Разработка урока биологии по теме: "Голосеменные растения", 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Представлена разработка урока по биологии тема "Голосеменные растения", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок биологии | 114.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Голосеменные растения» с применением технологии проблемного обучения.
Ф.И.О. Коньшина Марина Александровна
Место работы: МКОУ «Битковская СОШ» Сузунского района, Новосибирской области.
Должность: учитель
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: Голосеменные растения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях, проверить уровень усвоения учебного материала различными способами контроля.
Задачи:
- образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных +растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями, изучить отдельных представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности.
- развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и презентацией; научить распознавать голосеменные растения; развивать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы), умения выражать свои мысли, организовать совместную деятельность на конечный результат, умения провести оценку и самооценку деятельности на уроке.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; продолжить воспитание бережного отношения к природе. формирование экологической культуры у школьников.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения голосеменных растений, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями.
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику отдельным представителям голосеменных растений, произрастающих в нашей местности;
- распознавать голосеменные растения.
Учащиеся могут узнать:
- редкие и охраняемые растения Новосибирской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
-коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.
-познавательные: - работать с учебником; находить отличия; составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять существенные признаки; уметь использовать графические схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения особенностей строения растений.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы:
- основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
- дополнительные: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, презентацией); практические (поиск информации, работа с гербарием, составление опорных схем, текстов); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Информационно-технологические ресурсы: учебник, дополнительная информация (приложение 1), маршрутные листы, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, гербарий голосеменных растений, сигнальные карточки, проектор, презентация «Голосеменные растения»
Основные термины и понятия: голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, живица, фитонциды
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Что это? (Лес) Слайд 1
– Сегодня мы снова отправляемся лес. В очередную научно – исследовательскую экспедицию. Чтобы не заблудиться в пути у каждого из вас есть маршрутный лист, который будет вам путеводителем в нашей экспедиции. Во время движения по маршруту нам предстоит решить ряд задач.
Но прежде чем отправиться в путь, каждый из участников экспедиции должен получить доступ – разрешение на работу в лесном массиве. Для этого необходимо выполнить задание №1 в маршрутном листе.
II. Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы учащихся. Формирование коммуникативных умений.
Задание № 1(Слайд №2). Найдите и подчеркните лишнее растение. Индивидуальная самостоятельная работа. Обсуждение результатов. Учитель выписывает ответы на доску. (Слайд №3) Самопроверка и самооценка результатов. Максимальная оценка за это задание – 5 баллов.
1 )ламинария, ульва, сосна;
2) кукушкин лён, секвойя, сфагнум
3) пихта, хвощ полевой, хвощ болотный
4) ягель, бородач, лиственница.
5) щитовник, кипарис, орляк
Все ученики успешно проходят испытания и отправляются в научно – исследовательскую экспедицию.
III. Создание проблемной ситуации.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и потребность её разрешения (мотивация учащихся к открытию и присвоению новых знаний)
? Почему лишними оказались сосна, секвойя, пихта, лиственница, кипарис? (Эти растения не принадлежат ни к одному отделу, которые мы изучали на уроках)
? К какому отделу относятся эти растения?
(Слайд №4) Разгадайте ребус, и вы получите ответ на этот вопрос. (Учащиеся разгадывают ребус)
Эти растения принадлежат к отделу Голосеменные растения. И так тема нашего урока: «Голосеменные растения»
IV. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.
? - Что мы знаем об этих растениях?
– Что хотим узнать о голосеменных растениях?
– Чем будем заниматься на уроке?
– Какую цель поставим перед собой?
Учащиеся с помощью наводящих вопросов определяют тему урока: «Особенности строения голосеменных растений и их многообразие». Ставят цель урока. Отмечают, что необходимо узнать какие растения называются голосеменными, каковы особенности строения голосеменных растений, их многообразие, индивидуальные особенности некоторых голосеменных (особенно растущих в лесах Яковлевского района Приморского края). (Слайд №5)
Сегодня вам предстоит работа в парах и группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Деление класса на группы – команды.(3 группы по рядам)
V. Открытие нового знания.
И так сосна, пихта, кипарис, лиственница это голосеменные растения.
? Как вы думаете, почему эти растения получили такое название?
Учащиеся выдвигают свои гипотезы. (Размножаются семенами, семена «голые»)
? Почему семена называются голыми? Попробуйте ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание. (Слайд №6 - Составить фразу)
Обратимся к тексту учебника (параграф22,стр.119, 2 и 4 абзац. ) и проверим правильность наших предположений
И так голосеменные растения размножаются семенами, семена лежат открыто на чешуях шишек.
В отличие от покрытосеменных растений, у которых семена покрыты плодовой оболочкой, голосеменные не имеют плодов. Что же такое шишка?
Шишка – это видоизменённый побег она имеет ось и чешуи (видоизменённые листья) на которых и располагаются семена.
Появление семени – важный этап в эволюции растений
? Вспомните, как размножаются хвощи, плауны, папоротники? Какое условие является обязательным для их размножения? (спорами, вода)
Наличие семян даёт голосеменным растениям огромное преимущество перед споровыми. Какие это преимущества?
Обратимся к тексту учебника (параграф 22,стр.119, 3 абзац. )
Преимущества семени:
- семена имеют запас питательных веществ
- зародыш хорошо защищён от неблагоприятных условий
- семена имеют приспособления для распространения
- семя – многоклеточное образование, а спора состоит из одной клетки.
Голосеменные произошли от разноспоровых папоротников, вымерших в каменноугольный период. В настоящее время эта группа включает 700 видов деревьев, кустарников и лиан (травянистых растений нет) и распространены они по всему земному шару.
Задание командам №1 Проанализируйте текст (Приложение 2, ) составьте схему – кластер «Классификация голосеменных растений». (Слайд №7)
(Слайд №8). Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки. У нас в России один вид выращивают в садах и парках на Черноморском побережье.
(Слайд №9) Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.
(Слайд №10) Класс Гнетовые включает 70 видов.
Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.
К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.
(Слайд №11).Класс Хвойные. Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельники другие.
? К каким растениям высшим или низшим относятся голосеменные растения и почему?
Голосеменные – высшие растения, так как у них есть органы: стебли, корни, листья.
? Представители, какого класса из отдела голосеменных растений растут в лесах Приморского края? (Представители класса хвойные.)
Давайте подробнее познакомимся с отдельными представителями хвойных.
Задание командам №2 Изучите информацию в учебнике, предложенные вам рисунки и гербарий, продолжите предложения, составив рассказ: команда №1 о сосне обыкновенной, №2 – о ели, №3 – о лиственнице. Время выполнения работы 5-7 минут. Макс. оценка – 5 баллов
Вопросы команде «СОСНА»
- Сосна принадлежит к классу …(хвойные)
- По отношению к свету сосна растение…(светолюбивое)
- Они достигают в высоту…(30-40) метров и живут…(350-400) лет
- Ствол прямой, ветви расположены …(высоко) над землёй.
- Хвоинки расположены по … (две) на укороченных побегах и живут…(2-3) года, а затем опадают
- На плотных почвах у сосны хорошо развит и уходит глубоко в почву … (главный корень)
- Весной у сосны появляются маленькие шишки двух типов: …. и …. (женские и мужские)
- Женские шишки растут и древеснеют, они небольшие, округлые. В них образуются семена, которые высыпаются из шишек через …..(2) года
- Семя сосны обыкновенной имеет плёнчатые….(крылышки) и распространяются ветром.
Вопросы команде «ЕЛЬ»
- Ель - …(теневыносливая) порода
- Крона у ели …(пирамидальной) формы
- Главный корень развит…(слабо)
- Шишки двух типов: …. и …. (женские и мужские)
- У ели женские шишки кожистые, зрелые шишки…..( свисают вниз)
- … и … хвоинки обычно четырехгранной формы сидят поодиночке и опадают через …(5-7) лет
- Семя у ели… (крылатое)
- Живёт ель …(250) лет, достигая высоты …(40) метров.
- Из древесины ели делают самые лучшие … (музыкальные) инструменты
Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА»
- Лиственница очень светолюбивая и …(холодостойкая) порода
- Может расти на сухих песках, каменистых и …(заболоченных) почвах.
- Лиственница сбрасывает хвою ….(ежегодно)
- На укороченных побегах светло-зелёные хвоинки …(мягкие), расположены … (пучками)
- Шишки…( мелкие) созревают в течение года, а держатся на ветках… (несколько лет)
- Достигает …(30 )метров в высоту и …(2) метра в диаметре
- Живёт лиственница …(400-500) лет
- Древесина лиственницы очень прочная, устойчива к …(гниению)
- В тайге нашей страны леса из лиственницы занимают …..(наибольшую площадь)
Отчёт каждой команды о выполнении задания. Учащиеся рассказывают об объектах изучения: команда №1 - о сосне обыкновенной (Слайд №12), команда №2 – о ели (Слайд №13), команда №3 – о лиственнице (Слайд №14).
Рассмотрите рисунок 77 на стр. 123. Какое хвойное растение кроме сосны, пихты, ели, лиственницы встречается в наших лесах? Чем отличается это растение от перечисленных голосеменных? (Можжевельник, у этого растения не шишки, а шишко – ягоды темно-синего цвета). (Слайд№15)
Самыми распространенными, среди голосеменных растений, являются хвойные.
? Подумайте, чем отличаются растения класса хвойные от растений других классов голосеменных растений? (Листья видоизменились и превратились в хвоинки.)
И это дало хвойным ряд преимуществ. Голосеменные – одна из древнейших групп растений, появились они около 400 млн. лет назад, произошли от разноспоровых папоротников. Перенесёмся на 400 тыс. лет назад. Ещё нет птиц, и в безмолвном лесу господствуют гигантские папоротники, хвощи и плауны. Повсюду вода, сыро и тепло. Но со временем климат стал сухим и холодным. Папоротникообразные вымерли и на арене жизни лидерами стали Голосеменные. Так как смогли приспособиться к сухому и холодному климату: 1) Листья большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья – чешуйчатые Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды. Листья не опадают ежегодно (вечнозеленые), однако есть и листопадные формы (лиственница) 2) для размножения не нужна вода, спермии находятся в пыльце и переносятся на женские шишки ветром. Именно эти приспособления помогли хвойным широко распространиться в природе.
ҮI. Физминутка
Цель: отвлечь детей от умственного труда и провести комплекс упражнений для укрепления здоровья.
Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. ( Подняли все руки вверх)
Можжевельник рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. ( Встали на носочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (Не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад).
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).
VII. Применение нового знания
Цель: обеспечить закрепление в память учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.
1. Решение задач ТРИЗ (Макс. оценка – 3 балла)
Вопросы обсуждаются в парах, сообщается ответ всему классу.
Задача №1.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?
Ответ: Да, хвойные растения выделяют за год 5 кг фитонцидов. Можжевельник до 30 кг. В радиусе 1 метра от можжевельника воздух стерилен. Фитонциды это вещества убивающие бактерии.
Задача №2.
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
– Это хвойный лес?
– Хвойный!
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы!
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Почему?
Ответ: Нет. В тайге росла лиственница, которая сбрасывает хвою на зиму.
Задача №3.
В сосновом лесу редко встретишь поваленное дерево, а в еловом ели вывороченные с корнем встречаются очень часто. Почему?
2. Определите правильные высказывания. Какие утверждения верны?
Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.
Зеленый цвет – “утверждение верно”.
Красный цвет – “не согласен с утверждением”.
Макс. оценка – 8 баллов
Предложения | Да, нет | |
1. | Сосновые боры светлые | |
2. | Хвоя ели длинная, на побегах по 2 хвоинки | |
3. | У лиственницы хвоинки осенью опадают | |
4. | Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов | |
5. | Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал | |
6. | Папоротники более высокоорганизованные растения, чем голосеменные | |
7. | Голосеменные растения размножаются спорами | |
8. | Шишка – это видоизмененный побег. |
Самопроверка, самооценивание.
#1048;гра «Угадай растение» (Рассмотрите гербарий и определите растения)
1. Хвоинки длинные (5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе. Это…
2. Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. Это…
3. Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют полоски с одной стороны. Это…
4. Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму. Это…
#1079;адание «Загадочная гавань» (берут на столе загадки, перевёрнутые вниз, чтобы не видно было). Советуются, отгадывают.
- Ты – растение-кустарник,
Синь в осенней желтизне.
Дай мне ягодок растение,
Подари колючку мне. - Высока, стройна, душиста
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена. - На берегах Тавриды
Мы увидели пирамиды.
Не простые – каменистые,
А зеленые – деревянистые
Стоят на страже
И нет их краше.
Шишки треснут. Семя разлетится.
На земле Тавриды… родится. - Иголки у него, а не елка
«Ягоды» красные, а не вишня.
Что же это вышло? - Два листа у нее, два листа.
Почему же живет столько лет?
Очень жаркие там места
И дождей то все нет и нет
6. Не страшна ей стужа
Не страшна метель
Острая вершина
А зовется - …
- Совсем не прихотлива к почве,
Светолюбивая она
Иголки по две – на побеге
Ну а зовут её …..(сосна)
(Ответы: #1052;ожжевельник; 2. Сосна; 3. Кипарис; 4. Тис; 5. Вельвичия; 6. Ель)
В конце любой научно-исследовательской экспедиции всегда составляется научный отчет.
3) Закончите предложения и составьте отчет экспедиции. Макс. оценка – 6 баллов
Предложения | Закончи предложения: | |
1. | Голосеменные растения размножаются…. | |
2. | Они не имеют цветков и плодов Семена лежат открыто на чешуях….. | |
3. | Шишка – это…. | |
4. | Голосеменные растения имеют органы: … | |
5. | У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название…. | |
6. | Наибольшее количество видов среди современных голосеменных имеет класс… | |
7. | В лесах Приморского края растут следующие голосеменные растения… |
Проверка и самопроверка, самооценивание.
VIII. Итог урока.
Цель: дать качественную оценку работы класса в целом и отдельным учащимся.
Была ли успешной наша научно-исследовательская экспедиция? Учащиеся отмечают, что удалось узнать о голосеменных растениях, а что нет. (Узнали об особенностях строения, о многообразии голосеменных растений, о некоторых индивидуальных особенностях сосны, ели, лиственницы, пихты. Предстоит изучить подробнее размножение и применение хвойных растений.)
Итоги урока:
46-40 баллов – оценка «5»,
39-35 баллов – оценка «4»,
34-29 баллов – оценка «3».
ІХ. Рефлексия. Активность на уроке
Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Я был(а) активным учеником на уроке, мне было все понятно и интересно
Мне что - то мешало быть активным учеником, но мне было все интересно и понятно
Мне что – то мешало быть активным, мне все было непонятно и неинтересно
X. Домашнее задание
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Параграф № 16.
Заполнить таблицу о значении хвойных растений в природе и жизни человека.
Название хвойного растения | Значение в природе | Значение в жизни человека |
Сосна обыкновенная | ||
Сосна сибирская | ||
Ель европейская | ||
Пихта сибирская | ||
Лиственница |
Дополнительные задания по желанию:
Задача ТРИЗ
Школьная тетрадь. Как она связана с голосеменными растениями?
Источники информации:
1. А. И. Никишев, А. А. Косорукова «Ботаника», дидактический материал, М., «Рауб-Илекса» 1998 г.
2. В. Рохлов. «Занимательная ботаника», изд. «АСТ-Пресс». 1998 г.
3. Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике», М., Просвещение, 1978.
4. Интернет - ресурсы
,
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии по ФГОС в 6м классе на тему: «Прорастание семян»
Цель урока:- формировать УУД. Задачи урока:- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)- развивать умение проговаривать пос...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии по теме "Голосеменные" ФГОСТ
Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии по теме "Голосеменные" ФГОСТ...
Разработка урока "Биология наука о жизни" 9 класс
Разработка урока по теме "Биология наука о жизни"...
Разработка урока биологии по теме "Лишайники" 6 класс
В публикуемой разработке содердится технологическая карта и конспект урока билогии в 6 классе...
Методическая разработка урока биологии по ФГОС в 5 классе «Строение клетки. Ткани»
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки.Ткани."соответствует требованиям ФГОС....
Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.
- Цель презентации, уточнить знания обучающихся о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....