Инструктивная карточка для серии лабораторных работ по биохимии
опыты и эксперименты по биологии (10, 11 класс) на тему

Ковалькова Анастасия Валерьевна

Лабораторные работы по биолхимии для школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lab.rab_._10_klass_biohimiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ОБНАРУЖЕНИЕ ПЕРОКСИДАЗЫ В КЛУБНЯХ КАРТОФЕЛЯ

Ход работы. В одну пробирку помещают ломтики сырого картофеля, в другую – вареного (или кусочки сырого и вареного мяса, соответственно). В каждую пробирку приливают раствор пероксида водорода (Н2О2).

Принцип метода:Токсичный пероксид водорода образуется в некоторых растительных и животных клетках в качестве побочного продукта метаболизма (при биологичесом окислении). Это соединение токсично для клеток и пероксидаза (или каталаза), содержащиеся в пероксисомах, обеспечивают эффективное его удаление. Под действием ферментов каталазы (мышц, крови) или пероксидазы (картофеля, элодеи) пероксид водорода тотчас расщеплается до молекулярного кислорода и воды, согласно уравнению:

                     Каталаза (пероксидаза)

2О2  2Н2О + О2

Каталаза – один из наиболее быстроработающих ферментов. При 0 градусах С одна молекула каталазы разлагает в 1 с до 40000 молекул пероксида водорода. Одна молекула фермента за 1 минуту расщепляет до 5 миллионов молекул пероксида водорода, защищая клетку от отравления. Локализуется каталаза в микротельцах и пероксисомах. Пероксидаза и каталаза относятся к классу оксидоредуктаз, т.к. реакция расщепления перикиси водорода является окислительно-восстановительной.

Аналогично, если капнуть пероксид водорода на лист элодеи, то будет наблюдаться бурное выделение пузырьков газа – кислорода.

Наиболее сильнодействующая пероксидаза содержится в хрене. Ее специально получают для молекулярно-генетических исследований.


РАСТВОРИМОСТЬ ЛИПИДОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ЭМУЛЬСИЙ

Принцип метода. Характерным свойством жиров является их хорошая растворимость во многих органических растворителях (ацетон, хлороформ, диэтнловый эфир, скипидар и др.) и нерастворимость в воде. При смешивании жиров с водой образуются эмульсии, стойкость которых зависит от среды, в которой она образуется. Наличие в воде веществ — эмульгаторов (мыла, желчные кислоты, карбонаты) делает эмульсии более стойкими. Образование эмульсий обусловлено тем, что в поверхностный водный слой, окружающий жировые капельки, устремляются поверхностно-активные частицы желчных кислот, мыла, карбоната, которые обволакивают капельки жира и препятствуют их слиянию.

Ход работы. В три пробирки помещают по 0,2—0,3 мл растительного масла, затем в первую добавляют 5 мл воды, во вторую — 5 мл спирта, в третью — 5 мл скипидара или бензина. Содержимое всех пробирок энергично встряхивают.

В первые две пробирки вносят по несколько капель масла. В одну из них добавляют 2 мл воды, в другую — 2 мл раствора Na2CO3. Содержимое пробирок интенсивно встряхивают и наблюдают образование эмульсии. Отмечают различия в стойкости эмульсий в двух пробирках,


КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА БЕЛКИ

Принцип метода. Биуретовая реакция - качественная реакция на пептидную связь. Реакция основана на образовании внутрикомплексного соединения ионов меди с двумя пептидными связями, выступающими в роли полидентатных лигандов. В щелочной среде раствор белка при добавлении разбавленного раствора сульфата меди окрашивается в розово-фиолетовый цвет:

Реакция называется биуретовой, так как она характерна и для биурета, состоящего из 2 молекул мочевины (NH2-CO-NH-CO-NH2).

Ход работы. В пробирки наливают по 0,5 мл растворов: овальбумина и казеина, добавляют 0,5 мл  р-ра NаОН и 2 капли р-ра СиS04. При перемешивании при наличии пептидной связи в исследуемых растворах появляется фиолетовое окрашивание.

 


ДЕЙСТВИЕ АМИЛАЗЫ НА КРАХМАЛ

Принцип метода. При действии фермента амилазы на субстрат крахмал происходит разрыв ковалентных гликозидных связей в молекуле гомополимера. Гидролиз крахмала проходит через стадии образования промежуточных продуктов: амилодекстринов (фиолетовая окраска), ахродекстринов (красно-бурая), эритродекстринов (желто-бурая окраска), мальтодекстринов, изомальтозы. Конечными продуктами гидролиза являются мальтоза (дисахарид) или глюкоза (моносахарид). Крахмал с йодом дает черно-синее окрашивание. Отсутствие окраски указывает на образование конечных продуктов гидролиза.

Ход работы. В 6 пробирок наливают по 2 мл раствора крахмала, прибавляют 2-3 капли слюны (быстро) во все пробирки и хорошо перемешивают. В 1-ю пробирку сразу вносят каплю йода, в остальные пробирки йод добавляют с интервалом 3-4 минуты (время зависит от активности амилазы слюны). В пробирке, где йод не изменяет цвет, гидролиз считается законченным.

С этой пробиркой проводят качественную реакцию на глюкозу - пробу Троммера, основанную на восстанавливающей способности глюкозы. Пробирку подогревают (йод улетучивается), прибавляют 4-5 капель  р-ра NaOH и 5-7 капель р-ра CuSO4. Содержимое нагревают. В присутствии глюкозы выпадает желтый осадок CuOН, который затем переходит в красный осадок Cu2O.

ВЛИЯНИЕ АКТИВАТОРОВ И ИНГИБИТОРОВ

НА АКТИВНОСТЬ АМИЛАЗЫ

Ход работы. В 3 пробирки наливают крахмала. В 1-ю пробирку вносят по 2 капли р-ра NaCl, во 2-ю - 2 р-ра CuSO4, а 3-ю оставляют контрольной. В каждую пробирку вносят по 5 капель слюны. Через 10 минут добавляют по 1 капле р-ра йода. Различная окраска проб обусловлена степенью гидролиза крахмала. Делают вывод о влиянии NaCl и CuSO4 на активность амилазы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктивная карточка для организации самостоятельной работы учащихся по теме "Карбоновые кислоты"

При изучении ряда тем целесообразно предоставить учащимся возможность самостоятельного изучения материала - как  всему классу, так и отдельным ученикам, работающим с опережением программы. Это, в...

Инструктивные карточки по выполнению практических работ на уроках химии

Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента.    Химический эксперимент – источник знаний о веще...

Инструктивные карточки для проведения практических работ по географии

Инструктивные карточки для проведения практических работ по географии...

Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы по теме «Свойства кислородосодержащих органических соединений»

При выполнении лабораторной работы обучающиеся должны иметь чёткие инструкции по ходу выполнения.  В инструктивной карте показан алгоритм выполнения работы, а так же  показаны форма отчёта и...

Инструктивная карточка для выполнения практической работы на контурной карте по теме " Географическое положение России" 8 класс

Инструктивная карточка позволяет конкретизировать задание, съэкономить время на уроке, способствует более правильному выполнению задания....

Инструктивная карточка для выполнения практической работы на контурной карте по теме " Внутренние воды России" 8 класс

Инструктивная карточка позволяет конкретизировать задание,съэкономить время на уроке,способствует более правильному выполнению работы...

Инструктивная карточка для выполнения практической работы " Субъекты федерации" 8 класс

Инструктивная карточка позволяет конкретизировать задание, экономить время на уроке, способствует более правильному выполнению работы...