Урок"Многообразие насекомых. Значение насекомых"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Технологическая карта урока имеет все необходимые компоненты. На уроке проводится защита проекта "Мир насекомых"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема урока «Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека»
УМК: Программа "Биология. Многообразие живых организмов» авторы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова;
учебник "Биология. Многообразие живых организмов» авторы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин
Тип урока: закрепления, обобщения знаний по теме «Насекомые», защиты проекта «Мир насекомых»,
Цели и задачи урока:
Учебные1. Закрепить и обобщить знания о классе Насекомые;
2.показать роль этих отрядов в природе и жизни человека;
3. на основе полученных знаний продолжать формирование навыков определять принадлежность насекомого к определенному отряду
Развивающие: 1).развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме,
2).развитие умений обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, анализировать информацию, критически её оценивать, систематизировать, обобщать; 3).способствовать развитию коммуникативных умений
4) Развитие исследовательских, оценочных, презентационных компетенций,
5).развитие у учащихся творческих способностей, мышления, памяти, внимания, воображения.
Воспитательные: 1) воспитание культуры общения, уважительного отношения к мнению другого;
2) воспитание бережного отношения к окружающему миру;
3) учить сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы;
4) привлечь учащихся к вопросам охраны природы, экологическим проблемам.
Оборудование: коллекции, таблицы печатные, таблица рельефная.
Оформление класса: 1-ая магнитная доска: иллюстрации рисунки учеников с изображением насекомых,
2-ая магнитная доска: таблички с названиями отрядов насекомых, рисунок бабочки на цветке ( на обратной стороне - тема урока), рисунок кузнечика на листе (на обратной стороне - задачи урока), рисунок стрекозы (на обратной стороне - домашнее задание)
Результат- продукт проекта: презентация «Мир насекомых»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Организационный этап | ||||||
Проверяет готовность учащихся к уроку Создает комфортную ситуацию для начала урока. | Проверяют готовность к уроку | Самоконтроль готовности к уроку | ||||
Мотивация и постановка цели. Определение задач. | ||||||
Вы проделали большую работу, выполняя проект «Мир насекомых» Сегодня вы защищаете свою работу. Какие цели вы поставили перед началом работы? Какие задачи мы должны решить через защиту проекта? | Формулируют задачи Взаимодействуют с учителем Рассуждают, делают предположения по поводу задач урока | Формулирование познавательной цели; | Озвучивают цель и задачи урока, слушают других | Взаимодействие с партнерами по совместной деятельности | Ставят задачи к уроку, определяют последовательность работы | Целеполагание, |
Защита проекта | ||||||
Контролирует и корректирует защиту проекта. Задает вопросы выступающим. (вопросы продумываются заранее после предварительной защиты, задаются не только выступающим) Можно ли назвать Землю планетой Насекомых? | Ученики выступают по подтемам проекта «Мир насекомых» (задачи, цели проекта, направляющие вопросы, характеристика отрядов насекомых, выводы) | Умение четко говорить | Слушают задают вопросы , отвечают на вопросы | Умение слушать и слышать, правильно использовать биологические термины. Следование морально-этическим нормам ведения диалога | Оценивают выступления. | Контроль и коррекция |
Оценка работы по проекту | ||||||
Оценивает работу по проекту Организует работу с листами по самооценке, Оценивает работу по проекту в целом, ставит в журнал. (приложение 1 и 2)
| Оценка работы каждого группой (для экономии времени проводилась на предварительной защите), Суммируются оценки (самооценка, оценка группы, оценка учителя, защита) | Заполняют листы самооценки (защита, средняя оценка) Оценивают свою работу в проекте | Самооценка | |||
Рефлексия участия в проекте | ||||||
Организует работу по бланкам «Рефлексия» (приложение 3) | Ученик (по желанию ) озвучивает общее мнение о проекте. | Письменно выражают мнение о работе по проекту, о результатах | Письменная рефлексия | |||
Осмысление, применение и закрепление знаний | ||||||
Организует работу с таблицей. | Заполняют таблицу (приложение 5) | Опознание, выделение необходимой информации, оформление результата деятельности | Самостоятельная работа | |||
Организует проверку таблицы Представляет образец заполнения (на экране) и критерии оценки (Приложение 6) | Проверяют заполнение таблицы сличают с эталоном, предложенным учителем, оценивают свою работу по критериям | Контроль и коррекция . Самооценка и самоконтроль | ||||
Организует работу по парам с коллекциями насекомых (4 стола, на каждом столе по 2 представителя насекомых) и листами «Коллекция» (приложение 7) | Определяют отряд и вид насекомых, переходят от одного стола к другому (физкультминутка) | Опознание, выделение характерных черт | Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, приходят к общему мнению | Взаимодействие с партнером по совместной деятельности Умение брать ответственность за результат работы | Заполняют лист «Коллекция» (Приложение 7) | Контроль, коррекция |
Организует проверку, Представляет образец и критерии ( на экране) (приложение 8) | Проверяют, сличают с эталоном, предложенным учителем, оценивают свою работу по критериям | Самооценка | ||||
Контролирует, выставляет оценку за урок в журнал | Оценивают свою работу на уроке (таблица+коллекция) | Самооценка своей работы на уроке Осуществляют итоговый контроль | ||||
Этап рефлексия (по уроку) | ||||||
Организует обсуждение результатов работы, выполнение поставленных цели и задач. | Участвуют в обсуждении выполнения поставленных цели и задач урока | Осознанно строят выводы | Высказывают мнение о работе и полученном результате | Умение четко, обоснованно выражать собственное мнение | ||
Домашнее задание | ||||||
Подводит итог урока | ||||||
Озвучивает дефференцированное домашнее задание (Учащимся, имеющим «3» -дополнительно проработать текст учебника стр 158-167. Учащимся, имеющим «4» и «5» (творческое) - Найти биологические ошибки в баснях Крылова «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука» | Воспринимают информацию. | Осознанно фиксируют информацию |
Итог: 4 ученика из 5 по проекту получили «5», 1 ученик – «4».
За работу на уроке 4 ученика получили «5», один ученик – «4». Таким образом, совместная проектная деятельность дает хороший результат.
Приложение 1
Самооценка своей работы.
Название проекта________________________________
Фамилия учащегося ______________________________
Принимал активное участие- 5 баллов | Принимал большое участие 4 балла | Принимал небольшое участие 3 балла | |
I. Сбор информации по проекту: | |||
Я находил(а) информацию в литературе, ресурсах Интернет | |||
Я подбирал(а) нужные картинки и фотографии к нашей работе | |||
II. Участие в дискуссиях в классе | |||
Я активно принимал(а) участие в обсуждении работы | |||
Я определял(а) цели и задачи данного проекта | |||
Я анализировал(а), обобщал(а) различные точки зрения, делал выводы. | |||
Я высказывал(а) свое мнение по работе над проектом. | |||
Я осознавал(а) ответственность за общее дело. | |||
Я не нарушал(а) дисциплину при работе в классе | |||
Я помогал(а) другим участникам проекта | |||
III. Участие в оформлении материалов проекта. | |||
Я принимал(а)участие в оформлении собранного материала
| |||
Я обсуждал(а) форму представления информации | |||
Я вносил(а) предложения по созданию публикации, презентации | |||
Я выполнял(а) работу по оформлению на компьютере. | |||
IV. Защита проекта | |||
Средняя оценка |
Приложение 2
ЛИСТ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА «Мир насекомых.» ( учитель)
Ф. И. О. ученика _________________________________.
Этапы | оценка |
1.Самооценка | |
2.Оценка группы | |
3.Оценка учителем | |
А.Участие в формулировании направляющих вопросов проекта | |
Б.Подбор источников информации. | |
В.Практическое выполнение проекта. | |
Г.Оформление работы. | |
Д.Защита проекта. | |
Е.Средняя оценка | |
4.Итоговая оценка |
Приложение 3
Рефлексия участия в проекте
Отметить нужное | 1. Нравится участвовать в проектной деятельности по предмету. 2. Было интересно и познавательно. 3. Отличный шанс совместить свои знания и умения по информатике и биологии 4. Можно получить хорошую оценку. 5. Узнал (а) новое о …………………………… …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………… 6.Как сработала ваша группа: плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично 7. Работа над проектом сблизила и сплотила нас 8.Узнал(а) новое о способностях и талантах своих одноклассников |
Что мешало в работе? | |
| |
Перспективы. | |
…………………………………………………………. ……………………………………………………………… ………………………………………………………………… |
Приложение 5
Фамилия, имя……………………………….
Отряды насекомых
Отряд | Характеристика крыльев | Ротовой аппарат | Представители |
Прямокрылые | |||
Жесткокрылые | |||
Перепончатокрылые | |||
Чешуекрылые | |||
Двукрылые. |
Приложение 6
Отряд | Характеристика крыльев | Ротовой аппарат | Представители |
Прямокрылые | передние-узкие, задние –мягкие веерообразные | грызущий | Кузнечик, сверчок, медведка |
Жесткокрылые | Передние- жесткие надкрылья, задние -перепончатые | грызущий | Майский жук, жук-носорог, дровосек-титан |
Перепончатокрылые | Две пары перепончатых крыльев | Грызущий и лижущий | Пчела, шмель, шершень |
Чешуекрылые | две пары покрыты чешуйками | сосущий | Крапивница, аполлон, павлиный глаз |
двукрылые | одна пара перепончатые, задние превращены в жужжальца | колюще-сосущий и лижущий | Муха, комар, слепень |
Критерии: Характеристика крыльев- за каждый прав. ответ-1 б.
Ротовой аппарат- за каждый прав. ответ- 1б.
Представители- за 2 представителя – 1 б.
15 б.- «5», 14-12 б.- «4», 11-9 б. – «3», менее 9 б. – «2»
Приложение 7
Фамилия, имя……………………………………….
«Коллекция»
№ | Название отряда | Название насекомого |
Приложение 8
№ | Название отряда | Название насекомого |
1 | Перепончатокрылые | пчела |
2 | Перепончатокрылые | шмель |
3 | Двукрылые | муха |
4 | Чешуекрылые | боярышница |
5 | Чешуекрылые | крапивница |
6 | Жесткокрылые | бронзовка |
7 | Прямокрылые | медведка |
8 | Жесткокрылые | майский жук |
Критерии: название отряда - за каждый прав. ответ-1 б.
Название насекомого - за каждый прав. ответ- 1б.
16 б.- «5», 14-12 б.- «4», 11-9 б. – «3», менее 9 б. – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
Многообразие и значение насекомых
Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души. Все люди с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным созданиям природы, интуитивно желая быть чище, добрее и соверше...
Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."
Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС....
Развитие ,многообразие и значение насекомых .
Проверка уровня знаний обучающихся по теме "Класс насекомые " ,стимулирование самостоятельного изучения материала ....
План-конспект урока "Многообразие и значение насекомых"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Насекомые"...
Презентация Многообразие и значение насекомых
Данная презеньация используется ев уроке Многообразие и значение насекомых...