Разработка урока биологии по теме: "Голосеменные растения", 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Представлена разработка урока по биологии тема "Голосеменные растения", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок биологии114.52 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Голосеменные растения» с применением технологии проблемного обучения.

Ф.И.О. Коньшина Марина Александровна

Место работы: МКОУ «Битковская СОШ» Сузунского района, Новосибирской области.

Должность: учитель

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: Голосеменные растения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях, проверить уровень усвоения учебного материала различными способами контроля.

Задачи:

- образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных +растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями, изучить отдельных представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности.

- развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и презентацией; научить распознавать голосеменные растения; развивать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы), умения выражать свои мысли, организовать совместную деятельность на конечный результат, умения провести оценку и самооценку деятельности на уроке.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; продолжить воспитание бережного отношения к природе. формирование экологической культуры у школьников.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- особенности строения голосеменных растений, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями.

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику отдельным представителям голосеменных растений, произрастающих в нашей местности;

- распознавать голосеменные растения.

Учащиеся могут узнать:

- редкие и охраняемые растения Новосибирской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

-коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

-познавательные: - работать с учебником; находить отличия; составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять существенные признаки; уметь использовать графические схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

3. Продолжить формирование навыков использовать графические схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения особенностей строения растений.

4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4. Оценивать собственный вклад в работу группы

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Методы:

- основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

- дополнительные: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, презентацией); практические (поиск информации, работа с гербарием, составление опорных схем, текстов); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Информационно-технологические ресурсы: учебник, дополнительная информация (приложение 1), маршрутные листы, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, гербарий голосеменных растений, сигнальные карточки, проектор, презентация «Голосеменные растения»

Основные термины и понятия: голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, живица, фитонциды

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Что это? (
Лес) Слайд 1

– Сегодня мы снова отправляемся лес. В очередную научно – исследовательскую экспедицию. Чтобы не заблудиться в пути у каждого из вас есть маршрутный лист, который будет вам путеводителем в нашей экспедиции. Во время движения по маршруту нам предстоит решить ряд задач.

Но прежде чем отправиться в путь, каждый из участников экспедиции должен получить доступ – разрешение на работу в лесном массиве. Для этого необходимо выполнить задание №1 в маршрутном листе.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы учащихся. Формирование коммуникативных умений.

Задание № 1(Слайд №2). Найдите и подчеркните лишнее растение. Индивидуальная самостоятельная работа. Обсуждение результатов. Учитель выписывает ответы на доску. (Слайд №3) Самопроверка и самооценка результатов. Максимальная оценка за это задание – 5 баллов.

1 )ламинария, ульва, сосна;

2) кукушкин лён, секвойя, сфагнум
3)
пихта, хвощ полевой, хвощ болотный
4) ягель, бородач,
лиственница.

5) щитовник, кипарис, орляк


Все ученики успешно проходят испытания и отправляются в научно – исследовательскую экспедицию.

III. Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и потребность её разрешения (мотивация учащихся к открытию и присвоению новых знаний)

? Почему лишними оказались сосна, секвойя, пихта, лиственница, кипарис? (Эти растения не принадлежат ни к одному отделу, которые мы изучали на уроках)

? К какому отделу относятся эти растения?

(Слайд №4) Разгадайте ребус, и вы получите ответ на этот вопрос. (Учащиеся разгадывают ребус)

Эти растения принадлежат к отделу Голосеменные растения. И так тема нашего урока: «Голосеменные растения»

IV. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

? - Что мы знаем об этих растениях?
– Что хотим узнать о голосеменных растениях?
– Чем будем заниматься на уроке?
– Какую цель поставим перед собой?

Учащиеся с помощью наводящих вопросов определяют тему урока: «Особенности строения голосеменных растений и их многообразие». Ставят цель урока. Отмечают, что необходимо узнать какие растения называются голосеменными, каковы особенности строения голосеменных растений, их многообразие, индивидуальные особенности некоторых голосеменных (особенно растущих в лесах Яковлевского района Приморского края). (Слайд №5)

Сегодня вам предстоит работа в парах и группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Деление класса на группы – команды.(3 группы по рядам)

V. Открытие нового знания.

И так сосна, пихта, кипарис, лиственница это голосеменные растения.

? Как вы думаете, почему эти растения получили такое название?

Учащиеся выдвигают свои гипотезы. (Размножаются семенами, семена «голые»)

? Почему семена называются голыми? Попробуйте ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание. (Слайд №6 - Составить фразу)

Обратимся к тексту учебника (параграф22,стр.119, 2 и 4 абзац. ) и проверим правильность наших предположений

И так голосеменные растения размножаются семенами, семена лежат открыто на чешуях шишек.

В отличие от покрытосеменных растений, у которых семена покрыты плодовой оболочкой, голосеменные не имеют плодов. Что же такое шишка?

Шишка – это видоизменённый побег она имеет ось и чешуи (видоизменённые листья) на которых и располагаются семена.

Появление семени – важный этап в эволюции растений

? Вспомните, как размножаются хвощи, плауны, папоротники? Какое условие является обязательным для их размножения? (спорами, вода)

Наличие семян даёт голосеменным растениям огромное преимущество перед споровыми. Какие это преимущества?

Обратимся к тексту учебника (параграф 22,стр.119, 3 абзац. )

Преимущества семени:

  1. семена имеют запас питательных веществ
  2. зародыш хорошо защищён от неблагоприятных условий
  3. семена имеют приспособления для распространения
  4. семя – многоклеточное образование, а спора состоит из одной клетки.

Голосеменные произошли от разноспоровых папоротников, вымерших в каменноугольный период. В настоящее время эта группа включает 700 видов деревьев, кустарников и лиан (травянистых растений нет) и распространены они по всему земному шару.


Задание командам №1 Проанализируйте текст (Приложение 2, ) составьте схему – кластер «Классификация голосеменных растений». (Слайд №7)

(Слайд №8). Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки. У нас в России один вид выращивают в садах и парках на Черноморском побережье.

(Слайд №9) Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.

(Слайд №10) Класс Гнетовые включает 70 видов.

Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.

К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.

(Слайд №11).Класс Хвойные. Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельники другие.

? К каким растениям высшим или низшим относятся голосеменные растения и почему?

Голосеменные – высшие растения, так как у них есть органы: стебли, корни, листья.

? Представители, какого класса из отдела голосеменных растений растут в лесах Приморского края? (Представители класса хвойные.)

Давайте подробнее познакомимся с отдельными представителями хвойных.

Задание командам №2 Изучите информацию в учебнике, предложенные вам рисунки и гербарий, продолжите предложения, составив рассказ: команда №1 о сосне обыкновенной, №2 – о ели, №3 – о лиственнице. Время выполнения работы 5-7 минут. Макс. оценка – 5 баллов

Вопросы команде «СОСНА»

  1. Сосна принадлежит к классу …(хвойные)
  2. По отношению к свету сосна растение…(светолюбивое)
  3. Они достигают в высоту…(30-40) метров и живут…(350-400) лет
  4. Ствол прямой, ветви расположены …(высоко) над землёй.
  5. Хвоинки расположены по … (две) на укороченных побегах и живут…(2-3) года, а затем опадают
  6. На плотных почвах у сосны хорошо развит и уходит глубоко в почву … (главный корень)
  7. Весной у сосны появляются маленькие шишки двух типов: …. и …. (женские и мужские)
  8. Женские шишки растут и древеснеют, они небольшие, округлые. В них образуются семена, которые высыпаются из шишек через …..(2) года
  9. Семя сосны обыкновенной имеет плёнчатые….(крылышки) и распространяются ветром.

Вопросы команде «ЕЛЬ»

  1. Ель - …(теневыносливая) порода
  2. Крона у ели …(пирамидальной) формы
  3. Главный корень развит…(слабо)
  4. Шишки двух типов: …. и …. (женские и мужские)
  5. У ели женские шишки кожистые, зрелые шишки…..( свисают вниз)
  6. … и … хвоинки обычно четырехгранной формы сидят поодиночке и опадают через …(5-7) лет
  7. Семя у ели… (крылатое)
  8. Живёт ель …(250) лет, достигая высоты …(40) метров.
  9. Из древесины ели делают самые лучшие … (музыкальные) инструменты


Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА»

  1. Лиственница очень светолюбивая и …(холодостойкая) порода
  2. Может расти на сухих песках, каменистых и …(заболоченных) почвах.
  3. Лиственница сбрасывает хвою ….(ежегодно)
  4. На укороченных побегах светло-зелёные хвоинки …(мягкие), расположены … (пучками)
  5. Шишки…( мелкие) созревают в течение года, а держатся на ветках… (несколько лет)
  6. Достигает …(30 )метров в высоту и …(2) метра в диаметре
  7. Живёт лиственница …(400-500) лет
  8. Древесина лиственницы очень прочная, устойчива к …(гниению)
  9. В тайге нашей страны леса из лиственницы занимают …..(наибольшую площадь)

Отчёт каждой команды о выполнении задания. Учащиеся рассказывают об объектах изучения: команда №1 - о сосне обыкновенной (Слайд №12), команда №2 – о ели (Слайд №13), команда №3 – о лиственнице (Слайд №14).

Рассмотрите рисунок 77 на стр. 123. Какое хвойное растение кроме сосны, пихты, ели, лиственницы встречается в наших лесах? Чем отличается это растение от перечисленных голосеменных? (Можжевельник, у этого растения не шишки, а шишко – ягоды темно-синего цвета). (Слайд№15)

Самыми распространенными, среди голосеменных растений, являются хвойные.

? Подумайте, чем отличаются растения класса хвойные от растений других классов голосеменных растений? (Листья видоизменились и превратились в хвоинки.)

И это дало хвойным ряд преимуществ. Голосеменные – одна из древнейших групп растений, появились они около 400 млн. лет назад, произошли от разноспоровых папоротников. Перенесёмся на 400 тыс. лет назад. Ещё нет птиц, и в безмолвном лесу господствуют гигантские папоротники, хвощи и плауны. Повсюду вода, сыро и тепло. Но со временем климат стал сухим и холодным. Папоротникообразные вымерли и на арене жизни лидерами стали Голосеменные. Так как смогли приспособиться к сухому и холодному климату: 1) Листья большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья – чешуйчатые Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды. Листья не опадают ежегодно (вечнозеленые), однако есть и листопадные формы (лиственница) 2) для размножения не нужна вода, спермии находятся в пыльце и переносятся на женские шишки ветром. Именно эти приспособления помогли хвойным широко распространиться в природе.

ҮI. Физминутка

Цель: отвлечь детей от умственного труда и провести комплекс упражнений для укрепления здоровья.

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. ( Подняли все руки вверх)

Можжевельник рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( Встали на носочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (Не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад).


Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).

VII. Применение нового знания

Цель: обеспечить закрепление в память учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.

1. Решение задач ТРИЗ (Макс. оценка – 3 балла)

Вопросы обсуждаются в парах, сообщается ответ всему классу.

Задача №1.

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?

Ответ: Да, хвойные растения выделяют за год 5 кг фитонцидов. Можжевельник до 30 кг. В радиусе 1 метра от можжевельника воздух стерилен. Фитонциды это вещества убивающие бактерии.

Задача №2.

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

– Это хвойный лес?
– Хвойный!
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы!
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Почему?

Ответ: Нет. В тайге росла лиственница, которая сбрасывает хвою на зиму.



Задача №3.

В сосновом лесу редко встретишь поваленное дерево, а в еловом ели вывороченные с корнем встречаются очень часто. Почему?

2. Определите правильные высказывания. Какие утверждения верны?

Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

Зеленый цвет – “утверждение верно”.

Красный цвет – “не согласен с утверждением”.

Макс. оценка – 8 баллов

Предложения

Да, нет

1.

Сосновые боры светлые

2.

Хвоя ели длинная, на побегах по 2 хвоинки

3.

У лиственницы хвоинки осенью опадают

4.

Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов

5.

Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал

6.

Папоротники более высокоорганизованные растения, чем голосеменные

7.

Голосеменные растения размножаются спорами

8.

Шишка – это видоизмененный побег.


Самопроверка, самооценивание.


#1048;гра «Угадай растение» (Рассмотрите гербарий и определите растения)

1. Хвоинки длинные (5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе. Это…

2. Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. Это…

3. Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют полоски с одной стороны. Это…

4. Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму. Это…

#1079;адание «Загадочная гавань» (берут на столе загадки, перевёрнутые вниз, чтобы не видно было). Советуются, отгадывают.

  1. Ты – растение-кустарник,
    Синь в осенней желтизне.
    Дай мне ягодок растение,
    Подари колючку мне.
  2. Высока, стройна, душиста
    В небо тянется она.
    Вся одежда золотиста,
    Только шапка зелена.
  3. На берегах Тавриды
    Мы увидели пирамиды.
    Не простые – каменистые,
    А зеленые – деревянистые
    Стоят на страже
    И нет их краше.
    Шишки треснут. Семя разлетится.
    На земле Тавриды… родится.
  4. Иголки у него, а не елка
    «Ягоды» красные, а не вишня.
    Что же это вышло?
  5. Два листа у нее, два листа.
    Почему же живет столько лет?
    Очень жаркие там места
    И дождей то все нет и нет

6. Не страшна ей стужа

Не страшна метель

Острая вершина

А зовется - …

  1. Совсем не прихотлива к почве,

Светолюбивая она

Иголки по две – на побеге

Ну а зовут её …..(сосна)

(Ответы: #1052;ожжевельник; 2. Сосна; 3. Кипарис; 4. Тис; 5. Вельвичия; 6. Ель)

В конце любой научно-исследовательской экспедиции всегда составляется научный отчет.

3) Закончите предложения и составьте отчет экспедиции. Макс. оценка – 6 баллов

Предложения

Закончи предложения:

1.

Голосеменные растения размножаются….

2.

Они не имеют цветков и плодов Семена лежат открыто на чешуях…..

3.

Шишка – это….

4.

Голосеменные растения имеют органы: …

5.

У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название….

6.

Наибольшее количество видов среди современных голосеменных имеет класс…

7.

В лесах Приморского края растут следующие голосеменные растения…

Проверка и самопроверка, самооценивание.

VIII. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса в целом и отдельным учащимся.

Была ли успешной наша научно-исследовательская экспедиция? Учащиеся отмечают, что удалось узнать о голосеменных растениях, а что нет. (Узнали об особенностях строения, о многообразии голосеменных растений, о некоторых индивидуальных особенностях сосны, ели, лиственницы, пихты. Предстоит изучить подробнее размножение и применение хвойных растений.)

Итоги урока:

46-40 баллов – оценка «5»,
39-35 баллов – оценка «4»,
34-29 баллов – оценка «3».

ІХ. Рефлексия. Активность на уроке

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.


Я был(а) активным учеником на уроке, мне было все понятно и интересно

Мне что - то мешало быть активным учеником, но мне было все интересно и понятно

Мне что – то мешало быть активным, мне все было непонятно и неинтересно

X. Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Параграф № 16.
Заполнить таблицу о значении хвойных растений в природе и жизни человека.

Название хвойного растения

Значение в природе

Значение в жизни человека

Сосна обыкновенная

Сосна сибирская

Ель европейская

Пихта сибирская

Лиственница

Дополнительные задания по желанию:

Задача ТРИЗ

Школьная тетрадь. Как она связана с голосеменными растениями?


Источники информации:

1. А. И. Никишев, А. А. Косорукова «Ботаника», дидактический материал, М., «Рауб-Илекса» 1998 г.

2. В. Рохлов. «Занимательная ботаника», изд. «АСТ-Пресс». 1998 г.

3. Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике», М., Просвещение, 1978.

4. Интернет - ресурсы

,

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии по ФГОС в 6м классе на тему: «Прорастание семян»

Цель урока:- формировать УУД. Задачи урока:- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)- развивать умение проговаривать пос...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии по теме "Голосеменные" ФГОСТ

Задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса по биологии по теме "Голосеменные" ФГОСТ...

Разработка урока "Биология наука о жизни" 9 класс

Разработка урока по теме "Биология наука о жизни"...

Разработка урока биологии по теме "Лишайники" 6 класс

В публикуемой разработке содердится технологическая карта и конспект урока билогии в 6 классе...

Методическая разработка урока биологии по ФГОС в 5 классе «Строение клетки. Ткани»

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки.Ткани."соответствует требованиям ФГОС....

Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.

- Цель презентации, уточнить знания обучающихся  о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....