Обобщение и повторение по теме «Имя прилагательное».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
6 класс.
Обобщение и повторение по теме «Имя прилагательное».
Цель: обобщить и привести в систему полученные знания по теме «Имя прилагательное», их навыки и умения, продолжить развивать устную и письменную речь учащихся.
Задачи:
- обеспечить в ходе урока повторение изученного материала;
- продолжить формирование навыков и умений по разбору предложений;
- продолжить формирование навыков планирования ответа и сочинения, работы с книгой, умения быстро читать и писать;
- развивать у учащихся умение выделять главное, обобщать в изучаемом материале, логически излагать свои мысли;
- развивать самостоятельность учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к родной природе.
Оборудование: опорные схемы, таблицы, репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».
Ход урока.
I. Работа с текстом.
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
( И. С. Соколов-Микитов. )
— Прочитайте и озаглавьте текст.
— А какое время года сейчас?
— Из данного текста назовите все имена прилагательные.
— Что называется именем прилагательным?
— Какую форму могут иметь имена прилагательные? ( Полную и Краткую.)
— Назвать разряды прилагательных.
— Выписать из текста имена прилагательные по разрядам.
II. Синтаксический разбор предложения.
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес!
III. Проверка домашнего задания.
1 ряд. | 2 ряд. | 3 ряд. |
Пословицы и поговорки с краткими прилагательными. | Отрывки из стихотворений с именами прилагательными. | Загадки с именами прилагательными. |
IV. Работа с перфокартами.
— Как определить окончание у прилагательного?
В студен□ зимн□ пору, в дремуч□ лесу, при хорош□ погоде, январск□ вечером, при легк□ свеж□ ветерке, при вечерн□ заре, утренн□ заморозки, заяч□ следом, серебрян□ зимы.
V. Эстафета
— Какие суффиксы прилагательных пишутся с -Н-, с -НН-?
— Сколько Н пишется в кратких прилагательных?
— Как отличить прилагательные с суффиксом -К- от прилагательных с суффиксом -СК-?
1 в. | 2 в. | 3 в. | 4 в. | 5 в. | 6 в. |
-Н- | -ИН- | -АН-, -ЯН- | -ЕНН-, -ОНН- | -К- | -СК- |
VI. Работа с сигнальными карточками.
— Когда в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих пишется О, а когда Е?
Пунцовая заря, грошовая вещь, кучевые облака, хорошего друга, образцовая гостиница, дворцовая площадь, сторожевая башня, грушевая вода, свежей зеленью, ключевая вода, большой человек, в чужой стороне.
VII. Графический диктант.
— Рассказать о правописании НЕ с прилагательными
- Все сгущается сумрак в холодном, неуклюжем вагоне. +
- Гроза была недолгая, и снова опять засияло солнышко. +
- Может быть фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая. –
- Дорога привела нас к невысокому обрыву. +
- Падали листья, но они были не золотые, а сероватые, с лиловыми прожилками. –
- Далеко не веселая песня слышалась вдали. –
- Небо, ельник и песок – невеселая дорога. +
- Стой, ямщик! Жара несносная, дальше ехать не могу. +
- Еще утром это была незнакома, чужая станция. +
- Васютка уже видел, что это не обыкновенный пароход, а двухпалубный пассажирский теплоход. –
VIII. Домашнее задание.
Контрольные вопросы на стр. 140 – 141, упр. 338.
IX. Итог.
- Правописание какой части речи мы сегодня повторяли на уроке?
- Слово учителя:
— Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки, – в художественной литературе прилагательные получают дополнительные значения – «озарять предметы», по меткому выражению критика XIX века Боткина В. П.
— Как называются эти прилагательные?
— Запись на доске.
Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая известный нам предмет.
X. Составление небольших рассказов по картине И. И. Шишкина «Зима», используя красочные прилагательные.
А теперь составим и запишем небольшие рассказы по картине И. И. Шишкина «Зима».
— Мальчиком И. И. Шишкин целыми днями бродил по лесу. Деревья стали его друзьями. Он полюбил и понял природу. Она сделалась навсегда героем его картин.
— Запишите свои рассказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".
Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...
Урок в 5 классе по теме "Повторение по теме "Имя прилагательное""
Задачи урока:Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеж...
Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией
Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...
конспект урока на тему : «Повторение по теме «Имя прилагательное»
конспект урока на тему : «Повторение по теме «Имя прилагательное»...
Обобщение и повторение по теме "Имя прилагательное" за 5 класс
Разработка урока в соответствии с ФГОС ООО (применение системно-деятельностного подхода в обучении)...