Программа кружка "Природа и человек"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Планирование работы кружка " Природа и человек" для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_biologii_5_klass_priroda_i_chelovek.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Внеурочная деятельность имеет большое значение. Она позволяет обучающимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Широкое использование различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у детей навыки исследовательской деятельности, способствует развитию мышления, наблюдательности. Работа ребят в кружке даёт возможность глубже осуществить связь теории с практикой.
Цели и задачи кружка:
- Воспитание всесторонне развитой, биологически и экологически образованной личности.
- Формирование навыков и умений в практической деятельности, навыков исследовательской деятельности в области экологии и биологии, обработки результатов наблюдений и исследований.
- Формирование творческой активности учащихся.
- Повышение интереса к биологии.
- Привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Пояснительная записка
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.
Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации. Программа кружка составлена на один год изучения для 5-х классов. Учитывая возрастные особенности школьников: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, для рассмотрения были отобраны темы вызывающие наибольший интерес у учащихся. Занятия проводятся в теоретической и практической форме. На каждое занятие отводится 1ч. учебного времени. На практических занятиях кружковцы выполняют заранее подготовленные задания. На занятиях кружка используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по биологии.
При изучении отдельных тем предусмотрено изготовление наглядных пособий. Предусмотрены в программе кружка и игровая форма работы. Вопросы для тематических викторин, составленных учащимися на основе своих наблюдений, помогают закреплению материала, организуют досуг. Отведены часы для работы по изучению отдельных вопросов с использованием мультимедийных продуктов, где учащиеся самостоятельно приобщаются к использованию компьютерной информации , а также вырабатывают навык общения с компьютерной техникой.
Каждому кружковцу следует вести дневник занятий где указывается дата, тема занятия, а также выполняется отчетное задание
В программу кружка входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и
исследовательских работ. Ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно-полезном труде.
Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении экологических праздников, участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах, викторинах, в трудовых операциях, в целевых экскурсиях и походах в природу.
Программа рассчитана на 17 часов в 5 классах средней школы.
Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Ожидаемые результаты:
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- что изучает экология, основные законы экологии;
- основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
- взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой;
- что такое пищевые цепочки;
- характеристику отношений между организмами: хищник – жертва, паразит - хозяин; конкуренция и соперничество; дружеские отношения;
- определение экосистемы, как создаются естественные и искусственные экосистемы;
- правила поведения в природе;
- чем занимается бионика;
- многообразие и распространение живых организмов, их приспособления и особенности, использование лекарственных растений,
- структуру Красной Книги, представителей живой природы, занесенных в Красную книгу своейреспублики;
- писателей – натуралистов и их работы.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать основные составляющие природы, компоненты пищевой цепи, взаимоотношения между организмами;
- распознавать лекарственные растения, опасные вещества в окружении своего дома,
- описывать растения и животные, занесенные в красную книгу Чувашской республики
- уметь составлять пищевые цепочки;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие доклады, сообщения и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
- грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Основы формирования экологического воспитания
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка
Цели:
- обеспечить начальный этап систематического приобщения детей к заинтересованному познанию природы, прежде всего своего региона, на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов;
- воспитание трудолюбия через практическую деятельность;
- формирование бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры.
Задачи:
- Заложить основы гармоничного восприятия окружающей природы, приобщить к эстетическому, познавательному и рационально потребительскому общению с природой,
- Систематическое познание растений и животных Карагандинской области.
- Широкое использование разных видов практической деятельности
Методы:
- фронтальный метод;
- групповой метод;
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- соревновательный метод;
- активные методы обучения;
- воспитательные, просветительские и образовательные программы;
- метод индивидуальных заданий.
Виды деятельности учащихся.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Выращивание и уход за растениями;
- Содержание животных;
- Наблюдение и постановка опытов;
- Охрана зеленых насаждений, птиц;
- Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета.
- Сообщения о результатах своих наблюдений;
- Выставка рисунков;
- Викторины;
- Конкурсы;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Введение
- Оформление исследовательских работ.
- Исследования в области экологии
- Исследовательская работа в природе
- Изучение своего края
- Введение
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.
Экскурсия в библиотеку.
Учащиеся должны знать:
- формы и методы исследовательской деятельности;
- правила работы с источниками получения информации;
- особенности чтения научно- популярной литературы;
- особенности и приемы конспектирования.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать научно-популярную литературу;
- Оформление исследовательских работ
Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц "Введение", "Содержание", "Используемая литература".
Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.
Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.
Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление "Заключения".
Учащиеся должны знать:
- требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
- вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.
Учащиеся должны уметь:
- оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
- логически выстраивать текстовой материал;
- обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.
III. Исследования в области экологии
Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.
Краткая характеристика экологической ситуации в Казахстане, Карагандинской области. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.
Нормативно- правовые документы, действующие на территории Казахстана в области экологии. "Красная книга» Казахстана. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.
Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.
Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.
Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.
Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.
Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Учащиеся должны знать:
- экологическое состояние природной среды в Казахстане, своем крае;
- основные нормативно- правовые документы в области экологии;
- растения и животных своего края, находящихся под охраной;
- понятия "ноосфера", "биосфера", границы биосферы;
- основные формы организации жизни;
- влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
- новые типы загрязнений;
- особенности охраны природы в городах и сельской местности;
- виды исследований;
- главные источники загрязнения воздуха;
- меры по предотвращению загрязнения воздуха;
- роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику экологической ситуации в Казахстане, своем крае;
- приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
- определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
- прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
- осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
- обладать навыками исследовательской деятельности;
- выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.
IV .Исследовательская работа в природе
Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.
Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений. Выделение пигментов из осенних листьев.
Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий.
- Классификация плодов: сухие и сочные. Сборные и сложные Приспособления плодов и семян к распространению. Значение жизни человека.
- Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.
Изготовление наглядных пособий
- Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян.
- Сбор природного материала для изготовления поделок .
- Экскурсия в природу. Знакомство с местными породами деревьев, кустарников и видами дикорастущих трав.
- Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев, кустарников (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) для изготовления поделок.
Изготовление поделок
- Изготовление поделок из природного материала.
Зеленые спутники человека
- Знакомство с комнатными растениями. Разнообразие комнатных растений, их родина, группировка и биологические особенности.
- Практическая работа. Паспортизация комнатных растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Оформление этикеток.
- Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.
- Проведение работ по перевалке и пересадке комнатных растений.
- Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
- Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормки комнатных растений.
- Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении.
- Исследование фитонцидной активности комнатного растения.
Часы занимательной биологии
- Живые барометры. Растения - приборы и индикаторы. Растения - гиганты и карлики. Растения и письменность.
Наблюдение за жизнью растений зимой
- Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом.
- Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
- Измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова.
Экологические праздники
По страницам Красной книги. Растения
- Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений.
День экологических действий
- Уход за цветниками
Зеленая аптека
- Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений.
- Составления гербария лекарственных растений. Правила сбора и сушки лекарственного сырья
V. Изучение своего края
Особенности географического положения и природы своего края. История заселения
территории.
Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные
(природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.
Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.
Экскурсия в краеведческий музей.
Учащиеся должны знать:
- особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
- состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
- основные демографические характеристики населения своей местности;
- традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.
Тематический план кружка « Знатоки природы».
0,5 часа в неделю
№ | Название темы | Тип занятия | Сроки проведения | |||||
Т | П | 5А | 5Б | 5В | 5Г | |||
1 | Вводное занятие. Вводный инструктаж по правилам техники безопасности. Осень в природе «Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях» Практическая работа «Изготовление панно и картин, поделок из природного материала» | |||||||
2 | Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж. Инструкция №1. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы» Практическая работа «Конспектирование научно- популярной статьи». Отчет знатоков народных примет (Изготовление и выставка книжек малышек о природе) | |||||||
3 | Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования. Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Игра «Биологическое ассорти» | |||||||
4 | Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы. Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы. Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Практическая работа «Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха».атериалов по охране природы своего края». Практическая работа «Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха». | |||||||
5 | Посещение экологического музея | |||||||
6 | Представление работ учащимися на экологические темы. Проекты. Коллажи. Фотоотчет. Игра. | |||||||
7 | Методы исследования в биологии (выборочно). Микроскопирование Устройство и приемы работы с микроскопом. Изготовление микропрепаратов. Практическая работа «Приготовление микропрепаратов» | |||||||
8 | Физиология растительной клетки. Строение растительной клетки. Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука. Движение цитоплазмы клеток листа элодеи. исследований . Практическая работа | |||||||
9 | Группы растений. Морфологические особенности растительного организма. Лекарственные растения. Приемы заготовки лекарственного сырья. Группы лекарственных растений Съедобные и ядовитые растения дикой флоры нашей местности. Растения, которые питаются животными Игра. | |||||||
10 | Основы агрономии. Понятие о почве и ее плодородии. Состав и свойства почвы. Борьба растений за выживание. Просмотр видеофильма Игра. | |||||||
11 | Экологическое значение комнатных растений Цветоводство. Комнатные растения. Цветочно- декоративное озеленение. Пересадка и перевалка комнатных растений. Практическая работа «Посадка комнатных растений» | |||||||
12 | Особенности географического положения и природы своего края. История заселения. Экскурсия в краеведческий музей. | |||||||
13 | Конкурс « Народные приметы и поговорки о растениях и животных » Семейный конкурс «Охранять природу — значит охранять Родину» (фото –коллажи) | |||||||
14 | Человек часть природы. Организм человека. Влияние вредных веществ на организм человека. «Осторожно –еда» | |||||||
15 | Исследование продуктов питания. «Вред и пользу приносят организму человека любимые нами продукты питания?» | |||||||
16 | Конференция среди пятых классов. Выступление учащихся со своими исследовательскими проектами. | |||||||
17 | Посещение зоопарка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Человек. Природа. Мировозрение."
Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...
Программа "МИР ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА"
Учебный курс профильной подготовки для учащихся 10-11 классов...
Программа элективного курса «Человек и профессия»
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...
Программа элективного курса «Человек и его права»
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса обществознания. Проблемы, которые включ...
Программа по курсу " Человек и его здоровье" 8 класс
Данный материал содержит рабочую программу учителя по курсу "Человек и его здоровье", изучаемого учащимися в 8 классе...
Авторская программа "МИР И ЧЕЛОВЕК"
Авторская программа по предмету "Мир и человек", введенному в учебный план СКОШ 486. Степень влияния среды, быта, диапазона общения, систематического потока информации, которые значительно расширяют д...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....