители.

(Самостоятельная работа с текстом учебника П.21)

После заполнения таблицы- физкультминутка.

Осуществляется выборочный контроль, по очереди спрашивает учащихся о проделанной работе.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, работают с материалом учебника, ЭОР.

Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Работают с рисунком- составляют «Кластер».

Один работает у доски.

Работают в парах.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию.

VI. Первичное закрепление c

прговариванием во внешней речи

VII.  

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VIII.

Включение в систему знаний и повторения.

Обобще -ние

изучен - ного

Устанавливает осознанность восприятия, способствует формированию навыка первичного обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения. Вызывают положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Подводит учащихся к выводу об особенностях строения позвоночных, сходстве строения

различных групп позвоночных. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением и средой обитания позвоночных

животных. Организует коллективную проверку выполнения упражнения.

— На основе какого критерия многоклеточных животных делят на две группы: позвоночные и беспозвоночные? (Наличие или отсутствие осевого скелета.)

— Какие группы животных относят к позвоночным?

Какая среда обитания характерна для рыб? Назовите их представителей.

— Какими признаками характеризуются земноводные?

Выполнить интерактивный тест (один учащийся)

Остальные выполняю задание 153 в ТПО.

Игра «Третий лишний»

Отвечают на вопросы учителя.

Выявляют причинно-

следственные связи

между средой обитания и особенностями

строения организмов.

Выполняют самопроверку по эталону

Выполняют задания, обосновывают выбор

Устанавливают причинно-следственные

связи в изучаемом

круге явлений

Фронтальный опрос

закрепление

IX

Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание

Учебник, п.21 Р/т. стр 63 65  №147, !50,151, 154 (сильные учащиеся)

Записывают задание

Читают задание. задают уточняющие вопросы

Я понял(а), что рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих объединили в одну группу потому, что….

Умею отнести представленных животных в определенную систематическую группу. Например,…-рыба, жаба -…, … -пресмыкающейся, …-птица, тигр -…

Я доволен(льна) своими результатами, так как я сумел(а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял…, умею…, запомнил… .

Литература:

  1. Биология. Введение в биологию. 5 класс А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. М.: Дрофа.2015.
  2. Биология. Введение в биологию. 5 класс : методическое пособие к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков/авт. составитель В.Н. Кириленкова Москва Дрофа 2013
  3. Современный урок: педагогический альманах/под.ред Н.Г. Чанилвой, С.А. Пилюгиной, Е.А.Мигуновой, И.А. Ушаковой. Саоатов: ГАУ ДПО  «СОИРО», 2015 – 88 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...