урок биологии в 6 классе «Голосеменные».
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Карпова Оксана Ивановна

Урок биологии с использованием мультимедийной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_teme_golosemennye_rasteniya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по теме:

 «Голосеменные растения»

   

 Подготовила учитель биологии

МБОУ «Симферопольская академическая гимназия»

г. Симферополя Республики Крым

Карпова Оксана Ивановна

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Развивающие:

  1. продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.
  2. продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету,                        формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, гербарий можжевельника, кипариса, коллекция шишек голосеменных, сигнальные карточки ,ПК, мультимедийный проектор.

             

Методы обучения:

словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, сообщения учащихся, лабораторная работа.

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)

Структура урока

Методы и средства обучения

I.Организационный момент.

Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.

II.Проверка знаний учащихся.

 1 вариант

1. К папоротникообразным не относится:

А) хвощ          

Б) плаун

В) сфагнум

2.Какие признаки характерны для папоротников?:

А) наличие слоевища, ризоидов

Б) наличие стебля, листьев

В) наличие стебля, листьев, корня.

3.У взрослого растения папоротника образуются:

А) споры

Б) яйцеклетки

В) сперматозоиды

4.Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения

Б) размножения

В) дыхания

5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А) взрослое растение – заросток – споры - проросток

Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток

В) заросток – споры – взрослое растение – проросток

 2 вариант

 1.  К папоротникообразным  относится:

А) кукушкин лён        

Б)  плаун

В) риччия

2.Вайями называют:

А) корневища папоротников

Б) побеги папоротников

В) рассечённые листья папоротников

3.Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена

Б) пыльца

В) споры

4.В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно

Б) где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах

5.Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита

Б) каменного угля

В) торфа

Тест с взаимопроверкой.

III.Актуализация знаний.

 Хвойные в искусстве

 На берегу Камы,  в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.        

 Он создаёт много картин, в сюжетах которых  обращается к жизни русского леса. Шишкина называли,"царем леса", и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор».  Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы.  Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла  художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Ребята, сосны  это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, почему их назвали голосеменные?

Рассказ учителя с использованием репродукций картин И.И.Шишкина

Беседа.

IV.Изучение нового материала

1.Многообразие голосеменных растений.

 Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных  папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Первые голосеменные  делились на 6 классов. В настоящее время  2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —лианами; травянистых растений среди них нет.

 Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.

Отдел Голосеменных состоит из следующих классов:

Саговниковые

 Гинкговые

 Гнетовые

 Хвойные

 Класс Саговниковые включает 20  видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м  в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки.  У нас в России один вид выращивают в садах и парках  на Черноморском побережье.  

 Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и  относится к числу листопадных голосеменных.  Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.

     

Класс Гнетовые  включает  70 видов.

Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят  лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями.  Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.

К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в  степях и пустынях Азии, Европы и Америки.

Голосеменные растения в нашей стране  представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам  ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.

Секвойи – хвойные деревья Северной Америки. Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния. Это дерево славится удивительным долголетием. Средний возраст секвойи 3 – 4 тысячи лет.  Секвойи это деревья гиганты,  высотой более 100 м и толщиной до 10 м .

Известны случаи ,когда на пнях  погибших секвой сооружали танцевальные площадки. А в одном из таких деревьев,  был пробит тоннель, через который свободно проезжали автомобили.

Ели это высокие деревья с прямыми стволами.  Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.

Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.

 Главная ценность ели – её древесина.  Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом.         Из ели получают скипидар и канифоль.

Лиственница – очень красивое дерево.  Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками.  Хвоя  мягкая, плоская, располагается  на  побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.

Пихта - имеет целебную хвою с замечательным ароматом.    

Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на  хвоинки. На самом деле это узкие,  плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие  шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива.  Из ветвей  получают эфирное масло для производства  лекарственного препарата камфары.

       Кипарис  – могучее дерево 30  метровой высоты, но растет кипарис  очень медленно. Листья кипариса чешуйчатые, а шишки имеют вид шариков. Выращивают кипарисы в  садах  и парках в качестве декоративных деревьев, часто используют в качестве живой изгороди.

Кипарис теплолюбивое растение, не терпящий морозов. 

       

Рассказ учителя.

1 слайд презентации

2 слайд презентации

3 слайд презентации

4 слайд презентации

5 слайд презентации

6 слайд презентации

7 слайд презентации

8 слайд презентации

9 слайд презентации

10 слайд презентации

11 слайд презентации

2. Общие признаки голосеменных растений.

Познакомившись с представителями голосеменных,  назовите их общие признаки, о которых вы узнали из презентации.

  1. Органы - лист, стебель, корень.
  2. Лист – хвоинка.
  3. Шишка – видоизмененный побег.
  4. Размножение с помощью – семян.

Запишите признаки в тетрадь.

Запись признаков голосеменных на доске.

       

3.Изучение строения голосеменных растений на примере сосны и ели.

 А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели. Объяснение целей работы,  последовательность  её выполнения.

На партах у учащихся инструктивные карточки.

Лабораторная работа №   7  на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере  ели и сосны.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.

1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу ( см. Приложение 1)

2.Рассмотрите внешний вид сосновых  шишек. Отметьте их  размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.

3.Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу.

4.Пользуясь текстом учебника (стр.75 -78), заполните сравнительную таблицу (см. Приложение 1)

Ребята, обратите внимание, хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях.

Лабораторная работа.

Подведение итогов работы, выводы.

 Комментарии учителя.

  Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте  между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.   ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

 Мы размялись от души

И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).

Физкультминутка.

4.Решение творческих биологических задач.

 

А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предстоит поработать в группах. Их будет три ( по рядам).

 Каждой из групп будет предложена биологическая задача. Вы будете обсуждать её решение в группе в течении 3-4 минут. У группы может быть несколько версий. Версии могут быть  разнообразными и необычными. Каждая группа должна выбрать лидера. Он должен назвать все версии вашей команды.  Основное правило – во время обсуждения никакой критики! Приступаем.

Задача для 1 команды.

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача для 2 команды.

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

Задача для 3 команды.

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Решение задач с применением  ТРИЗ технологии.

5.Значение голосеменных растений.

1 сообщение.

Живица - смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название.

Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения.

Живица используется  и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения. 

   

2 сообщение.

Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.

Слайд – презентация.

Сообщения учащихся.

7.Закрепление знаний.

 Какие утверждения верны? 

 Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

 Зеленый цвет – “утверждение верно”

 Красный цвет – “не согласен с утверждением”

1.Только у голосеменных растений имеется  видоизмененный побег – шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных  растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

 4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.  

5.Хвоя ели длинная,  на побегах  по 2 игловидных листа.

6. У сосны  хвоинки живут на ветках  1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

10.Образование семян – важный  этап в эволюции  растений.

Задание с использованием  сигнальных карточек.

8.Домашнее задание.

П. 16,читать, отв. на вопросы

 Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".



Приложение 1

Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Сосна

Ель

Сосна

Сравниваемые признаки

Ель

1.Отношение к свету.

2. Требовательность к почве и влаге.

3. Как развит главный корень?

5.Продолжительность

жизни хвои.

  1. Продолжительность

жизни дерева.

  1. Высота дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).

Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

Конспект урока биологии 7 класс "Голосеменные- отдел семенных растений".

Конспект урока по биологии для 7 класса по курсу учебников "Линия жизни", "Голосеменные - отдел семенных  растений".  Конспект содержит  групповую работу, заполнение...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...