Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Кафедра естественнонаучного образования
Контрольная работа
Предмет: «Теория и методика преподавания биологии».
Тема: Разработка урока на заданную тему по технологии РКМ.
Обучающейся на курсах № 61:
Северьяновой
Елены
Викторовны,
Учителя биологии и химии
НОУ СО ЧИШ
Г. Волгограда
Волгоград 2013 год
Предмет: биология. Класс: 7
Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.
Основные понятия урока.
Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых.
Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы с вредителями: физические, химические, агротехнические, биологические.
Планируемые образовательные цели-результаты.
Предметные.
Обучающиеся должны уметь:
- описывать значение насекомых в природе и жизни человека;
- называть виды одомашненных насекомых и узнавать их на изображениях;
- приводить примеры продуктов жизнедеятельности домашних насекомых и обосновывать их использование людьми;
- узнавать насекомых-вредителей и описывать их развитие;
- перечислять меры борьбы с вредными насекомыми;
- называть насекомых – переносчиков заболеваний человека и животных;
- приводить примеры редких и охраняемых насекомых Волгоградской области;
- характеризовать меры по охране насекомых.
Метапредметные.
Познавательные.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую;
- адекватно воспринимать содержание текста;
- осмысливать прочитанный текст и выделять в нём главное;
- структурировать информацию;
- составлять тексты разных стилей;
- строить речевое высказывание;
- контролировать способы действий своих и одноклассников, оценивать их результаты.
Регулятивные
Обучающиеся должны уметь:
- Организованно выполнять задание учителя;
- Соотносить известные и усвоенные элементы информации с тем, что ещё неизвестно;
- Планировать последовательность своих действий для достижения общего результата.
Коммуникативные
Обучающиеся должны уметь:
- строить эффективное взаимодействие с одноклассниками;
- оценивать работу свою и одноклассников.
Личностные.
Обучающиеся учатся:
- осознавать смысл и значение своей учебной деятельности;
- верно оценивать усваиваемое содержание;
- понимать эстетическую ценность изучаемых природных объектов и необходимость бережного к ним отношения
- Осознавать относительность понятий «вред и польза».
Оснащённость урока.
Фотографии и слайды с изображением насекомых разных отрядов, коллекционные экземпляры насекомых, рисунки в учебнике, открытки, дополнительная литература с иллюстрациями, карточки-задания, листы для самостоятельной работы, компьютер, возможно, муз. Сопровождение – «Звуки насекомых».
Организационная структура урока.
- Оргмомент. Приветствие. Класс рассаживается по 6 группам (парам), в зависимости от численности.
Учитель обращает внимание класса на доску и зачитывает стихотворение:
Ты прав. Одним воздушным очертанием
Я так мила.
Весь бархат твой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
И вот – дышу.
Надолго ли без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,
И улечу.
А. Фет
ll. Фрагмент по технологии РКМЧП.
Фазы (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приёмы и методы | Примечания |
| Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. На доске две фотографии: бабочка и гусеница (не капустница!) Вопрос классу: Какие ассоциации возникают при виде этих изображений? На доске фиксируется всё, что говорят дети в виде «стихийной» схемы (от каждого из объектов по принципу планет вокруг Солнца). Формируются кластеры. Создаётся интрига: «Ребята, каковы ваши предположения, исходя из нашей записи» А только ли вред приносят такие существа, как гусеницы? Давайте сразу оговоримся, что понятия «польза и вред» придуманы людьми и являются относительными. Так какова же главная проблема сегодняшнего урока? | Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Примерные реплики учащихся: Насекомые Чешуекрылые, бабочка Имаго Личинка Опылитель Полное превращение Питается листьями и т. д… Один ли это вид? Где он обитает? Какова продолжительность жизни? … Ответ. Гусеница и бабочка – «родственницы», но гусеница приносит вред, а бабочка – нет. Ответ. Не только, ими питаются птицы. Ответ. Значение насекомых в природе и жизни человека. Тема выводится на доску, класс записывает | Интрига, корзина идей, кластеры, верные и неверные утверждения, элементы проблемно-диалогического общения. | Учитель служит проводником, побуждающим детей размышлять и соотносить элементы уже известного с неизвестным. Используется подводящий диалог в совместной постановке цели урока. |
| Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому” Группам (парам) предлагается задание, которое надо выполнить и изложить свои соображения по поводу его содержания по заранее оговоренным «ролям» | Ученики читают текст, выполняют задание, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. В группах формируется «Бортовой журнал»: Записывает известную информацию в виде ключевых слов Новая информация (ключевые слова) Формулируют возникшие вопросы (предложения) То, что противоречит прежним представлениям (ключевые слова). | Метод цветных шляп (в оригинале), у нас же - шаров, флажков … Метод активного чтения с маркировкой( инсерт) “V” - известная информация “-” противоречит моим первоначальным представлениям; “?” - непонятная информация; “+” – новая информация | Класс делится на группы или пары в зависимости от численности. Задание приведено ниже, вне таблицы. На столы групп ставятся флажки соответствующего цвета. Трактовка заданий по цветам – ниже. |
| Учитель возвращает класс к первоначальному кластеру, предлагает внести изменения, уточнения, исправить ошибки. Учитель системати-зирует информацию на доске, создаётся подо-бие схемы из двух ча-стей, каждая из которых несёт противоположную смысловую нагрузку, и, в то же время, они связаны между собой. Вопрос классу: «Какой теперь вывод мы можем сделать из нашей схемы?» И, не забывайте, пожалуйста об относительности понятий «польза и вред» | Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Ответ. Один вид может рассматриваться как вредный и полезный, в зависимости от стадии развития. | Заполнение кластеров, установление причинно-следственной связи между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. |
lll. Анализ групповой работы. Домашнее задание.
Таким образом, обсудив жизнедеятельность всего одного вида, мы нашли и полезные, и вредные стороны. Но насекомых на Земле около 1 млн. И разговор о них мы продолжим в следующий раз.
Домашнее задание: подготовиться к обобщающему тесту по разделу «Класс Насекомые»; подготовить сообщения на 3-5минут:
- Пчеловодство и его продукты.
- Шелководство.
- Насекомые – переносчики заболеваний(2 чел.)
- Насекомые Красной книги Волгоградской области.
Приложение 1.Информационный лист для работы в группах.
Текст из
Ж. А. Фабр. «Инстинкты и нравы насекомых». Том 1. Стр 295 …
Когда Брилья Саварэн создал свой знаменитый афоризм «Скажи мне, что ты ешь и я скажу тебе, кто ты», то он и не подозревал, какое яркое подтверждение этого изречения можно найти в мире насекомых.
Капустная бабочка питается в юности листьями крестоцветных растений, к семейству которых относится и капуста; шелковичный червь презирает всякую растущую у нас зелень, кроме листьев тутового дерева; молочайному бражнику нужен в пище едкий сок молочаев и т. д. У каждого насекомого своё растение, у каждого растения свои питомцы. Эти отношения так постоянны, что во многих случаях можно определить насекомое по растению, питающему его, и растение по насекомому, которое им питается….
Переходя от общего к частностям, мы увидим, что во многих случаях вкус охотника специализировался настолько узко, что даже вид его может быть определён по его пище…
Задание.
На схемах показаны циклы развития капусты и бабочки капустницы. Гусеницы этой бабочки питаются капустными листьями. Бабочки отложили яички через 3 месяца после посадки рассады в поле. Что случится с урожаем?
Капуста.
Прорастание семян 15 дней
Развитие рассады в горшочках 15 дней
Посадка на грядку и рост растения 60 дней
Образование и развитие кочана, сбор урожая 30 дней
Бабочка-капустница.
Яйца 7 дней
Гусеницы 21 день
Куколка 10 дней
Бабочка14 дней
Ответы.
А. Гусеницы не успеют вылупиться и урожай не пострадает;
Б. Гусеницы только приступят к поеданию капусты;
В. Гусеницы успеют немного испортить кочан;
Г. Гусеницы сильно испортят кочан;
Д. Гусеницы съедят весь кочан капусты
Приложение 2.
Соотнесение цвета и задания
Цвет Шляпа (шар, флажок…)
Белый
• Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации, статистики.
Черный
• Критический, негативный.
• Обращает внимание на то, что плохо.
• Обосновывает негативные аспекты – почему что-либо неосуществимо.
Желтый
• Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм.
• Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего.
Синий
• Аналитический, поисковый. Синяя шляпа «отвечает» за организацию и использование остальных шляп.
• Предполагает построить размышления, сделать прогноз.
Зелёный
• Изобретательский, новые идеи, «бредовый».
• Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей.
Красный
• Эмоциональный.
• Непосредственная читательская реакция, эмоциональное восприятие текста.
Цвет шляпы-шара направляет мышление ученика в заданное русло – критического подхода, эмоционального отношения, прогностической деятельности и т.д.
Приём позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое «задает» каждая шляпа-шар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение
Прзентация к уроку. К огромному сожалению, из-за ограничения размера, загружаемого файла (не более 3МБ), часть слайдов пришлось не только "сжать", но и удалить. Полный вариант работы можно посмотреть...
Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение".
Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение". Раздел: Многообразие живых организмов. Тема: Низшие растения. Водоросли. УМК ав...
Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение
Интегрированный урок (биология и английский язык) Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение....
Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».
Аннотация Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений. Активизировать поз...
Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение
Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов. Во время занятия применялись различные виды деятельности: работа ...
Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение
Цель урока: изучение многообразия насекомых, их роли в природе и в жизни человека.Данный урок способствует формированию знаний о значении насекомых в природе и в жизни человека, развивать ...
Урок по теме "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"
Основные понятия урока.Многообразие насекомых.Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых.Отрица...