Урок по биологии в 7 классе «Общая характеристика водорослей»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Авторы В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Методический материал включает конспект урока, презентацию и карточки для работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 7 классе

«Общая характеристика водорослей»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемое оборудование: Таблица «Водоросли», ПК, презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки для самооценки учащихся, фотографии водорослей, гербарии.

Краткое описание урока

Данный урок является вторым уроком в теме «Царство растения» после изучения общей характеристики растительных организмов. В ходе работы на уроке учащиеся должны познакомиться с общей характеристикой водорослей, их значением, особенностями строения и жизнедеятельности.

Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, их значением.

Задачи:

1. Общеобразовательные:

  • выяснить особенности внешнего строения водорослей;
  • показать особенности клеточного строения водорослей;
  • раскрыть особенности размножения и развития водорослей;
  • показать значение водорослей в природе и жизни человека;
  • дать представление о систематике водорослей;
  • формировать умение вести научный диалог;
  • совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом;
  • продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения. 

2. Развивающие - продолжить развивать умения учеников:

  • выделять главное из полученной информации, видеть проблему, делать  выводы;
  • работать в группах;
  • выступать перед аудиторией;
  • анализировать ответы одноклассников.

3. Воспитательные – продолжить прививать:

  • коммуникативные умения и навыки;
  • активную жизненную позицию, любознательность;
  • эстетическую и экологическую культуру;
  • интерес и бережное отношение к природе.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

  1. Организационный этап

Вступительное слово учителя – настрой на предстоящую работу.

Подготовка класса к уроку.

Личностные: самоопределение Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний по домашнему заданию.

Ответы на вопросы презентации; индивидуальная работа по карточкам; взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение с целью выявления соответствия и несоответствия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Формулирование темы и цели урока

Предлагает обучающимся рассмотреть материалы на партах, определить тему и  цель урока.

Обобщает и уточняет ответы обучающихся.

Рассматривают раздаточный материал, высказывают свои предположения.

Формулируют тему и цель урока.

Регулятивные: целеполагание 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

  1. Постановка учебных задач

Предлагает составить задачи на данный урок.

Помогает обучающимся в постановке учебных задач.

Формулируют задачи,  озвучивают их и согласовывают.

Регулятивные: планирование Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы

Коммуникативные: постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Помогает найти ответы.

Работа в парах по решению проблемной ситуации.

Каждая пара работает над своей проблемой, самостоятельно находя ответы в различных источниках информации.

Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: восприятие текстов публицистического и официально-делового стилей, определение основной и второстепенной информации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Анализ выполнения работы обучающимися

Предлагает выступить группам с отчётом о проделанной работе.

Комментирует выступления, обобщает ответы обучающихся.

Показывает видеофрагмент.

Выступают с результатами проделанной работы.

Слушают товарищей, обсуждают, корректируют.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Познавательные: структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, анализ, доказательство Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

  1. Первичное закрепление

Проверяет осознанность ситуации.

Совместно выполняют упражнение на проверку новых знаний.

Регулятивные: саморегуляция, контроль и коррекция

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

  1. Оценивание работы

Предлагает оценить свою работу на уроке и работу товарищей по группе.

Участвуют в оценивании своей работы и взаимооценке.

Личностные: смыслообразование

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: оценка действий партнера

  1. Домашнее задание

Предлагает обучающимся самим выбрать домашнее задание.

Выбирают и записывают домашнее задание в дневники.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи

10. Рефлексия учебной деятельности

Предлагает проанализировать проделанную работу. Организует рефлексию.

Соотносят задачи и результаты урока.

Высказывают своё отношение к уроку.

Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные: рефлексия, анализ

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Ход урока.

1. Организационный момент

Слайд  1

Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я надеюсь, что вы подарите им хорошее настроение - постарайтесь быть внимательными, активными, доброжелательными. Желаю всем успешной работы.

Перед вами листы самоконтроля. Сегодня второй урок по теме – выставьте, пожалуйста, себе отметку за знание того материала, который был задан на дом. (Ученики оценивают себя за подготовку домашнего задания).

2. Актуализация знаний

К листам самоконтроля мы ещё вернёмся. Что же всё-таки было задано на дом? Какую новую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Ответы детей).

Правильно, мы с вами начали изучать новое царство живой природы – царство Растений.

Слайд  2

Давайте все вместе вспомним некоторые сведения об этом удивительном царстве. Итак, дополните предложения. (Работа со слайдом 2).

Слайд  3

Ну а теперь индивидуальная работа - на выданных листах требуется написать то, что объединяет все растения – то есть их основные признаки. Для опроса домашнего задания даю 3 минуты. (Учащиеся письменно дают ответы).

А теперь передайте свои ответы товарищам по парте, проверьте работу и выставьте на карточке взаимные оценки. (Учащиеся сдают карточку товарищу и проверяют друг у друга ответы).

Поднимите руки, кто получил «5», у кого «4», у кого «3»? Отличные оценки не у всех, поэтому полезно будет ещё раз повторить основные признаки растений.

Слайд  4

Ну что ж, ребята, домашнее задание мы проверили. Теперь пришло время изучения новой темы.

Для изучения чего-то нового обязательно должен быть положительный настрой, бодрость духа и уверенность в успехе. Какое у вас настроение? Справитесь? Готовы к изучению неизвестного? (Ответы детей).

Молодцы! А вот я чувствую себя не очень уверенно. Последнее время со мной происходят какие-то непонятные вещи, которые портят настроение. Вот, например, вчера я заметила, что забор у моего дома, который я летом весь отмыла, снова покрылся слоем грязи. Да и грязь какая-то необычная – не коричневая, а зелёная. То есть мой красный забор вдруг позеленел!

А сегодня я хотела полить цветы в кабинете и взялась за банку с прудовой водой. Посмотрите, что произошло с водой – она позеленела! Я даже не знаю теперь – можно ли ей поливать цветы? Вдруг вода протухла и в ней завелась гниль, которая погубит цветы? И не вредно ли это для комнаты, в которой стояла банка? Вот такие мысли у меня в голове…

Слайд  5

Может, у вас есть ответы на эти вопросы?

Я вижу, что пока вы затрудняетесь мне помочь, поэтому продолжим урок. А какая у него будет тема – вы должны выяснить сами, используя тот раздаточный материал, который имеется на каждой парте для подсказки. Вы можете им воспользоваться и предложить тему урока.

3. Формулирование темы и цели урока

Слайд  6

(Дети изучают раздаточный материал и предлагают формулировку темы).

Слайд  7

Вы правильно решили, что разговор сегодня на уроке пойдёт о водорослях. Давайте назовём урок: «Общая характеристика водорослей».

Слайд  8

Что подразумевает данная тема? Ещё раз посмотрите на неё и попробуйте назвать цель урока. (Ответы детей).

Слайд  9

Правильно, нам предстоит узнать о строении, жизнедеятельности и значении водорослей. Поэтому цель будет звучать так: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности водорослей, их значением.

4. Постановка учебных задач

Слайд  10

Ну а теперь попробуйте назвать, что конкретно нужно сделать для достижения нашей цели, то есть попробуйте сформулировать задачи урока. (Ответы детей).

Слайд  11

Итак, подведу итог сказанному. Вы назвали следующие задачи:

  • познакомиться с образом жизни и строением водорослей;
  • изучить особенности их питания и дыхания;
  • изучить способы размножения водорослей;
  • выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.

Всё правильно. А от себя я добавлю, что ещё на этом уроке вы будете продолжать учиться:

  • работать с текстом и выделять самое главное;
  • выступать перед слушателями;
  • работать в парах;
  • делать анализ  и самоанализ ответа.

5. Построение проекта выхода из затруднения

Итак, задачи вы перед собой поставили. А как вы будете искать ответы? Подумайте, где можно взять эту информацию? (Ответы детей). Успеет ли один человек за урок столько материала сам найти и изучить? Как это удобнее сделать?

Я согласна с вами, что будет лучше поделить наши задачи между парами. Каждая пара учащихся будет заниматься своей проблемой, советоваться, находить ответы. А потом представитель каждой пары познакомит одноклассников с тем, что изучил сам.

Выбирайте, пожалуйста, кто за какую задачу возьмётся. А я вам в помощь выдам те вопросы, на которые вам нужно найти ответы и раздаточный материал с нужной информацией. (Ученики выбирают проблему, а учитель выдаёт карточки с вопросами по каждой задаче урока).

Задача урока

Вопросы

1

Познакомиться со строением водорослей

  • К какому царству относятся водоросли?
  • Когда появились первые водоросли?
  • Какими могут быть размеры водорослей?
  • Из скольких клеток состоит одна водоросль?
  • Где обитают водоросли?
  • Почему водоросли относятся к низшим растениям?
  • Как называется тело водоросли?
  • Из каких частей состоит клетка водоросли?
  • Что такое хроматофор?

2

Изучить особенности питания и дыхания водорослей

  • Какой тип питания у водорослей?
  • Что такое автотрофы?
  • Что необходимо водорослям для процесса фотосинтеза?
  • В какой части клетки идёт фотосинтез?
  • Все ли водоросли питаются автотрофно?
  • Какие водоросли являются гетеротрофами и почему?
  • Как происходит процесс дыхания у водорослей?
  • Как называется такой тип дыхания?

3

Изучить способы размножения водорослей

  • Какие два пути размножения есть у водорослей?
  • Что такое бесполое размножение?
  • В каких условиях происходит бесполое размножение?
  • Какие виды бесполого размножения есть у водорослей?
  • Чем зооспоры отличаются от спор?
  • В каких условиях происходит половое размножение?
  • Как происходит половое размножение?
  • В чём преимущество полового размножения перед бесполым?

4

Выяснить значение водорослей в природе и жизни человека

  • Все ли водоросли зелёного цвета?
  • Почему снег в горах бывает красным, зелёным или жёлтым?
  • Назовите положительную роль водорослей для природы.
  • Какова положительная роль водорослей для человека?
  • Есть ли у водорослей отрицательная роль?

Слайд  12

Вам даётся не более 7 минут для изучения проблемы. Можно записывать все ответы прямо на своей карточке. Работать постарайтесь дружно. После выполнения задания представитель от каждой группы выйдет к доске и расскажет нам о результатах своей работы. (Работа в парах).

6. Анализ выполнения работы обучающимися

Ну а теперь давайте заслушаем, что у вас получилось. Те, кто будет слушать, постарайтесь записать ответы на своих карточках, и тогда вся основная информация о водорослях у вас будет собрана.

Слайд  13 (Выступления учеников).

Слайд  14 (Выступления учеников).

Слайд  15 (Во время ответа про половое размножение учитель показывает видеофрагмент).

Слайд  16 (Выступления учеников).

Оказывается, нет ничего невозможного – на все вопросы можно найти ответы. Может, вы и мне сможете помочь найти ответы на непонятные вопросы? Вот они.

Слайд  17

  • Почему красный забор летом позеленел?
  • Почему вода в банке стала зелёной?
  • Можно ли такой водой поливать цветы?
  • Не вредит ли комнате банка с зелёной водой? А может, принесёт пользу?

Молодцы, ребята! Все проблемы разрешили. Значит, пришло время изученный материал закрепить. Встаньте все, пожалуйста.

7. Первичное закрепление

Я вам предлагаю поиграть в мяч. Отвечать будет тот, кому достался мяч. После ответа ученик отдаёт мяч учителю. Итак, начали.

Слайд  18

  • Водоросли – древнейшие представители царства …?
  • Водорослей относят к низшим растениям, так как у них нет…?
  • Тело водорослей называется …?
  • Водоросли могут быть одноклеточными и …?
  • По способу питания водоросли называются …?
  • Размножаются водоросли каким путём?
  • Они широко распространены в природе. Могут обитать где?
  • Водоросли имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу…?
  • При этом поглощают из воздуха…?
  • Водоросли используются и животными, и человеком в качестве…?

8. Оценивание работы

Слайд  19

Молодцы, ребята. Я считаю, что материал урока вы действительно усвоили. Ну а теперь пришло время оценивания. Откройте, пожалуйста, листы самоконтроля. Отметку себе за домашнее задание вы выставляли. Я вам выставлю отметки за письменные ответы по карточкам. Осталась взаимооценка. А так как вы работали в парах, оцените работу своего товарища и выставьте оценки друг другу.

9. Домашнее задание

Слайд  20

Ну а теперь откройте, пожалуйста, дневники. Как вы думаете, какое же домашнее задание можно выполнить после проделанной нами работы? (Ученики предлагают варианты домашнего задания).

Слайд  21

 

Итак, ребята, выбор за вами (показать слайд). Определите, что вы будете делать и запишите в дневники домашнее задание.

10. Рефлексия учебной деятельности

Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к задачам урока и проанализируем, всё ли мы выполнили?

И требуется не просто сказать «да» или «нет», но и напомнить всем присутствующим, как решена данная задача.

Слайд  22 (Ответы учеников).

Молодцы, ребята. Вы всё успели и со всем справились. А за хорошую работу я вам предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент «Пруд зацвёл». Во время просмотра вы сможете познакомиться с некоторыми водорослями чуть ближе. (Просмотр видеоролика).

Из видео вы поняли, что зелёная водоросль хлорелла - без жгутиков, имеет шарообразную форму.

Слайд  23 

Именно хлореллами я вам и предлагаю заселить наш нарисованный пруд, чтобы выразить своё отношение к данному уроку. Посмотрите, пожалуйста, на слайд - определитесь, какая эмоция соответствует сегодня вашему настроению на уроке и дорисуйте своей сказочной хлорелле рот (какой считаете нужным). А после можно выйти и прикрепить смайлик на пруд. (Ученики выполняют задание).

Ну что ж, я рада, что наш пруд оказался заполнен такими «весёлыми» хлореллами. Спасибо всем за работу. Урок закончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Познакомиться со строением водорослей

  • К какому царству относятся водоросли?
  • Когда появились первые водоросли?
  • Какими могут быть размеры водорослей?
  • Из скольких клеток состоит одна водоросль?
  • Где обитают водоросли?
  • Почему водоросли относятся к низшим растениям?
  • Как называется тело водоросли?
  • Из каких частей состоит клетка водоросли?
  • Что такое хроматофор?

Изучить особенности питания и дыхания водорослей

  • Какой тип питания у водорослей?
  • Что такое автотрофы?
  • Что необходимо водорослям для процесса фотосинтеза?
  • В какой части клетки идёт фотосинтез?
  • Все ли водоросли питаются автотрофно?
  • Какие водоросли являются гетеротрофами и почему?
  • Как происходит процесс дыхания у водорослей?
  • Как называется такой тип дыхания?

Изучить способы размножения водорослей

  • Какие два пути размножения есть у водорослей?
  • Что такое бесполое размножение?
  • В каких условиях происходит бесполое размножение?
  • Какие виды бесполого размножения есть у водорослей?
  • Чем зооспоры отличаются от спор?
  • В каких условиях происходит половое размножение?
  • Как происходит половое размножение?
  • В чём преимущество полового размножения перед бесполым?

Выяснить значение водорослей в природе и жизни человека

  • Все ли водоросли зелёного цвета?
  • Почему снег в горах бывает красным, зелёным или жёлтым?
  • Назовите положительную роль водорослей для природы.
  • Какова положительная роль водорослей для человека?
  • Есть ли у водорослей отрицательная роль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"

Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свой...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

План урока по биологии 5 кл. Пасечник "Многоклеточные водоросли"

Конспект урока "Многоклеточные водоросли" по программе В.В. Пасечник создан с учетом технологии развития критического мышления. Прилагается технологическая карта....

Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов

Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов в соответствии требованиями ФГОС...

Разработка урока географии в 7 классе "Общая характеристика России"

Урок географии в 7 классе разработан по УМК – О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Цель:  Изучить основные черты географического положения, природу  России и выявить их в...

Рабочая программа по биологии. 11 класс «Общая биология» В.В.Пасечника и др.

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 11 класса «Общая биология» В.В.Пасечника и др., составленной на основе федерального компонента госуд...