Выступление на РМО "Единые требования, предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии".
учебно-методический материал по биологии на тему

Читалова Татьяна Николаевна

Выступление на РМО "Единые требования, предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии". по программе В.В.Пасечника. Представлен перечень лабораторных работ по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl_rmo_noyabr_2015.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа               № __9_Курского муниципального района Ставропольского края

«Единые требования, предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии».

Выступление Читаловой Татьяны Николаевны  учителя биологии и географии                                           МОУ СОШ № _9_ ,

Учителя высшей категории                                                         на школьном МО

 ноябрь  2015 года

        

                                                                                        п.Рощино 2015г

Тема: «Единые требования, предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии».

Организация и контроль  за всеми видами письменных  работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

К  письменным работам учащихся относятся -отчеты по выполнению лабораторных и практических работ по биологии;

Сегодня мы поговорим о единых требованиях , предъявляемые к проведению и оформлению лабораторных работ по биологии.

Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей: по биологии  - по  2 тетради

•        1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, в том числе и  лабораторные работы, оценки за которые выставляются каждому ученику;

•        2 тетрадь – для практических работ и контроля знаний, где оформляются отчеты по выполнению  практических работ, оценки за которые выставляются каждому ученику,  выполняются задания по контролю знаний   учащихся (тестовые задания, проверочные контрольные работы);

В течение учебного года тетради   для  практических работ и контроля знаний хранятся в школе.

По биологии – для выполнения контрольных работ и тестовых заданий не требуется заводить специальные тетради. Рекомендуется выполнение контрольных работ и тестовых заданий по биологии в тетрадях для практических работ и контроля знаний. Нормы выполнения контрольных работ по биологии не регламентируются.

Порядок ведения тетрадей учащихся.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.

3. Соблюдать поля с внешней стороны;

4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;

5. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);

6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и  номера  лабораторных и практических работ;

7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;

8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);

9. Соблюдать красную строку.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.

Рекомендации  по ведению  рабочих тетрадей и  оформлению лабораторных  (опытов) и практических работ по биологии .

Рабочая тетрадь по биологии  - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии  оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов).  В конспект урока входят  все определения новых понятий, терминов, изучаемых  на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает  на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой.  Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии.  

Приложение 1.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной  работы по биологии.

•        Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.

•        От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.

•        Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.

•        Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6х6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.

•        Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам –  внизу.  

•        Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.

•        Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.

•        Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.

•        В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод  по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «2».

Рекомендации  к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по биологии.

•        Отчеты по выполнению практических  работ по биологии оформляются в специальных тетрадях.

•        Тетрадь для практических работ по биологии - тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 - 18 листов.

•        Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.

•        Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.

•        Порядок оформления отчета по выполнению практической работы по биологии соответствует порядку оформления отчета по выполнению лабораторных работ по биологии. (см. приложение 1).

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.  Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

•        умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;

•        умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;

•        темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;

•        достижение необходимых результатов;

•        оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Нормы выполнения лабораторных  и практических работ, экскурсий и летних заданий по биологии  регламентируются учебной программой по биологии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

класс

Кол-во лабораторных работ

Кол-во практических работ

5

14

6

17

2

7

7

-

8

24

-

9

4

-

10

6

2

11

11

Лабораторные работы 5-11 классы

Лабораторные работы   в 5 классе

Колич.часов

1

№1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них

экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

1

2

№2 Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

1

3

№3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

1

4

№4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

1

5

№5 Описание погоды за месяц.

1

6

№6 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими

свойствами

1

7

№7. Распознавание органов цветкового растения на  живых и гербарных образцах.

1

8

№8.Определение названий растений с помощью атласа-определителя

1

9

№9. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

1

10

№10.Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

1

11

№11. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе  редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

1

12

№12.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животным.1

1

13

№13. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

1

14

№14. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормам

1

                                                      6 класс

кол-во

тема

1.

1

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы»»

2.

1

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

3.

1

«Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

4.

1

«Изучение строения тел  шляпочных грибов»

5.

1

«Изучение строения зеленых одно- и многоклеточных водорослей»

6.

1

« Изучение строения мха»

7.

1

«Изучение строения спороносящего хвоща», «Изучение строения спороносящего папоротника»

8.

1

«Изучение строения семян одно- и двудольных растений»

9.

1

«Виды корней, стержневая  и мочковая корневые системы»

10.

1

 « Изучение видоизмененных побегов»

11.

1

« Изучение строения цветка»

12.

1

«Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

13.

1

«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

14.

1

«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

15.

1

«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

16.

1

«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

17.

1

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Кол-во

тема

1.

1

« Определение всхожести семян растений и их посев»

2.

1

«Вегетативное размножение  комнатных растений»

                                             7 класс

Тема

 

Кол-во час

1.

Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

1

2.

Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных.

1

3.

Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

1

4.

Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

1

5.

Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц.

1

6.

Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

1

7.

Лабораторная работа № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

1

                                      8 класс

1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

3. Изучение коленного рефлекса у человека.

4. Мышцы человеческого тела.

5. Микроскопическое строение кости.

6. Выявление нарушений осанки.

7. Выявление плоскостопия.

8. Утомление при статистической  работе.

9. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

10. Функция венозных клапанов.

11. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих  кровообращение.   

12. Определение скорости кровотока в капиллярах  ногтевого ложа.

13. Опыты,  выясняющие  природу пульса. 

14. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

15. Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

16. Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.

17. Действие ферментов слюны на крахмал.

18. Установление   зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

19. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

20. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка.

21. Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической автономной нервной системы при              раздражении.                                                                                  

22. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

23. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

24. Измерение числа колебаний образа усеченной  пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

9 класс

Лабораторные,

практические работы, экскурсии

Кол-во час

 

 

 

1

Л.р. № 1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

1

2

Л.р. № 2 «Выявление изменчивости организмов».

1

3

Л.р. № 3 «Изучение морфологического критерия вида».

1

         4

Л.р.№4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

                1

10 класс

Лабораторные и практические работы

1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

2

Сравнение  строения клеток растений и животных

3

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

4

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

5

Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм.

6

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

1

Пр.Составление простейших схем скрещивания.

2

Пр.Решение элементарных генетических задач

                                                     11 класс

Практическая часть 11 класс

1

Л/р № 1. «Описание вида по морфологическому критерию»

Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида

Л/р № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

2

Л/р № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

3

Л/р № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

4

Л/р № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

5

Л/р № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»

Л/р № 8 «Решение экологических задач»

Л/р № 9 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

 Л/р № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и

 агроэкосистем своей местности»

     6

Л/р № 11 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности

в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

Материал раскрывает вопросы использование  метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....

Методические рекомендации по организации и проведению практических и лабораторных работ студентов по дисциплине ‹‹Биология»

Методические рекомендации по организации и проведению практических и лабораторных работ студентов по дисциплине ‹‹Биология»280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях»...

Статья "Особенности проведения лабораторных работ по биологии для 5-7 классов в школе"

Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью обучающего процесса по предмету биология, что подтверждает федеральный государственный стандарт. Такой тип работы имеет ряд особенностей в реализации....

Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных работ по биологии.

Лабораторные работы являются важной частью  формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.В процессе выполн...

Лабораторная работа по биологии: «Изучение особенностей различных покровов тела. Проведение опытов по химии»

Сформировать у учащихся представления об эволюции покровов тела животных; показать их усложнение, выяснить особенности покровов арктических животных, приспособление их к среде обитания, интегрировать ...

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, т.к. невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в по...

Положение о единых требованиях к проверке тетрадей и оформлению письменных работ в начальной школе.

Положение разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся начальных классов по основным позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания к...