Рабочая программа и КТП 6 класс по биологии в соответствии с ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Данная рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования для обучающихся в общеобразовательном классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: Живой организм. 6 кл., учебник/ Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. -М.:Дрофа,2014. – 174, [2] с., рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 6 класс | 70.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры
Утверждена приказом директора МАОУ СОШ № 7 г.Когалыма от «______»__________№___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет
БИОЛОГИЯ
6 класс
г.Когалым
Паспорт календарно-тематического планирования
Согласовано руководитель ППС учителей естественно-научного цикла ____________._/__________ «___» ___________ 20___г. | Утверждено зам.директора по УВР _____________./_________ «___» _________ 20___г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
класс:6
Учитель: Гаджимустафаева Т.Ш.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Количество часов в неделю по учебному плану – 1ч.
Всего количество часов в году по плану – 35 ч.
Количество обязательных контрольных работ – 3
Количество обязательных лабораторных работ – 8
Учебное пособие для учащихся: Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2016.
Планирование составлено на основе школьной рабочей программы по биологии (приложение к основной образовательной программе, утвержденной 15.05.2015 на заседании педагогического совета, протокол № 4).
КТП по биологии составлено с учетом плана работы инновационной площадки школы. Практико-ориентированная модель непрерывного этно-экологического образования «Музей-эксплораториум «Мок Мокен» (хант. – «Будущее – детям») по реализации регионального - этно-экологического компонента.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования для обучающихся в общеобразовательном классе на основании следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах Федерального базисного учебного плана».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5—9 классы автор Н.И. Сонин. издательство Дрофа. 2014г.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: Живой организм. 6 кл., учебник/ Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. -М.:Дрофа,2014. – 174, [2] с., рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Цели обучения:
- Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
- Формирование целостной научной картины мира;
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- Знать: основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение); химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ; особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток; строение ядерной клетки, основные функции её органоидов; типы деления клеток, их роль в организме; особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов; основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие); характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС
(1 час х 35нед. = 35 час.)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Тип урока | Количество часов | Универсальные учебные действия | Контрольные, лабораторные, практические, самостоятельные работы | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов | 10 | ||||||
1 | Многообразие живых организмов, их основные свойства | Урок повторения | 1 | Познавательные УУД. Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания. Регулятивные УУД. Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные УУД. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы. Личностные УУД. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |||
2 | Строение растительной и животной клетки. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД. Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Регулятивные УУД. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями). Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Л\р.№1 «Строение клеток живых организмов». | ||
3 | Деление клетки. Митоз. Мейоз и их биологическое значение. | Урок «открытия» нового знания | Познавательные УУД. Умеют заменять термины определениями. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Строят логические цепи рассуждений Регулятивные УУД. Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Коммуникативные УУД. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Личностные УУД. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Демонстрируют способность к эмпатии | ||||
Ткани растений и животных | 2 | ||||||
4 | Ткани растений. | Урок рефлексии. | 1 | Познавательные УУД. Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Регулятивные УУД. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД. Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Личностные УУД. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга. | Л\р. №2 «Ткани живых организмов» | ||
5 | Ткани животных | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей. Регулятивные УУД. Выделяют основные характеристики объектов, заданные словами. Коммуникативные УУД. Оценивают достигнутый результат. Личностные УУД. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | |||
Органы и системы органов. | 4 | ||||||
6 | Органы цветкового растения. Корень. Побег. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Регулятивные УУД. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Структурируют знания. Коммуникативные УУД. Планируют общие способы работы. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Личностные УУД. Испытывают любовь и оптимизм к природе и окружающему миру. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | |||
7 | Стебель. Передвижение веществ по стеблю. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД. Называют части стебля. Характеризуют строение и функции органов растения Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Регулятивные УУД. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные УУД. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Личностные УУД. Учатся идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его Доброжелательное отношение к окружающим. | Работа по карточкам | ||
8 | Лист. Цветок. Плоды. | Урок рефлексии | 1 | Познавательные УУД. Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм – это единое целое Регулятивные УУД. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные УУД. Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Личностные УУД. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | |||
9 | Органы и системы органов животных. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме. Регулятивные УУД. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные УУД. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Личностные УУД. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Л/ р №3 «Распознавание органов у растений и животных» | ||
10 | Контрольная работа по разделу «Строение и свойства живых организмов» | Урок развивающего контроля | 1 | Познавательные УУД. Структурируют знания. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Вносят коррективы и дополнения. Коммуникативные УУД. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные УУД. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Письменный индивидуальный контроль. Тестирование | ||
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | 25 | ||||||
Питание и пищеварение | 3 | ||||||
11 | Питание. Особенности питания растительного организма. Урок – презентация «Фотосинтез». | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе. Регулятивные УУД. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Коммуникативные УУД. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД. Формируют экологическое сознание и позитивное отношение к органическому миру. | |||
12 | Особенности питания животных. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД . Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Умеют заменять термины определениями Регулятивные УУД. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Личностные УУД. Есть устойчивый познавательный интерес к становлению смыслообразующей функции познавательного мотива. | |||
13 | Пищеварение и его значение. | Урок развивающего контроля. | 1 | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки пищеварения. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Личностные УУД. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Тестирование | ||
Дыхание | 2 | ||||||
14 | Дыхание растений. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки дыхания Регулятивные УУД: Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Коммуникативные УУД: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Личностные УУД.: Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. | |||
15 | Дыхание животных. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Регулятивные УУД: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные УУД: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Личностные УУД.: Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности. | |||
Передвижение веществ и энергии | 2 | ||||||
16 | Передвижение веществ в растительном организме. | Урок рефлексии. | 1 | Познавательные УУД: Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Регулятивные УУД: Анализируют информацию о процессах протекающих в растении Коммуникативные УУД: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Личностные УУД.: Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. | Л\р. №4 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | ||
17 | Передвижение органически веществ в животном организме. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Раскрывают роль проводящей системы у растений и кровеносной системы у животных организмов. Регулятивные УУД: Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные УУД: Составляют план и последовательность действий. Личностные УУД.: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Позитивная моральная самооценка. Любовь к природе. | |||
Выделение | 2 | ||||||
18 | Выделение у растений, грибов и животных. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно- следственные связи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Коммуникативные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Личностные УУД.: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | |||
19 | Обмен веществ у растений и животных | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Определяют значение выделения в жизни живых организмов. . Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого. Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Личностные УУД.: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Работа по карточкам | ||
Опорные системы | 2 | ||||||
20 | Опорные системы животных. | Урок рефлексии. | 1 | Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Составляют план и последовательность действий. Личностные УУД.: Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Л\р. №5 «Разнообразие опорных систем». | ||
21 | Опорные системы растений. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений. Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы. Личностные УУД.: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | |||
Движение | 2 | ||||||
22 | Движение. | Урок рефлексии. | 1 | Познавательные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Коммуникативные УУД: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД: Осознают ценности здорового и безопасного образа жизни. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | Л\р. №6 «Движение инфузории туфельки». | ||
23 | Движение многоклеточных животных. | Урок рефлексии. | 1 | Познавательные УУД: Учатся определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности, выбирают тему проекта. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его. Личностные УУД: Умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | Л\р. №7 «Особенности передвижения дождевого червя | ||
Регуляция процессов жизнедеятельности | 3 | ||||||
24 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Личностные УУД: Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | |||
25 | Нервная система. Рефлекс, инстинкт | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Регулятивные УУД: Осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Личностные УУД: Формируют основы социально-критического мышления. | |||
26 | Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Осуществляют сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | |||
Размножение | 3 | ||||||
27 | Размножение и его виды. Бесполое размножение. | Урок рефлексии. | 1 | Познавательные УУД: Осуществляют операции анализа, синтеза, сравнении и классификации для решения учебных задач. Регулятивные УУД: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные УУД: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Личностные УУД: Умение конструктивно разрешать конфликты. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Л/р № 8. «Определение всхожести семян» | ||
28 | Половое размножение животных | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД: Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Формируют ответственное отношения к обучению. | |||
29 | Половое размножение растений. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений Регулятивные УУД: Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: Умение слушать учителя, высказывать свое мнение. Личностные УУД: Формируют экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | |||
Рост и развитие | 3 | ||||||
30 | Рост и развитие растений | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Личностные УУД: Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Умеют слушать и слышать друг друга. | |||
31 | Рост и развитие животных организмов. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Демонстрируют приемы работы с информацией: осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию выполнять постановку и формулировать проблему. Регулятивные УУД: Отвечают на поставленные вопросы; оценивают свой ответ, а также работу одноклассников; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя. Коммуникативные УУД: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строят понятное монологическое высказывание, обмениваются в паре, активно слушают одноклассников и понимают их позицию; находят ответы на вопросы, формулируют их. Личностные УУД: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; демонстрируют эстетическое отношение к живым объектам. | |||
32 | Организм как единое целое. | Урок «открытия» нового знания | 1 | Познавательные УУД: Осваивают приемы исследовательской деятельности, организуют свою учебную деятельность; применяют знания при решении биологических задач ; участвуют в групповой работе. Регулятивные УУД: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию. Коммуникативные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личностные УУД: проявляют интерес к новому материалу ,способу решения учебной задачи, способу действий, понимают социальную роль и нравственную позицию ученика. | |||
33 | Обобщающий урок по «Жизнедеятельность организмов» | Урок рефлексии. | 1 | Познавательные УУД: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Регулятивные УУД: Осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план. Личностные УУД: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Развивают навыки обучения. | Работа с тестами | ||
34 | Контрольная работа по разделу «Жизнедеятельность организмов» | Урок развивающего контроля. | 1 | Познавательные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Умеют заменять термины определениями. Регулятивные УУД: Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные УУД: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные УУД: Осознают ценность здорового и безопасного образа жизни. Ответственно относятся к обучению. | Письменный индивидуальный контроль. Тестирование | ||
35 | Итоговый урок. | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
- Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
6. Электронно-образовательные ресурсы:
1) Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Сонин Н.И., Сонина В.И. Дрофа, 2014.
2). 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
3) Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
Список литературы для учителя.
1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 класс Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Москва: Дрофа, 2014.
2. Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
3. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.
4. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.
5. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» 6 класс» - М.: Дрофа, 2012
6. И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2012.
7. В.Н. Кириленкова, Н.И. Сонин «Дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2012.
Список литературы для учащегося.
1. Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
2. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций)
- Ботаника. Электронный атлас для школьника 6-7 «ЧеРо», «Интерактивная линия». 2004
- Растительный мир. 5000 фотографий
- Природа России. Межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения. 2004
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». 2006
- Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение, Новый диск. 2001
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 6 класса по биологии Пономаревой ФГОС
рабочая программа содержит тематическое планирование с большим количеством лабораторных, мне очень удобно. Может показаться, что мало часов в программе, но дети заинтересованы предметом и двигаемся по...
Рабочая программа по географии для 5 кл. в соответствии с ФГОС. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.
Рабочая программа по географии разработана для 5 класса в соответствии с ФГОС. Программа составлена к учебнику "География. Начальный курс 5 класс". Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Ду...
Рабочая программа по географии для 6 кл. в соответствии с ФГОС. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Составитель С.В. Курчинина
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам «Географ...
Рабочая программа и КТП 5 класс по биологии в соответствии с ФГОС
Рабочая программа и КТП 5 класс по биологии в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по курсу «Риторика. Культура речи» в соответствии с ФГОС ООО (5-9-е классы)
Рабочая программа по курсу «Риторика. Культура речи» для второго уровня обучения 5-9 классы. Программа рассчитана на учащихся второго уровня обучения, заинтересованных в освоении куль...
Рабочая программа основного общего образования по литературе в соответствии с ФГОС на основе авторской программы под ред. В.Я.Коровиной
Рабочая программа основного общего образования по литературе составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО (прика...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ...