Конспект открытого урока 5 класс "Нужны все на свете"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Орлова Ольга Петровна

Материал для областного конкурса "Педагогический дебют - 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе.

Тема «Нужны на свете все»

Учитель: Орлова О.П. МБОУ «СОШ №2 п. Переволоцкий»

Общая часть

Предмет -        введение в биологию

Класс 5

Автор УМК – А. А Плешаков, Э. Л. Введенский

Тема урока «Нужны все на свете»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу; фиксировать результаты по изучению нового материала в тетради в виде записей

Регулятивные УУД: умение организовать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, одноклассникам

Осознание взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов природы, осознание необходимости  бережного отношения к живой природе

Словарь урока: (основные понятия): производители, потребители, разрушители, круговорот веществ в природе.

Образовательные ресурсы:

  • Учебник «Биология. Введение в биологию» 5 класс, авторы А.А. Плешаков,

      Э.Л. Введенский. Изд-во «Русское слово» 2015 год

  • Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию. 5 класс», авторы С.Н. Новикова, Н.И. Романова.

     Изд-во «Русское слово» М., 2015 год

  • Методические рекомендации к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского

      Изд-во «Русское слово» М., 2013 год

Ресурсы урока:

  • Компьютер, мультимедийная установка, интерактивное учебное пособие.
  • Презентация в формате Pover Point.
  • Маршрутные листы, тесты.
  • Карточки: производители, потребители, разрушители.

Цель урока: расширить представления о значении растений, животных, бактерий; познакомить с основными звеньями круговорота веществ.

   

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя:

Деятельность учеников:

1.Орг. момент

2 мин.

Прозвенел звонок, начинаем мы урок
Ждут проблемы и задачи-
В добрый час и всем удачи!

Приветствие учащихся, проверка их подготовки к уроку (наличие учебников, тетрадей) Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

   Я рада всех вас видеть. Мне приятно, что все вы здоровы. Улыбнитесь мне, посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Садитесь.

Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие материала урока.

Самоконтроль готовности к уроку. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

2. Мотивация

2 мин.

Создание проблемной ситуации

На уроках биологии вы познакомились с разнообразными организмами.

Какими бы маленькими или большими, одноклеточными или многоклеточными не были организмы, все они в природе играют определенную роль.

«Нужны все на свете» - написал в одном из стихотворений Борис Заходер

Слайд 1. Стихотворение. 

Все – все -  на  свете,

На свете нужны!

И мошки  не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки  без кошки не лучше делишки.

Да если мы с кем – то не очень дружны –

Мы все – таки очень друг другу нужны.

А если нам кто – нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.                                                              Б.Заходер

Слушают стихотворение

3.Актуализация знаний

2 мин.

Названия каких организмов вы встретили в стихотворении?

Организмы объединяют в царства.

♦ С какими царствами живой природы вы знакомы?

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Отвечают на вопросы. Участвуют  в диалоге

Перечисляют царства: Растения, Животные, Грибы.

Отвечают: отличаются размерами, формой тела, окраской, одноклеточные и многоклеточные и т. д.

Общий итог: предполагаемая тема урока: «Нужны все на свете» Запись в тетрадь.

4. Целеполагание и планирование.

2 мин.

Какие задачи стоят перед нами?

1. Какие живые организмы входящие в цепи питания 

2. Кто такие потребители, разрушители и производители?

Что такое цепь питания?

Проблемный вопрос:

Какие группы организмов принимают участие в круговороте веществ? Ответим  на этот вопрос в конце урока

• Разные предположения

• Приходят к выводу, что знаний не хватает

Участвуют в планировании деятельности на уроке

5. Открытие нового знания

(изучение новой темы)

Групповая работа.

Ученикам предлагается, работая в группах, выяснить значение в природе растений, животных, бактерий, грибов.

Вы будете работать в 4 группах: растения, животные, бактерии, грибы.

Задания для каждой группы даны в маршрутных листах.

На исследование проблемы дается 5 минут, затем вы должны сделать отчет о проделанной работе.

Учитель предлагает выслушать отчет о проделанной работе и обсудить результаты.

Учитель показывает презентации после отчета каждой группы.

Выполнение задания №3 в маршрутном листе.

 Физкультминутка.

Как вы видите, организмы объединены множеством связей. Но как бы ни были разнообразны эти связи, главное то, что все живые организмы – участники единого круговорота веществ, постоянно происходящего в природе.

Перечислите основные звенья круговорота веществ.

Заполните схему «Круговорот веществ в природе». При заполнении схемы используйте рис.39, стр.52 в учебнике.

А теперь самостоятельно, с использованием учебника, выполните задание №4 в маршрутном листе.

Как вы думаете, можно сейчас дать ответ на проблему, которую мы обозначили в начале урока?

♦ Напомните мне, в чём она заключалась? Какие группы организмов принимают участие в круговороте веществ?

Составление кластера по цепи питания.

 Работа в группах и самостоятельно (3-4 человека)

(группы:растения, животные, бактерии. грибы), заполняют маршрутные листы

Один учащийся делает сообщение, остальные слушают, обсуждают, задают вопросы, заполняют кластер

Смотрят слайды презентации, обсуждают, оценивают правильность своей работы

Отвечают: производители, потребители, разрушители

Заполняют схему «Круговорот веществ в природе»

Один учащийся заполняет схему на доске

Выполняют задание №4

Вступают в диалог

Систематизация и первичное закрепление знаний.

6. Включение нового знания в систему.

Работа с тестами

 Поменяйтесь технологическими картами с соседом по парте. Проверьте друг друга. Оцените. Сверьтесь с ответами на доске.

Выполнение теста.

Проверка теста соседом.

Ответы на доске.

• обсуждение

7. Рефлексия и оценивание.

Давайте вспомним тему нашего урока.

♦ Какую проблему мы решали на уроке?

♦ Пригодятся ли вам полученные знания?

Я узнал…

Мне трудно…

Быстро запомнил…

Понравилась работа…

 

 Обратите внимание на доску.

На доске изображена новогодняя ель.

  Если на уроке вы узнали что-то новое, важное для вас и вам было интересно – прикрепите к ели красные шары,  если спокойно, легко  – желтые, ну. А если было грустно на уроке, ничего не запомнили – синие..

Выставление оценок  (анализ работы в группе, активность в формировании выводов) выслушивание мнение учащихся. Комментарии

Обсуждение вопросов

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока

Отмечают интересные вопросы одноклассников

8. Домашнее задание.

Инвариантная часть § 14, р.т. № 1,3,4,5

Вариативная часть

1. Составьте кроссворд по теме «Нужны все на свете».

Записывают домашнее задание

Технологическая карта ученика

        Задание №1. Заполните схему «Значение живых организмов в природе».

Значение живых организмов в природе

                                     Растения                       Животные

                           

Бактерии                                                 Грибы

                          

        

       Задание №2. Работа в группах. 

Название группы

Задание

 Растения

  • Используя текст п.14 на стр.49-50, прочитайте статью «РАСТЕНИЯ»
  • Выпишите в тетрадь значение растений в природе
  • Подготовьте отчёт для других групп о проделанной работе

 Животные

  • Используя текст п.14 на стр.50-51, прочитайте статью «ЖИВОТНЫЕ»
  • Выпишите в тетрадь значение растений в природе
  • Подготовьте отчёт для других групп о проделанной работе

 Бактерии

  • Используя текст п.14 на стр.51, прочитайте последний абзац, на стр.51
  • Выпишите в тетрадь значение бактерий в природе
  • Подготовьте отчёт для других групп о проделанной работе

Грибы

  • Используя текст п.14 на стр.52, прочитайте два абзаца сверху  
  • Выпишите в тетрадь значение грибов в природе
  • Подготовьте отчёт для других групп о проделанной работе

      Задание №3. Дополните предложения другими примерами.

Опыляют растения –

Распространяют плоды и семена растений –

Поддерживают природное равновесие –

Участвуют в почвообразовании –

Служат природными санитарами-    

      Задание №4.Дополните схему стрелками, используя рис. 39, стр.52 в учебнике.

                                                Потребители

Производители                                                                Разрушители

                           Запас питательных веществ в почве

      Задание №5. Закончите предложения.

  1. Организмы, способные создавать органические вещества из неорганических, называются _________________________
  2. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются________________________________________
  3. Организмы, разлагающие мертвое органическое вещество, называются,  _________________________________________

      Задание №6   

Тест по теме: «Нужны все на свете»

  1. Какая группа организмов способна создавать органические вещества из неорганических, за что учёные-экологи называют их организмами – производителями?

А) вирусы                 Б) грибы                 В) растения                 Г) животные

  1. Каких животных из перечисленных ниже можно отнести к животным – санитарам?

А) стрекоза и синица                 Б) дождевой червь и щука

В) корова и амёба                 Г) гриф и жук навозник

  1. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение.

А) растения на свету выделяют кислород и потребляют углекислый газ

Б) растения производят органические вещества из неорганических

В) животные производят органические вещества из неорганических

Г) животные выделяют углекислый газ и потребляют кислород

  1. Какую роль, по мнению учёных-экологов, играют в природе бактерии?

А) это вредные организмы, их необходимо уничтожать

Б) это организмы – санитары

В) это организмы – производители органических веществ

Г) это организмы – разрушители органических веществ

  1. Какой процесс объединяет все группы организмов на Земле: производителей, потребителей и разрушителей?

А) круговорот веществ                         Б) смена дня и ночи

В) вращение Земли вокруг Солнца                 Г) смена времён года

      Задание №7. Ответьте на вопросы:

Я узнал….

Мне трудно….

Быстро запомнил…

Лестница успеха:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока с презентацией по физике для 8 класа по теме" Преломление света"

Урок  разработан с учётом требований новых стандартов (ФГОС). Используются технологии развивающего обучения....

Открытый урок по теме: "Дисперсия света".

Открытый урок по теме: "Дисперсия света", дается по программе. При его проведении использовались демонстрационные опыты, раскрывающие суть явления дисперсии и его практического применения.Задачи и тес...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока "Семь чудес света"

Данная разработка позволяет донести до обучающихся, воспитанников достижения в области искусства и культура периода "Древнего мира". Многие их этих "чудес света" уже давно канули в...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...