Обобщение и повторение по теме "Грибы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Легочева Елена Николаевна

Тема урока: Обобщение знаний по теме "Царство Грибы"

Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала. 

Цель урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по  теме: «Царство грибы».

Задачи урока:

·         обучающие: обобщить и закрепить полученные знания об общих признаках грибов, расширить знания о строении, жизнедеятельности и многообразии  грибов, их значении в природе и жизни человека;  

·         развивающие: развивать умение обобщать, анализировать и систематизировать знания  по теме,  делать выводы, работать в группе, работать с текстом,  развивать практические умения работы с микроскопом,  умение осознавать полезность получаемых  знаний и умений;

·         воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе,  к своему здоровью,  культуру речи и  общения на уроке.

Ожидаемые результаты :

Предметные

  • Учащиеся знают основные понятия по теме « грибы»
  • Учащиеся  умеют распознавать клетки живых организмов, знают  отличительные признаки грибов, особенности строения грибов
  • Учащиеся умеют объяснить роль грибов в системе живых организмов

Метапредметные

  • Учащиеся используют полученные знания для объяснения положения грибов  среди живых организмов
  • Учащиеся умеют вести диалог и выражать свои мысли

Личностные

  • Учащиеся знают  о влиянии грибов на здоровье людей
  • Учащиеся умеют работать самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx776.95 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx735.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающее повторение по теме «Грибы»

Предмет: биология

Целевая аудитория:  учащиеся  7-го класса

Тема урока: Обобщение знаний по теме "Царство Грибы"

Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала. 

Место урока в теме: заключительный урок. (6 –й, заключительный урок в разделе «Грибы»)

Цель урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по  теме: «Царство грибы».

Задачи урока:

  • обучающие: обобщить и закрепить полученные знания об общих признаках грибов, расширить знания о строении, жизнедеятельности и многообразии  грибов, их значении в природе и жизни человека;  
  • развивающие: развивать умение обобщать, анализировать и систематизировать знания  по теме,  делать выводы, работать в группе, работать с текстом,  развивать практические умения работы с микроскопом,  умение осознавать полезность получаемых  знаний и умений;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе,  к своему здоровью,  культуру речи и  общения на уроке.

Ожидаемые результаты :

Предметные

  • Учащиеся знают основные понятия по теме « грибы»
  • Учащиеся  умеют распознавать клетки живых организмов, знают  отличительные признаки грибов, особенности строения грибов
  • Учащиеся умеют объяснить роль грибов в системе живых организмов

Метапредметные

  • Учащиеся используют полученные знания для объяснения положения грибов  среди живых организмов
  • Учащиеся умеют вести диалог и выражать свои мысли

Личностные

  • Учащиеся знают  о влиянии грибов на здоровье людей
  • Учащиеся умеют работать самостоятельно

Средства обучения :

Мультимедийный комплекс .

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный (демонстрация презентации, работа с рисунками,);
  • практический (определение представителя царства грибов по микропрепаратам,  вопросы практического применения знаний о грибах).
  • частично-поисковый (эвристическая беседа);
  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).
  • стимулирования и мотивации учения (лабиринт, создание ситуаций успеха);
  • самоконтроля (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания).

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная (демонстрация презентации, беседа, лабиринт, решение задачи  и др.)
  • групповая (выполнение заданий в малых группах, обсуждение проблемных вопросов)

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока

Актуализация знаний

Устно:

1. Какие организмы относятся к прокариотам?

2. Какие организмы относятся к эукариотам?

3. Назовите основные функции ядра?

4. Какие царства живой природы вы знаете?

5. Назовите по два признака живых организмов различных царств…

- Я составила слово «биология», используя словаяблоня, лисичка, мох, хлоропласт, рожь, ягель, тигр, ряска .

По аналогии соберите новое слово, связанное с темой нашего урока, используя данный ряд: 

Жгутики

Грибница

Гиф

Обабка

(по вторым буквам слов собирается слово «гриб»).

- Какое слово у вас получилось? Кто такие грибы? Какие живые организмы мы относим к грибам?

Девиз урока: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» Гёте.

Записывают в тетрадях число и тему урока.

Практическая работа:

Сегодня выставляя микроскопы и готовя микропрепараты для урока, я наткнулась на ряд стекол, на которых отсутствовали этикетки.

Давайте вместе попробуем разобраться, что это за объекты, к какому царству живой природы они относятся?

Перед началом работы, обратимся к инструкции «Правила работы с микроскопом».

 

микроскоп.png

1. Настроить освещение.

 

2. На предметный столик поместить препарат так, чтобы луч света просвечивал его, и прикрепить зажимами.

 

3. Смотря в микроскоп, винт поворачивать в сторону от себя, чтобы предметный столик отдалялся от объектива, пока не появится чёткое изображение предмета. (Если вращать винт в противоположном направлении, то можно повредить препарат или объектив).

 

4. Рассматривая на малом увеличении (увеличение объектива 4х), найти место, где образец является наиболее тонким, т.е. где клетки расположены в один слой.

 

5. Поставить большее увеличение объектива и рассмотреть препарат. Настроить чёткость изображения.

  

7. После просмотра убрать препарат. Микроскоп поставить малым объективом вниз, выключить свет.

По мере рассмотрения микропрепаратов, вам необходимо заполнить таблицу, которая лежит у вас на столах

Признак

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

Клеточная стенка

Вакуоль

Хлоропласты

Резервный углевод

Тип питания

Организация наследственного материала

Органоиды движения

Приступаем к работе…….

И так, что вы можете сказать, что вы увидели?

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\урок\PX09-013d.jpg  C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\урок\2054024757-15043F4B6A51E2B4D09.jpg  C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\урок\2c4fd852371d2833ddab7f3b7a51a981.jpg

Какие общие признаки клеток грибов, животных, растений?

К общим признакам живых организмов можно отнести

  • единство химического состава клеток,
  • сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке,
  • сходные процессы деления клеток и кодирование информации при помощи нуклеиновых кислот.

Особенности клеток грибов, животных, растений?

Хотя клетки разных эукариот имеют общие черты в строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных заметно различаются. Они возникли в процессе эволюции, в связи с различными условиями существования и легли в основу классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.

По ходу изучения микропрепаратов вы заполняли таблицу, давайте проверим, что у вас получилось…..

Признак

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

Клеточная стенка

+ (клетчатка)

-

+ (хитин)

Вакуоль

+

-

- (или несколько мелких)

Хлоропласты

+

-

-

Резервный углевод

крахмал

гликоген

гликоген

Тип питания

автотрофный

гетеротрофный

Гетеротрофы, сапротрофы

Организация наследственного материала

эукариоты

эукариоты

эукариоты

Органоиды движения

Жгутики, реснички

Жгутики, реснички, ложноножки

-

Теперь давайте заполним пробелы в тексте. По цепочке читаете, вставляете пропущенное слово….

1.Мертвыми органическими веществами питаются грибы - …………...2.Питаются за счёт других живых организмов грибы - ……….3. Плодовое тело шляпочного гриба образовано …………....и ……………

4. Главная часть каждого гриба - …………..5. Мицелий гриба состоит из …………..6. Грибы питаются готовыми …………веществами.7.По строению мицелия (одно- или многоклеточный) и по времени его жизни грибы подразделяются на …………………… 8.Дрожжи размножаются …………. 9. Споры пеницилла образуются в специальных органах - ………..10. Мукор и пеницилл относят к ………… грибам. 11. Запасной углевод грибов - ……. 12.Грибковые заболевания человека и животных называются ………..13. Наиболее ядовитым грибом в наших широтах является……………………… 14. Бледная поганка, мухомор, желчный гриб - …………..

Молодцы!

ГРИБНЫЕ ЗАГАДКИ Много загадочных явлений связано с грибами. Вот одно из них.    Еще в старину люди заметили, что грибы растут по кругу, в центре такого круга, земля голая, будто выжженная, и на ней не растет ничего. В Голландии эти круги, считали местом, где черти сбивают масло, в России - местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету название - «ведьмины круги». Поэтому грибы с таких полянок не только не собирали, но и старались уйти подальше.  

(Предлагается учащимся самим ответить на этот вопрос, если ответа нет, продолжить)

Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине. В центре круга не растут растения, так как  грибница забирает почти всю воду и питательные вещества, которыми питаются и растения. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.                                                         

http://slavyanskaya-kultura.ru/images/photos/medium/article11042.jpghttp://gribu.ru/sites/default/files/slovo/vedmin_krug-1.jpg

- А теперь давайте с вами подведем итог, определим, как вы усвоили тему, у вас на столах лежат биологические лабиринты, вам необходимо пройти этот нелегкий путь и найти выход (по мере прохождения лабиринта, вы заштриховываете квадратики – свой путь). Начало – красная точка.

Лабиринт по теме «Грибы»

Молодцы, вы хорошо/отлично справились с заданием, а теперь давайте проанализируем урок:

Рефлексия. Оцените себя… вы готовы к контрольной работе по теме «Грибы», которую вам предстоит выполнить на следующем уроке.

(Что нужно повторить………, те у которых не получилась «5» в лабиринте) 

Домашнее задание : Найдите интересные сайты о грибах и запишите их.

На этом наш урок закончен. Желаю вам успехов в изучении биологии, получении новых знаний. Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«биология» используя слова : яблоня, лисичка, мох, хлоропласт, рожь, ягель, тигр, ряска . «…………» используя слова : жгутик, грибница, гифы, обабка.

Слайд 2

Девиз урока: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» Гёте

Слайд 3

Обобщение и систематизация знаний по теме «Грибы» 26.10.16г.

Слайд 5

Признак Клетки растений Клетки животных Клетки грибов 1.Клеточная стенка 2.Вакуоль 3.Хлоропласты 4.Запасной углевод 5.Тип питания 6.Наследственный материал 7.Органоиды движения

Слайд 6

? ? ? №1 №2 №3

Слайд 7

Признак Клетки растений Клетки животных Клетки грибов 1.Клеточная стенка есть из клетчатки нет есть из хитина 2.Вакуоль есть нет есть 3.Хлоропласты есть нет нет 4.Запасной углевод крахмал гликоген гликоген 5.Тип питания автотрофы гетеротрофы гетеротрофы сапротрофы паразиты 6.Наследствен ный материал эукариоты эукариоты эукариоты 7.Органоиды движения жгутики и реснички жгутики и реснички жгутики и реснички

Слайд 8

Заполните пробелы: 1.Мертвыми органическими веществами питаются грибы -. ... 2.Питаются за счёт других живых организмов грибы - …. 3. Плодовое тело шляпочного гриба образовано …... и ……4 . Главная часть каждого гриба - …………..5. Мицелий гриба состоит из …………..6. Грибы питаются готовыми …………веществами.7.По строению мицелия (одно- или многоклеточный) и по времени его жизни грибы подразделяются на …………………… 8.Дрожжи размножаются …………. 9. Споры пеницилла образуются в специальных органах - ………..10. Мукор и пеницилл относят к ………… грибам. 11. Запасной углевод грибов - ……. 12.Грибковые заболевания человека и животных называются ………..13. Наиболее ядовитым грибом в наших широтах является……………………… 14. Бледная поганка, мухомор, желчный гриб - …………..

Слайд 9

« Ведьмины круги»

Слайд 10

Домашнее задание : Найдите интересные сайты о грибах и запишите их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и повторение по теме «Имя прилагательное».

Русский язык 6 класс.Конспект занятия...

Урок обобщения и повторения по теме: «Четырёхугольники».

Урок обобщения и повторения по теме:«Четырёхугольники», 8 класс , геометрия  с использованием ИКТ. Применяется на заключительном этапе изучения темы "Четырёхугольники"....

Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Урок-викторина    «Обобщение и повторение  материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»Цель урока:повторение и обобщение знаний по темам:«Над...

Урок обобщения и повторения по теме "Местоимения"

Нетрадиционный урок в форме игры КВН...

Обобщение и повторение по курсу черчения

Конспект урока  по черчению в 9 классе "Обобщение и повторение по курсу черчения"...

Обобщение и повторение знаний по химии курса 9 класса через знакомство с биографией Й. Я. Берцелиуса

Представлен урок повторения и обобщения материала по химии курса  9 класса через знакомство с биографией шведского химика Й.Я. Берцелиуса, который внёс огромный вклад в развитие...

Урок обобщения и повторения по теме "Народное хозяйство России"

Первая часть - структура и ход урока, вторая часть - мультимедийное приложение (слайды с заданиями)....