Рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии (9, 11 класс) на тему
Аннотация
Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе:
· федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
· Примерной программы основного общего образования по биологии , М.:Дрофа,2007.-99 с.
· Программы «Биология 5-11» для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.сост. Г.М.Пальдяева. -3 изд.,стереотип.- М.Дрофа, 2011. – 92, [4]с.
· образовательной программы «СОШ им.Н.А.Самигуллина с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
· Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Самигуллина с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год (Приказ №116 от 31 августа 2016 г.)
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Самигуллина с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Согласно рабочей программы проводится 8 лабораторных работ, которые не оцениваются и являются обучающими и 4 контрольных работ. Виды письменных работ ( лабораторные, контрольные работы) в календарно-тематическом плане выделены жирным шрифтом.
Используемый учебно-методический комплект:
Каменский А.А, Криксунов Е.А., Пасечник В.В Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2010- 304 с. (ГРИФ: Рекомендовано МО РФ).
Цель:
формировать у учащихся знаний об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Задачи:
· овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
· развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитывать позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
· иcпользовать приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Рабочая программа по биологии 11 класса
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Самигуллина с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год на изучение биологии в 11 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю. Согласно рабочей программы проводится 7 лабораторных работ, которые не оцениваются и являются обучающими и 2 контрольных работ. Виды письменных работ ( лабораторные, контрольные работы) в календарно-тематическом плане выделены жирным шрифтом.
Используемый учебно-методический комплект:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2013 г.
Цель курса:
освоить знаний о биологических системах ( вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Задачи:
· проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
· развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;
· воспитывать убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
· использовать приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9_kl.docx | 43.72 КБ |
rabochaya_programma_11_klass._kamenskiy.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара им. Н.А.Самигуллина»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании Согласовано с зам. Утверждаю
МО учителей-предметников директора по УР МБОУ Директор МБОУ «СОШ с.Маскара »
естественного цикла «СОШ с.Маскара » __________ М.В.Хадиев
Протокол №1 от «27» августа 2015 г. _______Аглиуллина М.Ш. Введено в действие приказом
Руководитель МО ______ Гарипова А.И 27 августа 2015 г. №141 от 29.08.2015 г.
Рабочая программа
по биологии для 9 класса основного общего образования
ФИО, должность автора-составителя рабочей программы :Валиева Сирина Мансуровна, учитель биологии и химии.
Год разработки программы 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
- Примерной программы основного общего образования по биологии , М.:Дрофа,2007.-99 с.
- Программы «Биология 5-11» для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.сост. Г.М.Пальдяева. -3 изд.,стереотип.- М.Дрофа, 2011. – 92, [4]с.
- образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
- Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год (Приказ №135 от 26 августа 2015 г.)
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Согласно рабочей программы проводится 8 лабораторных работ, которые не оцениваются и являются обучающими и 4 контрольных работ. Виды письменных работ ( лабораторные, контрольные работы) в календарно-тематическом плане выделены жирным шрифтом.
Используемый учебно-методический комплект:
Каменский А.А, Криксунов Е.А., Пасечник В.В Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2010- 304 с. (ГРИФ: Рекомендовано МО РФ).
Цель:
формировать у учащихся знаний об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Задачи:
- овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитывать позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- иcпользовать приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов | Лабораторные работы |
1. | Биология как наука. Методы биологии | 4 | - |
2. | Уровни организации живой природы | 48 | - |
Молекулярный уровень | 10 | - | |
Клеточный уровень | 15 | 1 | |
Организменный уровень | 14 | 1 | |
Популяционно-видовой уровень | 2 | 1 | |
Экосистемный уровень | 5 | 2 | |
Биосферный уровень | 2 | - | |
3. | Эволюция | 7 | - |
4. | Возникновение и развитие жизни | 3 | 1 |
5. | Основы экологии | 4 | 2 |
6. | Биосфера и человек | 2 | - |
Итого | 68 | 8 |
Содержание программы
Биология как наука. Методы биологии (4 ч)
Уровни организации живой природы ( 48ч)
Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Лабораторные работы:
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Организменный уровень (14 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Лабораторные работы:
Выявление изменчивости организмов
Популяционно-видовой уровень (2 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция. Популяция — форма существования вида Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экология как наука. Экологические факторы.
Лабораторные работы:
Изучение морфологического критерия вида
Экосистемный уровень (5 ч)
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экологическая сукцессия.
Лабораторные работы:
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в экосистеме.
Биосферный уровень (2 ч)
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Эволюция (7 ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
Возникновение и развитие жизни (3 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Лабораторные работы:
Изучение палеонтологических доказательств эволюции
Лабораторные работы:
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (рыб, одуванчика).Экологические ресурсы.
Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Основы экологии (4 ч)
Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции.
Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера.
Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.
Биосфера и человек. (2 ч)
Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||
Биология как наука. Методы биологии (4 ч) | ||||
1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. | 7.09 | ||
2 | Методы изучения живых объектов. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | 8.09 | ||
3 | Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | 14.09 | ||
4 | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | 15.09 | ||
Уровни организации живой природы (48 ч) Молекулярный уровень (10 ч) | ||||
5 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | 21.09 | ||
6 | Углеводы | 22.09 | ||
7 | Липиды | 28.09 | ||
8 | Состав и строение белков | 29.09 | ||
9 | Функции белков | 5.10 | ||
10 | Нуклеиновые кислоты | 6.10 | ||
11 | АТФ и другие органические соединения | 12.10 | ||
12 | Биологические катализаторы | 13.10 | ||
13 | Вирусы –неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний вызываемых вирусами. | 19.10 | ||
14 | Контрольная работа №1 «Молекулярный уровень» | 20.10 | ||
Клеточный уровень (15 ч) | ||||
15 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» | 26.10 | ||
16 | Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Клеточная мембрана | 27.10 | ||
17 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки | 2.11 | ||
18 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | 3.11 | ||
19 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | .11 | ||
20 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | .11 | ||
21 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот | .11 | ||
22 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. | .11 | ||
23 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 28.11 | ||
24 | Типы питания клеток. Аэробное и анаэробное дыхание. | 30.11 | ||
25 | Фотосинтез и хемосинтез | 5.12 | ||
26 | Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция | 7.12 | ||
27 | Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция | 12.12 | ||
28 | Деление клетки- основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток- одна из причин заболеваний организмов. | 14.12 | ||
29 | Контрольная работа №2 «Клеточный уровень организации живой природы» | 19.12 | ||
Организменный уровень (14 ч) | ||||
30 | Размножение организмов. Бесполое размножение. Митоз. | 21.12 | ||
31 | Половое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 26.12 | ||
32 | Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость- свойства организмов. | 28.12 | ||
33 | Закономерности наследования признаков установленных Менделем. Моногибридное скрещивание | 11.01 | ||
34 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании | 16.01 | ||
35 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | 18.01 | ||
36 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 23.01 | ||
37 | Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Перекрест. | 25.01 | ||
38 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | 30.01 | ||
39 | Ненаследственная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов» | 1.02 | ||
40 | Наследственная изменчивость. | 6.02 | ||
41 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова | 8.02 | ||
42 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. | 13.02 | ||
43 | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | 15.02 | ||
Популяционно-видовой уровень (2 ч) | ||||
44 | Вид, его критерии. Структура вида. Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида» | 20.02 | ||
45 | Популяция - форма существования вида. | 22.02 | ||
Экосистемный уровень (5 ч) | ||||
46 | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. | 27.02 | ||
47 | Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Сообщество. Состав и структура сообщества Лабораторная работа№4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 29.02 | ||
48 | Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. | 5.03 | ||
49 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы Лабораторная работа №5 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в экосистеме» | 7.03 | ||
50 | Контрольная работа №3 «Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень» | 12.03 | ||
Биосферный уровень (2 ч) | ||||
51 | Биосфера. Среды жизни. | 14.03 | ||
52 | Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. | 19.03 | ||
Эволюция (7 ч) | ||||
53 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. | 21.03 | ||
54 | Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | 4.04 | ||
55 | Генетическое равновесие в популяции и его нарушения. | 9.04 | ||
56 | Движущие силы .Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. | 11.04 | ||
57 | Результаты эволюции. Изолирующие механизмы видообразования. Видообразование. Макроэволюция. | 16.04 | ||
58 | Основные закономерности эволюции | 18.04 | ||
59 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | 23.04 | ||
Возникновение и развитие жизни на Земле (3 ч) | ||||
60 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера. Лабораторная работа №6 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» | 25.04 | ||
61 | Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. | 30.04 | ||
62 | Основные этапы развития жизни на Земле. | 30.04 | ||
Основы экологии (4 ч) | ||||
63 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. | 7.05 | ||
64 | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Лабораторная работа №7 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (рыб, одуванчика).Экологические ресурсы» | 7.05 | ||
65 | Влияние экологических факторов на организма. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) Экологическая регуляция. Лабораторная работа №8 «Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 14.05 | ||
Биосфера и человек (2ч) | ||||
66 | Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. | 16.05 | ||
67 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 21.05 | ||
68 | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 23.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать\понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии ( искусственное оплодотворение).
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Литература
- Каменский А.А, Криксунов Е.А., Пасечник В.В Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2010- 304 с. (ГРИФ: Рекомендовано МО РФ).
- Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007.
- Программа «Биология 5-11» для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.сост. Г.М.Пальдяева. -3 изд.,стереотип.- М.Дрофа, 2011. – 92, [4]с.
- Журнал «Биология в школе»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара им. Н.А. Самигуллина»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании Согласовано с зам. Утверждаю
МО учителей-предметников директора по УР МБОУ Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»
естественного цикла «СОШ с.Маскара» __________ М.В.Хадиев
Протокол №1 от «27» августа 2015 г. _______Аглиуллина М.Ш. Введено в действие приказом
Руководитель МО ______ Гарипова А.И 27 августа 2015 г. №141 от 29.08.2015 г.
Рабочая программа
по биологии для 11 класса среднего общего образования
ФИО, должность автора-составителя рабочей программы: Валиева Сирина Мансуровна,
учитель биологии и химии
Год разработки программы 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара им. Н.А. Самигуллина» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год на изучение биологии в 11 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю. Согласно рабочей программы проводится 7 лабораторных работ, которые не оцениваются и являются обучающими и 2 контрольных работ. Виды письменных работ ( лабораторные, контрольные работы) в календарно-тематическом плане выделены жирным шрифтом.
Используемый учебно-методический комплект:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2013 г.
Цель курса:
освоить знаний о биологических системах ( вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Задачи:
- проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитывать убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использовать приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Лабораторные работы |
1 | Вид | 20 | 1 |
2 | Экосистемы | 14 | 6 |
Итог | 34 |
Содержание программы
Вид ( 20 ч)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция-структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида.
Популяция-структурная единица вида, единица эволюции.
Эволюция растительного мира.
Эволюция животного мира.
Редкие и исчезающие виды.
Движущие силы антропогенеза.
Происхождение человеческих рас.
Лабораторные работы
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Экосистемы ( 14 ч)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества- агроэкосистемы.
Биосфера-глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорот углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Биологические ритмы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Глобальные экологические проблемы.
Биосфера и человек.
Лабораторные работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения
| Примечание | |
План | Факт | |||
Вид (20 ч) | ||||
1 | История эволюционных идей | 5.09 | ||
2 | Значение работ К.Линнея , учения Ж.Б. Ламарка ,эволюционной теории Ч.Дарвина. | 19.09 | ||
3 | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 26.09 | ||
4 | Главные направления эволюции органического мира | 3.09 | ||
5 | Вид , его критерии. Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 10.10 | ||
6 | Популяция –структурная единица мира, единица эволюции. | 17.10 | ||
7 | Движущие силы, эволюции их влияние на генофонд популяции | 24.10 | ||
8 | Синтетическая теория эволюции | 31.10 | ||
9 | Результаты эволюции | 14.11 | ||
10 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | 21.11 | ||
11 | Выявление приспособлений организмов к среде обитания. Причины вымирания видов. | 28.11 | ||
12 | Биологический прогресс и биологический регресс. | 5.12 | ||
13 | Контрольная работа №1 «Вид» , «Современное эволюционное учение» | 12.12 | ||
14 | Гипотезы происхождения жизни. | 19.12 | ||
15 | Отличительные признаки живого | 26.12 | ||
16 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 28.12 | ||
17 | Гипотезы происхождения человека | 11.01 | ||
18 | Эволюция человека | 18.01 | ||
19 | Происхождение человеческих рас | 25.01 | ||
20 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека | 1.02 | ||
Экосистемы (14 ч) | ||||
21 | Экологические факторы , их значение в жизни организмов. Л.Р.№2 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях(аквариум)». | 8.02 | ||
22 | Видовая и пространственная структура экосистем | 15.02 | ||
23 | Межвидовая структура экосистем | 22.02 | ||
24 | Пищевые связи Л.Р. №3 «Составление схем передачи веществ и энергии». | 29.02 | ||
25 | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах | 7.03 | ||
26 | Причины устойчивости и смены экосистем | 14.03 | ||
27 | Искусственные сообщества – агроэкосистемы. Л.Р. №4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | 21.03 | ||
28 | Биосфера- глобальная экосистема Л.Р. №5 «Решение экологических задач» | 4.04 | ||
29 | Учение В.И. Вернадского о биосфере | 11.04 | ||
30 | Роль живых организмов в биосфере | 18.04 | ||
31 | Эволюция биосферы | 25.04 | ||
32 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 2.05 | ||
33 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения Л.Р.№6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». | 9.05 | ||
34 | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Л.Р.№7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения». | 16.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать\понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
уметь
- объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература
- А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Дрофа» в 2012
- Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц « Общая биология 10-11 классы», Москва «Просвещение», 2004.
- Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007.
- . Журнал «Биология в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...