Значение птиц в природе и жизни человека. 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Кондратюк Фаина Георгиевна

Птицы – одно из замечательных проявлений жизни на нашей планете. Они украшают и оживляют наши сады и парки, наполняя их звуками и красками. Птиц можно встретить повсюду: и в холодной тундре, степях, лесах и на морских просторах.

Знаете ли их вы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_v_zhizni_cheloveka.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Технологии развивающего обучения,

                                         ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ.

Тема: Значение птиц в природе и жизни человека. 7 класс

Учебные задачи:   -  продолжить формировать понимание того, что мир птиц является

                                разнообразным и  самоценным компонентом биосферы земли;

                                - развивать представление об утилитарном и эстетическом значении

                                птиц в    жизни человека;

                                - научить доказывать, что птицы достойны благодарности человека

Воспитательные задачи: - формирование бережного отношения к миру птиц;

                                 - пробудить стремление любоваться птицами, наблюдать за ними,

                                 слушать их пение и помогать им при необходимости.

Развивающие задачи: развивать, укреплять представление о взаимосвязи и

                                 взаимозависимости всего живого на Земле, развивать умение показать

                                 своё отношение к теме разговора в устном выступлении. Развивать

                                 речевые навыки, умение общаться, анализировать фактический

                                 материал.

Оборудование: телевизор, компьютер, мультимедийная установка,  экран, видеоплеер,

                                магнитофон, диски с    записью музыки, «Волшебство леса», диск «Мир

                                птиц», книги «Природа Ленинградской области и её охрана», «От кота

                                до кита», презентации учащихся «Значение птиц в жизни человека»,

                               «Промысловое значение птиц», олимпиадная работа «Эколого-

                               орнитологические комплексы Екатерининского парка» и диплом

                               1  степени при защите.

Ход урока.

  1. Орг. момент

  1. Проверка знаний (на фоне летящей птицы – видео без звука)

Вступление – птицы – одно из замечательных проявлений жизни на нашей планете. Они украшают и оживляют наши сады и парки, наполняя их звуками и красками. Птиц можно встретить повсюду: и в холодной тундре, степях, лесах и на морских просторах.

Знаете ли их вы?

  1. Тренировка зрительной памяти (детям предлагается назвать название птицы, отряд, семейство – итого 30 картин)
  2. Какие птицы живут рядом с нами – дятлы? Хищные? Куринные? Воробьинные?
  3. Работа по карточкам (надо раскрасить силуэт вороны)

  1. Переход на фоне видео «Мир птиц» - 4 мин.

Трудно сказать, сколько всего птиц на Земном шаре. Приблизительно 100 млрд. (цифры выписаны на экране) и это 8600 видов и учёные открывают всё новые и новые виды.

Больше всего пернатых встречается в Центральной Америке. Чем дальше от тропиков, тем беднее птичье население и на территории нашей страны встречается 700 видов, а в Ленинградской области 312 видов, из которых 193 достоверно известных, 26 видов вполне вероятны, а 93 вида встречаются на пролёте в период миграции. Мир птиц удивителен и не повторим.

  1. Сегодня мы поговорим с вами о значении птиц в природе и жизни человека (записать тему на доске в виде этикеток)

Идёт эвристическая беседа о значении птиц в природе

а) Распространители плодов и семян

б) Опылители (колибри)

в) Среда обитания других видов (насекомые, клещи)

г) Санитары (дятлы, грифы)

д) Регуляторы численности видов (ястребы, соколы и т.д.)

е) Звено в цепи питания видов (трава, кузнечики, н.птицы, х.птицы)

ж) Участники круговорота веществ в природе

Значение птиц в жизни человека

а) органические удобрения (гуано – островные птицы – промышленные разработки)

б) один из объектов борьбы с насекомыми и грызунами вредителями сельского хозяйства. (Выступает К. Голованова с литературными данными и своими исследованиями)

Некоторые птицы за день съедают столько, сколько сами весят. Если бы человек обладал столь завидным аппетитом, то он должен бы съедать в сутки 70-80 кг пищи. За лето 30000 грачей истребляет до 245 млн. червей. Королёк – от 8 до 10 млн. лесных насекомых. Мухоловка за 2 месяца уничтожает 50 тыс. мух.

Наблюдения, проведённые в течение светлого времени суток за гнездящимися птицами, дали такие цифры прилёта взрослых птиц с кормом для птенцов: скворцы прилетали к гнезду до 128 раз.

Большие синицы – 332 раза.

Горихвостки – 469 раз.

Серая мухоловка – 531 раз.

Крапивница – 600 раз.

Скрипол – 34 раза, но зато в каждый прилёт приносят от 200 до 600 мелких насекомых.

В природе птицы набивают свои зобы в течение суток от 5 до 6 раз.

Самка и самец сокола пустельги за день приносят своим 6 птенцам в гнездо 9 сусликов, 5 полёвок, 2 полевые мыши.

Сова за лето съедает до 1000 мышей, а одна серая полёвка уничтожает за лето 1 кг зерна = 1 тонна хлеба.

И в то же время я хочу дополнить, что: в ходе перелёта ста особей птиц было уничтожено на одном га 144 тысячи насекомых, из которых 124, были, безусловно, вредителями.

Решить задачу и дать ответ (это делает один ученик)

Скворчата очень прожорливы, и чтобы прокормить малышей родители трудятся по 17 часов в сутки, скармливая птенцам более 300 гр. вредных насекомых.  Рассчитайте, сколько насекомых уничтожит колония скворцов из 25 пар в период выкармливания птенцов (17 дней)

Ответ: 127,500 г насекомых.

в) Промысловое значение (выступает ученица со своим сообщением о Сокольниках )

Дополнительные учителя:

До сих пор охота с хищными птицами проводится в Казахстане, Киргизии и Средней Азии. С беркутом – на лисицу, волка, зайца, диких коз, джейранов. Кроме беркута и кречета используется сокол-балабан – на уток, дроф, зайцев, ястреб-тетеревятник – на фазанов, тетеревов, ястреб-перепелятник – на перепелов.

г) Объект научных исследований (поведение, перелёты)

д) источник пищи (мясо, яйца)

е) бытовое использование (перо, пух)

и) эстетическое наслаждение (слуховое и зрительное)

(Выступает ученица Тупота Ю. со своим сочинением о значении птиц в её жизни)

Включить кассету «Волшебство леса» - живые звуки природы фантастические саксофонные баллады.

к) птицы предсказывают изменение природных условий /(выступает Бурмистрова Т. С презентацией)

Народные приметы:

  1. Птицы содяться на верхушки деревьев – к теплу.
  2. Куры не прячутся от холода – признак сохранения ненастной погоды.
  3. Если ранней весной увидят скворца – весна у крыльца и т. д. (диск передаётся в кабинет биологии)

Но и это не всё.

Птицы всегда были рядом с человеком и в горе и в радости и люди помнят это и в доказательство эти памятники.

(Выступление детей о памятниках птицам 12 штук книга «От кота до кита». На экране появляются рисунки памятников.  Дополнение учителя: многие страны мира в обозначении своего герба изображали птицу и наша страна не исключение (орёл – символ мудрости и силы).

Птицы наши друзья и мы должны знать это и помнить.

Задача (решает класс)

В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот – работа мышц повышает теплопродукцию и птицы  должны бы стремиться больше летать. Почему в морозную погоду птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?

(ответ: в морозную погоду птицы сидят, нахохлившись, распушив перья и тем самым, создав вокруг своего тела «воздушную рубашку». В полёте воздух у тела птицы всё время меняется, отнимая тепло. Эта потеря может быть на столько сильной, что летящая птица иногда замерзает). Но чаще всего птицы погибают от голода.

Стихи «Подкормите птиц зимой».

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна

Горсть одна, -

И не страшна, будет им зима

Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А Саша Пономарёв, перебрав всю литературу, нашёл материал о том, чем можно кормить птиц.

(на экране) и памятки каждому ученику.

Птичий корм.

  1. Семена подсолнечника – едят все птицы и в первую очередь синицы и поползни.
  2. Семена конопли – самый универсальный корм, его едят птицы.
  3. Арбуз – синицы и поползни.
  4. Овёс – едят овсянки, воробьи и синицы.
  5. Пшено – овсянки, воробьи.
  6. Кедровые орешки – лакомство для поползней, дятлов и синиц (орехи надо разбивать)
  7. Семена щавеля, шиповника, подорожника – едят многие зерноядные птицы, заготавливают семена в виде веников, а зимой втыкают в снег около кормушек.
  8. Семена конного щавеля – годится только для снегиря, заготавливают корм в конце лета, осенью или зимой, срезая черные с обильным запасом метёлки.
  9. Семена рябины – корм исключительно для снегирей. Заготавливать лучше в ноябре после первых заморозков.
  10. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных блюд – можно давать птицам.
  11. Несолёное сало – хороший корм для синиц и поползней. Можно использовать мясо самых разных животных.

Стихи о снегирях читает К. Голованова (музыка «голоса птиц в природе»)

Тихо, тихо сидят снегири на снегу

Меж стеблей прошлогодней крапивы

Я тебе до конца описать не смогу

Как они и бедны и красивы!

Тихо, тихо клюют на крапиве зерно –

Без кормёжки прожить то не шутка!

Пусть крапивье зерно, хоть не сытно оно,

Да хоть что-нибудь будет в желудке.

Тихо, тихо сидят на снегу снегири –

На головках бобровые шапочки.

У самца на груди отраженье зори,

Скромно-серые перья у самочки.

Проскакали вприпрыжку один за другой

На своей подкрапивенской улице

Небо взмыло над ними высокой дугой,

Снег последней позёмкой кружится

И такая вокруг снегирей тишина,

Так они никого не пугаются,

И так явен их поиск скупого зерна,

Что понятно! Весна надвигается.

Дополнение учителя:

   В кабинете биологии вы найдёте материал о том, как надо и какие надо построить домики для птиц, кормушки и где их можно развешивать.

Выступление ученика (Ковтуненко С.)

   Закон об охране и использовании живого мира в нашей стране запрещает убивать певчих птиц и разорять их гнёзда. Под охраной закона находятся и хищные птицы.

   Редкие виды птиц охраняются в заповедниках, таких как Астраханский – пеликаны, белые цапли, лебеди; Кандалакский – гага; Нижне-Свирский в ленинградской области – на побережье Ладожского озера – здесь на пролёте останавливаются многие виды птиц. Среди них лебеди, серые гуси, утки, журавли. Встречаются в заповеднике и хищные птицы. Кроме того, у нас в ленинградской области есть два орнитологических заказника «Раковые озёра» и «Озеро мелководное». Весной и осенью общая численность птиц здесь достигает 40 тыс. Эти озёра одно из звеньев беломоро-балтийского пролётного пути.

Выступление ученика.

   В нашей области подлежат охране 37 видов птиц из них: аист белый, аист черный, беркут, выпь, гусь серый и т.д. и будут ли они жить, зависит от нас с вами.

   Союзом охраны птиц России (СОПР) – общественной некоммерческой природоохранной организацией нашей страны – 2011 год объявлен годом белой трясогузки. Фестиваль птица года Союз проводит в России с 1996 г. для привлечения внимания людей к охране птиц и мест их обитания.

   Каждый год становится годом одного из самых любимых, типичных, хорошо узнаваемых, широко распространённых, но сокращающих по каким-то причинам свою численность, видов пернатых нашей страны. Так 2004 год – был годом аиста; 2005 – совы; 2006 – чайки; 2007 – зимородка; 2008 – снегиря; 2009 – лебедя; 2010 – чибиса. Птицей же 2011 года – по выбору Центрального совета СОПР стала белая трясогузка.

Выступление учителя:

   «Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц и в своей простоте удивлялся, как это каждый джентльмен не делается орнитологом» (автобиография Ч.Дарвин)

(для доказательства увлечённости птицами приводится олимпиадная работа учеников 9 класса «Эколого-орнитологические комплексы Екатерининского парка» диплом 1 степени на защите)

Звучит музыка «Волшебство леса»

Чайки на море

Благодарные жители города Солт-Лейк-Сити, установили памятник в честь чудесных помощниц. И на флаге города изображены две чайки, ставшие, для этих людей символом добра и защиты. (Чайки спасли урожай от саранчи, а значит людей от смерти).

«Мемориал странствующему голубю» Вот такой текст выбит на памятной доске «Посвящается последнему в Висконсине странствующему голубю, застреленному в Бабкоке в сентябре 1899 г» Этот вид птиц был уничтожен вследствие жадности и бездумности человека. Воздвигнут обществом орнитологов в Висконсине.

В историю вошли ожесточённейшие бои под Варденом. И там сыграла свою роль голубиная почта. Память о крылатых помощниках достойно увековечена в монументе, который французы воздвигли в городе Лилле. Памятник представляет собой раскинувшуюся стелу с высоким пьедесталом в середине (напоминает перевёрнутую букву Т). по обе стороны стелы помещены барельефы с картинами боя, среди которых – фигура солдата, выпускающего голубя. У подножья памятника, на цоколе, надпись: «Голубю - солдату».

1931 г. в Брюсселе столице Бельгии поставлен памятник. На большом цоколе установлена женская фигура с протянутой вперёд рукой, на которой сидит голубь. Надпись на французском и фламандском языках «Голубю - солдату», «Голубеводам Бельгии, павшим за родину».

В литературе упоминается голубка, которой в Англии установлен памятник за спасение затонувшей подводной лодки.

В Англии издана книга майора В.Османа «Голуби во II мировой войне». Учреждена медаль, которой награждались голуби, наиболее отличившиеся на своей службе.

Голубь «Символ мира»

В 1947 г. в Чехословакии открывался I Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, и в один из моментов праздника тысячи голубей вспорхнули над заполненными трибунами стадиона. Покружив, они разлетелись в разные стороны, неся на крыльях весть об открытии фестиваля Мира.

Варшава

На улице Пивкей №6 над порталом входной двери установлена скульптура Г.Космульской – стайка кормящихся голубей.

Ростов

У входа в парк сооружена большая стела с надписью «Парк им.Вити Черевичкина». Стелу венчает барельеф – летящая стая голубей. На высоком постаменте установлен памятник Вите, прижимающего к своему плечу голубя – почтаря. Витя погиб 28 ноября 1941 г.

Лебедь дружбы.

В Японии – памятник лебедю.

Стоящий на крупном постаменте лебедь. Крылья его раскрыты, шея вытянута – вот-вот взлетит, и присоединится к улетающей стае… но нет, не улететь ему на родину, он останется здесь навсегда, напоминая о друзьях, живущих в Хабаровске, которым, как и японским детям, дорога дружба и нужен мир.

Есть в Канаде, в провинции Альберта, городок Гренд-Прери, неподалёку находится озеро, и это озеро облюбовали красавцы лебеди. Жители города, покорённые этой красотой, решили избрать лебедя символом города и установить своему избраннику монумент. Стоит на монументе огромный белоснежный лебедь. Он высоко поднял крылья, как бы приветствуя гостей этого небольшого города Канады.

Казарка воспета в песнях и легендах индейцев. Ведь тысячи птиц добытых охотниками стали источником жизни многих племён. Эта пятиметровая стальная скульптура птицы на высоком постаменте. Стоит она в провинции Онтарио, в городке, который до сих пор носит название Вава, что значит, дикий гусь.

Программа элективного курса

«Биотехнология»

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся старших классов с целью расширения и углубления знаний по биотехнологии. Предмет связан с базовым курсом биологии и химии полной средней школы и является его дополнением в плане ознакомления с новейшими достижениями в области молекулярной и клеточной биотехнологии.

В предлагаемом курсе рассматриваются вопросы современного состояния и перспективы развития биотехнологии, при этом особое внимание уделено методам биотехнологии, позволяющим раскрыть генетический потенциал организма с последующей реализацией в коммерческий продукт.

Наибольшее внимание в курсе уделено: биологическим, научно-техническим и экономическим предпосылкам в развитии биотехнологии; основным методам и приёмам молекулярной и клеточной биотехнологии; принципам и правилам конструирования генов и генотипов in vitro; методам получения биотехнологической коммерческой продукции.

Полученные знания помогут учащимся не только проследить за искусственной молекулярной эволюцией живой природы путём конструирования генов и генотипов, но и осмыслить последствия, которые следует ожидать от молекулярно-клеточных технологий, направленных на преобразование биологической и генетической программ развития организма и популяций в целом.

Элективный курс «Биотехнология» рассчитан на 35 часов учебных занятий для учащихся 10-11 классов средней школы.

Цель курса:

Формирование знаний о биотехнологических детерминантах генетического поведения на уровне молекул (рекомбинантная ДНК и рекомбинантный белок), клеток (реконструированные и стволовые клетки) и организмов (трансгенные, клонированные и химерные индивидуумы).

Задачи курса:

Дать расширенные знания по биотехнологии.

Углубить знания, касающиеся молекулярно-клеточных технологий в области медицины, животноводства и растениеводства.

Ознакомить с основными принципами конструирования генов и генотипов.

Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении методов биотехнологии, оказывающих непосредственное влияние на генетическую программу развития.

Расширить кругозор через самостоятельную научную деятельность.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • главные исторические события в развитии биотехнологии;
  • «классические» методы молекулярной и клеточной биотехнологии;
  • биотехнологическую сущность сконструированных in vitro генов и генотипов;
  • молекулярную организацию рекомбинированных молекул и клеток;
  • пути и возможности получения биотехнологического коммерческого продукта;
  • биологию трансгенных, клонированных и химерных индивидуумов.

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать значение и перспективы развития биотехнологии для решения актуальных вопросов человечества;
  • характеризовать методы, позволяющие получить чужеродные гены, векторы, рекомбинантные молекулы, библиотеку генома, трансгенные, химерные и клонированные индивидуумы;
  • раскрывать особенности функционирования рекомбинантных молекул и клеток;
  • объяснить влияние генных конструкций на геном организма;
  • применять теоретические знания в решении практических задач по биотехнологии микро- и макроорганизмов;
  • анализировать основные этапы работ при получении биотехнологического продукта;
  • определять экономическую рентабельность от полученной биотехнологической продукции;
  • приводить примеры позитивного и негативного влияния молекулярно-клеточных технологий на биоразнообразие.

Тематическое и поурочное планирование элективного курса «Биотехнология» для 11 классов на 2011 – 2012 уч.год 1 час в неделю – 35 часов

Название раздела

Название темы

Вид занятия

Кол-во часов

дата

  1. биотехнология – мультидисциплинарная наука (2 ч)

Биотехнология в решении актуальных вопросов человечества

лекция

1

05.09

Биотехнологические ресурсы живых организмов

практическое

1

12.09

  1. Макроклеточная технология (10 ч)

Макроклеточная технология: применение и назначение

лекция

1

19.09

Методы культивирования и экстрокорпоральное оплодотворение

лабораторное

2

03.10

26.09

Оценка, селекция и отбор гамет и эмбрионов

лабораторное

3

10.10

17.10

24.10

Трансплантация эмбрионов животных

лабораторное

4

31.10

14.11

21.11

28.11

Центр репродукции человека

экскурсия

  1. Микроклеточная технология (6ч)

Макроклеточная технология: применение и назначение

лекция

1

05.12

Прикладные аспекты клеточной и эмбриогенетической инженерии

практическое

3

12.12

19.12

26.12

Биология химерных и клонированных индивидуумов

семинар

2

16.01

23.01

  1. Рекомбинантная ДНК (4 ч)

Биотехнологическая сущность ДНК

лекция

1

30.01

Основные принципы конструирования и клонирования генов

практическое

3

01.02

08.02

15.02

  1. Рекомбинантный белок (3 ч)

Биотехнологическая сущность рекомбинированного белка

лекция

1

22.02

Биотехнология микро- и макроорганизмов. Особенности функционирования рекомбинантных молекул в микро- и макросистемах

практическое

1

29.02

Генная инженерия белков и ферментов

практическое

1

07.03

  1. Биотехнология микроорганизмов (4 ч)

Рекомбинированный белок, получаемый из клеток бактерий

лекция

1

14.03

Рекомбинированные микроорганизмы в медицине и фармакологии

практическое

1

21.03

Рекомбинированные микроорганизмы в сельском хозяйстве

практическое

2

04.04

11.04

  1. Биотехнология макроорганизмов (6 ч)

Рекомбинированный белок, получаемый из клеток дрожжей, растений и животных

лекция

1

18.04

Конструирование генотипов in vitro

практическое

2

25.04

02.05

10.05

Биология трансгенных индивидумов

семинар

3

16.05

23.05

30.05

НИИ молекулярной биологии и биотехнологии

экскурсия

заключение

Биотехнология: свершения и надежды

конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая  цель – изготовление корм...

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Презентация "Значение птиц в природе и жизни человека"

Презентация "Значение птиц в природе и жизни человека"...

Урок №32«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»

Конспект рока«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»...

презентация "Птицы символы" К уроку "Значение птиц в природе и жизни человека"

презентация к уроку "Значение птиц в природе и жизни человека"...