Выступление на РМО "Единые требования, предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии".
учебно-методический материал по биологии на тему
Выступление на РМО "Единые требования, предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии". по программе В.В.Пасечника. Представлен перечень лабораторных работ по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupl_rmo_noyabr_2015.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № __9_Курского муниципального района Ставропольского края
«Единые требования, предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии».
Выступление Читаловой Татьяны Николаевны учителя биологии и географии МОУ СОШ № _9_ , Учителя высшей категории на школьном МО ноябрь 2015 года |
п.Рощино 2015г
Тема: «Единые требования, предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии».
Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
К письменным работам учащихся относятся -отчеты по выполнению лабораторных и практических работ по биологии;
Сегодня мы поговорим о единых требованиях , предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии.
Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей: по биологии - по 2 тетради
• 1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, в том числе и лабораторные работы, оценки за которые выставляются каждому ученику;
• 2 тетрадь – для практических работ и контроля знаний, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки за которые выставляются каждому ученику, выполняются задания по контролю знаний учащихся (тестовые задания, проверочные контрольные работы);
В течение учебного года тетради для практических работ и контроля знаний хранятся в школе.
По биологии – для выполнения контрольных работ и тестовых заданий не требуется заводить специальные тетради. Рекомендуется выполнение контрольных работ и тестовых заданий по биологии в тетрадях для практических работ и контроля знаний. Нормы выполнения контрольных работ по биологии не регламентируются.
Порядок ведения тетрадей учащихся.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.
2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.
3. Соблюдать поля с внешней стороны;
4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;
5. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);
6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и номера лабораторных и практических работ;
7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;
8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);
9. Соблюдать красную строку.
Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.
Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии .
Рабочая тетрадь по биологии - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии.
Приложение 1.
Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по биологии.
• Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.
• От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
• Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
• Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6х6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
• Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
• Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
• Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
• Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.
• В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «2».
Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по биологии.
• Отчеты по выполнению практических работ по биологии оформляются в специальных тетрадях.
• Тетрадь для практических работ по биологии - тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 - 18 листов.
• Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
• Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
• Порядок оформления отчета по выполнению практической работы по биологии соответствует порядку оформления отчета по выполнению лабораторных работ по биологии. (см. приложение 1).
Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.
При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:
• умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
• умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
• темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
• достижение необходимых результатов;
• оформление результатов работы.
Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.
Нормы выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий и летних заданий по биологии регламентируются учебной программой по биологии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.
класс | Кол-во лабораторных работ | Кол-во практических работ |
5 | 14 | |
6 | 17 | 2 |
7 | 7 | - |
8 | 24 | - |
9 | 4 | - |
10 | 6 | 2 |
11 | 11 |
Лабораторные работы 5-11 классы
№ | Лабораторные работы в 5 классе | Колич.часов |
1 | №1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария. | 1 |
2 | №2 Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков. | 1 |
3 | №3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. | 1 |
4 | №4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). | 1 |
5 | №5 Описание погоды за месяц. | 1 |
6 | №6 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами | 1 |
7 | №7. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах. | 1 |
8 | №8.Определение названий растений с помощью атласа-определителя | 1 |
9 | №9. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений. | 1 |
10 | №10.Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов. | 1 |
11 | №11. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей. | 1 |
12 | №12.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животным.1 | 1 |
13 | №13. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. | 1 |
14 | №14. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормам | 1 |
6 класс
№ | кол-во | тема |
1. | 1 | «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы»» |
2. | 1 | «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» |
3. | 1 | «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом» |
4. | 1 | «Изучение строения тел шляпочных грибов» |
5. | 1 | «Изучение строения зеленых одно- и многоклеточных водорослей» |
6. | 1 | « Изучение строения мха» |
7. | 1 | «Изучение строения спороносящего хвоща», «Изучение строения спороносящего папоротника» |
8. | 1 | «Изучение строения семян одно- и двудольных растений» |
9. | 1 | «Виды корней, стержневая и мочковая корневые системы» |
10. | 1 | « Изучение видоизмененных побегов» |
11. | 1 | « Изучение строения цветка» |
12. | 1 | «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине» |
13. | 1 | «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» |
14. | 1 | «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» |
15. | 1 | «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» |
16. | 1 | «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» |
17. | 1 | Изучение особенностей строения растений различных экологических групп |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ | ||
№ | Кол-во | тема |
1. | 1 | « Определение всхожести семян растений и их посев» |
2. | 1 | «Вегетативное размножение комнатных растений» |
7 класс
№ | Тема
| Кол-во час |
1. | Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей. | 1 |
2. | Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных. | 1 |
3. | Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых. | 1 |
4. | Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. | 1 |
5. | Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц. | 1 |
6. | Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела. | 1 |
7. | Лабораторная работа № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста. | 1 |
8 класс
1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
3. Изучение коленного рефлекса у человека.
4. Мышцы человеческого тела.
5. Микроскопическое строение кости.
6. Выявление нарушений осанки.
7. Выявление плоскостопия.
8. Утомление при статистической работе.
9. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
10. Функция венозных клапанов.
11. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
12. Определение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа.
13. Опыты, выясняющие природу пульса.
14. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
15. Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
16. Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.
17. Действие ферментов слюны на крахмал.
18. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
19. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
20. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка.
21. Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической автономной нервной системы при раздражении.
22. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
23. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
24. Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
9 класс
№ | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Кол-во час
|
|
| |
1 | Л.р. № 1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | 1 |
2 | Л.р. № 2 «Выявление изменчивости организмов». | 1 |
3 | Л.р. № 3 «Изучение морфологического критерия вида». | 1 |
4 | Л.р.№4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» | 1 |
10 класс
№ | Лабораторные и практические работы |
1 | Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. |
2 | Сравнение строения клеток растений и животных |
3 | Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. |
4 | Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. |
5 | Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм. |
6 | Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. |
1 | Пр.Составление простейших схем скрещивания. |
2 | Пр.Решение элементарных генетических задач |
11 класс
№ | Практическая часть 11 класс |
1 | Л/р № 1. «Описание вида по морфологическому критерию» Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида Л/р № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
2 | Л/р № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» |
3 | Л/р № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» |
4 | Л/р № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» |
5 | Л/р № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)» Л/р № 8 «Решение экологических задач» Л/р № 9 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» Л/р № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» |
6 | Л/р № 11 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
Материал раскрывает вопросы использование метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....
Методические рекомендации по организации и проведению практических и лабораторных работ студентов по дисциплине ‹‹Биология»
Методические рекомендации по организации и проведению практических и лабораторных работ студентов по дисциплине ‹‹Биология»280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях»...
Статья "Особенности проведения лабораторных работ по биологии для 5-7 классов в школе"
Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью обучающего процесса по предмету биология, что подтверждает федеральный государственный стандарт. Такой тип работы имеет ряд особенностей в реализации....
Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных работ по биологии.
Лабораторные работы являются важной частью формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.В процессе выполн...
Лабораторная работа по биологии: «Изучение особенностей различных покровов тела. Проведение опытов по химии»
Сформировать у учащихся представления об эволюции покровов тела животных; показать их усложнение, выяснить особенности покровов арктических животных, приспособление их к среде обитания, интегрировать ...
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, т.к. невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в по...
Положение о единых требованиях к проверке тетрадей и оформлению письменных работ в начальной школе.
Положение разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся начальных классов по основным позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания к...