разработка открытого урока "Формирование правильной осанки"
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме
В материале представлен конспект урока, приложения к уроку. Разработан с учетом реализации ФГОС.Урок проведен на форуме молодых педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_osanka.rar | 178.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии "Формирование правильной осанки"8 класс
Учитель биологии МБОУ СОШ №16 Федотова Галина Геннадьевна
Цель урока:
- дать понятия “осанка”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, видами искривления позвоночника;
- разъяснить отрицательные последствия формирования неправильной осанки; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
- воспитывать потребности в гигиенических знаниях.
Оборудование:
презентация по теме урока, раздаточный материал с выбором правильного суждения (Приложение 1 для каждого ученика, карточки с видами искривлений позвоночника (Приложение 3 на каждую парту), карточки “Признаки правильной осанки” (Приложение 2 для каждого ученика),Приложение 4 «Гигиенические требования «Как правильно сидеть», лист самоанализа (Приложение 5).
Актуальность: изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков.
Ход урока
1.Слово учителя: Здравствуйте, уважаемые участники и гости сегодняшнего мероприятия. Сегодня мы с вами проведем урок практикум, где вы, опираясь на свои знания и свой опыт, продолжите закладывать фундамент своего здоровья.
Когда-то А.П.Чехов сказал: “Анатомия – это так же просто и так же сложно, как жизнь». Если вы готовы постичь эту замечательную мудрость, тогда я предлагаю выполнить работу по выбору правильного суждения, одно из которых и будет темой практического занятия.
Возьмите Приложение №1 и в течении 5 мин обведите номера правильных суждений.
Индивидуальная работа учащихся с последующей фронтальной проверкой. Какое суждение по-вашему может стать темой сегодняшнего урока. Правильные суждения 1,2,4,7,9,10.
Тема урока «Формирование правильной осанки. (7мин)Какую цель мы поставим перед собой?
2.Беседа. Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Терминосанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.
Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.
Практическая работа. Правильность осанки. Попрошу выйти 2 участников нашего занятия. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.
Спасибо садитесь. (3мин)
Теперь проведем с вами работу в парах по определению правильной осанки. Возьмите Приложение 2 Выберите и подчеркните верные признаки правильной осанки.
Работа учащихся в парах с последующей фронтальной проверкой.
При правильной осанке:
- Голова и туловище держатся прямо.
- Голова слегка приподнята.
- Плечи несколько отведены назад.
- Плечи находятся на одном уровне.
- Живот подобран.
- В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед. (5 мин)
Давайте сейчас проведем физкультминутку, связанную с формированием правильной осанки.
Упражнение называется «Птица перед взлетом» Встаньте, спокойно дышите. Наклоните голову вперед, заведите руки назад за спину и сомкните их, поднимите руки вверх. Поднимите голову и спокойно опустите руки вдоль тела. Расслабьтесь. Повторите это упражнение еще раз. Садитесь. В ходе этого упражнения мы учимся укреплять мышцы спины.
Объяснение учителя (использование презентации «Виды искривления позвоночника») (Приложение 3). Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника.
Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на слайдах презентации разбираются конкретные нарушения).
Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.
Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.
Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.
Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена. (5 мин)
Беседа. Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?
Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано).
Мне нужны двое участников нашего занятия для примера одной из жизненных ситуаций.
Ситуация. Перед вами – один близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Другой с нормальным зрением. Им необходимо прочитать текст в учебнике, не отрывая его от парты. Итак, стр. 73 , второй абзац. (Для одного первых два предложения и для другого следующих два)
Каким нарушением осанки будет скорее всего страдать близорукий человек? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Что мы можем порекомендовать обоим. Необходимо укреплять мышцы спины и следить за осанкой).
Спасибо,садитесь.( 3мин)
Следующие два участника помогут мне объяснить возникновение еще одного вида искривления позвоночника.
Ситуация. В старших классах ученики увлеклись математикой и поступили на подготовительные курсы, которые посещали после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую один постоянно носил с собой (чаще в правой руке), а другой носил рюкзак на двух лямках. Какое нарушение и у кого выявит врач?
Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.
Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?
Что поможет избежать такого искривления? (3мин)
Как хочется иметь красивую, правильную осанку. Для этого есть несколько действенных советов (советы демонстрируются на одном из участников)
- Первый совет от отечественных реперов. Возьмите кепку. Надвиньте козырек на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд. Эффект от такого упражнения – гордая посадка головы, а значит и осанка.
- А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи. (2 мин)
Ответьте на вопрос Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?
“Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.
Ситуация. Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей так удобно, значит все в порядке. Кто прав? К чему может привести такое нарушение? (Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы легких и сердца.)
Так как же правильно сидеть. Обратимся к нашему теоретическому помощнику учебнику стр. 73 рис. 38.
Опишите неправильные позы учащихся, сидящих за партами. А теперь обратитесь к приложению 4
Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования: По цепочке прочитайте их вслух.
- В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
- Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
- Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
- Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
- Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
- Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см. (5 мин)
Подведение итогов урока. Работа нашего практикума прошла очень плодотворно. В качестве домашнего задания каждый из вас дома заполнит листок самоанализа и сделает вывод о состоянии вашей осанки и сводов стопы. Для закрепления знаний прочитайте & 15. В заключении работы мы с вами составим синквейн. (5 мин)
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.
4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие.
5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Большое спасибо за работу на нашем уроке. И помните, что существует три простых правила, чтобы быть здоровым:
- Наращивайте “мышечный корсет”.
- Следите за осанкой.
- Правильно сидите.
А теперь несколько минут рефлексии
На листе бумаги обведите свою ладошку.
каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
- большой – для меня это важно и интересно …
- указательный - я получил конкретные рекомендации…
- средний - мне было трудно ( не понравилось)…
- безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец - для меня было недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осанка.Формирование правильной осанки
Цель применения данного материала состоит в том, чтобы учащийся как можно больше узнал об осанке и ее правильном формировании.Данный материал создан на основе «Комплексной программы физического воспит...
открытый урок "Правильная осанка-залог здоровья человека"
Урок по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы....
Презентация к открытому уроку "Йогалатес, как средство формирования правильной осанки и укрепление мышц опорно-двигательного аппарата"
Данный материал разработан для урока по йогалатесу. Уровень средний. Второй год обучения....
Методическая разработка мастер – класса Тема: «Игровые технологии для формирования правильной осанки у детей на занятиях Пилатес».
В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии Пилатес для формирования правильной осанки у детей, а также увидят возм...
Методическая разработка для учителей физической культуры.Приемы формирования навыка правильной осанки.Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры.
Приемы формирования навыка правильной осанки.Нестандартные формы проведения урока физической культуры....
Разработка памятки "Сохранение правильной осанки".
Изучить памятку "Сохранение правильной осанки"....
Методическая разработка по теме «Формирование правильной осанки у детей и её непосредственная связь с ЗОЖ совместная задача семьи и сада».
Создание системы ваимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.Формирование у детей навыков правильной осанки и походки.Закрепление этих навыков в семье.Пропаган...