Конспект открытого урока 5 класс "Нужны все на свете"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Материал для областного конкурса "Педагогический дебют - 2016"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе.
Тема «Нужны на свете все»
Учитель: Орлова О.П. МБОУ «СОШ №2 п. Переволоцкий»
Общая часть | |||
Предмет - введение в биологию | Класс 5 | ||
Автор УМК – А. А Плешаков, Э. Л. Введенский | Тема урока «Нужны все на свете» | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу; фиксировать результаты по изучению нового материала в тетради в виде записей Регулятивные УУД: умение организовать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, одноклассникам | Осознание взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов природы, осознание необходимости бережного отношения к живой природе |
Словарь урока: (основные понятия): производители, потребители, разрушители, круговорот веществ в природе.
Образовательные ресурсы:
- Учебник «Биология. Введение в биологию» 5 класс, авторы А.А. Плешаков,
Э.Л. Введенский. Изд-во «Русское слово» 2015 год
- Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию. 5 класс», авторы С.Н. Новикова, Н.И. Романова.
Изд-во «Русское слово» М., 2015 год
- Методические рекомендации к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского
Изд-во «Русское слово» М., 2013 год
Ресурсы урока:
- Компьютер, мультимедийная установка, интерактивное учебное пособие.
- Презентация в формате Pover Point.
- Маршрутные листы, тесты.
- Карточки: производители, потребители, разрушители.
Цель урока: расширить представления о значении растений, животных, бактерий; познакомить с основными звеньями круговорота веществ.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этапы урока | Деятельность учителя: | Деятельность учеников: | |
1.Орг. момент 2 мин. | Прозвенел звонок, начинаем мы урок Я рада всех вас видеть. Мне приятно, что все вы здоровы. Улыбнитесь мне, посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Садитесь. | Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие материала урока. Самоконтроль готовности к уроку. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками. Слушают учителя, отвечают на вопросы. | |
2. Мотивация 2 мин. Создание проблемной ситуации | На уроках биологии вы познакомились с разнообразными организмами. Какими бы маленькими или большими, одноклеточными или многоклеточными не были организмы, все они в природе играют определенную роль. «Нужны все на свете» - написал в одном из стихотворений Борис Заходер Слайд 1. Стихотворение. Все – все - на свете, На свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед и кто делает яд. Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. Да если мы с кем – то не очень дружны – Мы все – таки очень друг другу нужны. А если нам кто – нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется. Б.Заходер | Слушают стихотворение | |
3.Актуализация знаний 2 мин. | Названия каких организмов вы встретили в стихотворении? Организмы объединяют в царства. ♦ С какими царствами живой природы вы знакомы? Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Как будет звучать тема сегодняшнего урока? | Отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге Перечисляют царства: Растения, Животные, Грибы. Отвечают: отличаются размерами, формой тела, окраской, одноклеточные и многоклеточные и т. д. | |
Общий итог: предполагаемая тема урока: «Нужны все на свете» Запись в тетрадь. | |||
4. Целеполагание и планирование. 2 мин. | Какие задачи стоят перед нами? 1. Какие живые организмы входящие в цепи питания 2. Кто такие потребители, разрушители и производители? Что такое цепь питания? Проблемный вопрос: Какие группы организмов принимают участие в круговороте веществ? Ответим на этот вопрос в конце урока | • Разные предположения • Приходят к выводу, что знаний не хватает Участвуют в планировании деятельности на уроке | |
5. Открытие нового знания (изучение новой темы) | Групповая работа. Ученикам предлагается, работая в группах, выяснить значение в природе растений, животных, бактерий, грибов. Вы будете работать в 4 группах: растения, животные, бактерии, грибы. Задания для каждой группы даны в маршрутных листах. На исследование проблемы дается 5 минут, затем вы должны сделать отчет о проделанной работе. Учитель предлагает выслушать отчет о проделанной работе и обсудить результаты. Учитель показывает презентации после отчета каждой группы. Выполнение задания №3 в маршрутном листе. Физкультминутка. Как вы видите, организмы объединены множеством связей. Но как бы ни были разнообразны эти связи, главное то, что все живые организмы – участники единого круговорота веществ, постоянно происходящего в природе. Перечислите основные звенья круговорота веществ. Заполните схему «Круговорот веществ в природе». При заполнении схемы используйте рис.39, стр.52 в учебнике. А теперь самостоятельно, с использованием учебника, выполните задание №4 в маршрутном листе. Как вы думаете, можно сейчас дать ответ на проблему, которую мы обозначили в начале урока? ♦ Напомните мне, в чём она заключалась? Какие группы организмов принимают участие в круговороте веществ? Составление кластера по цепи питания. | Работа в группах и самостоятельно (3-4 человека) (группы:растения, животные, бактерии. грибы), заполняют маршрутные листы Один учащийся делает сообщение, остальные слушают, обсуждают, задают вопросы, заполняют кластер Смотрят слайды презентации, обсуждают, оценивают правильность своей работы Отвечают: производители, потребители, разрушители Заполняют схему «Круговорот веществ в природе» Один учащийся заполняет схему на доске Выполняют задание №4 Вступают в диалог | |
Систематизация и первичное закрепление знаний. | |||
6. Включение нового знания в систему. | Работа с тестами Поменяйтесь технологическими картами с соседом по парте. Проверьте друг друга. Оцените. Сверьтесь с ответами на доске. | Выполнение теста. Проверка теста соседом. Ответы на доске. • обсуждение | |
7. Рефлексия и оценивание. | Давайте вспомним тему нашего урока. ♦ Какую проблему мы решали на уроке? ♦ Пригодятся ли вам полученные знания? Я узнал… Мне трудно… Быстро запомнил… Понравилась работа…
Обратите внимание на доску. На доске изображена новогодняя ель. Если на уроке вы узнали что-то новое, важное для вас и вам было интересно – прикрепите к ели красные шары, если спокойно, легко – желтые, ну. А если было грустно на уроке, ничего не запомнили – синие.. Выставление оценок (анализ работы в группе, активность в формировании выводов) выслушивание мнение учащихся. Комментарии | Обсуждение вопросов Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока Отмечают интересные вопросы одноклассников | |
8. Домашнее задание. | Инвариантная часть § 14, р.т. № 1,3,4,5 Вариативная часть 1. Составьте кроссворд по теме «Нужны все на свете». | Записывают домашнее задание |
Технологическая карта ученика
Задание №1. Заполните схему «Значение живых организмов в природе».
Значение живых организмов в природе
Растения Животные
Бактерии Грибы
Задание №2. Работа в группах.
Название группы | Задание |
Растения |
|
Животные |
|
Бактерии |
|
Грибы |
|
Задание №3. Дополните предложения другими примерами.
Опыляют растения –
Распространяют плоды и семена растений –
Поддерживают природное равновесие –
Участвуют в почвообразовании –
Служат природными санитарами-
Задание №4.Дополните схему стрелками, используя рис. 39, стр.52 в учебнике.
Потребители
Производители Разрушители
Запас питательных веществ в почве
Задание №5. Закончите предложения.
- Организмы, способные создавать органические вещества из неорганических, называются _________________________
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются________________________________________
- Организмы, разлагающие мертвое органическое вещество, называются, _________________________________________
Задание №6
Тест по теме: «Нужны все на свете»
- Какая группа организмов способна создавать органические вещества из неорганических, за что учёные-экологи называют их организмами – производителями?
А) вирусы Б) грибы В) растения Г) животные
- Каких животных из перечисленных ниже можно отнести к животным – санитарам?
А) стрекоза и синица Б) дождевой червь и щука
В) корова и амёба Г) гриф и жук навозник
- Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение.
А) растения на свету выделяют кислород и потребляют углекислый газ
Б) растения производят органические вещества из неорганических
В) животные производят органические вещества из неорганических
Г) животные выделяют углекислый газ и потребляют кислород
- Какую роль, по мнению учёных-экологов, играют в природе бактерии?
А) это вредные организмы, их необходимо уничтожать
Б) это организмы – санитары
В) это организмы – производители органических веществ
Г) это организмы – разрушители органических веществ
- Какой процесс объединяет все группы организмов на Земле: производителей, потребителей и разрушителей?
А) круговорот веществ Б) смена дня и ночи
В) вращение Земли вокруг Солнца Г) смена времён года
Задание №7. Ответьте на вопросы:
Я узнал….
Мне трудно….
Быстро запомнил…
Лестница успеха:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока с презентацией по физике для 8 класа по теме" Преломление света"
Урок разработан с учётом требований новых стандартов (ФГОС). Используются технологии развивающего обучения....
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Открытый урок по теме: "Дисперсия света".
Открытый урок по теме: "Дисперсия света", дается по программе. При его проведении использовались демонстрационные опыты, раскрывающие суть явления дисперсии и его практического применения.Задачи и тес...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока "Семь чудес света"
Данная разработка позволяет донести до обучающихся, воспитанников достижения в области искусства и культура периода "Древнего мира". Многие их этих "чудес света" уже давно канули в...
Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока
Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...