ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
статья по биологии по теме
Материал раскрывает вопросы использование метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ponomaryovoy.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
Пономарёва Татьяна Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа№4»
«Надо учить не содержанию науки ,
а деятельности по ее усвоению»
В.Г.Белинский
Сегодня в лексикон учителя все больше входит понятие «метапредмет», «метапредметные связи и обучение». Каждый современный учитель идет в ногу со временем, а метопредметный подход- это подход новых образовательных стандартов.
Биология это та учебная дисциплина, которая является одной из ведущих в естественнонаучном направлении. Биология тесно взаимосвязана с химией (химические реакции клетки), физикой (давление в теле), географией (расы и районы распространения) и т.д. Организация среды обитания человека роднят биологию с гуманитарными науками: историей и обществознанием, философией и диалектикой, социологией и этнографией .
Использование в биологии знаний и умений наук естественнонаучного цикла создают условия для развития предметных, а главное метепредметных связей, результаты освоения которых, является основным фундаментом новых Федеральных образовательных стандартов обучения школьников.
Я, стараюсь выявить основные межпредметные связи и взаимодействие биологии с другими дисциплинами, что позволяет обеспечить формирование положительных метапредметных результатов на основе лабораторных работ по биологии.
Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.[1]
Введение метапредметного подхода не означает ненадобность предметного подхода в образовании. Необходимо только перестроить подачу предметного материала. Никто не говорит о том, что необходимо соединить пение и технологию, а осваиваться знания будут за счет освоения универсальных принципов.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. С этим сталкивались многие учителя. Ученик уходит после звонка на другой урок, и мы практически о нем забываем до следующего урока с ним. И подчас имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Мы не задумываемся, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Для нас главное хорошо знать свой предмет, его тонкости. При этом мы очень слабо ориентируемся в других дисциплинах, если с ними сталкиваемся. Особо тяжело нам даются такие «переходы» между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами. Мы, учителя, часто не задумываемся на развитие каких способностей направлены наши усилия. Решение этих проблем требует введение метапредметного подхода.
Метопредметы- это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание метаспособы, метадеятельность.[2]
Метопредметный подход я, как учитель пытаюсь использовать на уроках и в частности при проведении лабораторных и практических работ. В результате лабораторных работ происходит овладение целой системой базовых знаний, навыками лабораторной работы, формирование понятийного аппарата.
В ходе проведения лабораторных работ я стараюсь расширить область распространения знаний биологии. Уже в 5 классе при проведении практической работы учащиеся знакомятся с лабораторным оборудование и признаками химических реакций, эти знания им пригодятся как на последующих уроках природоведения, так и на уроках химии. Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» наглядно показывают действие химических реакций, учит превращению веществ. Наблюдая суточное движение звезд и погоду, учащиеся приобретают знания по географии и осваивают метод наблюдения.
Лабораторная работа «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» в 8 классе и «Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи» в 5 классе пересекаются с медициной. Лабораторная работа «Решение генетических задач и составление родословных» и « Построение вариационной кривой (размеры листьев растений)» показывают связь биологии с математикой, учат логике, сопоставлению.
И все-таки что же является результатом метапредметного обучения? Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания. Более того. Оно формирует представление об учебном предмете не как о закрытой дисциплине, в которой всем все известно, а как о науке развивающейся.[3]
Определив результат мы можем вывести главные особенности метапредметов:
1.Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы;
2. Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания;
3. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей;
4. Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.[3]
Особенность метапредметного занятия
1.Это интегрированное занятие;
2.Деятельность учащихся организуется не с целью передачи знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием;
3.Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи. Проблемы и т. Д.;
4.Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель дает ему решение задачи этого типа. Но из химии или физики;
5.Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
В выполнение лабораторных работ по биологии можно и нужно использовать традиционные подходы вобравшие в себя лучшие дидактические традиции, так и метапредметный подход , открывающий новые перспективы развития.
Литература
- http://standart.edu.ru/
- Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г.
- http://krylowaew.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj_podkhod_chto_ehto_takoe_perekhodim_ot_teorii_k_praktike/1-1-0-7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА) Составила учитель математики МКОУ «Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова» Клейменова Д.М.
Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов обучения....
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)
Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....
Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии
Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии. Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....
Статья "Особенности проведения лабораторных работ по биологии для 5-7 классов в школе"
Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью обучающего процесса по предмету биология, что подтверждает федеральный государственный стандарт. Такой тип работы имеет ряд особенностей в реализации....
«Деятельностный подход в обучении биологии как средство достижения метапредметных результатов»
Инновационная деятельность...
Технология оценки достижения метапредметных результатов по биологии
Оценка достижений результатов...
Организация практико-ориентированной деятельности при проведении лабораторных работ по биологии.
Лабораторные работы являются важной частью формирования универсальных учебных действий учащихся и именно на таких занятиях необходимо применять практико-ориентированные задания.В процессе выполн...