Урок "Строение клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок усвоения новых знаний с элементами творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_kletki.pptx | 2.12 МБ |
stroenie_kletki_5_kass_fgos_.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы( взаимопроверка) 1, 3, 6, 7 Критерии оценивания Нет ошибок – «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибка - «3»
В настоящее время не вызывает сомнений, что элементарной единицей как растительного так и животного организма является клетка
Любой живой организм состоит из клеток. Окраска, форма, размер клеток разнообразны.
ТЕМА УРОКА СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
Цель: познакомиться со строением клетки.
Работа в группах Индивидуальное задание для каждого ученика Первый ученик изучает строение и функции оболочки Параграф 7 стр. 34- 35 рис20 Второй ученик изучает строение и функции ядра и ядрышка Параграф 7 стр. 36 рис20 Третий ученик изучает строение и функции цитоплазмы Параграф 7 стр. 35- 36 рис20 Четвертый ученик изучает строение и функции вакуолей Параграф 7 стр. 34- 35 рис20 Пятый ученик изучает строение и функции хлоропластов Параграф 7 стр. 37 рис 21
Творческое задание на группу Вырезать из части клетки, на бумаги сделать аппликацию клетки Подписать все части клетки.
Физминутка
Строение растительной клетки Оболочка с порами Мембрана (тонкая плёночка под оболочкой) Оболочка сохраняет целостность клетки, придает ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду.
Строение растительной клетки Цитоплазма В цитоплазме располагаются все другие части клетки
Строение растительной клетки Ядрышко Ядро Ядро и ядрышко регулируют жизнедеятельность клетки и содержат наследственную информацию об организме
Строение растительной клетки Вакуоль В вакуоле накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности ненужные клетке.
Строение растительной клетки Пластиды (хлоропласты) У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. От цвета пластид и красящих веществ, содержащихся в клеточном соке различных растений, зависит окраска тех или иных их частей.
Строение растительной клетки Оболочка с порами и мембраной Вакуоль Ядро Ядрышко Цитоплазма Хлоропласты (пластиды)
Рефлексия М ( м изинец) – м ышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б ( б езымянный) – б лизость цели . Что я сегодня делал и чего достиг? С ( с редний) – с остояние духа, настроения . Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону? У ( у казательный) – у слуга, помощь . Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли? Б ( б ольшой) – б одрость, здоровье . Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего зд
Домашнее задание. Параграф §7, вопросы на странице 38 Творческий уровень : сочинить сказку о клетке .
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема урока | Строение клетки |
Учебник | учебник под редакцией В.В, Пасечник, «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 5 кл., «Дрофа», 2015 год. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Цель урока | Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки. |
Задачи урока | Образовательные: знать о строении клетки, а также о роли органоидов клетки. Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду |
Основные термины и понятия темы | клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. |
Планируемые результаты | Предметные: - знать строение клетки; - рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке; Метапредметные: - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - объяснять значения новых слов. Личностные: - проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. |
Виды деятельности на уроке | Групповая коллективная (фронтальная) работа, индивидуальная (самостоятельная) работа. |
Необходимое оборудование | рабочая тетрадь, мульмедийная панель, цветная бумага, ножницы, клей. |
Наглядно-демонстрационный материал | записи на доске, презентация к уроку |
Рефлексия | Прием пять пальцев |
Организационная структура урока:
Структурные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Материал учебника | Планируемые результаты |
I. Организационно-психологический. Задачи: 1. Подготовка учащихся к работе на уроке. Звучит музыка | Добрый день уважаемые гости нашего урока и мои юные мыслители. Я рада видеть ваши умные и добрые лица. Сегодня нам предстоит большая работа, и я надеюсь на ваше сотрудничество. Пожелаем, друг другу успеха (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят)
| Приветствуют учителя и друг друга | Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок | |
II. Актуализация знаний и умений | Ребята прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомни с вами материал, изученный на прошлом уроке. Проверка знаний учащихся Задание №1. Игра «Куча мала» Предложенные карточки со словами нужно разделить на две группы и соотнести эти слова с частями микроскопа и лупы на рисунки. Задание №2. Работа с классом тест Выбрать правильные утверждения. Взаимопроверка(слайд № 1) | Воспроизводят знания полученные раннее. Отвечают на вопросы Выполняют тест, проверяют, оценивают друг друга. | Параграф 6, рис. 17 | Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию. Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи. Регулятивные:; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
III. Мотивация. Сообщение темы, цели и задач урока. | - Мы с вами говорили о том, что практически все живое на Земле имеет клеточное строение посмотрите фрагмент фильма и предположите тему нашего урока Предлагает учащимся вместе сформулировать задачи урока. | Слушают учителя. Записывают в тетрадь тему, формулируют задачи урока На уроке мы познакомимся со строением клетки. | Фрагмент видеоурока http://interneturok.ru | Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем. Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других. |
IV. Формирование новых знаний и умений | Класс делиться на 5-6 групп. Каждому ученику в группе дается индивидуальное задание (приложение 2) Подходит к учащимся дает рекомендации. Помогает разобраться, если, что-то непонятно. После того, как учащиеся выполнят задания. Им предлагается создать новые группы. Все кто изучал ядро объединяются в одну группу, оболочку во вторую и т.д. Выдается творческое задание (приложение 3) Физминутка (танец маленьких утят) После изучения строения клетки и выполнения творческого задания ребятам предлагается выполнить аппликацию клетки и указать все органоиды клетки | Выполняют задания (используют текст параграфа и дополнительную литературу). Делают записи. Обсуждают изученный материал. Дополняют друг друга. Каждый ученик в своей группе рассказывает о той части клетки, которую изучал. Выполняют задание (приложение 2) Выполняют творческое задание аппликацию | Параграф 7, Рис.20 Параграф 7, рис. 18 и 19 | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности. Познавательные: объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации. Коммуникативные: добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи. |
V. Закрепление и обобщение полученных знаний. | - Используя текст параграфа и знания полученные в ходе урока составьте схему строение растительной клетки: Строение клетки | Заполняют таблицу | Параграф 7 | Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему) Коммуникативные: самостоятельно организовывают работу. |
VI. Этап информации о домашнем задании | Изучить параграф. Ответить на вопросы | Записывают домашнее задание в дневники | Параграф 7, вопрос 2-3 | Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок. |
VII. Подведения итогов урока | Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок. | Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. | ||
VIII. Рефлексия | Выберите начало высказывания и продолжите его: Значения: и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты: М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли? Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья? | высказывание | Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке. Коммуникативные: формулируют свое мнение. |
Приложение 2
к технологической карте урока «Строение клетки»
Индивидуальное задание для каждого ученика в группе
Первый ученик изучает строение и функции оболочки Параграф 7 стр. 34- 35 рис20
Второй ученик изучает строение и функции ядра и ядрышка Параграф 7 стр. 36 рис20
Третий ученик изучает строение и функции цитоплазмы Параграф 7 стр. 35- 36 рис20
Четвертый ученик изучает строение и функции вакуолей Параграф 7 стр. 34- 35 рис20
Пятый ученик изучает строение и функции хлоропластов Параграф 7 стр. 37 рис 21
Приложение 3
к технологической карте урока «Строение клетки»
Творческое задание на группу
- Вырезать из бумаги части клетки, на картоне сделать аппликацию клетки
- Подписать все части клетки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"
Открытый урок учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить представления о ...
«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»
Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки, колонии к...
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Контрольный тест по теме: «Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез».
Проверочная работа в 10 классе по типу ЕГЭ, со спецификацией...
Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."
Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...
Тест 4 по теме "Клетка – генетическая единица живого. Деление клетки".
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ....