контрольная работа по теме Биогеоценотический уровень организации жизни 10 класс программа Пономаревой
тест по биологии (10 класс) по теме

2 варианта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v1.docx34.79 КБ
Файл v2.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 3  по теме «Биогеоценотический уровень жизни»

Вариант 1.

Часть А. Выбери один  правильный ответ из четырех.

  1. Биогеоценоз составляют:
  2. а)        растения и окружающая среда,
  3. б)        неживая среда, в которой существуют организмы;
  4. в)        все организмы и окружающая среда;
  5. г)        одно растительное сообщество.
  1. К биотическим компонентам экосистемы относят
  1. газовый состав атмосферы
  2. состав и структуру почвы
  3. особенности климата и погоды
  4. продуцентов, консументов, редуцентов
  1. Многократно вовлекается в биологический круговорот веществ в природе:
  2. а)        солнечная энергия;
  3. б)        органические вещества, произведенные растениями;
  4. в)        химические элементы;
  5. г)органические вещества, произведенные животными.
  1. Какова роль продуцентов в круговороте веществ?
  1. запасают энергию Солнца в органических веществах
  2. синтезируют минеральные вещества
  3. накапливают воду в вегетативных органах
  4. используют атмосферный азот в фотосинтезе
  1. Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят
  1. миграции морских рыб на нерест
  2. открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений
  3. распускание почек у деревьев и кустарников
  4. открывание и закрывание раковин у моллюсков
  1. Показателем устойчивости экосистемы служит
  1. повышение численности хищников
  2. сокращение численности популяций жертв
  3. увеличение разнообразия видов
  4. увеличение числа консументов

Лес считают экосистемой, так как обитающие в нем виды

  1. приспособлены к длительному совместному проживанию и к неживой природе
  2. сформировались в процессе эволюции под действием движущих сил
  3. вступают в конкурентные отношения между собой
  4. имеют родственные связи и сходное строение
  1. При каких условиях возникает конкуренция между двумя видами?
  1. если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями
  2. если два близкородственных вида долго проживают на одной территории
  3. если два близкородственных вида проживают на смежных территориях
  4. если один вид выступает для другого в качестве ресурса
  1. В симбиотических взаимоотношениях находятся.
  1. лев и шакал;
  2. акула и рыба-лоцман;
  3. росянка и муха
  4. рыба и дождевой червь

Паразитизм — форма связи в популяциях, при которой паразит:

  1. приносит пользу хозяину
  2. приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели
  3. не приносит хозяину ни вреда, ни пользы
  4. всегда приводит хозяина к гибели        
  1. Определите правильно составленную пищевую цепь.
  1. чайка—»  окунь —» мальки рыб —» водоросли
  2. водоросли —> чайка —> окунь —» мальки рыб
  3. мальки рыб —» водоросли—»  окунь —> чайка
  4. водоросли —» мальки рыб —> окунь —> чайка

Водоем, заселенный разнообразными видами растений и животных, - это

  1. биогеоценоз
  2. биосфера        
  3. ноосфера
  4. агроэкосистема        

В чем причина смены одного биоценоза другим?

  1. изменение погодных условий
  2. сезонные изменения в природе
  3. колебания численности популяций одного вида
  4. изменение среды обитания живыми организмами

Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса

  1. растениями в процессе фотосинтеза
  2. гнилостными бактериями
  3. клубеньковыми бактериями
  4. организмами гетеротрофами

К каким последствиям в жизни биоценоза могут привести мероприятия по уничтожению комаров?

  1. ухудшению кормовой базы насекомоядных животных
  2. нарушению процесса опыления растений
  3. расширению территории заболоченных участков
  4. увеличению численности насекомых-вредителей

Появление новых паразитов наряду со старыми:

а)        положительно влияет на жизнь популяции;

б)        стимулирует появление у старых паразитов новых адапта¬ций;

в)        приводит к гибели хозяина или сокращению его численно¬сти;

г)        не вызывает изменений в популяции.

Растительноядные позвоночные животные в цепи питания играют роль

  1. конечного звена цепи
  2. разрушителей органических веществ
  3. начального звена цепи
  4. потребителей органических веществ

Роль консументов в лесной экосистеме играют:

 а) зайцы-беляки;

 б) мухоморы;

в)        почвенные бактерии;

г) осины.

В биоценозах роль редуцентов выполняют

  1. бактерии и грибы
  2. одноклеточные водоросли
  3. хищные животные
  4. организмы-паразиты

1.        Какова роль продуцентов в круговороте веществ?

  1. запасают энергию Солнца в органических веществах
  2. синтезируют минеральные вещества
  3. накапливают воду в вегетативных органах
  4. используют атмосферный азот в фотосинтезе

1.        Наиболее продуктивной экосистемой является:

  1. джунгли
  2. океан
  3. тайга;
  4. сосновый бор.

1.        Причиной огромного увеличения численности кроликов в Австралии стало:

а)        изобилие пищи;

б)        отсутствие врагов;

в)        сознательный отбор кроликов человеком;

г)        доброе отношение человека к кроликам.                        

Укажите правильную последовательность смены растений на вырубке елового леса при ее зарастании.

  1. травянистые растения —> берёза —» ель
  2. берёза —» сосна —> травянистые растения
  3. ель —» берёза —> травянистые растения сосна
  4. травянистые растения —» ель —» сосна

Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они

  1. содержат одинаковое число звеньев в цепях питания
  2. имеют одинаковую продуктивность биомассы растений
  3. не могут существовать без участия человека
  4. содержат одинаковые функциональные группы организмов

Наиболее эффективный способ охраны всех видов растений и животных - это

  1. запрет на сборы растений и отстрел животных
  2. отказ от использования видов растений и животных человеком
  3. регуляция численности видов и охрана природных сообществ
  4. создание зоопарков и ботанических садов

Часть В.

  1. Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал.
  1. заселение лишайником
  2. голые скалы
  3. зарастание мхами
  4. формирование травянистого сообщества
  5. образование тонкого слоя почвы

2.Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они

  1. аккумулируют солнечную энергию
  2. потребляют органические вещества
  3. синтезируют органические вещества из неорганических
  4. преобразуют органические вещества
  5. освобождают заключенную в органических веществах энергию
  6. разлагают органические остатки

3.Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).

1.        Конкуренция

2.        Хищничество

3.        Паразитизм        

4.        Симбиоз

а) росянка и насекомые

б) щука и судак

в) блохи и кот         

г) клевер и шмель

д)        корова и печеночный сосальщик

е)        лось и зубр

ж)        водоросль и гриб

в слоевище лишайника

з)        змея и лягушка

        

        



Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 3  по теме «Биогеоценотический уровень жизни»

Вариант 2

Часть А. Выбери один  правильный ответ из четырех.

Биогеоценозом называют совокупность:

  1. популяций разных видов, обитающих на определенной территории
  2. живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ
  3. взаимосвязанных популяций растений и животных
  4. популяций одного вида, населяющих разные территории

Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

а) бактерии;              б) сосны;

в)белки;                    г) насекомые.

Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

  1. АТФ
  2. солнечный        свет
  3. живые организмы
  4. органические вещества

В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:

а)        консументы — продуценты — редуценты;

б)        редуценты — консументы — продуценты;

в)        продуценты — консументы — редуценты:

г)        продуценты — редуценты — консументы?

Причина смены экосистем —

  1. сезонные изменения в природе
  2. ярусное размещение организмов
  3. неблагоприятные погодные условия
  4. изменение организмами среды обитания

Паразитические растения и животные выполняют в экосистеме роль

  1. продуцентов
  2. потребителей
  3. разрушителей веществ
  4. симбиотических организмов

Примером конкуренции организмов является:

  1. повилика, растущая на других растениях
  2. сурепка на пшеничном поле
  3. клубеньковые бактерии на корнях бобовых
  4. гриб-трутовик на березе

Сигналом к осеннему перелету насекомоядных птиц служит

  1. понижение температуры окружающей среды
  2. сокращение длины светового дня
  3. выпадение первого снега
  4. сокращение численности популяций

Уничтожение хищников в сообществе приводит к:

  1. наиболее благоприятным условиям для существования жертв
  2. появлению генотипов с адаптивными преимуществами
  3. расцвету и размножению популяций жертв
  4. изменению оптимальных условий для существования популяции

В большей степени вымирание популяции амфибий может зависеть от:

а)        чрезмерного перенаселения;

б)        слишком малой численности и родственных скрещиваний;

в)        повышения гетерозиготности популяции;

г)        снижения численности насекомых.

В результате длительной конкуренции двух видов растений скорее всего произойдет следующее событие:

а)        вымирание одного из видов;

б)        вымирание обоих видов;

в)        прогрессивная эволюция обоих видов;

г)        эволюция одного из видов.

Быстрее всего приводит к смене биогеоценоза:

а)        распространение в нем инфекционных заболеваний;

б)        загрязнение выделениями источников питания;

в)        повышенное количество осадков;

г)        деятельность человека.

Укажите правильно составленную пищевую цепь:

а)        клевер — ястреб — шмель — мышь;

б)        клевер — шмель — мышь — ястреб;

в)        шмель — мышь — ястреб — клевер;

г)        мышь — клевер — шмель — ястреб.

Природные территории, на которых запрещена хозяйственная деятельность человека с целью восстановления численности популяций редких видов растений и животных, охраны флоры и фауны, представляют собой

  1. Агроценозы
  2. ботанические сады
  3. заповедники
  4. полезащитные лесные полосы

В агроэкоситеме пшеничного поля, в отличие от экосистемы луга,

  1. имеются продуцены, консументы, редуценты
  2. замкнутый круговорот веществ
  3. длинные цепи питания
  4. небольшое число видов

Большое разнообразие видов в экосистеме, разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ - основа

  1. устойчивого развития экосистемы
  2. колебания численности популяций
  3. появления новых видов
  4. расселения видов в другие экосистемы

Водоросли - важный компонент водной экосистемы, так как они

  1. препятствуют накоплению ила
  2. выполняют роль редуцентов
  3. поглощают минеральные вещества со дна водоема
  4. обогащают воду кислородом и создают органические вещества

Какой из организмов является консументом ?

а)        еж        в) пшеница

б)        сосна        г) кувшинка

Примером смены экосистемы служит

  1. отмирание надземных частей растений зимой на лугу
  2. сокращение численности хищников в лесу
  3. изменение внешнего облика лесного сообщества зимой
  4. зарастание водоема

Найдите неверное утверждение. Агроценозы в отличие от природных сообществ:

а)        существуют только с помощью человека;

б)        не поддерживают свое существование;

в)        состоят из малого числа видов;

г)        повышают плодородие почвы.

Из приведенных примеров к цепи разложения относится:

а)        растения — овца — человек;

б)        растения — кузнечики — ящерицы — ястреб;

в)        фитопланктон — рыбы — хищные птицы;

г)        силос — дождевые черви — бактерии.

Обычно первыми поселяются на скалах:

  1. грибы;
  2.   накипные лишайники;
  3.  травянистые растения;
  4.  кустарнички.

В каждой экосистеме происходит саморегуляция, которая проявляется в том, что

  1. ни один вид не уничтожается полностью другим видом
  2. в ней постоянно происходит колебание численности видов
  3. одни виды вытесняют другие, менее приспособленные
  4. на смену менее устойчивой экосистемы приходит более устойчивая

Одним из признаков агроценоза является:

а)полное отсутствие в агроценозе естественного отбора;

 б) отсутствие генетических изменений у растений;

в) пониженная способность растении к борьбе с вредителями;

г) высокая степень изменчивости организмов.

Поле следует считать агроценозом, так как в нем, в отличие от природного биогеоценоза,

а)        имеются цепи питания

б)        преобладают монокультуры

в)        происходит круговорот веществ

г)        обитают различные виды.        

Часть В.

1.        Установите последовательность смены биоценозов.

1)        луг

2)        смешанный лес

3)        озеро

4)        березовая роща

5)        болото

2.Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что

  1. численность деревьев сокращается в результате лесного пожара
  2. волки ограничивают рост численности кабанов
  3. массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев
  4. численность белок зависит от урожая семян ели
  5. популяция кабанов полностью уничтожается волками
  6. совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

3.Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).

1.        Симбиоз

2.        Квартиранство

3.        Паразитизм        

4.        Конкуренция

а) человек и таракан

б) тля  и роза

 в) овца и коза         

г) азотфиксирующие бактерии и горох

д)        человек и аскарида

е)        лиса и паук

ж)        рак отшельник и актиния

з)        цапля и журавль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме: "Молекулярный уровень"

работа расчитана на 2 варианта в каждом по 15 вопросов....

Контрольная работа по теме "Биогеоценотический уровень жизни"

Контрольная работа по теме "Биогеоценотический уровень жизни"...

Контрольная работа по теме "Молекулярный уровень" (9 класс)

Задания для контрольной работы по теме "Молекулярный уровень" в двух вариантах для 9 класса. Контрольная работа состоит из трех частей....

Контрольная работа по теме « Организменный уровень».

тест по теме « Организменный уровень»....

Разработка обобщающего урока по биологии в 9 классе по теме "Биосферный уровень организации жизни"

Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке по теме "Биосферный уровень организации", а также для подготовки учащихся к итоговой контрольной работе  по биологии"...

Контрольная работа на тему: "Экосистемный уровень"

Контрольная работаТема: "Экосистемный уровень"Два вариантаТипы заданий: выберите правильное утверждение; закончите предложение; дайте развернутые ответы на вопросы; выпишите в правильной пос...