Урок "Строение клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шурухина Елена Ивановна

Урок усвоения новых знаний с элементами творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_kletki.pptx2.12 МБ
Microsoft Office document icon stroenie_kletki_5_kass_fgos_.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание : Выберите верное утверждение 1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя. 2.Штатив поверни ручкой «к себе». 3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. 4.Поле зрения микроскопа освещено слабо. 5.Положи готовый препарат под предметный столик. 6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом. 7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится чёткое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить микропрепарат .

Слайд 2

Ответы( взаимопроверка) 1, 3, 6, 7 Критерии оценивания Нет ошибок – «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибка - «3»

Слайд 3

В настоящее время не вызывает сомнений, что элементарной единицей как растительного так и животного организма является клетка

Слайд 4

Любой живой организм состоит из клеток. Окраска, форма, размер клеток разнообразны.

Слайд 6

ТЕМА УРОКА СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

Слайд 7

Цель: познакомиться со строением клетки.

Слайд 8

Работа в группах Индивидуальное задание для каждого ученика Первый ученик изучает строение и функции оболочки Параграф 7 стр. 34- 35 рис20 Второй ученик изучает строение и функции ядра и ядрышка Параграф 7 стр. 36 рис20 Третий ученик изучает строение и функции цитоплазмы Параграф 7 стр. 35- 36 рис20 Четвертый ученик изучает строение и функции вакуолей Параграф 7 стр. 34- 35 рис20 Пятый ученик изучает строение и функции хлоропластов Параграф 7 стр. 37 рис 21

Слайд 9

Творческое задание на группу Вырезать из части клетки, на бумаги сделать аппликацию клетки Подписать все части клетки.

Слайд 10

Физминутка

Слайд 11

Строение растительной клетки Оболочка с порами Мембрана (тонкая плёночка под оболочкой) Оболочка сохраняет целостность клетки, придает ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду.

Слайд 12

Строение растительной клетки Цитоплазма В цитоплазме располагаются все другие части клетки

Слайд 13

Строение растительной клетки Ядрышко Ядро Ядро и ядрышко регулируют жизнедеятельность клетки и содержат наследственную информацию об организме

Слайд 14

Строение растительной клетки Вакуоль В вакуоле накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности ненужные клетке.

Слайд 15

Строение растительной клетки Пластиды (хлоропласты) У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. От цвета пластид и красящих веществ, содержащихся в клеточном соке различных растений, зависит окраска тех или иных их частей.

Слайд 16

Строение растительной клетки Оболочка с порами и мембраной Вакуоль Ядро Ядрышко Цитоплазма Хлоропласты (пластиды)

Слайд 17

Рефлексия М ( м изинец) – м ышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б ( б езымянный) – б лизость цели . Что я сегодня делал и чего достиг? С ( с редний) – с остояние духа, настроения . Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону? У ( у казательный) – у слуга, помощь . Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли? Б ( б ольшой) – б одрость, здоровье . Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего зд

Слайд 18

Домашнее задание. Параграф §7, вопросы на странице 38 Творческий уровень : сочинить сказку о клетке .



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока

Строение клетки

Учебник

учебник под редакцией

В.В, Пасечник, «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 5 кл.,  «Дрофа», 2015 год.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи урока

Образовательные: знать о строении клетки, а также о роли органоидов клетки.

Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду

Основные термины

и понятия темы

клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

Планируемые результаты

Предметные:  

- знать  строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- объяснять значения новых слов.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Виды деятельности на уроке

Групповая

коллективная (фронтальная) работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа.

Необходимое оборудование

рабочая тетрадь, мульмедийная панель, цветная бумага, ножницы, клей.

Наглядно-демонстрационный материал

записи на доске, презентация к уроку

Рефлексия

Прием пять пальцев

Организационная структура урока:

Структурные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материал учебника

Планируемые результаты

I. Организационно-психологический.

Задачи:

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Звучит музыка

Добрый день уважаемые гости нашего урока и мои юные мыслители. Я рада видеть ваши умные и добрые лица. Сегодня нам предстоит большая работа, и я надеюсь на ваше сотрудничество. Пожелаем,  друг другу успеха (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят)

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствуют учителя  и друг друга

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

II. Актуализация знаний и умений

Ребята прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомни с вами материал, изученный на прошлом уроке.

Проверка знаний учащихся

Задание №1. Игра «Куча мала» Предложенные карточки со словами нужно разделить на две группы  и соотнести эти слова с  частями микроскопа и лупы на рисунки.

Задание №2. Работа с  классом тест Выбрать правильные утверждения. Взаимопроверка(слайд № 1)

Воспроизводят знания полученные раннее.

Отвечают на вопросы

Выполняют тест, проверяют, оценивают друг друга.

Параграф 6, рис. 17

Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.

Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные:; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

III. Мотивация.

Сообщение темы, цели и задач урока.

- Мы с вами говорили о том, что практически все живое на Земле имеет клеточное строение посмотрите фрагмент фильма и предположите тему нашего урока

Предлагает учащимся вместе сформулировать задачи урока.

Слушают учителя. Записывают в тетрадь тему, формулируют задачи урока

На  уроке мы познакомимся со строением клетки.

Фрагмент видеоурока http://interneturok.ru

Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем.

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

IV. Формирование новых знаний и умений

Класс делиться на 5-6  групп.

Каждому ученику в группе дается индивидуальное задание (приложение 2)

Подходит к учащимся дает рекомендации. Помогает разобраться, если, что-то непонятно.

После того, как учащиеся выполнят задания. Им предлагается создать новые группы. Все кто изучал ядро объединяются в одну группу, оболочку во вторую и т.д.  

Выдается творческое задание (приложение 3)

Физминутка (танец маленьких утят)

После изучения строения клетки и выполнения творческого задания ребятам предлагается выполнить  аппликацию клетки и указать все органоиды клетки

Выполняют задания (используют текст параграфа и дополнительную литературу). Делают записи.

Обсуждают изученный материал. Дополняют друг друга.

Каждый ученик в своей группе рассказывает о той части клетки, которую изучал.

Выполняют задание (приложение 2)

Выполняют творческое задание аппликацию

Параграф 7,

Рис.20

Параграф 7, рис. 18 и 19

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности.

Познавательные:

объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами,

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации.

Коммуникативные:

 добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи.

V. Закрепление и обобщение полученных знаний.

- Используя текст параграфа и знания полученные в ходе урока составьте схему строение растительной клетки:

Строение клетки

Заполняют таблицу

Параграф 7

Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему)

Коммуникативные: самостоятельно организовывают работу.

VI. Этап информации о домашнем задании

Изучить параграф. Ответить на вопросы

Записывают домашнее задание в дневники

Параграф 7, вопрос 2-3

Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок.

VII. Подведения итогов урока

Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.

VIII. Рефлексия

Выберите начало высказывания и продолжите его:

Значения: и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

высказывание

Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.

Коммуникативные: формулируют свое мнение.

Приложение 2

к технологической карте урока «Строение клетки»

Индивидуальное задание для каждого ученика в группе

Первый ученик изучает строение и функции оболочки Параграф 7 стр. 34- 35 рис20

Второй ученик изучает строение и функции ядра и ядрышка Параграф 7 стр. 36 рис20

Третий ученик изучает строение и функции цитоплазмы Параграф 7 стр. 35- 36  рис20

Четвертый ученик изучает строение и функции вакуолей Параграф 7 стр. 34- 35  рис20

Пятый ученик изучает строение и функции хлоропластов Параграф 7 стр. 37  рис 21

        

Приложение 3

к технологической карте урока «Строение клетки»

Творческое задание на группу

  1. Вырезать из бумаги части клетки, на картоне сделать аппликацию клетки
  2. Подписать все части клетки.

http://www.viniecotech.com/products/bio_cell_bg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"

Открытый урок  учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить  представления о ...

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."

Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...