Урок"Многообразие насекомых. Значение насекомых"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Технологическая карта урока имеет все необходимые компоненты. На уроке проводится защита проекта "Мир насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока «Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека»

УМК: Программа "Биология. Многообразие живых организмов» авторы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова;

учебник "Биология. Многообразие живых организмов» авторы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин  

Тип урока: закрепления, обобщения знаний по теме «Насекомые»,  защиты проекта «Мир насекомых»,

Цели и задачи урока:

Учебные1. Закрепить и  обобщить  знания о классе Насекомые;

2.показать роль этих отрядов в природе и жизни человека;

3. на основе полученных знаний продолжать формирование навыков определять принадлежность насекомого к определенному отряду

Развивающие: 1).развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме,

2).развитие  умений обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, анализировать информацию, критически её оценивать, систематизировать, обобщать; 3).способствовать развитию коммуникативных умений

4) Развитие  исследовательских, оценочных, презентационных компетенций,

 5).развитие у учащихся творческих способностей,  мышления, памяти, внимания, воображения.

  Воспитательные: 1) воспитание  культуры общения, уважительного     отношения   к мнению другого;

2) воспитание бережного отношения к окружающему миру;

3) учить сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы;

4) привлечь учащихся к вопросам охраны природы, экологическим проблемам.

Оборудование: коллекции, таблицы печатные, таблица рельефная.

Оформление класса: 1-ая магнитная доска:  иллюстрации рисунки учеников с изображением насекомых,

2-ая магнитная доска: таблички с названиями отрядов насекомых, рисунок бабочки на цветке ( на обратной стороне - тема урока), рисунок кузнечика на листе (на обратной стороне -  задачи урока), рисунок  стрекозы (на обратной стороне  - домашнее задание)

Результат- продукт проекта: презентация «Мир насекомых»


Деятельность учителя

                                                              Деятельность учащихся

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный этап

Проверяет готовность учащихся к уроку

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

Проверяют готовность к уроку

Самоконтроль готовности к уроку

Мотивация и постановка цели.  Определение задач.

Вы проделали большую работу, выполняя проект «Мир насекомых»

Сегодня вы защищаете свою работу. Какие цели вы поставили перед началом работы? Какие задачи мы должны решить через защиту проекта?

Формулируют задачи Взаимодействуют с учителем Рассуждают, делают предположения по поводу задач урока

Формулирование познавательной цели;

Озвучивают цель и задачи  урока, слушают других

Взаимодействие с партнерами по совместной деятельности

Ставят  задачи к уроку, определяют последовательность работы

Целеполагание,

Защита проекта

Контролирует  и корректирует защиту проекта.

Задает вопросы выступающим.

(вопросы продумываются заранее после предварительной защиты, задаются не только выступающим) 

Можно ли назвать Землю планетой Насекомых?

Ученики  выступают по подтемам проекта «Мир насекомых»

(задачи, цели проекта, направляющие вопросы, характеристика  отрядов насекомых, выводы)

Умение четко говорить

Слушают

задают вопросы , отвечают на вопросы

Умение слушать и слышать, правильно использовать  биологические термины.

Следование морально-этическим нормам ведения диалога

Оценивают выступления. 

Контроль и коррекция

Оценка работы по проекту

Оценивает работу по проекту

Организует работу с листами по самооценке,

Оценивает работу по проекту в целом, ставит в журнал. (приложение 1 и 2)

 

Оценка работы каждого группой (для экономии времени проводилась на предварительной защите), Суммируются оценки (самооценка, оценка группы, оценка учителя, защита)

Заполняют листы самооценки (защита, средняя оценка)

Оценивают свою работу в проекте

Самооценка

 Рефлексия участия в проекте

Организует работу по бланкам  «Рефлексия»

(приложение 3)

Ученик (по желанию ) озвучивает общее мнение о проекте.

Письменно выражают мнение о работе по проекту, о результатах

Письменная рефлексия  

Осмысление, применение и закрепление знаний

Организует работу с таблицей.

Заполняют таблицу (приложение 5)

Опознание, выделение необходимой информации, оформление результата деятельности

Самостоятельная работа

Организует проверку таблицы Представляет образец заполнения (на экране) и критерии оценки

(Приложение 6)

Проверяют заполнение таблицы сличают с эталоном, предложенным учителем, оценивают свою работу по критериям

Контроль и коррекция .

Самооценка и самоконтроль

Организует работу по парам  с коллекциями  насекомых (4 стола, на каждом столе по 2 представителя насекомых) и листами «Коллекция»

(приложение 7)

Определяют  отряд и вид насекомых, переходят  от одного стола к другому (физкультминутка)

Опознание, выделение характерных черт

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, приходят к общему мнению

Взаимодействие с партнером  по совместной деятельности Умение брать ответственность за результат работы

Заполняют лист «Коллекция»

(Приложение 7)

Контроль, коррекция

Организует проверку, Представляет образец  и критерии  ( на экране)

(приложение 8)

Проверяют, сличают с эталоном, предложенным учителем, оценивают свою работу по критериям

Самооценка

Контролирует, выставляет оценку за урок в журнал

Оценивают свою работу на уроке

(таблица+коллекция)

Самооценка своей работы на уроке Осуществляют итоговый контроль

Этап рефлексия (по уроку)

Организует обсуждение результатов работы, выполнение поставленных цели и задач.

Участвуют в обсуждении выполнения поставленных цели и  задач урока

Осознанно строят выводы

Высказывают мнение  о работе и полученном результате

Умение четко, обоснованно выражать собственное мнение

Домашнее задание

Подводит итог урока

Озвучивает дефференцированное домашнее задание (Учащимся, имеющим «3» -дополнительно проработать текст учебника стр 158-167.

Учащимся, имеющим «4» и «5»  (творческое) - Найти биологические ошибки в баснях Крылова «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука»

Воспринимают информацию.

Осознанно фиксируют информацию

Итог:  4 ученика из 5  по проекту получили «5», 1 ученик – «4».  

За работу на уроке 4 ученика получили «5», один ученик – «4». Таким образом, совместная проектная деятельность дает хороший результат.


Приложение 1

Самооценка своей работы.

Название проекта________________________________

 Фамилия учащегося ______________________________

Принимал активное участие-

5 баллов

Принимал большое участие

4 балла

Принимал небольшое участие

3 балла

I.  Сбор информации по проекту:

Я находил(а) информацию в литературе, ресурсах Интернет

Я подбирал(а) нужные картинки и фотографии к нашей работе

II.  Участие в дискуссиях в классе

Я активно принимал(а) участие в обсуждении работы

Я определял(а) цели и задачи  данного проекта

Я анализировал(а), обобщал(а) различные точки зрения, делал выводы.

Я высказывал(а) свое мнение по работе над проектом.

Я осознавал(а) ответственность за общее дело.

Я не нарушал(а) дисциплину при работе в классе

Я помогал(а) другим участникам проекта

III.  Участие в оформлении материалов проекта.

Я принимал(а)участие в оформлении собранного материала

 

Я обсуждал(а) форму представления информации

Я вносил(а) предложения по созданию публикации, презентации

Я выполнял(а) работу по оформлению на компьютере.

IV. Защита проекта

Средняя оценка

Приложение 2

ЛИСТ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА  «Мир насекомых.» ( учитель)

Ф. И. О. ученика _________________________________.

Этапы

оценка

1.Самооценка

2.Оценка группы

3.Оценка учителем

А.Участие в формулировании направляющих вопросов проекта

Б.Подбор источников  информации.

В.Практическое выполнение проекта.

Г.Оформление работы.

Д.Защита проекта.

Е.Средняя оценка

4.Итоговая оценка

Приложение 3

Рефлексия участия в проекте

Отметить нужное

1. Нравится участвовать в проектной деятельности по предмету.

2. Было интересно и познавательно.

3. Отличный шанс совместить свои знания и умения по информатике и биологии

4. Можно получить хорошую оценку.

5. Узнал (а)  новое о ……………………………  

……………………………………………………………………………  

…………………………………………………………………………………

6.Как сработала ваша группа: плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично

7. Работа над проектом сблизила и сплотила нас

8.Узнал(а) новое о способностях и талантах своих одноклассников

Что мешало в работе?

  1. Собственная лень.
  2. Нехватка времени
  3. Не всегда имелась возможность выхода в Интернет

Перспективы.

  1. Буду участвовать и в других проектах.
  2. Ваши предложения ………………………………………..      

………………………………………………………….  

………………………………………………………………  

…………………………………………………………………



Приложение 5

Фамилия, имя……………………………….

Отряды насекомых

Отряд

Характеристика крыльев

Ротовой аппарат

Представители

Прямокрылые

Жесткокрылые

Перепончатокрылые

Чешуекрылые

Двукрылые.



Приложение  6

Отряд

Характеристика крыльев

Ротовой аппарат

Представители

Прямокрылые

передние-узкие, задние –мягкие веерообразные

грызущий

Кузнечик, сверчок, медведка

Жесткокрылые

Передние-  жесткие надкрылья, задние -перепончатые

грызущий

Майский жук, жук-носорог, дровосек-титан

Перепончатокрылые

Две пары перепончатых крыльев

Грызущий и лижущий

Пчела, шмель, шершень

Чешуекрылые

две пары

покрыты чешуйками

сосущий

Крапивница, аполлон, павлиный глаз

двукрылые

одна пара

перепончатые, задние превращены в  жужжальца

колюще-сосущий и лижущий

Муха, комар, слепень

Критерии:    Характеристика крыльев- за каждый прав. ответ-1 б.

Ротовой аппарат- за каждый прав. ответ- 1б.

Представители- за 2 представителя – 1 б.

15 б.- «5»,  14-12 б.- «4»,   11-9 б. – «3»,  менее 9  б. – «2»

Приложение 7

Фамилия, имя……………………………………….

«Коллекция»

Название  отряда

Название насекомого

Приложение  8

Название отряда

Название насекомого

1

Перепончатокрылые

пчела

2

Перепончатокрылые

шмель

3

Двукрылые

муха

4

Чешуекрылые

боярышница

5

Чешуекрылые

крапивница

6

Жесткокрылые

бронзовка

7

Прямокрылые

медведка

8

Жесткокрылые

майский жук

Критерии: название отряда - за каждый прав. ответ-1 б.

Название насекомого - за каждый прав. ответ- 1б.

16 б.- «5»,  14-12 б.- «4»,   11-9 б. – «3»,  менее 9  б. – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

Многообразие и значение насекомых

Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души. Все люди с одинаковым душевным  трепетом относятся к этим замечательным созданиям природы, интуитивно желая быть чище, добрее и соверше...

Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."

Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС....

Развитие ,многообразие и значение насекомых .

Проверка уровня знаний обучающихся по теме "Класс насекомые " ,стимулирование самостоятельного изучения материала ....

План-конспект урока "Многообразие и значение насекомых"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Насекомые"...

Презентация Многообразие и значение насекомых

Данная презеньация используется ев уроке Многообразие и значение насекомых...