Птицы в жизни человека
методическая разработка по биологии (6, 7 класс) на тему

Бируля Ирина Викторовна

Методическая разработка в форме инновационного учебного занятия-гостинная. Ребята знакомятся с особенностями птиц и взаимоотношениями их с человеком в непринужденной обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_v_zhizni_cheloveka_pr.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного учреждение дополнительного образования Республиканский  детский эколого-биологический центр

 г. Владикавказ Республика Северная Осетия-Алания

Бируля Ирина Викторовна

К теме «Птицы — обитатели приусадебных хозяйств»

Птицы в жизни человека

(занятие-гостиная)

Цель: ознакомить учащихся о значении  птиц в хозяйственной  жизни человека и их эстетической ценности.

Задачи:

1. Образовательные.

1.1. Ознакомить учащихся с отдельными видами птиц, которых они могут повстречать в городе.

1.2. Разъяснить различные взаимоотношения птиц и человека.

1.3. Обучить способам охраны и привлечения птиц в сады.

2. Воспитательные.

2.1. Воспитание эстетических чувств.

2.2. Воспитание культуры взаимного общения.

2.3. Воспитание чувства любви к природе.

3. Развивающие.

3.1. Развитие наблюдательных способностей.

3.2. Развитие самостоятельности при работе с литературой.

3.3. Формирование навыков грамотной речи и умения быстро включаться в новую работу.

Методы: беседы, игры, кроссворды, викторины.

Оборудование: фотографии, рисунки, маски птиц, магнитофон, аудиозаписи голосов птиц.

План занятия:

1. Приветствие гостей.

2. Рассказы ребят о значении птиц в жизни человека.

3. Игра-викторина.

4. Импровизированные смешные рассказы о птицах или с их участием.

5. Совместное пение прощальной песни.

Ход занятия

Кабинет украшен рисунками птиц и цветами. Звучит негромкая мелодичная музыка. Столики лучше поставить по кругу, чтобы все участники могли видеть друг друга. За каждым столиком 3—4 человека. На столике находится литература о птицах и небольшой букетик для украшения. Для роли ведущей необходимо подобрать ученицу из старших классов, или эту роль исполняет педагог.

В е д у щ и й: Здравствуйте, дорогие ребята! Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Сегодня вы у меня в гостях. Давайте познакомимся. Пусть каждый из вас назовет свое имя, расскажет о своих увлечениях и получит карточку с именем. Можно представиться официально, а можно в неформальной манере (по желанию).

Сегодня в нашей гостиной мы поговорим о птицах. Я знаю, что здесь собрались любознательные ребята, которые очень много знают о наших пернатых соседях по планете.  

— Все мы знаем, что птицы населяют все уголки нашей планеты. Где они встречаются?

(Учащиеся отвечают на вопрос).

Верно! Высоко в горах, в ледяной пустыне, в безводных песках и над безбрежными просторами океанов.

— В чем отличие их от остальных животных, ведущих скрытый образ жизни?

(Учащиеся отвечают на вопрос).

Птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым оперением, разнообразными голосами. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет и поговорок, так или иначе связано с пернатыми.

— Какие вы знаете поговорки или приметы, связанные с пернатыми?

(«Счастье — вольная птица, где захотела, там и села».

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

«Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала»).

А сейчас ребята расскажут нам некоторые интересные сведения о птицах в жизни человека и различные случаи, которые вы, может быть, наблюдали сами, или где-нибудь о них прочли. Диалог 1-го и 2-го юннатов: «Птицы в сельском хозяйстве»

1-й  ю н н а т.  Все мы знаем, что птицы приносят пользу нашим полям и садам, уничтожая вредных насекомых. Но существует и большой вред, который наносят птицы, склевывая зерно, молодые побеги и ягоды. Что же делать? Ведь если  уничтожить птиц, то урожаи погибнут от полчищ насекомых.

2-й  ю н н а т. Чтобы отпугивать птиц от посевов, люди ставили на полях пугала. Но птицы опасались их только первое время, а потом они присаживаться на пугала, чтобы передохнуть.

1-й  ю н н а т. Пришлось искать новые пути. В разных странах действуют по-разному. В Афганистане используют длинный хлыст — он производит очень сильный звук, которого боятся птицы. В Бирме развешивают бамбуковые трещотки. В Шотландии грачей отпугивают с помощью красных и синих шаров, наполненных водородом. В Англии хорошим средством оказались воздушные змеи.

2-й  ю н н а т. Выяснилось, что все птицы избегают синего цвета. Поэтому одним из способов их отпугивания  является развешивание синих шуршащих полос из бумаги или блестящей фольги.

1-й  ю н н а т. Специалисты стали вооружаться новейшими достижениями науки. Биоакустический способ отпугивания основан на использовании голосов птиц. Крик напуганной птицы записывался на магнитофон и пускался через динамики. Сородичи разлетались в разные стороны. Но и тут возникают свои сложности. Если на поле собираются и другие виды птиц, на «чужие» крики бедствия они не реагируют. Поэтому ученые ищут другие методы, в том числе более простые с технической точки зрения. Например, хорошие результаты дает зеркальный шар, который многие из вас видели под куполом цирка.

2-й  ю н н а т. Иногда птиц можно перехитрить. Например, домовые воробьи, выбирая между пшеницей и семенами сорняков, отдают предпочтение последним. Таким образом, воробьев  можно отвлечь,  посеяв рядом с полем зерновых  малоценные кормовые травы.

1-й  ю н н а т. Так  можно ли однозначно ответить на вопрос о тех или иных птицах: враги они нам или друзья?

2-й   ю н н а т. А стоит ли ставить такой вопрос?

1-й  ю н н а т. Во-первых, нет птиц только полезных или только вредных: один и тот же вид может весной охранять посевы и сады от насекомых вредителей, а осенью склевывать часть урожая.

2-й   ю н н а т.  Во-вторых, нужно понять, что птицы —экологические спутники человека, тесно с ним связанные и играющие в его жизни огромную роль.

1-й  ю н н а т. Исследования поведения птиц ведутся во многих странах мира. Наши ученые стоят за экологический подход к проблеме взаимоотношений с птицами. Нельзя уничтожать птиц, а надо научиться управлять их поведением, усиливая их полезную деятельность и уменьшая вредную.

2-й  ю н н а т. Интересно, чем могли бы тут помочь юннаты?

1-й  ю н н а т. Самый доступный способ — развешивание домиков для птиц. Но ни где попало и каких попало, а после консультации co специалистами. Ведь нужно знать, куда и каких птиц привлекать. Наблюдения показали, что таким простым способом можно упростить защиту садов от вредителей, уменьшить количество химических обработок растений. И получить, таким образом, экологически чистую продукцию.

Диалог 3-го и 4-го юннатов: «Птицы и самолеты»

3-й  ю н н а т. Самолет заходил на посадку.  И вдруг — сильный удар! О лобовое стекло самолета разбилась птица. Еще через секунду — другая, за ней еще одна... По стеклу поползли трещины. Скоро самолет задрожал под градом ударявшихся в него птиц. Пилоту стоило немало труда, чтобы удержать его в горизонтальном полете. Посадку пришлось делать почти вслепую.

4-й   ю н н а т.  Странная на первый взгляд ситуация. С одной стороны —самолет: большой и надежный. С другой — птица: маленькая, хрупкая, безобидная. А при столкновений с ней могучие воздушные лайнеры теряют управление, совершают вынужденную посадку, а то и разбиваются. Что же происходит ?

3-й   ю н н а т. Все очень просто: сложите скорость самолета и скорость летящей навстречу ему  птицы, вот и получится, что удар даже небольшой птички по корпусу самолета — почти то же, что попадание артиллерийского снаряда.

4-й  ю н н а т.  Большинство столкновений происходит при взлете и посадке. То есть, их причиной являются птицы, постоянно проживающие в районе аэродромов: грачи, вороны. Вороны, например, приспособились прятать остатки пищи в щели хвостового оперения самолетов, а потом расклевывать их, повреждая при этом покрытие.

3-й   ю н н а т.  Желая очистить аэродромы от птиц, люди придумывали разные способы. Ставили автоматические пугачи, отгоняли птиц громкими шумами. Эффективно действовал способ содержания при аэродромах ловчих соколов, которые наводили страх на грачей и ворон. Так же хорошо помогал голос испуганной вороны, записанный на плёнку и прокрученный через усилители на территории аэродрома. Но универсального способа пока так и не нашли.

5-й  ю н н а т. Однажды я шла по улице и услышала заливистый лай небольшой собаки, поднявшей вверх морду.

С противоположной стороны улицы доносился ответный лай. Я пыталась разглядеть, кто лает на той стороне. Тут стоявший рядом с собакой её хозяин сказал: «Не туда смотрите! Взгляните на дерево!»

На дереве сидела ворона и дразнила собаку, удивительно хорошо подражая ее лаю…

В е д у щ и й.   Вы знаете, что птицам необходимо много и часто есть, чтобы поддерживать высокую интенсивность обмена веществ в своем организме.

— А могут ли некоторые птицы не есть по несколько месяцев, без вреда для своего здоровья?

Ответ: Птенец королевского пингвина в возрасте 3—4 месяцев набирает вес 10—12 кг и может не есть в течение всей арктической зимы (4—6 месяцев). За время голодания птенец теряет  больше половины своего веса.

— Можно ли прокатиться верхом на птице?

Ответ: Да, оказывается на страусе можно лихо скакать. На страусовых  фермах Африки этих птиц разводят в огромных количествах.  Местные фермеры уже стали получать доход от посещения своих ферм туристами.

Лихо бежит страус с молодым жокеем из местных ребят на спине. А вот трудно ли усидеть на спине страуса вы выясните сами, когда будете в Африке.

6-й   ю н н а т.  «Спасенный аист»

Август я проводил у бабушки в деревне. Шел однажды по берегу реки и вдруг увидел в кустах большую белую птицу. Птица не улетала и смотрела на меня так, будто просила помощи.

Я подошел поближе и увидел, что к ее ноге привязана длинная веревка. С большим трудом отвязал я веревку, но птица никуда не улетала и не уходила. Я на руках принес её домой. Оказывается, это был совсем молодой аист. Я кормил его рыбой, которую сам ловил. Он быстро взрослел и однажды поднялся в воздух и полетел в сторону луга. Я помахал ему рукой: «Доброго пути, аист!»

7-й   ю н н а т. Вам, наверно, известны строки А.С. Пушкина:

«Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне».

Интересно, о каком орле идет речь? Какие орлы живут в нашей стране? (Беркут, бородач, орел-могильник; степной орел, ястребиный орел, орел-карлик; есть еще орланы: долгохвост, белохвост).

Черный гриф — одна из  крупнейших летающих птиц. Размах ее крыльев — до 2,5 метров, вес — до 7 кг. Парят эти птицы обычно по одиночке, но если где-нибудь на земле появляется падаль, вскоре около нее оказывается целая  их стая. У этих птиц очень острое зрение, они видят добычу с высоты нескольких километров.

9-й   ю н н а т. «Чужие дети»

Пара ласточек построила гнездо под крышей моего дома. А под ними слепили себе гнездо другие ласточки — получился двухэтажный дом. Когда строительство нижнего этажа было закончено, на верхнем  ласточки уже кормили птенцов. И тут появились драчуны-воробьи. Они прогнали ласточек из нижнего гнезда и поселились в нём. К этому времени в верхнем гнезде у ласточек было уже пять птенцов. Но однажды в непогоду их гнездо частично разрушилось, при этом два птенца, вывалившись из своего гнезда, оказались в нижнем — у воробьев, которые высиживали яйца.

Воробьи сначала беспокойно чирикали, а потом бросили свою кладку и стали носить корм птенцам ласточек.

Вскоре птенцы подросли и, покинув гнездо, уселись на ветку тополя. Заботливые воробья и здесь продолжали их кормить. На следующий день вылетели птенцы из гнезда ласточек и уселись рядом со своими братьями. Пять птенцов сидели на одной ветке, а родители родные и приемные носили им еду. Когда ласточки пытались кормить «чужих» птенцов, те испуганно шарахались от них, а от воробьев принимали пищу с удовольствием.

Выходит,  и у птиц настоящие родители те, которые воспитали.

10-й  ю н н а т.  Французские орнитологи снабдили миниатюрными радиопередатчиками шесть альбатросов и наблюдали за ними с помощью искусственного спутника Земли. Оказалось, что самец-альбатрос, время от времени покидающий высиживающую яйца самку,  способен пробыть в пути до 33 суток и покрыть расстояние до 15 тысяч километров. Онпередвигается со скоростью 56 км/час, пролетая без передышки до 800 км.

6-й   ю н н а т.  Наблюдаю за воробьями из окна. Невообразимый шум на кормушке! А на перилах балкона сидит воробей-сторож. Вдруг он испуганно чирикнул и камнем упал вниз. И в это же мгновенье какой-то темный ком упал на столик. Воробьи веером рассыпались в разные стороны. Все это произошло так быстро, что, я ничего не мог понять. Выглянул в форточку — ястреб-перепелятник! Уже сидит на кормушке и держит в цепких когтях беднягу-воробьишку. Я бросился к двери балкона, рывком открыл её. Испуганный перепелятник разжал когти, и воробей выпорхнул. Перепелятник еще какую-то секунду оставался на месте, а  затем взлетел.

Очевидно, голод заставил хищника пренебречь осторожностью!

7-й   ю н н а т.   Около моего дома растут деревья. На каждом из них повязка из грубой ткани. Мы нарочно так сделали: под повязками прячутся разные вредные насекомые, устраиваются там на зимовку. Потом мы снимаем эти пояса и уничтожаем вместе с вредителями.

Однажды я заметил, как к деревьям подлетели две вороны. Сначала одна из них стала высоко подпрыгивать и срывать повязки, а за ней вторая. Подлетела к дереву и давай теребить повязку. Сорвут, рассмотрят, поклюют насекомых и берутся за следующие. Потом вороны бодро поднялись в воздух и улетели.

Вот какие находчивые!

10-й   ю н н а т.  «Синичий секрет»

Наверно вы не раз встречали осенью и зимой стайки щеглов в зарослях лопуха (репейника). Эти яркие птицы лакомятся семенами этого сорняка. Но иногда вместе со щеглами бывают здесь и насекомоядные птицы — синицы. Семена репейника они не едят. Что же они тут делают?

Оказывается, в семенах репейника зимуют гусеницы бабочки-репейницы. Хитрые синички открыли этот секрет. Они умело определяют пораженные гусеницами семена (они крупнее обычных) и легко извлекают гусениц. Синичкиным секретом пользуются любители зимней рыбалки. Они добывают гусениц-репейниц, которые служат хорошей насадкой.

9-й  ю н н а т. Живые часы с гребнем и шпорами» издавна особо почитаемы во Франции.  Конечно, это имеет свое объяснение.

Дело в том, что кельты, прародители французов, были рыжеволосыми. Древние римляне называли их галлами. А в переводе с латинского слово «галлус» означает «петух», вероятно, «огненные» волосы кельтов напоминали римлянам петушиные гребни. Таким образом, галльский петух стал своеобразным символом Франции.

11-й  ю н н а т.  Да, во Франции любят петухов ... и в винном соусе. Считают деликатесом виноградных улиток и лягушек.

До сих пор во Франции считаются охотничьими видами такие птицы, как жаворонок, овсянка, скворец, коноплянка. Их нарасхват берут ... на жаркое. В год миллионы этих птах отлавливают сетями. В итоге численность жаворонка  резко снизилась не только во Франциии, но и в соседней Англии.

4-й  ю н н а т. Гуляет ветерок, то ветками по стволу постучит, то кустарник раскачает. А то зашелестит сухими стеблями борщевика. И вдруг разнеслась по лесу приятная мелодия, будто кто-то на дудочках высвистывает. Присмотрелся, а на стебле борщевика маленький дятел зацепился. Приладился и застучал клювом. Стучал быстро-быстро, проклевал в борщевике небольшое отверстие, выше поднялся.

Борщевики за лето больше метра выросли. Стебли у этой травы толстые, внутри пустые, на зиму в стебли-трубочки разные насекомые попрятались. Вот тут их дятел и достает. Почти каждый борщевик дятел проверил, отверстия проклевал. Теперь ветер обдувает растения, на дятловых дудочках играет.

Подует посильнее и музыка звучит, притихнет —  еле слышно мягкий пересвист.

Прислушаешься — концерт, да и только!

Викторина

1. Почему летчики боятся столкновение самолетов с птицами? (При  столкновении птица может пробить обшивку самолета  своим телом).

2. Что в переводе с латинского означает «галлус»? (Петух).

3. Для чего во Франции отлавливали сетями мелких птиц? (Для  еды).

4. Может ли дятел искать насекомых в стеблях сухой травы? (Да, в толстых стеблях борщевика).

5. Почему  птиц считают друзьями человека? (Птицы уничтожают насекомых и грызунов — вредителей сельскохозяйственных  растений  и  насекомых—  переносчиков  болезней).

Конкурс «Продолжи примету»

Сова кричит ... (на холод).

Синичка с утра начинает пищать...  (к морозу).

Курица на одной ноге стоит ... (к стуже).

Воробьи в пыли «купаются»...  (к дождю).

Грачи летом «пасутся» в траве...  (к дождю).

Галки к вечеру собираются гурьбой и кричат ... (к ясной погоде).

Игра-викторина

Каждый столик получает номер команды. Условие: все задания надо выполнять быстро.

1. Вопросы для всех участников (по принципу: кто быстрее ответит).

1.Что хотел получить охотник, убивший белую цаплю? (Мясо, эгретки, шкурку, лапки).

2. Назовите птиц умеющих летать хвостом вперед? (Сокол, королек, колибри)

3. Почему на островах Новой Зеландии обитает много видов птиц, не умеющих летать? (У них нет врагов, они питаются на земле, им лень летать).

4. Какие птицы могут спать во время полета? (Воробей, беркут, стриж).

5. Какая птица использует свои крылья как парус? (Павлин, лебедь, страус).

6. Из пуха каких птиц получается самая теплая одежда? (Утки-кряквы, гаги, лебедя).

7. У какой птицы нет голоса? (У аиста, у воробья, у ястреба).

8. Какие птицы носят названия крупных африканских животных? (Птица-слон, птица-жираф, птица-носорог).

9. Есть ли у птиц зубы? (Единственный зуб образуется у птенцов — яйцевой, при помощи которого птенцы высвобождаются из скорлупы).

10.Что означает «пение» в жизни птиц? (Радость, охрана гнездового участка, обозначает время года).

2. Конкурс «Третий лишний». Раздаются по три  рисунка или фотографии различных видов птиц. Необходимо выбрать два наиболее близких вида (например: сыч, филин, петух; петух —  третий лишний).

3. Вопросы-легенды для всех участников (по принципу: кто быстрее ответит).

 А.  Когда-то, давным-давно, среди птиц были такие громадины, что современный страус показался бы птенцом по сравнению с ними. Вспомните сказку «Синдбад-Мореход».

«...Вдруг все потемнело. Синдбад взглянул вверх и увидел, что над ними летит огромная птица, и крылья ее, словно тучи, заслоняют солнце. Синдбад сначала испугался, но потом вспомнил, что на дальних островах живет птица Рух, которая кормит своих птенцов слонами».

О какой птице идет речь в легенде? (Эпиорнис).

Птица Рух действительно жила миллионы лет назад  в Европе,  Западной Сибири, Средней Азии, на Кавказа и  по всему пространству от Англии до Тихого океана.

На этих территориях находили ископаемую скорлупу каких-то огромных яиц и считали эти яйца страусиные. Но недавно ученые изучили осколки этих яиц и выяснили, что откладывала эти яйца вымершая птица-слон — эпиорнис. Он был так велик, что мог бы заглянуть в окно второго этажа. Видимо эту птицу и встречали наши далекие предки. Такие встречи могли в последствии стать основой легенды о сказочной птице Рух. Яйцо эпиорниса  вмещало  6  литров  жидкости, оно больше, чем наиболее крупные из известных яиц динозавров.

Б. О птицах в народы слагали не только пословицы, стихи и песни, но и легенды. Легенда всегда связана с чем-то загадочным, таинственным.

Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько историй, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, китайцы считали ее символом благосостояния, а у древних греков она олицетворяла мудрость, другие проклинали: в средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», «слугой дьявола». Что это за птица? (Сова).

Били сов нещадно. Всё в них тревожило людей: ночной образ жизни, бесшумный полет, необычная внешность, страшный голос. Сова — единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевой стороне и направлены вперед. Голова совы может поворачиваться на 180°. Бесшумный полет сове необходим при охоте на мышей. За год одна сова съедает до 1000 грызунов, спасая при этом тонну хлеба.

4. Отгадай, чья песня? (Пример: прослушивается запись голоса соловья, а для подсказки читается стихотворение «Он щелкает, рокочет, журчит, гремит, стрекочет! Он серенький на вид, но пеньем знаменит!»).

5. Конкурс «Птичий кроссворд» (На каждый столик раздается по кроссворду. Кто быстрее его разгадает, сообщает от этом ведущему. Можно пользоваться находящейся на столиках литературой).

6. Кто быстрее нарисует птицу.

7. Конкурс «Узнай птицу» (Каждой команде отдельно демонстрируются фотографии птиц. Побеждает тот, кто назовет больше  птиц).

В е д у щ и й.  Вот теперь можно быть уверенным, что вы настоящие знатоки птиц. Как хорошо и быстро вы справились с заданиями! Мне с вами было очень интересно. Победители получат от меня небольшой памятный подарок (преподносит книгу или открытки).

Анекдоты

* * *

Под колеса машины попала курица. Водитель вышел, оглянулся и, никого не заметив, бросил курицу в багажник.

Вдруг из кустов выбирается рослый фермер:

— Только не надо мне рассказывать, что ты хотел срочно доставить пострадавшую в больницу.

* * *

Летят в самолете ворона, лисица и другие звери. Лиса видит — ворона сидит и что-то откручивает.

— Эй, ворона, что ты делаешь?

— Не видишь, я выпендриваюсь!

—А мне можно?

— Попробуй!

Вот лиса стала все откручивать, другие звери тоже. Развинтили весь самолет, он и развалился. Звери падают, а Ворона порхает и кричит?

— Эй, вы, летать-то умеете?

— Нет, не умеем!

— А чего же вы тогда выпендривались ?

* * *

Хозяйка спрятала от гостей попугая в холодильник, за то, что он ругался.

Пьяный гость забредает на кухню, открывает холодильник и видит там живую птичку.

— Ой, кто это?

— Ты что, алкаш несчастный, не видишь, пингвином работаю,  —  отвечает  попугай.

 

* * *

Какую птицу опасно трогать?

— Важную! Только тронь её — от тебя же пух и перья полетят!

* * *

Пьяный развалился в луже. Подходит милиционер.

— Ты что разлегся?  

— Товарищ, не ругайся!

— Гусь свинье не товарищ!

—  Понял, улетаю!

 Литература для педагогов

Акимушкин И.И. Мир животных. Изд. 2-е, испр. и доп. Кн. 1. М.: Мысль, 1988. 445 с., Кн. 2. 1989. 462 с.

Благосклонов К.М. Охрана и привлечение птиц. М.:         Просвещение, 1972.  240 с.

Браун  В. Настольная книга любителя природы: Пер. с англ. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 280 с.

Бёме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. Изд. 3-е /Под ред. Р.Л. Бёме. М.: Лесная промышленность, 1986. 152 с.

Бианки В.В. Собрание сочинений. В 4 т. Л.: Детская литература,     1972. Т. 1. 400 с.; ...Т. 4. 1975.

Браун В. Настольная книга любителя природы: Пер. с англ. Л.:  Гид

Голованова Э.Я. Птицы над полями. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 232 с.

Жизнь животных. В 7 т. / Гл. ред. В.Е. Соколов. Изд. 2-е, переаб. Т. IV. М.: Просвещение. 1987. Т.1 448 с.; ...1989. Т. 7. 558 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

Многообразии птиц,  особенность строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп ( птицы леса, водоплавающие и околоводные птицы, дневные хищники, ночные хищники, или совы), их роль в ...

Значение птиц в природе и жизни человека. 7 класс

Птицы – одно из замечательных проявлений жизни на нашей планете. Они украшают и оживляют наши сады и парки, наполняя их звуками и красками. Птиц можно встретить повсюду: и в холодной тундре, степях, л...

Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая  цель – изготовление корм...

Конспект урока: Экологические типы птиц, их роль в природе, жизни человека

Разработка содержит конспект урока с презентацией. В презентации много дополнительного материала по теме, который можно использовать и во внеурочной деятельности обучающихся....

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

презентация "Птицы символы" К уроку "Значение птиц в природе и жизни человека"

презентация к уроку "Значение птиц в природе и жизни человека"...