урок биологии 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Баланова Александра Викторовна

обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizmennaya_sreda_obitaniya.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5  классе

по теме: «Организменная среда обитания»

Цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;
  • раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Развивающие: 

  • развивать самостоятельную деятельность;
  • умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
  • научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Воспитательные: 

  • формирование умения работать в коллективе;
  • уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: объяснять характерные признаки организменной среды;
  •         метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте;
  • предметные: приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.

Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация, тетрадь-тренажер №1

Ход урока

  1. Организационный момент.

психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку. Приветствует учащихся.

Здравствуйте! В это прекрасное  утро, мне бы хотелось вам сказать доброе здравствуйте!   Присаживайтесь пожалуйста.

Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь  друг другу. Посмотрите на меня, я улыбаюсь вам и пусть эта улыбка согревает теплом вас в течение всего нашего урока.  Договорились? Хорошо. Мы начинаем.

Меня зовут Баланова Александра Викторовна!    Я учитель Новокулундинской средней школы.

По словам Жака Пиаже " Понять что -либо значит открыть вновь".   И вас сегодня ждут новые открытия. Вы готовы получить новые знания и делать новые открытия  в месте со мной на уроке.

II  Актуализация знаний

К сожалению пока я ехала к вам в моей сумке перемешались картинки с изображением живых организмов и сред их обитания,  мне  теперь нужна ваша помощь, что бы разобраться в каких средах обитают эти организмы.

Поможете мне разобраться?

А для этого мы будем использовать знания полученные ранее. (слайд 1)    

И так.

- Что такое среда обитания?

Ответ  детей:  среда обитания включает компоненты живой и неживой природы, по разному влияющие на организмы.

- Ребята, назовите известные вам среды обитания( ответы прикрепляются на доске при помощи магнитов)  Ответ  детей: вода, наземно - воздушная, почва.

-  Охарактеризуйте каждую из сред

Ответ  детей: Характеристика: Дефицит кислорода

1)  каждая среда жизни обладает характерными для неё условиями.

                 2) организмы, обитающие в разных средах, имеют приспособления к этим условиям.

                 3) организмы заняли все пригодные для жизни места на планете.

   Хорошо со средами обитания мы разобрались, теперь предлагаю распределить следующие живые организмы по средам.   (карточки с изображением живых организмов, магниты)

Ответ  детей: вода -рыба, кит, назено -воздушная - страус, гепард, колибри, снегирь, цветы. почва - крот,  черви,  личинки.

Ребята на доске остались ещё картинки с  живыми организмами которые не обитают ни в одной из вами перечисленных сред.. Давайте прослушаем стихотворение  и определим в какой среде они обитают.

Послушайте стих (слайд 2)    

«Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинка-крошка,

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка … и так ad infinitum ( до бесконечности, без конца)».

О каком явлении написал Джонатан Свифт?          

- Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты, бактерии? (слайд 3)    

Ответ  детей: организменную

- Что вам известно об этой среде обитания?

Ответ детей:

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно.

Кто из вас сможет самостоятельно сформулировать тему урока?

Ответы детей: Организменная среда жизни

Я ещё раз сформулирую тему нашего урока Тема нашего урока Организменная среда жизни(слайд 4)    

     Что хотели бы узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ. (Вопросы фиксируются на доске).

  1. Основные особенности среды.
  2. Обитатели.
  3. Приспособленность организмов в данной среде.

II. Изучение нового материала

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма 

- Каковы же особенности данной среды обитания?

- Где и как узнать!

 Прочитайте текст на с. 28 и дайте характеристику организменной среды (ответы детей).

(слайд 5)    

1.Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ;

2.Обилие пищи;

3.Защита от внешних врагов;

4.Защищённость от неблагоприятных внешних факторов;

5.Активное сопротивление организма хозяина.

Итак! Мы должны выяснить, какие организмы обитают в организменной среде и их приспособленность к обитанию в этой среде. а вы знаете кто же такие паразиты и что такое паразитизм?

(Слайды6 -7)

Паразит — организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину. Выделяют паразитов растений, животных, человека.

Паразитизм — форма межвидовых взаимоотношений двух организмов, при которых один использует другого либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, при этом паразитирующий организм наносит вред организму-хозяину. Встречается у всех форм, начиная с вирусов, бактерий и заканчивая высшими растениями и многоклеточными животными. Паразиты бывают внутренние и внешние.

Составим схему у вас на листочках.

Примеры паразитов

Повилика — паразит растений; блоха, лентец —паразит животных; палочка, вошь, аскарида —паразиты человека.

 Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их приспособления к жизни в данной среде.

 Для того чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в группах.

1-группа — животные-паразиты и их приспособления к организменной среде.

2- группа — растения-паразиты и их приспособления к организменной среде.

3- группа — характеристика организменной среды.

􀁹 Для работы используйте учебник — с. 28–29, информационные листы, в которых даётся дополнительный материал и указана форма

отчёта (приложение 2–3).

приступаем к рабоете.

И так, готовы ??

Прошу отвечать 1 ю группу.

Заслушивание 1-й группы «Организмы — паразиты животных» (слайды 8–11).Приспособления  к паразитическому образу жизни:

  • Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки
  • Изменяется и упрощается форма тела
  • Высокая плодовитость
  • Отсутствуют органы передвижения и органы чувств (слайды 12)

Спасибо садитесь.

Вы наверное уже устали , давайте чуточку отдохнем. А для этого прошу всех встать. Внимание на экран, повторяем все движения вместе.

Физкультминутка(слайд13)

Как же уберечься от внутренних и внешних паразитов??

не обходимо соблюдать следующие правила слайды14-15

прошу выступить вторую группу(Заслушивание 2-й группы «Организмы — паразиты растений» (слайды 16-19).

Приспособления  к паразитическому образу жизни: (слайд20).

  •  Присоски
  •  Образуют огромное количество семян

Заслушивание 3-й группы «Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища». (слайд21).

Спасибо!

Давайте проверим что у вас получилось в схемах(слайд22-23).

III. Закрепление изученного

скажите пожалуйста о чем мы сегодня говорили?

7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд24)

§ 9, с.28-29; повторить § 7-8

8. Рефлексия  (слайд25).

  • Что нового вы для себя открыли?
  • Что больше всего вам понравилось на уроке?
  • Вы удовлетворены полученными знаниями?

Спасибо за урок! (слайд26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...